Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ


Автор: Сахарова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Ирбит
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С

ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

Монолог (или монологическая речь) – это речь одного лица, которое

выражает свои мысли, намерения или дает оценку каким-либо событиям в

более или менее развернутой форме [3].

Уровень

состояния

монологической

речи

является

важным

диагностическим

признаком

развития

ребенка.

Монологическая

речь

считается одной из наиболее сложных форм речи, т.к. она носит развернутый

характер,

требует

связного

и

логически

последовательного

изложения

мыслей,

что

вытекает

из

предварительного

продумывания

или

планирования [1].

Монологическая

речь

содержит

в

себе

все

достижения

ребенка

в

овладении родным языком со стороны освоения его грамматического строя,

словарного запаса и звуковой стороны. Все последующее речевое развитие

ребенка идет с опорой на фундамент знаний и умений, приобретенных еще в

дошкольном возрасте [4].

В век компьютерных технологий дети дошкольного возраста имеют

серьезные проблемы с выражением собственных мыслей, формулированием

их в предложения. Известный философ Древней Греции Аристотель говорил:

«Если речь не ясна, она не достигнет своей цели» [9].

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для

того, чтобы заложить основы грамотной, четкой монологической речи. Это

является

одной

из

главных

задач,

стоящих

перед

дошкольными

образовательными учреждениями [2].

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста – это

творческий

процесс,

включающий

в

себя

умение

воспринимать

речь

взрослого человека и активизировать собственную речевую деятельность,

результатом которой будет являться умение выражать свои мысли четко, ясно

и последовательно [3].

1

Низкий уровень развития монологической речи у детей с ОНР может

быть

препятствием

для

последующего

успешного

обучения

в

школе.

Количество детей с данной речевой патологией увеличивается с каждым

годом [10].

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушения в формировании всех

сторон

речи:

семантической,

лексико-грамматической

и

звуковой,

сопровождающиеся

сложными

речевыми

расстройствами

у

детей

с

полноценным слухом и нормальным интеллектом [3].

Общее

недоразвитие

речи

3

уровня

характеризуется

как

умеренная

логопедическая патология, связанная с замедлением формирования речевых

навыков со стороны развития лексических и грамматических единиц. При

ОНР 3 степени возможно наличие развернутой фразы, но речь ребенка при

этом сопровождается грамматическими ошибками, звукопроизношение плохо

дифференцируется,

фонематические

процессы

отстают

от

нормы.

Дети

испытывают трудности в программировании содержания при оформлении

развернутых

высказываний.

Характерно

нарушение

связности,

а

также

последовательности

изложения,

смысловые

пропуски,

явно

выражается

«немотивированная»

ситуативность,

фрагментарность

и

низкий

уровень

использования фразовой речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи

имеют затруднения в свободном общении, детям сложно вступать в контакт с

другими людьми [3].

Речевые

нарушения

подобного

рода

негативно

сказываются

на

умственных

способностях,

социализации

ребенка

и

адекватности

его

поведения в обществе. Неисправленная в дошкольном возрасте патология

может являться в дальнейшем причиной школьной дезадаптации [4].

Коррекционное воздействие необходимо основывать при максимальном

использовании

возможностей

старших

дошкольников

с

ОНР

3

уровня,

а

также постепенной активизации нарушений функций речевого аппарата [9].

При

традиционной

коррекционной

методике

в

качестве

основного

приема

обучение

используют

образец

рассказа

педагога.

Статистика

показывает,

что

монологический

пересказ

детей

с

ОНР

3

уровня

имеет

2

значительные изменения. В них практически отсутствуют сложные и даже

простые

распространенные

предложения,

наблюдается

отсутствие

выразительных средств. В пересказах изобилуют слова-повторы «вот», «ну»,

«потом» и т.д., характерны длительные паузы между предложениями. Но

главный минус – дети не умеют строить рассказ самостоятельно. Необходимо

использовать вспомогательные средства, которые бы облегчили и направили

процесс становления развернутого речевого высказывания у ребенка [1].

К.Д. Ушинский говорил: «Учить ребенка запоминать неизвестные ему

слова

напрасно

мучить

его,

но

свяжите

их

с

соответствующими

изображениями,

и

он

усвоит

их

на

лету».

В

дошкольном

возрасте

запоминание носит непроизвольный характер вследствие того, что в данный

период у детей преобладает наглядно-образная память, которой свойственна

исключительная

фотографичность.

