Автор: Виноградова Елена Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Чернобаевский детский сад
Населённый пункт: Рязанская область Старожиловский район с. Чернобаево
Наименование материала: Методическая разработка для педагогов ДОУ
Тема: Доклад на педсовете "Современные образовательные технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Чернобаевский детский сад «Березка»
Старожиловский муниципальный район Рязанская область
Методическая разработка для педагогов ДОУ
«Современные образовательные технологии в ДОУ»
Подготовила воспитатель 1 категории
Виноградова Е.В.
2019 г.
Современные образовательные технологии в ДОУ.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу
инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать
методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые
оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в
общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель -
содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в
дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
(толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,
воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического
процесса
(Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость.
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения
образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования
процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции
результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях,
должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать
достижение
определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной
технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна
быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его
опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого- педагогические идеи, которые
заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и
форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала,
диагностика обучающего процесса. Таким образом, очевидно: если некая система претендует на
роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники,
родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
1. Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на
здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования
его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
✓
от типа дошкольного учреждения,
✓
от продолжительности пребывания в нем детей,
✓
от программы, по которой работают педагоги,
✓
конкретных условий ДОУ,
✓
профессиональной компетентности педагога,
✓
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под
руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья
дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей
среды в ДОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья
ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и
социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития
ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры
здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к
здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология
использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.),
ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного
воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий,
коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые
(игротренинги,
игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия,
сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую
технологию активной сенсорно- развивающей среды, под которой понимается системная совокупность
и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств,
используемых для достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу
межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников,
единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет
лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
➢
«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности
(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
➢
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и
общественной жизнью;
➢
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и
чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле)
формах;
➢
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание
скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1. по доминирующему методу:
• исследовательские,
• информационные,
• творческие,
• игровые,
• приключенческие,
• практико-ориентированные.
2. по характеру содержания:
• включают ребенка и его семью,
• ребенка и природу,
• ребенка и рукотворный мир,
• ребенка, общество и его культурные ценности.
3. по характеру участия ребенка в проекте:
• заказчик,
• эксперт,
• исполнитель,
• участник от зарождения идеи до получения результата.
4. по характеру контактов:
• осуществляется внутри одной возрастной группы,
• в контакте с другой возрастной группой,
• внутри ДОУ,
• в контакте с семьей,
• учреждениями культуры,
• общественными организациями (открытый проект).
5. по количеству участников:
• индивидуальный,
• парный,
• групповой,
• фронтальный.
6. по продолжительности:
• краткосрочный,
• средней продолжительности,
• долгосрочный.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные
ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования
ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы
над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить,
что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
3. Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4. Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации
(например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором
выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию
как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных
информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
➢
идти в ногу со временем,
➢
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
➢
наставником в выборе компьютерных программ,
➢
сформировать основы информационной культуры его личности,
➢
повысить профессиональный уровень педагогов и
компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского
сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
• Исследовательский характер
• Легкость для самостоятельных занятий детей
• Развитие широкого спектра навыков и представлений
• Возрастное соответствие
• Занимательность.
Классификация программ:
• Развитие воображения, мышления, памяти
• Говорящие словари иностранных языков
• Простейшие графические редакторы
• Игры-путешествия
• Обучение чтению, математике
• Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный
интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных
технологий:
• Недостаточная методическая подготовленность педагога
• Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
• Бесплановость, случайность применения ИКТ
• Перегруженность занятия демонстрацией .
ИКТ в работе современного педагога:
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов
(сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями
праздников и других мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и
анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить
необходимые изменения.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности
образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе
проведения родительских собраний.
5. Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования
личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей
требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в
развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно
реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что
педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно
предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен
различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
• гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-
терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период
адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты
психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки,
способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный
и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому
развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по
интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы,
здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны,
уступчивы, не конфликтны.
• Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования,
равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый -
ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки,
подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд,
концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений
с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода,
демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом
обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От
рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе
заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры,
цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать
современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для
индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне
развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-
образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с
этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
• постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на
достижение результата;
• подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными
целями и задачами;
• оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
• заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и
обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы,
сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6. Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его
успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни,
это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
✓
диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
✓
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
✓
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов
портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с
возможностями и достижениями дошкольника.
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его
фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю,
когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом
исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение
продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я
хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,
«О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы,
книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций:
детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми
специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам
ДОУ.
ИЛИ
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда
последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо
мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате
празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла
фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация
ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с
первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос
ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи
(кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия,
особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за
выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по
экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы
(рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок
рассказывал на утреннике и др.)
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить
индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок
самому ребенку и его семье
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
➢
творчески думающим,
➢
владеющим современными технологиями образования,
➢
приемами психолого-педагогической диагностики,
➢
способами самостоятельного конструирования педагогического
процесса в условиях конкретной практической деятельности,
➢
умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное
и достойное из того, что происходит в жизни педагога.
Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах
деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является
альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
✓
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога
(фамилия, имя, отчество, год рождения);
✓
образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
✓
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
✓
повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика
курсов);
✓
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
✓
наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
✓
дипломы различных конкурсов;
✓
другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности
педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
✓
материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
✓
материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития
личностных качеств;
✓
сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов
педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
✓
анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме
педагога. Это могут быть:
✓
материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми,
обосновывается их выбор;
✓
материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
✓
материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических
конкурсах;
✓
в неделях педмастерства;
✓
в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
✓
авторские программы, методические разработки;
✓
творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
✓
планы по организации предметно-развивающей среды;
✓
эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и
др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые
профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от
нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух,
смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не
развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии,
разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную
систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть
уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или
иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен
диагностироваться, а используемая педагогом технология должна
обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых
технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной
работы детского сада и решением его основных задач.
Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как
средство педагогической коррекции поведения детей.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С.
Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в
позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит
воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо
как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот
период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны,
таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой –
поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку
радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в
формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без
понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации
– вот та среда, через которую ребенок научится применять «тризовские» решения, встающих перед
ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату,
используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно
освоил ТРИЗ- технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
✓
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо
предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
✓
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в
целом.
✓
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к
рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит «тризовские» занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно,
раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть
творческой педагогики.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют
достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание
технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом
уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не
помогает усовершенствоваться другим. ( Чарльз Диккенс)