Автор: Шаяхметова Резеда Лядиповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №3
Населённый пункт: г.Учалы Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обобщающий урок по окружающему миру "Как люди познают мир"
Раздел: начальное образование
Окружающий мир. Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. 2класс. Планета знаний.
Тема: Как люди познают мир. Обобщение.
Цели урока:
1. Обучающие:
обобщить и систематизировать знания учащихся о познании окружающего мира разными
способами.
Уметь работать с книгой как источником информации;
2. Развивающие:
развивать речь учащихся путем введения в активный словарь слов и понятий с помощью
аргументации своих ответов.
развивать коммуникативные навыки учащихся через работу в группах и диалог с учителем.
3. Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
способствовать формированию адекватной самооценки учащихся.
Оборудования: музыка из мультфильма «Фиксики», презентация, лесенка успеха, смайлики,
правила работы в группе; рисунки, пазлы, словари, энциклопедии, карточки с вопросами, бумага А3
для каждой группе.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята. Посмотрите назад, у нас гости. Поздоровались. Улыбаемся гостям, друг другу.
Садитесь.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок. .
Вы лучше всех,
Вас на уроке ждет успех.
- А как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока? (Успех нашего урока зависит от
успеха каждого из нас.)
- Сегодня на уроке вы будете работать в группах.
- Давайте с вами вспомним правила работы в группе. (правила работы в группах –
вывесить на доску).
В ходе работы внимательно слушать друг друга.
Уважать мнения одноклассников.
- Командиры групп следите за работой, помогайте ребятам, если будет трудно.
- И еще у вас есть лесенка оценивания. Командиры после каждой выполненной работы
прикрепляют смайлики на лесенке.
- Ребята, из какого мультфильма звучит эта музыка?
- Значит, герои из какого мультфильма будут у нас на уроке?
Дети: Фиксики. (слайд)
- А кто такие фиксики?
- Фиксики – это маленькие человечки, которые чинят разные приборы.
- Ребята, фиксики решили узнать всё о… Ничего не понимаю, какие –то картинки. ( слайд)
Задание .
- Помогите расшифровать. Для этого вы должны взять первые буквы, предлагаемых вам предметов и
сложить их в отгадку. (предметы разделены каждой группе)
- Составляем предложение из этих слов. (Как люди познают мир) (слайд)
- Вот оказывается о чём они решили узнать.
- Командиры, за выполнение этой работы прикрепляйте смайлики.
- Сегодня у нас будет обобщающий урок по разделу «Как люди познают мир».
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке?
(На слайде)
- Вспоминать, о чём мы говорили на предыдущих уроках.
- Повторять пройденное.
- Закреплять полученные знания.
-Кто помнит, какова была самая первая тема в этом разделе? Кто догадался?
(на слайде в разброс буквы н к а у а)
- Итак, что такое наука? ( наука- это знания, которые человечество накопило за всю свою историю)
- Правильно.
- Фиксики хотят узнать:.
- - Какие науки вы знаете?
(вопросы на слайде)
- - Что изучает наука география? (вопрос 1-ой группе)
- Как называется наука о животных и о растениях? ( 2-ой группе)
- Что изучает астрономия? ( 3группе)
- Ребята, а как называют людей науки? (Ученые)
- А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили учёных России?
( Слайды.)
- Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили тему о науке.
- Командиры приклепляйте смайлики.
- Проверим, так же хорошо вы усвоили остальные темы или нет?
-Кто знает, как называется ящик с инструментами необходимый для работы фиксикам? Помогатор.
- А у ученых «помогатор» очень большой.
- Посмотрите на экран. (Слайд)
- На какие три вида можно сгруппировать эти предметы?
(приборы, инструменты, транспорт)
- У Фиксика есть для вас задание.
- 1группа сгруппирует приборы.
- 2группа – инструменты.
--3группа – транспорт.
- У вас на партах лежат картинки предметов. Каждая группа отмечает свои предметы и приготовиться
отвечать на вопрос: для чего используют приборы?
-Что делают с инструментами?
- Зачем нужен для учёных транспорт?
Ответы детей.
- Кто скажет, как называют все эти предметы одним словом? (техникой)
- Молодцы, вы хорошо справились этим заданием. Оцените свои работы.
- Фиксики предлагают немножко отдохнуть. Давайте вместе с ними петь и танцевать.
Физминутка. Танец ПОМОГАТОР.
