Напоминание

"Технология"


Автор: Вайцель Евгений Адамович
Должность: учитель технологии, ОБЖ, физики
Учебное заведение: Подстепновская СШ филиал МКОУ «Пановская СОШ»
Населённый пункт: с.Подстепное Ребрихинский район
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Технология"
Раздел: среднее образование





Назад




Подстепновская средняя школа филиал МКОУ «Пановская средняя

общеобразовательная школа» Ребрихинского района, Алтайского края.

«Рассмотрено» «Утверждаю»

зам. дир. по УВР Заведущий

______/______________/ «Подстепновская СОШ»

от «___»________20___г.

________/_____________________/

Приказ №________

от «___»___________20______г.

Рабочая программа

Учебного

предмета

«

Технология

.

Технологии

ведения

дома

»

для

8

класса

на 2019 -2020 учебный год

Разработана учителем

технологии Вайцель Е.В.,

с. Подстепное

2019 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Технология» для учащихся 8

класса составлена в

соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения на основе:

- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования, утверждённого приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010г. (с

изменениями и дополнениями); (в нач. школе).

- Основная образовательная программа основного общего образования школы.

- Годовой календарный учебный график школы на текущий учебный год;

-учебный план школы на текущий год;

-примерная программа по учебному предмету;

-

Рабочая

программа

составлена

на

основе

авторской

программы -

Тищенко

А.Т.

«Технология: программа: 5-8 классы» /А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М. Вентана-Граф,

2015.- страница №67

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации

образовательных программ начального общего основного, общего, среднего общего

образования, утверждённый приказом Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014г. (с

изменениями и дополнениями)

-Плоложении о Рабочей программе школы, утверждённое приказом № 46/1 от 26.05.2016г.

УМК

1. Технология. Универсальная линия. Методическое пособие8 класс. Учебник. ФГОС.

2018., В.Д. Симоненко, А. А. Электов, Б.Н. Гончаров. – М.: Вента-Граф, 2018.

2. Технология. Технологические карты 8 класс: А.Т. Тищенко - М.: Вента-Граф, 2017.

Количество учебных часов:

Авторская программа - 34 часа.

Рабочая программа -34 часа - 1 час в неделю.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов

преобразования и использования материалов, энергии,информации, объектов природной и

социальной среды.

Основные цели и задачи изучения учебного предмета «Технология» в 8 классе:-

Формирование представлений о оставляющих техносферы, современном производстве и

распространенных в нем технологиях;

- Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие

культуры труда на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по

созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами

ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов,

механизмов и машин;

- Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для

проектирования и создания продуктов труда;

- Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления,

пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и

организаторских способностей;

- Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской

деятельности;

- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,

Тематическое планирование.(34ч, 1ч- резервное время)

№п/п

Тема урока

Технологии домашнего хозяйства (4ч)

1

Экология жилища 2ч.

2

Водоснабжение и канализация в доме 2ч.

Электротехника (12ч)

3

Бытовые электроприборы 6ч.

4

Электромонтажные и сборочные технологии 4ч.

5

Электротехнические устройства с элементами автоматики 2ч.

Семейная экономика (6ч)

6

Бюджет семьи 6ч.

Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч)

7

Сферы производства и разделение труда 2ч.

8

Профессиональное образование и профессиональная карьера 2ч.

Технологии творческой и опытнической деятельности (8ч)

9

Исследовательская и созидательная деятельность

Поурочно-тематический план. (34ч, 1ч- резервное время)

№ п\п

Тема

Кол.

Час.

Технологии домашнего хозяйства (4ч)

4

1

Экология жилища. Инженерные коммуникации в доме

2

2

Инженерные коммуникации в доме

3

Водоснабжение и канализация в доме. Технологии водоснабжения и

канализации.

2

4

Технологии водоснабжения и канализации.

Электротехника

12

5

Бытовые электроприборы. Электроосветительные приборы.

6

6

Электроосветительные приборы.

7

Бытовые электронагревательные приборы.

8

Бытовые электронагревательные приборы.

9

Цифровые приборы.

10

Цифровые приборы.

11

Электромонтажные и сборочные технологии

Технология выполнения электромонтажных работ.

4

12

Технологии выполнения электромонтажных работ.

13

Соединение электрических проводов.

14

Монтаж электрической цепи.

15

Электротехнические устройства с элементами автоматики.

2

Электротехника. Электрический ток и его использование.

Электрические цепи.

16

Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные

приборы.

Семейная экономика. Бюджет семьи

6

17

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления

потребностей семьи.

18

Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи.

19

Технология совершения покупок. Потребительские ка честватоваров и

услуг.

20

Способы защиты прав потребителей.

