Автор: Темеева Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 14
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: Задержка речевого развития
Тема: Задержка речевого развития
Раздел: дошкольное образование
Задержка речевого развития
Речь решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи
перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать
явления окружающего мира.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание
на то, когда он заговорил и как пользуется речью? Нужно ли заниматься с ним, если вы
видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все пройдет само
собой, когда-нибудь он научится говорить?
Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Итак, что такое это странный диагноз
ЗРР?
Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой
овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития
характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса,
несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2
годам и связной речи к 3 годам.
Причины задержки развития речи
Причина первая. Задержка развития речи может выступать как часть другого, более
общего расстройства развития, например, задержки психического развития.
Причина вторая. Она может быть вызвана поражением слуха малыша. Ребенок, который
плохо слышит и, следовательно, плохо понимает речь окружающих его людей,
практически всегда имеет нарушения, с трудом учится пользоваться собственной речью.
Причина третья. Задержка развития речи может являться частью общей задержки
развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы
(недоношенный или ослабленный ребенок). Впоследствии он «дозреет», окрепнет и
вместе с биологическим созреванием уйдет и задержка в развитии речи.
Причина четвертая. Незначительная задержка развития речи может наблюдаться у
абсолютно здорового ребенка. Известно, что девочки в среднем начинают говорить и
ходить на один-три месяца раньше, чем мальчики. «Поздноговорящие» дети часто долго
молчат, а потом вдруг начинают говорить и сразу целыми предложениями. Такой феномен
чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Кроме
того, известно, что значительную роль в освоении речи играет и наследственный фактор.
То есть, если поздно заговорил один или, тем более, оба родителя, то вероятность того, что
относительно поздно заговорят и их дети, существенно повышается. Но если один ребенок
к трем годам не говорит простых предложений, то о варианте нормы следует забыть.
Причина пятая. Педагогическая запущенность. Ребенок растет в таких условиях, что ему
просто не удается научиться говорить (сюда можно отнести социально-неблагополучные
семьи).
Причина шестая. Малыш относительно здоров и социально благополучен, но живет в
таких условиях, когда речь ему вроде бы не нужна. Такая ситуация довольно часто
создается в семьях, где все помыслы членов семьи направлены на удовлетворение
запросов ребенка. К примеру, отец всегда на работе. А мать с ребенком в четырех стенах
всегда вдвоем и понимают друг друга с полувзгляда. Такой ребенок всегда понят
окружающими, его потребности удовлетворены, и говорит он мало, вяло, с неохотой.
Известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Для того, чтобы
предотвратить задержку речевого развития у обычного ребенка, нужно соблюдать ряд
правил.
Мать должна с первых дней много разговаривать с ребенком, немедленно отвечать на его
любые попытки общения со стороны ребенка. Маленькие дети обучаются путем
подражания матери, наблюдения за ней и общения с нею.
Кроме того, все усилия ухаживающих за ребенком взрослых должны быть направлены на
то, чтобы укрепить эмоциональный контакт с матерью, сделать их общение более
интересным и привлекательным.
Проявления задержки речевого развития:
аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета,
беззвучность, однотипные вокализации)
отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5
лет
невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и
т. д.)
отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только
заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
К кому обратиться и чем может помочь специалист?
Первый специалист, которого необходимо посетить, если ребенок не говорит или плохо
говорит - это лор. Необходимо будет обследовать слух ребенка.
Следующий специалист – это невропатолог. К нему следует обратиться, если имеется
какое-то более общее нарушение развития и задержка развития речи сочетается с другими
факторами, особенно, если беременность и роды протекали с отклонениями, а в
послеродовой период были выявлены отклонения со стороны здоровья ребенка. В таком
случае необходимо лечить все в комплексе, ориентируясь на основной диагноз.
Если же имеется только задержка развития речи, то необходимо посетить двух
специалистов –психолога (после года) и логопеда (после двух лет).
Если задержка будет установлена, то психолог поможет выявить ее причины и вместе с
родителями разработает комплекс игр и других мероприятий, способствующих ее
преодолению и стимуляции общего и умственного развития ребенка.
Логопед в свою очередь пригласит на занятия по развитию речи и мелкой моторики,
пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке,
аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и
упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и
активной речи, связной речи.
Прогноз и профилактика задержки речевого развития
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет
результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно
организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого
развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от
участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых
требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для
благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение
адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка.
Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую
направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и
ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года
целесообразно посетить логопеда.