Автор: Голышева Татьяна Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Костромского муниципального района Костромской области
Населённый пункт: Костромская область Костромской район п. Апраксино
Наименование материала: Проект
Тема: Умные игры для детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ «Детский сад «Алёнушка» посёлка Апраксино» Костромского
муниципального района
Проект
«Умные игры для детей
младшего дошкольного возраста»
Воспитатели 2 младшей группы «Пчёлка»:
Голышева Т.Л
Актуальность проекта
Развивающие игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего
В игре, ребенок, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается
сообразительность, находчивость, инициатива. Он использует игру как средство
развития мышления, мелкой моторики, речи, воображения, памяти, расширения и
закрепления представлений об окружающей жизни».
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация
дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
В детском саду, в младшей дошкольной группе, должны быть разнообразные
дидактические игры, с учётом возрастных особенностей детей.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе
с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и
самоорганизации.
Развивающие игры решают разные задачи. Это может быть ознакомление с
окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события
общественной жизни, развитие речи, элементарных математических
представлений.
.
Большая роль в игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен
делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила
помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем
дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять
своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.
Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать
разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать
кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение
произошло с предметами, расставленными на столе и т.д.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на
занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают
повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому
овладению знаниями, умениями и навыками.
Тип проекта
• практико-ориентированный
• долгосрочный (январь – апрель)
• групповой
Участники проекта:
• Воспитатели
• Дети (3-4лет)
• Родители
Проблема:
Интерес детей и желание играть в дидактические настольные игры
Обоснование проблемы:
Неумение детей младшей группы играть по правилам и соблюдать ход игры
Цель:
-Формировать у детей заинтересованность ,и умение играть в дидактические
настольные игры
Задачи:
Научить детей играть в дидактические игры,
соблюдая правила и ход игры,
развивая у них интерес и активное участие.
Развивать у детей познавательные способности, мелкую моторику, наглядно –
образное мышление.
Создать центр настольных игр
Воспитывать дружеские отношения между детьми во время игр
Основные направления работы
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе.
2. Создание картотек дидактических игр по всем видам деятельности.
3. Привлечение родителей к воспитательно – образовательному процессу – акция
«Подари игру в группу»
План проекта:
• Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических
игр
• Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных
форм реализации игрового действия
• Проблемные ситуации для закрепления правил игры
• Организация фотовыставки для родителей:
«Игровая деятельность детей в группе»
• Консультация: «Настольные игры для детей 3-4 лет», «Какой конструктор лучше»
Реализация проекта
Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета,
цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает
растения, животных.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и
парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их
использовании.
Подбор картинок по парам – самое простое задание в игре – нахождение среди
разных картинок двух совершенно одинаковых. Например, две юбочки, одинаковые
по фасону и цвету или две куклы, не отличающиеся ничем. Далее задание
усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и
по смыслу. Например, найти среди всех картинок два яблока, два самолёта. И
яблоки, и самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные по цвету и
форме, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
Составление разрезных кубиков и картинок. Цель этих игр – развивать у детей
логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей.
Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также
усложнение сюжета картинок, их содержание. В младших группах картинки
разрезаются на 2-4 части. Основным требованием к таким играм является то, что
предметы на картинках должны быть знакомы детям. Поэтому, желательно, детям
младших групп давать целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано
задание сложить целую картинку из частей.
Рассказ, описание по картинке с показом действий. В таких играх воспитатель не
только развивает у детей речь, но и воображение, творчество. Для того, чтобы дети
отгадали что нарисовано на картинке, можно прибегнуть к имитации движения
животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это? » ребёнок, взявший у
водящего картинку, внимательно её рассматривает, затем изображает движение и
звук (собаки, кошки, коровы и др.) Такое задание даётся в игре детям младших
групп.
Запоминание количества, состава и расположения картинок. Игры проводятся так
же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какая картинка спрятана? »
дети должны запомнить содержание картинок, затем определить, какую из них
перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти.
Настольно – печатные игры «Лото», «Ягоды и фрукты», «Кому, что надо для работы?
» и другие предоставляют возможность систематизировать знания детей о
животных, растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать
образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие
картинки или сочетается с ним.
Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.
Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парных
картинок знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, растения,
животные, птицы и т. д.). Другие уточняют представления о сезонных явлениях
природы. Такие игры хороши в том случаи, когда они требует самостоятельной
умственной работы.
Предварительные итоги проекта
• Активное использование в совместной деятельности в настольных дидактических
игр.
• Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных
форм реализации игрового действия.
• Выставка групповых настольно – дидактических игр с учетом возрастных,
обучающих задач и оформления.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
составление плана деятельности
сотрудничество с родителями
подбор методической литературы по данной теме
2 этап – основной
Подборка игр с детьми в НОД и в совместной деятельности
Мозаика (развивает воображение, моторику рук, помогает закрепить знания о
цветовых гаммах)
Пазлы (развивает внимание, воображение, наблюдательность, моторику рук,
память)
Настольно – дидактическая игра «Цвета». (Помогает закрепить знания о цветовых
гаммах).
