Автор: Сахарова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Ирбит
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С
ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
Монолог (или монологическая речь) – это речь одного лица, которое
выражает свои мысли, намерения или дает оценку каким-либо событиям в
более или менее развернутой форме [3].
Уровень
состояния
монологической
речи
является
важным
диагностическим
признаком
развития
ребенка.
Монологическая
речь
считается одной из наиболее сложных форм речи, т.к. она носит развернутый
характер,
требует
связного
и
логически
последовательного
изложения
мыслей,
что
вытекает
из
предварительного
продумывания
или
планирования [1].
Монологическая
речь
содержит
в
себе
все
достижения
ребенка
в
овладении родным языком со стороны освоения его грамматического строя,
словарного запаса и звуковой стороны. Все последующее речевое развитие
ребенка идет с опорой на фундамент знаний и умений, приобретенных еще в
дошкольном возрасте [4].
В век компьютерных технологий дети дошкольного возраста имеют
серьезные проблемы с выражением собственных мыслей, формулированием
их в предложения. Известный философ Древней Греции Аристотель говорил:
«Если речь не ясна, она не достигнет своей цели» [9].
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для
того, чтобы заложить основы грамотной, четкой монологической речи. Это
является
одной
из
главных
задач,
стоящих
перед
дошкольными
образовательными учреждениями [2].
Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста – это
творческий
процесс,
включающий
в
себя
умение
воспринимать
речь
взрослого человека и активизировать собственную речевую деятельность,
результатом которой будет являться умение выражать свои мысли четко, ясно
и последовательно [3].
1
Низкий уровень развития монологической речи у детей с ОНР может
быть
препятствием
для
последующего
успешного
обучения
в
школе.
Количество детей с данной речевой патологией увеличивается с каждым
годом [10].
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушения в формировании всех
сторон
речи:
семантической,
лексико-грамматической
и
звуковой,
сопровождающиеся
сложными
речевыми
расстройствами
у
детей
с
полноценным слухом и нормальным интеллектом [3].
Общее
недоразвитие
речи
3
уровня
характеризуется
как
умеренная
логопедическая патология, связанная с замедлением формирования речевых
навыков со стороны развития лексических и грамматических единиц. При
ОНР 3 степени возможно наличие развернутой фразы, но речь ребенка при
этом сопровождается грамматическими ошибками, звукопроизношение плохо
дифференцируется,
фонематические
процессы
отстают
от
нормы.
Дети
испытывают трудности в программировании содержания при оформлении
развернутых
высказываний.
Характерно
нарушение
связности,
а
также
последовательности
изложения,
смысловые
пропуски,
явно
выражается
«немотивированная»
ситуативность,
фрагментарность
и
низкий
уровень
использования фразовой речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи
имеют затруднения в свободном общении, детям сложно вступать в контакт с
другими людьми [3].
Речевые
нарушения
подобного
рода
негативно
сказываются
на
умственных
способностях,
социализации
ребенка
и
адекватности
его
поведения в обществе. Неисправленная в дошкольном возрасте патология
может являться в дальнейшем причиной школьной дезадаптации [4].
Коррекционное воздействие необходимо основывать при максимальном
использовании
возможностей
старших
дошкольников
с
ОНР
3
уровня,
а
также постепенной активизации нарушений функций речевого аппарата [9].
При
традиционной
коррекционной
методике
в
качестве
основного
приема
обучение
используют
образец
рассказа
педагога.
Статистика
показывает,
что
монологический
пересказ
детей
с
ОНР
3
уровня
имеет
2
значительные изменения. В них практически отсутствуют сложные и даже
простые
распространенные
предложения,
наблюдается
отсутствие
выразительных средств. В пересказах изобилуют слова-повторы «вот», «ну»,
«потом» и т.д., характерны длительные паузы между предложениями. Но
главный минус – дети не умеют строить рассказ самостоятельно. Необходимо
использовать вспомогательные средства, которые бы облегчили и направили
процесс становления развернутого речевого высказывания у ребенка [1].
К.Д. Ушинский говорил: «Учить ребенка запоминать неизвестные ему
слова
–
напрасно
мучить
его,
но
свяжите
их
с
соответствующими
изображениями,
и
он
усвоит
их
на
лету».
В
дошкольном
возрасте
запоминание носит непроизвольный характер вследствие того, что в данный
период у детей преобладает наглядно-образная память, которой свойственна
исключительная
фотографичность.
