Напоминание

Доклад на педсовете "Современные образовательные технологии в ДОУ"


Автор: Виноградова Елена Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Чернобаевский детский сад
Населённый пункт: Рязанская область Старожиловский район с. Чернобаево
Наименование материала: Методическая разработка для педагогов ДОУ
Тема: Доклад на педсовете "Современные образовательные технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Чернобаевский детский сад «Березка»

Старожиловский муниципальный район Рязанская область

Методическая разработка для педагогов ДОУ

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

Подготовила воспитатель 1 категории

Виноградова Е.В.

2019 г.

Современные образовательные технологии в ДОУ.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу

инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать

методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые

оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в

воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в

общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель -

содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в

дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве

(толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,

воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического

процесса

(Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

• Концептуальность

• Системность

• Управляемость

• Эффективность

• Воспроизводимость.

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское,

психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения

образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования

процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции

результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях,

должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать

достижение

определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной

технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна

быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его

опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

• Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого- педагогические идеи, которые

заложены в ее фундамент.

• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и

форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала,

диагностика обучающего процесса. Таким образом, очевидно: если некая система претендует на

роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники,

родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности

• технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• технология портфолио дошкольника и воспитателя

• игровая технология

• технология «ТРИЗ» и др.

1. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения

здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на

здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования

его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

от программы, по которой работают педагоги,

конкретных условий ДОУ,

профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под

руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с

использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья

дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей

среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья

ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и

социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и

позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и

взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития

ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры

здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к

здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология

использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.),

ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного

воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий,

коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые

(игротренинги,

игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия,

сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую

технологию активной сенсорно- развивающей среды, под которой понимается системная совокупность

и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств,

используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу

межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников,

единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет

лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности

(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и

общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и

чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле)

формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание

скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1. по доминирующему методу:

• исследовательские,

• информационные,

• творческие,

• игровые,

• приключенческие,

• практико-ориентированные.

2. по характеру содержания:

• включают ребенка и его семью,

• ребенка и природу,

• ребенка и рукотворный мир,

• ребенка, общество и его культурные ценности.

3. по характеру участия ребенка в проекте:

• заказчик,

• эксперт,

• исполнитель,

• участник от зарождения идеи до получения результата.

4. по характеру контактов:

• осуществляется внутри одной возрастной группы,

• в контакте с другой возрастной группой,

• внутри ДОУ,

• в контакте с семьей,

• учреждениями культуры,

• общественными организациями (открытый проект).

5. по количеству участников:

• индивидуальный,

• парный,

• групповой,

• фронтальный.

6. по продолжительности:

• краткосрочный,

• средней продолжительности,

• долгосрочный.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные

ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования

ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы

над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить,

что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой

деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

3. Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4. Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации

(например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором

выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию

как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных

информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и

компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского

сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

• Исследовательский характер

• Легкость для самостоятельных занятий детей

• Развитие широкого спектра навыков и представлений

• Возрастное соответствие

• Занимательность.

Классификация программ:

• Развитие воображения, мышления, памяти

• Говорящие словари иностранных языков

• Простейшие графические редакторы

• Игры-путешествия

• Обучение чтению, математике

• Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный

интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• обладает стимулом познавательной активности детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных

технологий:

• Недостаточная методическая подготовленность педагога

• Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

• Бесплановость, случайность применения ИКТ

• Перегруженность занятия демонстрацией .

ИКТ в работе современного педагога:

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов

(сканирование, интернет, принтер, презентация).

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями

праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и

анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить

необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности

образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе

проведения родительских собраний.

5. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования

личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей

требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в

развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно

реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что

педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно

предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен

различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

• гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-

терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период

адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты

психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки,

способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный

и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому

развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по

интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы,

здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны,

уступчивы, не конфликтны.

• Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования,

равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый -

ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки,

подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд,

концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений

с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода,

демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом

обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От

рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе

заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры,

цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать

современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для

индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне

развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-

образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с

этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

• постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на

достижение результата;

• подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными

целями и задачами;

• оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

• заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и

обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы,

сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его

успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни,

это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов

портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с

возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его

фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю,

когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом

исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение

продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я

хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,

«О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы,

книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций:

детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми

специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам

ДОУ.

ИЛИ

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда

последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо

мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате

празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла

фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация

ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с

первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос

ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи

(кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия,

особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за

выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по

экскурсиям, познавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы

(рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок

рассказывал на утреннике и др.)

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить

индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок

самому ребенку и его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим,

владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики,

способами самостоятельного конструирования педагогического

процесса в условиях конкретной практической деятельности,

умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное

и достойное из того, что происходит в жизни педагога.

Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах

деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является

альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога

(фамилия, имя, отчество, год рождения);

образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика

курсов);

копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности

педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития

личностных качеств;

сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов

педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме

педагога. Это могут быть:

материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми,

обосновывается их выбор;

материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических

конкурсах;

в неделях педмастерства;

в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

авторские программы, методические разработки;

творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

планы по организации предметно-развивающей среды;

эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и

др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые

профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и

объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,

сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от

нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух,

смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не

развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии,

разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную

систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть

уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или

иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен

диагностироваться, а используемая педагогом технология должна

обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых

технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной

работы детского сада и решением его основных задач.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как

средство педагогической коррекции поведения детей.

9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С.

Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в

позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит

воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо

как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот

период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны,

таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой –

поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку

радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в

формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без

понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации

– вот та среда, через которую ребенок научится применять «тризовские» решения, встающих перед

ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату,

используя многочисленные ресурсы.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно

освоил ТРИЗ- технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо

предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в

целом.

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к

рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит «тризовские» занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно,

раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть

творческой педагогики.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют

достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание

технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом

уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не

помогает усовершенствоваться другим. ( Чарльз Диккенс)



В раздел образования