Автор: Хромова Лидия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Лазарево
Населённый пункт: с. Лазарево Еврейская автономная область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "В мире книг"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ Цурикова В.В.
подпись ФИО
Протокол №
от «___»___________г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ Куриленко Т.С.
подпись ФИО
Протокол №
от «___»___________г.
«Утверждено»
Директор
________ Разуваева Т.Б.
подпись ФИО
Приказ №
от «___»___________г.
Программа внеурочной деятельности
«В мире книг»
Направление: Духовно-нравственное
Класс: 3
Составитель:
Хромова Л.С. (учитель начальных классов)
Учебный год: 2014 – 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта началь -
ного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов началь -
ного общего образования требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы
внеурочной деятельности Л.А.Ефросининой «В мире книг».
Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и
индивидуальных
возможностей
каждого
ребенка,
воспитание
ученика-читателя.
Занятия
помогут
решать
задачи
эмоционального,
творческого,
литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и
творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы состоит в том, чтобы способствовать развитию интереса к чтению и книге; формированию читательского кругозора и приоб -
ретению опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Задачи:
создание на практике условий для реализации читательских умений; расширение литературно-образовательного пространства
учащихся начальных классов; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и
индивидуальных
возможностей
каждого
ребенка,
воспитание
ученика-читателя.
Занятия
помогут
решать
задачи
эмоционального,
творческого,
литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и
творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению
читательского
опыта
младшего
школьника
и
его
интеллектуального
развития.
Программа
направлена
на
овладение
детьми
универсальными
читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты, уроки - читальный зал и т.д.
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют
практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими
периодическими и электронными изданиями.
На внеурочную деятельность по курсу «В мире книг» отводится 70 часов в год (35 учебных недель по 2 часа в неделю) предусмотренной учеб -
ным планом.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности «В мире книг»
Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает
основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что
особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию
литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
2
Программа
занятий
–
это
создание
условий
для
использования
полученных
знаний
и
умений
на
уроках
литературного
чтения
для
самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать,
читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг,
обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Третий
уровень результатов: приобретение школьниками знаний о книге и пользе книги; о правилах поведения в библиотеке; о правилах об -
ращения с книгой; о способах самостоятельного поиска, нахождения информации; обогащение познавательной деятельности; расширение кругозора
детей; переход к самостоятельному чтению; готовность детей к усвоению нового, получение удовольствия и радости от чтения.
Уровни образовательных результатов:
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС:
осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения
ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные учебные умения: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым
произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей
работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по
теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом); составлять краткие аннотации к
прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения: выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения; высказывать свои
суждения
об
этических
и
нравственных
ценностях
книги,
о
ее
оформлении
и
структуре;
участвовать
в
конкурсах
чтецов
и
рассказчиков
подготовленных произведений; пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале; вести диалог о прочитанной книге.
Программа рассчитана на год обучения, 70 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Возраст обучаемых 8-10 лет
3
Тематический план
№ п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия
1
История книги. Проекты
2
знакомиться с книгами детских писателей в открытом
библиотечном фонде;
сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-
оформителей;
высказывать свое впечатление о выбранной книге.
определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в библиотеке;
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской
принадлежности;
слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их
поступках;
рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.
2
По дорогам сказок. Сказки народные и
литературные
17
3
Книги-сборники. Басни и баснописцы
6
4
Книги о родной природе
8
5
Животные — герои детской литературы
6
6
Дети — герои книг
6
7
Книги зарубежных писателей
6
8
Книги о детях войны
4
9
Газеты и журналы для детей
2
10
«Книги, книги, книги…»
13
4
Календарно-тематическое планирование «В мире книг» на 2014 - 2015 учебный год
№
Дата
Количество
часов
Тема
Характеристика деятельности обучающегося
Теоретические занятия
Практические занятия
1
6
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
Беседа.
2
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
Чтение. Пересказ. Придумыва-
ние вопросов к тексту. Работа с
пластилином.
3
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
4
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
5
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
6
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
Просмотр мультфильма.
7
2
Первые книги. Библия.
Познавательная беседа.
8
Первые книги. Детская библия.
Чтение. Рисование.
9
3
Летописи.
Познавательная беседа.
Рассматривание книг. Чтение.
10
Рукописные книги.
Чтение.
11
История книги. Первопечатник Иван Фёдо-
ров.
Познавательная беседа.
12
2
Волшебный мир сказок.
13
Книга-сборник «Сказки».
Сравнивание книг. Рисование.
14
5
Сказки А.С. Пушкина.
Диалог-игра.
15
Сказки А.С. Пушкина.
Чтение сказок.
16
Сказки А.С. Пушкина.
17
Сказки А.С. Пушкина.
Сравнивание книг.
18
Сказки А.С. Пушкина.
Рисование персонажей сказок.
19
2
Сказки бытовые, волшебные о животных.
Чтение сказок.
