Напоминание

Урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"


Автор: Малыгина Алла Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №124
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка на тему:
«Корень слова.

Однокоренные слова»


Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»
Система: развивающая система Л.В.Занкова
Цели:
- уточнить представление о родственных словах, научить выделять корень, закрепить умение разбирать по членам предложения; - помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить их словарный запас; - развивать внимание, технику чистописания, речь; - воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
учебник, кроссворд, плакат с рисунком дерева.
Ход урока

1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя. -Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у вас настроение? - Какое настроение у вас? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе. Красная фишка – настроение отличное, желтая – хорошее, синяя – так себе. И я покажу вам свое настроение. - Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех настроение было прекрасное.
2. Проверка домашнего задания.

3. Чистописание.
- Какой звук чаще всего встречается в четверостишии, которое я сейчас прочту? Падают, падают листья – В нашем саду листопад… Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. (Звук л)
4. Словарная работа.
- Работать со словарными словами мы будем следующим образом. Перед вами кроссворд. Нужно его разгадать, и тогда вы узнаете, какие новые словарные слова мы сегодня изучим. По горизонтали: 1. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. (Коньки) 2. Предмет, предназначенный для сидения, лежания на нем. (Мебель) 3. Животное, дающее молоко. (Корова) По вертикали: 4. Твердая набойка на подошве обуви под пяткой. (Каблук) 5. Ягода с колючками. (Малина)
4.
5. Объяснение нового материала.
- Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения.(Корень, стебель, плод, цветок) - Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес – из деревьев, речь – из предложений, а предложения из слов. Слова имеют корень. Вы, наверное, удивитесь. Разве есть у слова корень? Это же не растение. Я вам сейчас расскажу одну историю. Много- много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать, что с ним делать. А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло. Посмотрите на плакат. (Слова на дереве заходить, сходить, переходить, ходить, уходить, входить) Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова. Выпишите слова, которые выросли от корешка ход (Ходить, уходить, входить, заходить, сходить, переходить) - Выделите ту часть, которая одинакова во всех словах. - Так, кто же мне скажет, что такое корень?
Чтение вывода по учебнику.

6. Закрепление нового материала.

А) выполнение задания.
1. 5. 3.
- Подберите однокоренные слова к словам «береза» и «шел». Объясните значение каждого слова береза подберезовик шёл пришел березовая зашел березки ушел
Б) Игра «Кто лишний?»
На доске записаны слова: Водитель, водовоз, вода, водолаз, мир, перемирие, мираж, мировой - Предложите задание. - Выберите «лишнее» слово. Объясните, почему оно лишнее.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
В) Работа с учебником.

Г) Самостоятельная работа
- Со словами водолаз, водитель, мир составьте несколько предложений.
7. Итог урока.
- Ну, что, ребята, покажем наше настроение снова? Молодцы! - как вы думаете, урок прошел успешно? - Что нового узнали?


В раздел образования