21

Технология ведения бизнеса.

22

Оценка возможностей предпринимательской деятельности для

пополнения семейного бюджета.

Современное производство и профессиональное самоопределение

4

23

Сферы производства и разделение труда.

Профессиональное образование.

24

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.

25

Профессиональное образование и профессиональная карьера .

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении.

Психические процессы, важные для самоопределения.

26

Мотивы выбора професси. Профессиональная пригодность.

Профессиональная проба.

Технологии творческой и опытнической деятельности

8

27

Проектирование ка сфера профессиональной деятельности.

28

Проектирование как сфера профессиональной деятельности.

29

Последовательность проектирования. Банк идей.

30

Реализация проекта.

31

Реализация проекта.

32

Реализация проекта.

33

Реализация проекта.

34

Оценка проекта.

Содержание программы

Технологии домашнего хозяйства (4ч) Экология жилища (2ч)

Теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения,

теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском ( дачном) домах.

Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности

жилища.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с приточно-

вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Ознакомление с системой фильтрации

воды (на лабораторном стенде). Изучение конструкции водопроводных смесителей.

Водоснабжение и канализация в доме (2ч)

Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном

доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Работа с

счетчиками расхода воды. Способы определения расхода и стоимости воды. Утилизация

сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные

с их утилизацией.

Лабораторно-практические и практические работы.Ознакомление со схемой системы

водоснабжения и канализации в школе и дома. Определение расхода и стоимости горячей

и холодной воды за месяц.

Электротехника (12ч) Бытовые электроприборы (6ч)

Теоретические сведения. Применения электрической энергии в промышленности, на

транспорте и в быту. Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и

рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и

индукционная плита на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и

недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного

пользования бытовыми электроприборами. Отопительные электроприборы. Назначение,

устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя, масляного

обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании отопительными

приборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос. Общие

сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации стиральных машин-

автоматов, электрических вытяжных устройств. Электронные приборы: телевизоры, DVD-

плееры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока их службы и

поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения.

Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной

мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой)

сети. Ознакомление с устройством и принципом действия стиральной машины-автомат,

электрического фена. Изучение способов защиты электрических приборов от скачков

напряжения.

Электромонтажные и сборочные технологии (4ч)

Теоретические сведения. Общие понятия об электрическом токе, о силе тока,

напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической

энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об

электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для

электромонтажных работ. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и

установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками, при

выполнении электромонтажных работ. Профессии связанные с выполнением

электромонтажных и наладочных работ.

Лабораторно-практические и практические работы. Чтение простой электрической

схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником

тока. Исследование работы цепи при различных вариантах ее сборки.

Электромонтажные работы: ознакомление с видами электромонтажных инструментов и

приемами их использования; выполнение упражнений по механическому оконцеванию,

соединению и ответвлению проводов.

Электротехнические устройства с элементами автоматики (2ч)

Теоретические сведения. Принципы работы и способы подключения плавких и

автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение

бытовых приемников электрической энергии. Работа счетчиков электрической энергии.

Способы определения расходов и стоимости электрической энергии. Возможность

одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности.

Пути экономии электрической энергии. Устройство и принцип работы бытового

электрического утюга с элементами автоматики. Влияние электротехнических и

электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной

работы с электроутановками при выполнении электромонтажных работ. Профессии ,

связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и

электронных устройств.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение схем квартирной

электропроводки. Определение расхода и стоимости электроэнергии за месяц.

Ознакомление с устройством и принципом работы бытового электрического утюга с

элементами автоматики.

Семейная экономика (6ч) Бюджет семьи (6ч)

Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы

выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности .

Потребительская корзина одного человека и членов семьи. Технология построения

семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на

основе актуальных потребностей семьи. Технология совершения покупок.

Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки.

Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей

предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор

возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа

потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.

Практические работы. Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи.

Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых

расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях

минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств

товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений

законодательства по правам потребителей. Планирование возможной индивидуальной

трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг; примерная оценка доходности

предприятия.

Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч)

Сфера производства и разделения труда (2ч)

Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные

составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного

предприятия. Влияние техники и технологии на виды, содержание и уровень

квалификации труда. Уровень квалификации и уровень образования. Факторы, влияющие

на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и

компетентности работника.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с деятельностью

производственного предприятия. Анализ структуры предприятия и профессионального

разделения труда.

Профессиональное образование и профессиональная карьера (2ч)

Теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий

сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и

его коньюктура. Специальность, производительность и оплата труда. Классификация

профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.

Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика

профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности.

