Напоминание

"В мире книг"


Автор: Хромова Лидия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Лазарево
Населённый пункт: с. Лазарево Еврейская автономная область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "В мире книг"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ Цурикова В.В.

подпись ФИО

Протокол №

от «___»___________г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________ Куриленко Т.С.

подпись ФИО

Протокол №

от «___»___________г.

«Утверждено»

Директор

________ Разуваева Т.Б.

подпись ФИО

Приказ №

от «___»___________г.

Программа внеурочной деятельности

«В мире книг»

Направление: Духовно-нравственное

Класс: 3

Составитель:

Хромова Л.С. (учитель начальных классов)

Учебный год: 2014 – 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта началь -

ного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов началь -

ного общего образования требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы

внеурочной деятельности Л.А.Ефросининой «В мире книг».

Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и

индивидуальных

возможностей

каждого

ребенка,

воспитание

ученика-читателя.

Занятия

помогут

решать

задачи

эмоционального,

творческого,

литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и

творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель программы состоит в том, чтобы способствовать развитию интереса к чтению и книге; формированию читательского кругозора и приоб -

ретению опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

Задачи:

создание на практике условий для реализации читательских умений; расширение литературно-образовательного пространства

учащихся начальных классов; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и

индивидуальных

возможностей

каждого

ребенка,

воспитание

ученика-читателя.

Занятия

помогут

решать

задачи

эмоционального,

творческого,

литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и

творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению

читательского

опыта

младшего

школьника

и

его

интеллектуального

развития.

Программа

направлена

на

овладение

детьми

универсальными

читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).

Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки,

путешествия по страницам книг, проекты, уроки - читальный зал и т.д.

Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют

практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими

периодическими и электронными изданиями.

На внеурочную деятельность по курсу «В мире книг» отводится 70 часов в год (35 учебных недель по 2 часа в неделю) предусмотренной учеб -

ным планом.

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности «В мире книг»

Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает

основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что

особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию

литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

2

Программа

занятий

это

создание

условий

для

использования

полученных

знаний

и

умений

на

уроках

литературного

чтения

для

самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать,

читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).

Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг,

обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.

Третий

уровень результатов: приобретение школьниками знаний о книге и пользе книги; о правилах поведения в библиотеке; о правилах об -

ращения с книгой; о способах самостоятельного поиска, нахождения информации; обогащение познавательной деятельности; расширение кругозора

детей; переход к самостоятельному чтению; готовность детей к усвоению нового, получение удовольствия и радости от чтения.

Уровни образовательных результатов:

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС:

осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения

ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными

источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные учебные умения: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым

произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей

работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по

теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом); составлять краткие аннотации к

прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения: выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения; высказывать свои

суждения

об

этических

и

нравственных

ценностях

книги,

о

ее

оформлении

и

структуре;

участвовать

в

конкурсах

чтецов

и

рассказчиков

подготовленных произведений; пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале; вести диалог о прочитанной книге.

Программа рассчитана на год обучения, 70 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Возраст обучаемых 8-10 лет

3

Тематический план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

История книги. Проекты

2

знакомиться с книгами детских писателей в открытом

библиотечном фонде;

сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-

оформителей;

высказывать свое впечатление о выбранной книге.

определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

пользоваться аппаратом книги;

овладевать правилами поведения в библиотеке;

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской

принадлежности;

слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их

поступках;

рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.

2

По дорогам сказок. Сказки народные и

литературные

17

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

6

4

Книги о родной природе

8

5

Животные — герои детской литературы

6

6

Дети — герои книг

6

7

Книги зарубежных писателей

6

8

Книги о детях войны

4

9

Газеты и журналы для детей

2

10

«Книги, книги, книги…»

13

4

Календарно-тематическое планирование «В мире книг» на 2014 - 2015 учебный год

Дата

Количество

часов

Тема

Характеристика деятельности обучающегося

Теоретические занятия

Практические занятия

1

6

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

Беседа.

2

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

Чтение. Пересказ. Придумыва-

ние вопросов к тексту. Работа с

пластилином.

3

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

4

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

5

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

6

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

Просмотр мультфильма.

7

2

Первые книги. Библия.

Познавательная беседа.

8

Первые книги. Детская библия.

Чтение. Рисование.

9

3

Летописи.

Познавательная беседа.

Рассматривание книг. Чтение.

10

Рукописные книги.

Чтение.

11

История книги. Первопечатник Иван Фёдо-

ров.

Познавательная беседа.

12

2

Волшебный мир сказок.

13

Книга-сборник «Сказки».

Сравнивание книг. Рисование.

14

5

Сказки А.С. Пушкина.

Диалог-игра.

15

Сказки А.С. Пушкина.

Чтение сказок.

16

Сказки А.С. Пушкина.

17

Сказки А.С. Пушкина.

Сравнивание книг.

18

Сказки А.С. Пушкина.

Рисование персонажей сказок.