«Чей домик?» (Закрепляет знания о домашних и диких животных, развивает
связную речь).
«Мои первые слова» (Развитие речи воспитанников, учимся говорить целым
предложением)
«Что сначала, что потом?» (Игра развивает речь детей, логическое мышление,
память, внимание)
«Учимся сравнивать» (Во время игры развивается речь ребенка, внимание, память,
глазомер)
«Логические кубики» (Игра на логическое мышление, развитие воображение,
внимания и памяти)
«Домино» (Развивает внимание, память)
«Веселая шнуровка» (Развитие моторики рук, мышления, внимания)
Различные настольно – дидактические игры, в которых могут участвовать 4-5 детей
(Создание дружеской атмосферы среди воспитанников, умение доводить начатое
до конца, развитие логического мышления и памяти, внимания)
Настольная игра» Логика и счет» (Каждый ребенок получает индивидуальную
карточку, по которой закрепляет полученные знания ,развивает логическое
мышление, знания цветовых гамм, счет, противоположения и многое другое)
Настольно – дидактическая игра «Стану отличником» (Знакомство детей с буквами,
возможность по образцу и ярким картинкам подбирать буквы, слоги и слова)
«Логический куб» (Развивает моторику рук, закрепляет знания геометрических
фигур)
«Найди отличия» (Развитие внимания, мышления, памяти, глазомера детей)
Работа с
детьми
Месяц
Содержание работы
Ответственные
Январь
Февраль
1.Н\п игра
«Любимые сказки», «Чей домик?»,
развивающее лото - карточки«Мой
дом», «Животные», «Одежда»
2.Словесная игр:
«Угадай по описанию», «Доскажи
словечко». «Кто, что ест». «Кто где
живёт?»
Воспитатели
3.Игра с предметами
«Что спрятано?», «Одень куклу»,
«Подбери кубики по цвету», «Собери
пирамидку»
4 Мозаика (крупна, средняя)
5.Конструктор Томик «Ферма», Городок
Лего (крупные детали)
Март
1.Н\п игры:
«В доме», «Что , где растёт?»,
Развивающее лото - карточки
«Растения», «Овощи» «Фрукты»,
«Птицы», «Парочки»
2.Словесная игра:
«Я начну , а ты дополни», «Из какой
сказки герой?», «Угадай чей голосок?»,
«Скажи наоборот»
3.Игра с предметами:
«Чудесный мешочек», «Волшебный
сундучок»
4 Крупные пазлы для малышей по
сказкам
5.Конструктор: Мультиформ «Весёлые
человечки», Мультиформ «Построй
домик»
6. Домино: «Ферма», «Авто»
7Шнуровки: «Корзина с цветами»,
«Яблоня»
Воспитатели
Апрель
1.Н\п игры: «Разноцветный мир», «Мамы
и малыши», «Поймай меня», «Рыбалка»
«Цветные фигурки», «Мы считаем»,
«Найди пару», «Животные», «»
2.Словесная игры: «Что лишнее?», «Эхо»,
«Твой любимый фрукт (овощ и др)»,
«Съедобное – не съедобное».
3.Игры с предметами: «Мамы и детки»,
«Мамины бусы», «Кто быстрей себя
найдёт»(по фотографиям), «Нарядим
кукол», «Выложи узор»
5.Конструкторы:
Деревянный «Лесные животные»,
Томик «Первые сказки,, «Собирай-ка»,
Лего «Мы -строители» , «Дорога»,
«Собери фигуру», Мультиформ
-«Разноцветные формы »
6. Шнуровки: «Домик», «Автобус».
Воспитатели
Работа
с родителями
Содержание работы
Ответственные
1. Консультация
«Настольные игры для детей 3-4 лет», «Какой
конструктор лучше»
Дать знания о важности настольно –
развивающих игр для детей Воспитатели
2. Фоторепортаж: Играем дома”
Привлечь родителей к совместному созданию
с детьми фоторепортажа о играх, которыми
дети играют дома.
3. Рекомендации по привлечению детей в игру,
«Дидактическая игра как важное средство
умственного развития детей!»
Формировать у детей и родителей
заинтересованность и умение играть в
настольные дидактические игры
4. Фотовыставка:
«В детском саду играем, много нового узнаем!»
Познакомить родителей с активностью детей в
настольных играх.
5.Привлечь родителей изготовить настольную
игру.
Воспитатели
Родители
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Родители
Акция
«Подари развивающую игру в группу»
3 этап – заключительный
Фотовыставка для родителей:
«Играя учимся, играя – познаем!»
Вывод:
Работа по теме показала, у детей появился интерес к настольным играм.
Развивающие игры способствуют формированию у детей психических качеств:
внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей
применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют
разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений
между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть
справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому
игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Развивающие игры — незаменимое средство обучения детей
преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их
деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного
воздействия на детей дошкольного возраста.