Образ Новохоперского района в творчестве местных поэтов
Автор: Ряскова Татьяна Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Новохоперская гимназия № 1" Населённый пункт: Новохоперск Наименование материала: технологическая карта урока-лаборатории Тема: Образ Новохоперского района в творчестве местных поэтов Раздел: среднее образование
Технологическая карта исследовательской лаборатории
Учитель: Ряскова Татьяна Николаевна
Класс : 7 А
Учебное занятие: литературное краеведение
Тема учебного занятия : «Образ Новохоперского района в творчестве местных поэтов».
Тип учебного занятия : исследовательская лаборатория.
Цель : совершенствование исследовательских способностей учащихся в ходе работы с краеведческим материалом.
Задачи урока:
1.
✓
открыть сведения о творчестве поэтов Новохоперского района;
2.
развивать познавательные потребности школьников;
3.
✓
развивать творческие способности школьников;
4.
✓
формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
Принципы:
● Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
● Системность организации учебно-воспитательного процесса;
● Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Технологии:
- Проблемный диалог;
- Проектно-исследовательская.
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые;
- Практические;
- Словесные;
- Презентация, видеоролик.
Формы организации познавательно-творческой деятельности :
- Групповая.
Объект исследования: люди, прославившие Новохоперский район.
Предмет исследования: поэты, воспевающие Новохоперский район в своем творчестве.
Оборудование : мультимедиа проектор, компьютер, доска, экран.
Дидактические материалы к учебному занятию : историко-биографический материал о жизни и творчестве знаменитых людей
Новохоперского района, сборники произведений, карта Новохоперского района.
Ход занятия
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1
Организационный
момент.
Цель этапа: создание
эмоционального настроя
на совместную
коллективную
деятельность, создание
проблемной ситуации.
Приветствует детей и гостей.
Настраивает на работу. Создает
эмоциональный настрой учебного
занятия.
Приветствуют гостей и учителя.
Готовятся к работе.
Регулятивные УУД:
-проявление познавательной
инициативы в учебном
сотрудничестве;
-планирование своих действий,
оценивание правильности
выполнения;
- оценивание деятельности
участников группы на учебном
занятии;
-контроль и оценка процессов
результата деятельности.
Коммуникативные УУД:
-умение работать в группе,
нахождение общего решения,
умение аргументировать своё
предложение;
Познавательные УУД:
-умение самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель занятия и
отдельного задания;
-осуществление поиска нужной
информации для выполнения
учебного исследования с
использованием учебной и
дополнительной литературы;
2
Проблемная ситуация.
Цель этапа:
определение темы урока.
Предлагает детям посмотреть
фрагмент фильма. Задает
проблемные вопросы. На
основании предположений
учащихся озвучивает тему
учебного занятия.
Просматривают фрагмент фильма.
Отвечают на проблемные
вопросы. Пытаются определить
тему учебного занятия.
3
Целеполагание
занятия.
Формулирует цель учебного
занятия. Предлагает учащимся
определить задачи.
Знакомятся с целью. Ставят перед
собой задачи.
4.
Работа в группах.
Цель этапа:
скоординировать работу
творческих групп,
относительно
маршрутных листов.
Озвучивает название групп детей.
Определяет задачи каждой
группы. Создает настрой на
творческую работу.
Знакомятся с маршрутным листом.
Выбирают капитана группы.
Приступают к работе.
5
Исследовательская
лаборатория «Образ
Новохоперского района в
Координирует работу учащихся
Выполняют задания в группах по
маршрутным листам.
1 группа «Биографы»
творчестве местных
поэтов».
Цель этапа:
формировать навыки
исследовательских работ,
умение рассуждать,
обсуждать и нести
информацию, а также
работать с текстом,
проанализировать работу
каждой группы.
2 группа «Текстологи»
3 группа «Картографы»
-установление причинно-
следственных связей, выбор
оснований и критериев для
сравнения.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на
основе критериев успешности
вне учебной деятельности;
- способность сохранять
доброжелательное отношение
друг к другу, взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу
выполнения задания.
Предметные УУД:
- ознакомление с биографией и
творчеством поэтов
Новохоперского района,
прославивших образ этого
удивительного края;
-анализ средств
выразительности,
использующихся в стихах;
- объяснить значение топонимов,
встречающихся в произведениях
местных поэтов.
6
Рефлексия.
Цель этапа: оценить
эмоциональный комфорт
учебного занятия, понять
внутреннее состояние
учащихся.
Проводит рефлексию
«Всего лишь несколько слов».
Путем выбора слов, передающих
внутренне состояние каждого
участника группы, оценивают
свою работу.
7
Подведение итогов.
Оценивание.
Цель этапа: обобщить
проделанную работу,
озвучить выводы,
оценить работу детей.
Подводит итоги работы
исследовательской лаборатории.
Оценивает результаты работы.
Делают выводы.
Проводят самоанализ.