19

2

Сказки бытовые, волшебные о животных.

Чтение сказок.

20

Сказки бытовые, волшебные о животных.

Викторина.

21

4

Сказки с загадками (русская народная сказка

«Дочь семелетка»).

Диалог-игра.

22

Сказки с загадками (братья Гримм «Умная

дочь крестьянская»).

23

Сказки с загадками (А.Платонов «Умная

внучка»).

5

24

Сказки с загадками.

Конкурс-кроссворд «Волшеб-

ные предметы».

25

4

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик рус-

ских народных сказок.

Познавательная беседа.

26

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик рус-

ских народных сказок.

Чтение.

27

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик рус-

ских народных сказок.

28

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик рус-

ских народных сказок.

Рисование персонажей сказок.

29

2

История басни. Басни Эзопа и И.Крылова.

Беседа.

30

История басни. Басни Эзопа и И.Крылова.

Разучивание потешек, шуток и

считалочек.

31

2

Басни

в

прозаической

форме

Эзопа

и

Л.Н.Толстого.

Беседа. Диалог-игра.

32

Басни

в

прозаической

форме

Эзопа

и

Л.Н.Толстого.

Отгадывание и придумывание

загадок.

33

1

Русские баснописцы. Басни с «бродячими»

сюжетами.

Познавательная беседа.

34

1

Герои басен.

Инсценирование басен.

35

3

Родные поэты ЕАО.

Познавательная беседа. Чтение

стихотворений.

36

Родные поэты ЕАО.

37

Родные поэты ЕАО.

Игра – викторина.

38

2

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева,

А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

Познавательная беседа.

39

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева,

А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

Прослушивание и чтение стихо-

творений. Анализ содержания.

40

3

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

Сбор материала для проекта.

41

42

Защита проекта.

43

1

Книги-сборники произведений о животных.

Диалог-игра.

44

2

Рассказы о животных А.Куприна.

Познавательная беседа.

Чтение и пересказ рассказов.

Рисование персонажей расска-

зов.

45

46

2

Познавательная беседа.

6

Книга

Дж.

Лондона

«Бурый

волк»

или

«Волк». Переводчики рассказа.

47

Чтение и пересказ рассказов.

48

1

Художники-иллюстраторы книг о животных

.

Диалог-игра.

Выставка книг.

49

1

Дети — герои книг.

Чтение книг.

50

2

«Расскажи о героях детских книг — твоих

сверстниках».

Познавательная беседа.

51

Литературная игра.

52

1

Библиотечный урок: самостоятельная работа

с книгой в читальном зале.

Познавательная беседа.

53

1

Книги о детях войны: Л.Воронкова «Девочка

из города».

Чтение книг.

54

1

Книга сборник Л.Пантелеева «Новенькая».

55

2

Кто они – дети войны? (встречи, сбор фото-

графий, рассказов ВОВ).

Познавательная беседа.

56

Оформление «Книги памяти».

57

1

Детские журналы и газеты.

Сообщения детей.

58

1

Электронные периодические издания: «Дет-

ская газета», журнал «Антошка» и др.

Познавательная беседа.

Чтение журналов.

59

8

Книги зарубежных писателей.

Познавательная беседа.

60

Чтение. Пересказ. Придумыва-

ние вопросов к тексту.

61

62

63

64

Работа с цветной бумагой.

65

66

67

3

Проект классной газеты «Книгочей».

Сообщения детей.

68

69

Зашита проекта.

70

1

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика

«Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

Игра-викторина.

7

Наименования учебного оборудования

Книгопечатная продукция

1

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования. Сказки народов мира. Репро -

дукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). Детские книги

разных типов и жанров из круга детского чтения.

Технические средства обучения

2

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор. Компьютер. Экспозиционный экран. Сканер. Принтер. Фотокамера цифровая.

Экранно-звуковые пособия

3

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Слайды

(диапозитивы), соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные (цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содер -

жанию обучения.

Игры и игрушки

4

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

Оборудование класса

5

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,

пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для Уголка книг. Подставки для книг.

8

Список литературы для учителя:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие школьников. – М.: «Академия», 1998.

2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

3.Л.А. Ефросинина «В мире книг». / Л.А. Ефросинина. - «Вентана Граф», 2011 Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления школьников с

помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

4. Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010

5. Короткова Э.П. Обучение детей школьного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

6.Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, № 6.

7.Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Программа разви -

тия).

8.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М, 2006 г.

9.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

10.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.

11. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета «Начальная школа», 1996, № 46.

12. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми школьного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.

13. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/ Д: Феникс, 1997.

14. Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011.

15. Русская народная сказка. Изд.: «Детская литература», 2010 г.

9

Перечень литературы для учащегося:

1. Сказки народов мира М.: «Академия», 1998.

2. Хрестоматия: русские народные сказки М., 2006 г.

3. Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011.

4. Хрестоматия по литературе для 1-4 кл. Саратов.

5. Русская народная сказка изд.: «Детская литература», 2010 г.

10



В раздел образования