Напоминание

Обобщающий урок по окружающему миру "Как люди познают мир"


Автор: Шаяхметова Резеда Лядиповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №3
Населённый пункт: г.Учалы Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обобщающий урок по окружающему миру "Как люди познают мир"
Раздел: начальное образование





Назад




Окружающий мир. Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. 2класс. Планета знаний.

Тема: Как люди познают мир. Обобщение.

Цели урока:

1. Обучающие:

обобщить и систематизировать знания учащихся о познании окружающего мира разными

способами.

Уметь работать с книгой как источником информации;

2. Развивающие:

развивать речь учащихся путем введения в активный словарь слов и понятий с помощью

аргументации своих ответов.

развивать коммуникативные навыки учащихся через работу в группах и диалог с учителем.

3. Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

способствовать формированию адекватной самооценки учащихся.

Оборудования: музыка из мультфильма «Фиксики», презентация, лесенка успеха, смайлики,

правила работы в группе; рисунки, пазлы, словари, энциклопедии, карточки с вопросами, бумага А3

для каждой группе.

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята. Посмотрите назад, у нас гости. Поздоровались. Улыбаемся гостям, друг другу.

Садитесь.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок. .

Вы лучше всех,

Вас на уроке ждет успех.

- А как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока? (Успех нашего урока зависит от

успеха каждого из нас.)

- Сегодня на уроке вы будете работать в группах.

- Давайте с вами вспомним правила работы в группе. (правила работы в группах –

вывесить на доску).

В ходе работы внимательно слушать друг друга.

Уважать мнения одноклассников.

- Командиры групп следите за работой, помогайте ребятам, если будет трудно.

- И еще у вас есть лесенка оценивания. Командиры после каждой выполненной работы

прикрепляют смайлики на лесенке.

- Ребята, из какого мультфильма звучит эта музыка?

- Значит, герои из какого мультфильма будут у нас на уроке?

Дети: Фиксики. (слайд)

- А кто такие фиксики?

- Фиксики – это маленькие человечки, которые чинят разные приборы.

- Ребята, фиксики решили узнать всё о… Ничего не понимаю, какие –то картинки. ( слайд)

Задание .

- Помогите расшифровать. Для этого вы должны взять первые буквы, предлагаемых вам предметов и

сложить их в отгадку. (предметы разделены каждой группе)

- Составляем предложение из этих слов. (Как люди познают мир) (слайд)

- Вот оказывается о чём они решили узнать.

- Командиры, за выполнение этой работы прикрепляйте смайлики.

- Сегодня у нас будет обобщающий урок по разделу «Как люди познают мир».

- Значит, чем мы будем заниматься на уроке?

(На слайде)

- Вспоминать, о чём мы говорили на предыдущих уроках.

- Повторять пройденное.

- Закреплять полученные знания.

-Кто помнит, какова была самая первая тема в этом разделе? Кто догадался?

(на слайде в разброс буквы н к а у а)

- Итак, что такое наука? ( наука- это знания, которые человечество накопило за всю свою историю)

- Правильно.

- Фиксики хотят узнать:.

- - Какие науки вы знаете?

(вопросы на слайде)

- - Что изучает наука география? (вопрос 1-ой группе)

- Как называется наука о животных и о растениях? ( 2-ой группе)

- Что изучает астрономия? ( 3группе)

- Ребята, а как называют людей науки? (Ученые)

- А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили учёных России?

( Слайды.)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили тему о науке.

- Командиры приклепляйте смайлики.

- Проверим, так же хорошо вы усвоили остальные темы или нет?

-Кто знает, как называется ящик с инструментами необходимый для работы фиксикам? Помогатор.

- А у ученых «помогатор» очень большой.

- Посмотрите на экран. (Слайд)

- На какие три вида можно сгруппировать эти предметы?

(приборы, инструменты, транспорт)

- У Фиксика есть для вас задание.

- 1группа сгруппирует приборы.

- 2группа – инструменты.

--3группа – транспорт.

- У вас на партах лежат картинки предметов. Каждая группа отмечает свои предметы и приготовиться

отвечать на вопрос: для чего используют приборы?

-Что делают с инструментами?

- Зачем нужен для учёных транспорт?

Ответы детей.

- Кто скажет, как называют все эти предметы одним словом? (техникой)

- Молодцы, вы хорошо справились этим заданием. Оцените свои работы.

- Фиксики предлагают немножко отдохнуть. Давайте вместе с ними петь и танцевать.

