Напоминание

Концепция клуба общения «Командир»


Автор: Матвеев Александр Петрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО СЮТур города Кирово-Чепецка Кировской области
Населённый пункт: г. Кирово-Чепецк Кировской области
Наименование материала: Концепция клуба общения «Командир»
Тема: Концепция клуба общения «Командир»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция

юных туристов

города Кирово – Чепецка Кировской области

Никогда нельзя воспитанника

загонять в угол.

Он должен иметь возможность красиво уйти.

Концепция

Клуба общения «Командир»

“Да здравствуют все желающие !”

Автор: Матвеев Александр Петрович,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО СЮТур

1

г. Кирово – Чепецк

2019 г.

Оглавление

1.

Общее положение

2.

Законы педагогики

3.

Главная воспитательная цель Клуба

4.

Воспитательные положения

5.

Образовательные положения

6.

Развивающие положения

7.

Специфика образовательной организации работы Клуба

8.

Метод наблюдения

9.

Тон работы социума

10. Норма поведения

11. Организация предъявления требования

I. Общее положение.

(Единство педагогических требований, общность взглядов).

1.Законы

педагогики, считающиеся

основополагающими

педагогическим

коллективом на сегодняшнем этапе становления:

а) авторитета;

б) дистанции;

в) отражения;

г) педагогического присутствия.

2. Главный метод в педагогике - наблюдение. Главный принцип “не навреди”

должен главенствовать, лишать педагога личностных амбиций. Это наша работа. Кто

на что учился. Мы одной крови.

Сотрудник СЮТур понимает, что суть педагогики концентрированно выражена в одной

фразе:

“Делай,

как

я...”.

Отсюда

ответственность

за

свои

поступки,

повышенное

требование к себе, как к личности. Это положение нужно помнить всегда, понимая, что

и педагог делает ошибку. Сотрудник не боится извиняться. Руководитель всегда мудр,

т.е. акцентирует внимание на положительном. Если он не мудр, то он не руководитель, в

лучшем случае начинает учиться этому.

3.

Создание

тона

работы

Станции

(мажорного)

-

главная

забота

администрации.

Работники

приветливы,

в

любой

ситуации

говорят

негромко,

эмоции

выражают

тактично. Коллектив не способен поругаться. Принцип общения - поиск компромисса.

4. Педагогика - понятие, существующее в пространстве и во времени.

Это процеес, а не

акт

или

ряд

актов.

Она

не

дает

быстрых

и

особенно

ежеминутно

ожидаемых

результатов. Чем больше во времени и пространстве с детьми находится преподаватель,

2

тем максимальнее положительный результат. Роскошь общения Станция может себе

позволить и позволяет. 24 часа в сутки с ребенком - это мы используем рационально.

5. Процесс воспитания не должен быть виден ребенком. Как только воспитанник

понимает, что его воспитывают, работа протекает со знаком минус.

6. Организация предъявления требования, как программа минимум:

понятие культуры, как уважение ко всему, что внутри и вокруг:

понятие

нормы

поведения

(не

пищать,

предупреждать

о

неявке

на

занятие,

не

суетиться, улыбаться, видеть себя со стороны, оценивать живое существо прежде всего,

как человека. Норма - не пытаться казаться лучше, чем есть. Не изображать, норма -

научиться не лгать прежде всего самому себе).

Педагоги помнят, что воспитанники пришли к нам со своей нормой, и мы ее (норму) не

ломаем,

а

формируем осторожно. И норма эта - СЮТуровская. Человеком можно

управлять, но нельзя адаптировать под себя.

Делать добро - норма. Добро только то, что делается бескорыстно.

Принцип добровольности.

Принцип персональной ответственности.

Принцип запасного варианта.

Учить пониманию, что главное не то, что человек говорит, а КАК .

Учить ощущать себя воспитанником Станции. Это - честь!

Понятие

ответственности

за каждое слово

и каждое дело, как отличительная

черта ребенка от юноши.

Воспитанник свободен, но Станция растит мужчин , а не мужиков.

Девушка должна развиваться не по мужскому варианту (базарная торговка), а по

женскому (к примеру, она позволяет уступить себе место).

7. Организация требования, как программа максимум (это стратегия). Девиз

Станции: “Да здравствуют все желающие!” Ребенком должно быть осознанно в

итоге многое, но в итоге!

люди хорошие, но совершают плохие проступки (одни чаще - другие реже,

некоторые постоянно. Но люди хорошие);

прощай, стремись понять, ищи компромисс;

не нужно бороться. Научись договариваться.

“до смерти любить тебя никто на свете не обязан”. Ты - обязан. Делать добро -

это делать дело, а не разговоры разговаривать;

мудрость заключается в том, чтобы замечать хорошее. Учить детей все

таки

хорошее - замечать.

нужно служить единению людей.

выпускник - организатор и душа потенциальной группы, владеющий голосом

“прощенья и любви”.

Осознать собственную индивидуальность

-

понять что ты есть.