Мотивы и ценностные ориентиры самоопределения. Источники получения информации о

профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и

психограмма профессии. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения,

характеристику условий поступления в него и обучения там. Возможности построения

карьеры в профессиональной деятельности. Здоровье и выбор профессии.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление по Единому

тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомления с

фессиограммоми массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей

на региональном рынке труда. Поис информации в различных источниках, включая

интнрнет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика

склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и

трудоустройства. Составление плана физической подготовки к предполагаемой

профессии.

Технология творческой и опытнической деятельности. Исследовательская и

созидательная деятельность (8ч)

Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности.

Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.

Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение

информации по проблеме, формирования базы данных. Разработка нескольких вариантов

решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с

использованием ПК. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление

пояснительной записки и проведение презентации. Варианты творческих проектов:

«Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой

профессиональный выбор» и др.

ответственности за результаты своей деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Изучение технологии в 8 классе основной школы обеспечивает достижение

личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной

технологической деятельности;

• мотивация учебной деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и

физического труда;

• самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной

деятельности);

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с

позиций будущей социализации;

• нравственно-эстетическая ориентация;

• реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной

деятельности;

• развитие готовности к самостоятельным действиям;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• гражданская идентичность (знание о своей этнической принадлежности, освоение

национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие

своей этнической идентичности);

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации

своей деятельности;

• осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и

эффективной социализации;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих

технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к

природным и хозяйственным ресурсам);

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического

труда.

Метапредметные результаты познавательные УУД:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим

условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных

алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в

ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию

технических изделий;

• виртуальное или натуральное моделирование технических объектов и технологических

процессов;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• выявление потребностей; проектирование и создание объектов, имеющих

потребительскую стоимость;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям

и показателям;

• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой

производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и

созидательного труда;

коммуникативные УУД:

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию

технико- технологического и организационного решения; отражение в устной или

письменной форме результатов своей деятельности;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с

другими ее участниками;

регулятивные УУД:

• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

• самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование,

прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

саморегуляция;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям

и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в

выполняемых технологических процессах.

Предметные результаты в познавательной сфере:

• осуществление поиска и рациональное использование необходимой информации в

области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и

создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических

процессах с учетом областей их применения;

• владение методами чтения графической информации и способами выполнения чертежа

поясного изделия;

•владение способами научной организации труда, формами деятельности,

соответствующей культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;

в трудовой сфере;

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил

санитарии и гигиены;

• разработка освещения интерьера жилого помещения с. использованием светильников

разного вида, проектирование размещения в интерьере коллекций, книг; поддержание

нормального санитарного состояния помещения с использованием современных бытовых

приборов;

• работа с кухонным оборудованием, инструментами; планирование технологического

процесса и процесса труда при приготовлении блюд из молока, молочных и

кисломолочных продуктов, из различных видов теста, при сервировке сладкого стола;

• оценка и учет свойств тканей животного происхождения при выборе модели поясной

одежды;

• выполнение на универсальной швейной машине технологических операций с

использованием различных приспособлений;

•планирование и выполнение технологических операций по снятию мерок,

моделированию, раскрою, поузловой обработке поясного изделия;

• подбор материалов и инструментов для выполнения вышивки, росписи по ткани;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов

труда;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их

исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации

на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

• оценивание способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных

средств и труда;

в эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация

работ;

•моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование

работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и

возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор средств знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в

процессе коммуникации;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с помощью машин и

механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных

технологических операций;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Ученик научится:

разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по

электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при

разработке, создании и эксплуатации и электрифицированных приборов и аппаратов,

составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей

осуществлять технологические процессы сборки и ремонта объектов; содержащих

электрические цепи, с учетом необходимости экономии электрической энергии;

планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать

проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового

продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять

технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла;

осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результат выполнения

проекта; представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами

проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять

проектные материалы; представлять проект к защите; планировать варианты личной

профессиональной карьеры и путей получения образования на основе соотнесения своих

интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и

их востребованностью на региональном рынке труда.

Ученик получит возможность научиться:

составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок,

создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя

дополнительные источники информации (включая Интернет); осуществлять процессы

сборки, регулировки и ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами

электроники; организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе

установленных норм и стандартов, поиск новых технологических решений; планировать и

организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;

осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку стоимости

произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать варианты рекламы для

продукта труда; планировать профессиональную карьеру; рационально выбирать пути

продолжения образования или трудоустройства; ориентироваться в информации по

трудоустройству и продолжению образования; оценивать свои возможности и

возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.



В раздел образования