Поэтому логопедическая

практика

показывает,

что

одними

из

наиболее

эффективных

средств

развития

монологической

речи

у

дошкольников

с

ОНР

3

уровня

являются

мнемотехнические методы и приемы. Несмотря на то, что у таких детей

значительно снижена слуховая память и продуктивность запоминания, объем

их

зрительной

памяти

редко

отличается

от

нормы,

также

логическое

и

смысловое запоминание остаются в относительной сохранности [5].

В переводе с греческого «мнемотехника» переводится как «искусство

запоминания»,

это

система

приемов

и

методов,

которые

обеспечивают

эффективное

запоминание,

сохранение,

а

также

по следующее

воспроизведение информации с помощью дополнительных ассоциаций [7].

Дети

дошкольного

возраста

мыслят

образами,

красками,

фигурами.

Визуальные

средства,

модельные

представления

являются

центральным

звеном,

посредством

которых

логопеды

и

педагоги

могут

решать

задачи

формирования монологической речи [10].

При коррекции связной монологической речи моделирование может

служить как средство планирования высказывания. Его можно использовать

при работе со всеми видами составления текста:

пересказ;

3

составление рассказа по картинке;

описательный рассказ;

творческий рассказ [5].

Существует

множество

приемов

мнемотехники

запоминания,

например:

метод ассоциаций;

метод связок (объединение опорных слов текста в единый рассказ,

в одну целостную структуру);

метод мест (зрительные ассоциации);

метод ключевых слов;

метод пространственного маркирования;

метод «мысленных картин» [6].

Выстроить последовательный логичный пересказ дошкольникам с ОНР

3 уровня помогут:

опорные картинки;

мнемотаблицы;

карточки-символы;

стилизованные картинки реальных предметов [8].

Зрительный

материал

способствует

работе

мыслительной

деятельности,

активизирует

слуховые

и

зрительные

анализаторы,

выступающие в роли компенсаторных механизмов [5].

Работа

по

формированию

монологической

речи

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

ОНР

3

уровня

с

помощью

мнемотехнических

приемов проходит в три этапа. Сначала логопед знакомит ребенка со знаковой

символикой,

вводит

ее

в

речевую

деятельность

детей.

Использование

в

процессе

обучения

символической

аналогии

позволяет

педагогу

преобразовать учебный материал в игровую форму. Этапы развития речи

посредством мнемотехники предполагают переход от простого к сложному

по мере понимания моделей. На первом этапе используют информационные

описательные

модели

на

основе

символизации

признаков.

Модели

составляются по конкретным темам, например: «Животные», «Растения»,

«Насекомые»,

«Одежда»,

«Мебель»

и

т.д.

в

соответствии

с

календарно-

4

тематическим

планированием

старшей

группы.

Также

используют

буквенную символику, например растения обозначаются буквой «Р», птицы –

«П», животные – «Ж» и т.д. Для обозначения размеров и цветов используют

шаблоны условных признаков – цветовые квадраты, круги разных диаметров

[7].

Работу с символической аналогией можно разделить на два этапа:

этап первый – рассмотрение символов и их преобразование в

образы;

этап второй – пересказ фраз, предложений с опорой на образы

(символы), изображенные на картинках (отработка метода запоминания) [10].

Следующим

этапом

проводится

графическая

аналогия

это

обозначение

образа

или

нескольких

образов

со

схожими

признаками

символом, например: «сад», «корзина», «блюдо» - это круг, «человек» - это

треугольник,

«книги»,

«дома»,

«мебель»

и

т.д.

это

прямоугольники.

Графическая

аналогия

позволяет

детям

увидеть

самое

главное,

учит

их

«свертывать» понятия. Этот блок целесообразно начинать с обучения детей

расшифровке

моделей

и

составлению

мнемодорожек.

Далее

педагог

или

логопед зачитывает детям отрывок для пересказа. Это может быть сказка,

рассказ или стихотворение. Суть работы с детьми на этом этапе заключается

в том, что на каждое словосочетание или фразу придумывается изображение,

таким

образом

весь

текст

зарисовывается

схематически.

После

этих

манипуляций ребенок по памяти и при помощи графического изображения

должен воспроизвести текст целиком. Например, ниже дети зашифровали

фразу

«Аленушка

взя ла

кор зинку

и

пошла

в

ле с

с о б и р а т ь

грибы» (см. рис. 1.1.) [7].

5

Рисунок 1.1. Пример мнемодорожки

Третий этап – работа с мнемотаблицами, для которых следует заранее

разработать соответствующие схемы. По мере освоения материала следует

увеличивать

количество

пунктов

в

рассказе.