8. Ребенок не должен быть воспитан потребителем. Поэтому принципиальным является

то, что старшие безвозмездно работают с младшими, выпускники ориентированы на

постоянное

сотрудничество.

Это

является

предпосылкой,

условием,

фундаментом

существования общественной детской организации.

3

9 . На ребенка оказывает воспитательное влияние все. Отсюда воспитание культуры

отношения к помещению Станции, снаряжению, внешнему виду, атрибутика.

10. Одной из главных побудительных причин появления ребенка на Станции является

сложные отношения с родителями. Может получатся так, что нахождение на Станции

самодостаточно для воспитанника.

С другой стороны основная часть родителей первоначально считает занятия в СЮТур

непрестижными, а когда ребенок увлекается , могут запрещать посещение.

Поэтому принципиальной является работа с родителями.

II. Воспитательные положения

Есть много систем этой работы, формулировок, позиций. Станция исходит из того, что

существуют

качественные

уровни

воспитательной

деятельности.

Каждый

из

работников

находится

на

каком-то

из

них.

Уровни

зависят

от

опыта,

эрудиции,

склонности

сотрудников.

В

своем

развитии

педагог

проходит

(лучше,

если

не

на

практике)

этапа

осознания

многогранности

понимания

воспитательной

работы

с

детьми. Нацеленность на конечный результат - стратегия. Станция мыслит и работает

стратегически.

1.

А.С.

Макаренко

считал,

что

воспитание

- это

организация

требований.

Это

бесспорно,

но

это

тактика.

Положение

можно

считать

правильным

для

организационного этапа формирования группы. И только! На этом уровне работают

старшекурсники, выпускники, помощники руководителей.

Требования к детям, организованы в щадящей системе (при условии понимания

того, что точкой отсчета при принятии любого педагогического решения является

ребенок, а не группа в целом), но жалости по отношению к ребенку не бывает,

тогда, когда видно его насилие над кем-то или бессилие.

2.

Педагог

-

профессионал

предоставляет

детям

организационную

работу,

постоянно

контролирует

психологическую

ситуацию

объединения,

создавая

комфортные

условия

для

общения.

Видит

не

группу

в

целом,

а

каждого

воспитанника в отдельности. Использует воспитание коллективом крайне редко,

осторожно. Не ставит формирование коллектива целью, рассматривает его как

педагогическое средство.

Из сказанного выше не следует вовсе, что воспитательный процесс анархичен. Он

организован,

и

организован

по

системе

требований.

Работник

высокой

квалификации

предъявляет

эти

требования

автоматически,

не

ставя

их

организацию

целью.

Метод

наблюдения,

принцип

“не

навреди”,

цель

становление личности с гуманным мировоззрением подсказывают профессионалу,

когда

и

как

необходимо

откорректировать

моральную

и

психологическую

ситуацию в объединении, а администрации - в учреждении.

3. Педагогика в ее высшем уровне представляет собой состояние, когда педагог и

воспитанник выбирает приоритетом общечеловеческие ценности, ставит их выше

всего. К этому высшему уровню мы стремимся.

Главная

воспитательная

цель

–создавать

условия

для

становления

личности.

Основополагающую

роль

в

этом

играет

детская

добровольная

организация,

держащаяся на выработанных традициях, стиле поведения, кодексе чести.

4

III. Образовательные положения.

Учиться можно чему угодно и как угодно. Все зависит от отношения.

Ребенок

приходит

на

Станцию

интуитивно:

смысл

его

прихода

скорее

носит

поисковый характер, чем целевой. Он приходит вообще, но все-таки попадает к

конкретному педагогу. И закрепляется (остается, или уходит).

Воспитанника волнует, задерживает, в первую очередь, личность педагога. Если он

интересен как человек, именно этому ребенку - происходит эффект совпадения.

Если нет - воспитанник уходит.

Отсюда требования к педагогу СЮТур как к личности:

1.

уважение к себе (качество работы);

2.

личностная

яркость

(стиль

поведения,

манера

общения,

специфика

мироощущения, реагирование на мир, ширина, глубина интересов, видение

перспективы, компромисность);

3.

отношение к Станции как к учреждению не ограниченному конкретностью

и жесткостью учебного процесса. Осознание того, что конечная цель - это не

сумма

(количество)

знаний,

умений

и

навыков,

привитых

в

состоянии

напряжения,

а

личность

выпускника

в

целом.

Главное

условие

успеха

в

процессе

учебы

-

создание

атмосферы

комфорта,

заинтересованности,

понимания необходимости пройденной темы;

4.

Осознание

сотрудника

себя

не

руководителем

объединения,

а

именно

педагогом, именно дополнительного и именно образования!!!

5.

отличие

образования

от

“образованщины”

(А.

Солженицын)

в

том,

что

первое (образование) - это профессионализм, умение поступать правильно.

Отсюда

-

оптимальное

использование

педагогом

своих

индивидуальных

сильных сторон. (кинология, журналистика, краеведение, экология,

, скалолазание, журналистика, биология, психология и т.д.). Но все это через туризм,

поход, преодоление трудностей, чувство локтя товарища, единения и т.д.;

6. Дополнительное образование - роскошь для ребенка. Станция дает возможность

учиться у любимого педагога любимому делу с друзьями. СЮТур, как учреждение

дополнительного образования, имеет возможности дойти до каждого своего ребенка.