20
Сказки бытовые, волшебные о животных.
Викторина.
21
4
Сказки с загадками (русская народная сказка
«Дочь семелетка»).
Диалог-игра.
22
Сказки с загадками (братья Гримм «Умная
дочь крестьянская»).
23
Сказки с загадками (А.Платонов «Умная
внучка»).
5
24
Сказки с загадками.
Конкурс-кроссворд «Волшеб-
ные предметы».
25
4
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик рус-
ских народных сказок.
Познавательная беседа.
26
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик рус-
ских народных сказок.
Чтение.
27
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик рус-
ских народных сказок.
28
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик рус-
ских народных сказок.
Рисование персонажей сказок.
29
2
История басни. Басни Эзопа и И.Крылова.
Беседа.
30
История басни. Басни Эзопа и И.Крылова.
Разучивание потешек, шуток и
считалочек.
31
2
Басни
в
прозаической
форме
Эзопа
и
Л.Н.Толстого.
Беседа. Диалог-игра.
32
Басни
в
прозаической
форме
Эзопа
и
Л.Н.Толстого.
Отгадывание и придумывание
загадок.
33
1
Русские баснописцы. Басни с «бродячими»
сюжетами.
Познавательная беседа.
34
1
Герои басен.
Инсценирование басен.
35
3
Родные поэты ЕАО.
Познавательная беседа. Чтение
стихотворений.
36
Родные поэты ЕАО.
37
Родные поэты ЕАО.
Игра – викторина.
38
2
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева,
А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.
Познавательная беседа.
39
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева,
А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.
Прослушивание и чтение стихо-
творений. Анализ содержания.
40
3
Проект «Краски и звуки поэтического слова».
Сбор материала для проекта.
41
42
Защита проекта.
43
1
Книги-сборники произведений о животных.
Диалог-игра.
44
2
Рассказы о животных А.Куприна.
Познавательная беседа.
Чтение и пересказ рассказов.
Рисование персонажей расска-
зов.
45
46
2
Познавательная беседа.
6
Книга
Дж.
Лондона
«Бурый
волк»
или
«Волк». Переводчики рассказа.
47
Чтение и пересказ рассказов.
48
1
Художники-иллюстраторы книг о животных
.
Диалог-игра.
Выставка книг.
49
1
Дети — герои книг.
Чтение книг.
50
2
«Расскажи о героях детских книг — твоих
сверстниках».
Познавательная беседа.
51
Литературная игра.
52
1
Библиотечный урок: самостоятельная работа
с книгой в читальном зале.
Познавательная беседа.
53
1
Книги о детях войны: Л.Воронкова «Девочка
из города».
Чтение книг.
54
1
Книга сборник Л.Пантелеева «Новенькая».
55
2
Кто они – дети войны? (встречи, сбор фото-
графий, рассказов ВОВ).
Познавательная беседа.
56
Оформление «Книги памяти».
57
1
Детские журналы и газеты.
Сообщения детей.
58
1
Электронные периодические издания: «Дет-
ская газета», журнал «Антошка» и др.
Познавательная беседа.
Чтение журналов.
59
8
Книги зарубежных писателей.
Познавательная беседа.
60
Чтение. Пересказ. Придумыва-
ние вопросов к тексту.
61
62
63
64
Работа с цветной бумагой.
65
66
67
3
Проект классной газеты «Книгочей».
Сообщения детей.
68
69
Зашита проекта.
70
1
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика
«Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.
Игра-викторина.
7
Наименования учебного оборудования
№
Книгопечатная продукция
1
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования. Сказки народов мира. Репро -
дукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). Детские книги
разных типов и жанров из круга детского чтения.
Технические средства обучения
2
Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор. Компьютер. Экспозиционный экран. Сканер. Принтер. Фотокамера цифровая.
Экранно-звуковые пособия
3
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Слайды
(диапозитивы), соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные (цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содер -
жанию обучения.
Игры и игрушки
4
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Оборудование класса
5
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,
пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для Уголка книг. Подставки для книг.
8
Список литературы для учителя:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие школьников. – М.: «Академия», 1998.
2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
3.Л.А. Ефросинина «В мире книг». / Л.А. Ефросинина. - «Вентана Граф», 2011 Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления школьников с
помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
4. Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
5. Короткова Э.П. Обучение детей школьного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
6.Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, № 6.
7.Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Программа разви -
тия).
8.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М, 2006 г.
9.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
10.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
11. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета «Начальная школа», 1996, № 46.
12. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми школьного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
13. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/ Д: Феникс, 1997.
14. Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011.
15. Русская народная сказка. Изд.: «Детская литература», 2010 г.
9
Перечень литературы для учащегося:
1. Сказки народов мира М.: «Академия», 1998.
2. Хрестоматия: русские народные сказки М., 2006 г.
3. Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011.
4. Хрестоматия по литературе для 1-4 кл. Саратов.
5. Русская народная сказка изд.: «Детская литература», 2010 г.
10