Физминутка. Танец ПОМОГАТОР.

послушайте загадку и отгадайте ее:

«Вчера было, сегодня есть, завтра будет?» Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- Ребята,послушайте загадку и отгадайте ее:

«Вчера было, сегодня есть, завтра будет?» Как вы думаете, что это? ( на доске подсказка – надо

поставить вместо точек гласные буквы: вр . м .)

- Правильно, это время.

- Где можно посмотреть значение слова «время»?

- Ну конечно же в словаре. (слайд со словарём)

- Давайте вспомним, какие словари бывают? (Географичекие, биологические….)

- А с каким словарем нам надо работать, чтобы узнать значение слова «время»? (толковым)

- Откройте словари и найдите значение слова «время». (Какая группа первым найдет)

Ответы детей.

- Человек всегда хотел измерить время. Для этого он придумывал разные способы и приборы. А

каким прибором человек измеряет время?

(часами )

- Часы очень важны для людей. Сейчас трудно представить себя без часов. Ведь они сопровождают

нас по всюду. Ребята, бывали времена, в далеком прошлом, когда часов не было совсем.

- А теперь группам такое задание , как же люди в далеком прошлом узнавали время? А фиксики вам

подскажут. (на слайде «Солнце», «Петух», «Растения»)

Дети с каждой группы выступают. (на слайдах картинки)

1. Люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора за работу браться. Встало высоко в небе

– пора обедать. А спряталось за леса, пришло время отдыхать, спать ложиться.

2. Людям помогали живые часы. Петух, он голосисто пел рано утром – говоря тем самым, что пора

вставать, на работу собираться.

3. Живые часы – это и растения. Цветы раскрывают свои лепестки рано утром, и закрывают их строго

в определенное время, словно по команде вечером.

- Но такие часы не устраивали человека. Думал, думал человек, и придумал часы.

- Но какие часы, узнаем собрав картинку. (каждой группе – разрезанные картинки (пазлы))

- Чтобы узнать подробно об этих часах к какому справочнику мы обратимся? (энциклопедия)

- Каждая группа находит в энциклопедиях информацию о своем приборе измерения времени.

- Фиксики тоже хотят узнать о таких часах, давайте им расскажем.

(на слайдах солнечные, водяные, песочные часы)

1группа: Солнечные часы. Человек вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его

на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по

кругу, отмечая час за часом. Так и получились солнечные часы. Но пользоваться человек ими мог не

всегда.

2группа: Такими часами не всегда можно воспользоваться. И придумал человек водяные часы. В

высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей сочилась она из

отверстия, отсчитывая время. Но такие часы тоже оказались не совсем удобными.

3группа: Стали люди опять думать и придумали песочные часы .Эти часы сделаны из стекла, два

стеклянных

сосуда

соединены

вместе,

внутри

песок.

Когда

часы

работают,

песок

из

верхнего

пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3,5,10 минут.

- Но и эти часы не совсем удобны и тогда человек придумал механические, а затем и электронные

часы. В наше время очень много разных часов.(на слайде часы)

- Оцените свои работы.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня узнали: какие часы были в прошлом, и какими мы пользуемся сейчас.

- А как вы думаете, когда вы вырастите, часы останутся такими или будут другими?

Задание.

- Придумать и нарисовать часы будущего.(творческая работа)

Защита творческих работ.

- Ребята, Фиксики очень довольны с вами. Они очень много интересного узнали от вас о науке.

- А теперь проверим, что вы запомнили. Для этого проведем проверочную работу. На партах у вас

лежат листочки с предположениями, т.е. предложениями. Если вы согласны с предположениями

рядом с ними ставите +, если не согласны ставите -.

Ученые – это люди науки.(да)

Для исследований учёные используют различные приборы.(да)

Ручные работы люди выполняют с помощью инструментов.(да)

Часы – прибор измерения температуры. (нет)

В словаре можно найти значение слов.(да)

Самопроверка.

- Оцениваем работу.

- Молодцы, очень хорошо поработали.

- Понравился урок? И Фиксикам понравился с вами работать.

- Ребята, думаю, мы решили все поставленные задачи. Доказательством этого является веселая

лесенка каждой группы..

- А как вы оцените работу класса в целом?

- Кому было трудно, дома прочитайте тексты учебника еще раз и составьте два вопроса к ним. Те

ребята, которым было легко и понятно, приготовят небольшую презентацию на тему «Я и телефон».



В раздел образования