Если воспитанник уходит на первом курсе - это нормально. Группа должна отстояться,

дети должны осознать, что это именно их руководитель, учитель, наставник, товарищ,

друг. Если на втором - больно. Если на третьем - ЧП.

7.

Туризм

и

краеведение

могут

рассматриваться

только

как

дополнительное

образование.

Образование,

дающееся

Станцией,

носит

главным

образом

не

информационный характер. Усваивая по принципу спирали, от курса к курсу, объем

знаний, воспитанники в основном развивают ряд жизненно важных навыков.

Отсюда специфика образовательной организации работы СЮТур:

гибкость программ,

учет индивидуальности педагога и группы особенно (понятие подбора),

учет физиологических и возрастных особенностей школьников.

6-7

классы

-

“Туристята”,

получают

минимальные

сведения,

делается

упор

на

развитие

коммуникабельности,

культуры

поведения,

овладевание

традициями

Станции, детской организации.

8-9 классы - занятия туризмом и краеведением на уровне значка “Турист России”,

обучение элементарным организационным навыкам.

10-11 классы - занятия спортивным туризмом, работа судьями на соревнованиях,

помощниками руководителей в походах, организаторами станционных дел,

5

понимание, что усвоение идет через личность (отсюда повышенные требования

к себе педагога, как к личности),

индивидуальная работа, привлечение ветеранов СЮТур.

Главная образовательная цель Станции: на основе оптимального использования

личностных качеств педагога в первую очередь и всего педколлектива в целом

(взаимопроведение

занятий,

интеграция,

совместные

походы,

смешение

групп,

клубные

занятия,

сборы

единения,

слеты)

готовить

профессионалов

в

отношениях с людьми, знающих дополнительные учебные блоки (особенности

интересов, увлечений педагога) практически и умеющих не только применить их

в

жизни,

но

и

обучить

ближних,

организовать

туристско

-

краеведческую

деятельность

грамотно.

Научить

правильно

вести

себя

в

конфликтной,

экстремальной ситуациях.

IV. Развивающие положения.

Туризм - интеллектуальный вид спорта (есть вероятность того, что это вообще

способ жизни). Значит нужно:

Развивать

умение

учиться:

персональная

ответственность,

групповой

анализ

проведенных дел, развитие умения слышать товарища, общаться в щадящем режиме,

интеллигентность, умение бороться с психологией жлобства

Туризм

основан

на

общей

физической

подготовке,

отсюда

ее

развитие

(соревнования,

походы,

зачеты,

организация

системы

домашней

подготовки).

Развитие, точнее привитие культуры работы над своим физическим телом.

Турист

в

итоге

-

руководитель.

Развитие

ответственности

(взрослости)

коммуникабельности,

самооценки.

Осознание

себя

в

мире.

Развитие

культуры

отношений вообще, к человеку в частности, к женщине особенно. Как требование к

воспитанникам старшего курса - практическая работа с младшими.

Принцип

запасного

варианта

развивает

творчество,

умение

брать

ответственность

на

себя,

отвечать

за

свои

поступки,

стирает

психологическую

зависимость

от

взрослого,

нормализует

дистанцию

между

взрослым

и

юношей

(девушкой). Стимулирует осознание себя, как личности, могущей делать добро в

конечном итоге.

Преодоление

трудностей

в

походах,

экспедициях,

слетах,

соревнованиях,

тренировочных выходах, аскетический образ жизни развивает умение обходиться

минимумом удобств, продуктов, вещей и т.п. Развивает реальные представления о

жизни (жизнь пройти - не поле перейти), о ценностях товарищества, цене бренного,

приоритетными становятся духовные, а не материальные ценности.

Подготовка и проведение досуговых мероприятий не является формой работы

СЮТур, т.к. скорее

развращает личность, растит в итоге потребителя. Поэтому

Станция досуг понимает как развитие творческих способностей ребенка. Отсюда

сборы единения, групповые дела, требующие индивидуального участия каждого,

КВН, ”Своя газета”, викторины, конкурсы, отказ от дискотек, поэтические вечера.

Главная

цель

Станции

в

блоке

развития

личности:

пребывание

в

состояние

творчества отучает от характерного обществу паразитизма, развивает творческую

активность,

способствует

осознанию

воспитанником

себя,

как

действующего

субъекта. Прививает созидательное поведение как норму.

6

V. Познавательные положения.

Принципиально то, что не смотря на разность систем работы педагогов, Станция

имеет общую стратегическую задачу:

мир - огромен, человек - ценен, но мир - больше человека и дольше. Познать до

конца его невозможно, но делать это на каждом занятии нужно.

Отсюда форма работы, которая не требует выполнения домашних заданий, а требует

осознания

происходящего

(групповые

огоньки

-

беседы

на

различные

темы,

тестирования, диспуты и т.п.).

7



В раздел образования