послушайте загадку и отгадайте ее:
«Вчера было, сегодня есть, завтра будет?» Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- Ребята,послушайте загадку и отгадайте ее:
«Вчера было, сегодня есть, завтра будет?» Как вы думаете, что это? ( на доске подсказка – надо
поставить вместо точек гласные буквы: вр . м .)
- Правильно, это время.
- Где можно посмотреть значение слова «время»?
- Ну конечно же в словаре. (слайд со словарём)
- Давайте вспомним, какие словари бывают? (Географичекие, биологические….)
- А с каким словарем нам надо работать, чтобы узнать значение слова «время»? (толковым)
- Откройте словари и найдите значение слова «время». (Какая группа первым найдет)
Ответы детей.
- Человек всегда хотел измерить время. Для этого он придумывал разные способы и приборы. А
каким прибором человек измеряет время?
(часами )
- Часы очень важны для людей. Сейчас трудно представить себя без часов. Ведь они сопровождают
нас по всюду. Ребята, бывали времена, в далеком прошлом, когда часов не было совсем.
- А теперь группам такое задание , как же люди в далеком прошлом узнавали время? А фиксики вам
подскажут. (на слайде «Солнце», «Петух», «Растения»)
Дети с каждой группы выступают. (на слайдах картинки)
1. Люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора за работу браться. Встало высоко в небе
– пора обедать. А спряталось за леса, пришло время отдыхать, спать ложиться.
2. Людям помогали живые часы. Петух, он голосисто пел рано утром – говоря тем самым, что пора
вставать, на работу собираться.
3. Живые часы – это и растения. Цветы раскрывают свои лепестки рано утром, и закрывают их строго
в определенное время, словно по команде вечером.
- Но такие часы не устраивали человека. Думал, думал человек, и придумал часы.
- Но какие часы, узнаем собрав картинку. (каждой группе – разрезанные картинки (пазлы))
- Чтобы узнать подробно об этих часах к какому справочнику мы обратимся? (энциклопедия)
- Каждая группа находит в энциклопедиях информацию о своем приборе измерения времени.
- Фиксики тоже хотят узнать о таких часах, давайте им расскажем.
(на слайдах солнечные, водяные, песочные часы)
1группа: Солнечные часы. Человек вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его
на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по
кругу, отмечая час за часом. Так и получились солнечные часы. Но пользоваться человек ими мог не
всегда.
2группа: Такими часами не всегда можно воспользоваться. И придумал человек водяные часы. В
высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей сочилась она из
отверстия, отсчитывая время. Но такие часы тоже оказались не совсем удобными.
3группа: Стали люди опять думать и придумали песочные часы .Эти часы сделаны из стекла, два
стеклянных
сосуда
соединены
вместе,
внутри
песок.
Когда
часы
работают,
песок
из
верхнего
пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3,5,10 минут.
- Но и эти часы не совсем удобны и тогда человек придумал механические, а затем и электронные
часы. В наше время очень много разных часов.(на слайде часы)
- Оцените свои работы.
- Молодцы, ребята! Вы сегодня узнали: какие часы были в прошлом, и какими мы пользуемся сейчас.
- А как вы думаете, когда вы вырастите, часы останутся такими или будут другими?
Задание.
- Придумать и нарисовать часы будущего.(творческая работа)
Защита творческих работ.
- Ребята, Фиксики очень довольны с вами. Они очень много интересного узнали от вас о науке.
- А теперь проверим, что вы запомнили. Для этого проведем проверочную работу. На партах у вас
лежат листочки с предположениями, т.е. предложениями. Если вы согласны с предположениями
рядом с ними ставите +, если не согласны ставите -.
Ученые – это люди науки.(да)
Для исследований учёные используют различные приборы.(да)
Ручные работы люди выполняют с помощью инструментов.(да)
Часы – прибор измерения температуры. (нет)
В словаре можно найти значение слов.(да)
Самопроверка.
- Оцениваем работу.
- Молодцы, очень хорошо поработали.
- Понравился урок? И Фиксикам понравился с вами работать.
- Ребята, думаю, мы решили все поставленные задачи. Доказательством этого является веселая
лесенка каждой группы..
- А как вы оцените работу класса в целом?
- Кому было трудно, дома прочитайте тексты учебника еще раз и составьте два вопроса к ним. Те
ребята, которым было легко и понятно, приготовят небольшую презентацию на тему «Я и телефон».