Например,

тема

описания

фруктов или овощей включает 8 пунктов [9].

название фрукта (овоща);

цвет;

размер;

форма;

вкус;

какой на ощупь;

где растет;

что можно приговорить (см. рис. 1.2.) [5].

6

Рисунок 1.2. Пример готовой мнемотаблицы

Рассказ по схеме должен составлять 10-12 предложений.

Технология мнемотехники открывает старшим дошкольникам с ОНР 3

уровня более широкие возможности для эффективного запоминания ими

текста. Данная технология способствует развитию воображения, зрительной

памяти,

творческих

способностей

детей;

пониманию

услышанного;

сохранению в памяти полученной информации [7].

Методика

мнемотехники

играет

большую

роль

в

формировании

монологической речи у дошкольников с ОНР, потому что мыслительные

задачи у детей в этом возрасте

решаются посредством внешних средств,

наглядный материал усваивается лучше вербального [5].

Использование

на

занятиях

мнемотаблиц

способствует

более

эффективному

восприятию

и

переработке

зрительной

информации,

воспроизведению

ее

в

соответствии

поставленным

целям.

Особенностью

7

данной методики является применение не самого изображения предмета, а

именно

символа

для

опосредованного

запоминания,

что

значительно

облегчит ребенку поиск и запоминание текста [8].

Мнемотехниче ские

приемы

помогают

детям

в

р а з в и т и и

монологической речи при рассказах и пересказах, подготавливая прочную

базу для дальнейшего обучения в школе, ведь монологическая речь является

одним из главных показателей умственных способностей и успеваемости

детей [10].

Одним из положительных моментов использования мнемотехнических

приемов

является

минимум

педагогической

речи

логопед

показывает

рисунок,

а

ребенок

самостоятельно

вспоминает

нужную

фразу

или

предложение [6].

Для того чтобы текст запомнился ребенку надолго, следует повторить

его

трехкратно

в

течение

первых

дней.

Зрительный

образ,

который

сохранился

у

ребенка

после

слушания,

сопровожденного

просмотром

рисунков (при действии непроизвольного внимания и зрительной памяти),

позволяет детям вспоминать тексты значительно быстрее [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования

монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих

общее

недоразвитие

речи

3

уровня,

которое

проявляется

в

полном

или

частичном отсутствии развернутых предложений при пересказе текста, а

также

неумении

строить

рассказ

самостоятельно,

решается

посредством

использования

мнемотехнических

приемов

в

работе

логопеда.

Мнемотехническое

запоминание

можно

считать

одним

из

самых

эффективных

способов

формирования

монологической

речи

из-за

использования

внешних

средств

и

наглядных

материалов,

которые

посредством

преобладания наглядно-образного мышления детей в данной

возрастной

группе,

запоминаются

лучше

вербального

повествования

педагога.

Использование

символической

и

графической

аналогии

в

виде

мнемодорожек и мнемотаблиц позволяет ребенку лучше воспринимать и

8

перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять ее с

последующим воспроизведением в соответствии с поставленными задачами.

Также наличие визуальной схемы или плана способствует воспроизведению

пересказа более связного, четкого и последовательного.

Литература

1.

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб.

заведений

/

М.М. Алексеева,

В.И. Яшина.

3-е

изд.,

стер.

Москва

:

Академия, 2000.

2.

Волкова Л.С. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед.

высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва :

ВЛАДОС, 2002.

3.

Воробьева В.К.

Методика

развития

связной

речи

у

детей

с

системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В.К. Воробьева. – Москва :

АСТ, 2006.

4.

Глухов В.П.

Формирование

связной

речи

детей

дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. –

Москва : АРКТИ, 2004.

5.

Козаренко В.А.

Учебник

мнемотехники.

Система

запоминания

«Джордано» / В.А. Козаренко. – Москва : Шк. рацион. чтения, 2002.

6.

Омельченко Л.В.

Использование

приёмов

мнемотехники

в

развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4.

7.

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию

детей

дошкольного

возраста

:

учеб.-метод.

пособие

/

Т.Б. Полянская. – Санкт-Петербург : Детство–Пресс, 2010.

8.

Ткаченко Т.

Использование

схем

в

составлении

описательных

рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10.

9.

Ушакова О.С.

Развитие

речи

дошкольников

/

О.С. Ушакова.

Москва : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.

9

10.

Фотекова Т.А.

Тестовая

методика

диагностики

устной

речи

младших школьников / Т.А. Фотекова. – Москва : Аркти, 2000.

10



В раздел образования