Урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"
Автор: Малыгина Алла Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Школа №124 Населённый пункт: город Уфа Наименование материала: конспект урока Тема: Урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" Раздел: начальное образование
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»
Система: развивающая система Л.В.Занкова
Цели:
- уточнить представление о родственных словах, научить выделять
корень, закрепить умение разбирать по членам предложения;
- помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов,
обогатить их словарный запас;
- развивать внимание, технику чистописания, речь;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: учебник, кроссворд, плакат с рисунком дерева.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе?
Какое у вас настроение?
- Какое настроение у вас? Ваше настроение я предлагаю вам выразить
при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе. Красная
фишка – настроение отличное, желтая – хорошее, синяя – так себе.
И я покажу вам свое настроение.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но
давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех настроение было
прекрасное.
2. Проверка домашнего задания.
3. Чистописание.
- Какой звук чаще всего встречается в четверостишии, которое я сейчас
прочту?
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. (Звук л)
4. Словарная работа.
- Работать со словарными словами мы будем следующим образом.
Перед вами кроссворд. Нужно его разгадать, и тогда вы узнаете, какие новые
словарные слова мы сегодня изучим.
По горизонтали:
1. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
(Коньки)
2. Предмет, предназначенный для сидения, лежания на нем. (Мебель)
3. Животное, дающее молоко. (Корова)
По вертикали:
4. Твердая набойка на подошве обуви под пяткой. (Каблук)
5. Ягода с колючками. (Малина)
4.
5. Объяснение нового материала.
- Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения.(Корень, стебель,
плод, цветок)
- Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества
водяных капель, лес – из деревьев, речь – из предложений, а предложения из
слов. Слова имеют корень.
Вы, наверное, удивитесь. Разве есть у слова корень? Это же не
растение.
Я вам сейчас расскажу одну историю.
Много- много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди
и стали думать, что с ним делать.
А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое
красивое дерево».
Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток
пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все
они на него похожи, но и свое в каждом есть.
Вот какое дерево выросло. Посмотрите на плакат.
(Слова на дереве заходить, сходить, переходить, ходить, уходить, входить)
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть
одна общая часть. И решили они назвать общую часть этих слов корнем. И
правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые,
родственные слова.
Выпишите слова, которые выросли от корешка ход
(Ходить, уходить, входить, заходить, сходить, переходить)
- Выделите ту часть, которая одинакова во всех словах.
- Так, кто же мне скажет, что такое корень?
Чтение вывода по учебнику.
6. Закрепление нового материала.
А) выполнение задания.
1.
5.
3.
- Подберите однокоренные слова к словам «береза» и «шел». Объясните
значение каждого слова
береза подберезовик шёл пришел
березовая зашел
березки ушел
Б) Игра «Кто лишний?»
На доске записаны слова:
Водитель, водовоз, вода, водолаз, мир, перемирие, мираж, мировой
- Предложите задание.
- Выберите «лишнее» слово. Объясните, почему оно лишнее.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
В) Работа с учебником.
Г) Самостоятельная работа
- Со словами водолаз, водитель, мир составьте несколько предложений.
7. Итог урока.
- Ну, что, ребята, покажем наше настроение снова? Молодцы!
- как вы думаете, урок прошел успешно?
- Что нового узнали?