Поэтому логопедическая
практика
показывает,
что
одними
из
наиболее
эффективных
средств
развития
монологической
речи
у
дошкольников
с
ОНР
3
уровня
являются
мнемотехнические методы и приемы. Несмотря на то, что у таких детей
значительно снижена слуховая память и продуктивность запоминания, объем
их
зрительной
памяти
редко
отличается
от
нормы,
также
логическое
и
смысловое запоминание остаются в относительной сохранности [5].
В переводе с греческого «мнемотехника» переводится как «искусство
запоминания»,
это
система
приемов
и
методов,
которые
обеспечивают
эффективное
запоминание,
сохранение,
а
также
по следующее
воспроизведение информации с помощью дополнительных ассоциаций [7].
Дети
дошкольного
возраста
мыслят
образами,
красками,
фигурами.
Визуальные
средства,
модельные
представления
являются
центральным
звеном,
посредством
которых
логопеды
и
педагоги
могут
решать
задачи
формирования монологической речи [10].
При коррекции связной монологической речи моделирование может
служить как средство планирования высказывания. Его можно использовать
при работе со всеми видами составления текста:
пересказ;
3
составление рассказа по картинке;
описательный рассказ;
творческий рассказ [5].
Существует
множество
приемов
мнемотехники
запоминания,
например:
метод ассоциаций;
метод связок (объединение опорных слов текста в единый рассказ,
в одну целостную структуру);
метод мест (зрительные ассоциации);
метод ключевых слов;
метод пространственного маркирования;
метод «мысленных картин» [6].
Выстроить последовательный логичный пересказ дошкольникам с ОНР
3 уровня помогут:
опорные картинки;
мнемотаблицы;
карточки-символы;
стилизованные картинки реальных предметов [8].
Зрительный
материал
способствует
работе
мыслительной
деятельности,
активизирует
слуховые
и
зрительные
анализаторы,
выступающие в роли компенсаторных механизмов [5].
Работа
по
формированию
монологической
речи
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
ОНР
3
уровня
с
помощью
мнемотехнических
приемов проходит в три этапа. Сначала логопед знакомит ребенка со знаковой
символикой,
вводит
ее
в
речевую
деятельность
детей.
Использование
в
процессе
обучения
символической
аналогии
позволяет
педагогу
преобразовать учебный материал в игровую форму. Этапы развития речи
посредством мнемотехники предполагают переход от простого к сложному
по мере понимания моделей. На первом этапе используют информационные
описательные
модели
на
основе
символизации
признаков.
Модели
составляются по конкретным темам, например: «Животные», «Растения»,
«Насекомые»,
«Одежда»,
«Мебель»
и
т.д.
в
соответствии
с
календарно-
4
тематическим
планированием
старшей
группы.
Также
используют
буквенную символику, например растения обозначаются буквой «Р», птицы –
«П», животные – «Ж» и т.д. Для обозначения размеров и цветов используют
шаблоны условных признаков – цветовые квадраты, круги разных диаметров
[7].
Работу с символической аналогией можно разделить на два этапа:
этап первый – рассмотрение символов и их преобразование в
образы;
этап второй – пересказ фраз, предложений с опорой на образы
(символы), изображенные на картинках (отработка метода запоминания) [10].
Следующим
этапом
проводится
графическая
аналогия
–
это
обозначение
образа
или
нескольких
образов
со
схожими
признаками
символом, например: «сад», «корзина», «блюдо» - это круг, «человек» - это
треугольник,
«книги»,
«дома»,
«мебель»
и
т.д.
–
это
прямоугольники.
Графическая
аналогия
позволяет
детям
увидеть
самое
главное,
учит
их
«свертывать» понятия. Этот блок целесообразно начинать с обучения детей
расшифровке
моделей
и
составлению
мнемодорожек.
Далее
педагог
или
логопед зачитывает детям отрывок для пересказа. Это может быть сказка,
рассказ или стихотворение. Суть работы с детьми на этом этапе заключается
в том, что на каждое словосочетание или фразу придумывается изображение,
таким
образом
весь
текст
зарисовывается
схематически.
После
этих
манипуляций ребенок по памяти и при помощи графического изображения
должен воспроизвести текст целиком. Например, ниже дети зашифровали
фразу
«Аленушка
взя ла
кор зинку
и
пошла
в
ле с
с о б и р а т ь
грибы» (см. рис. 1.1.) [7].
5
Рисунок 1.1. Пример мнемодорожки
Третий этап – работа с мнемотаблицами, для которых следует заранее
разработать соответствующие схемы. По мере освоения материала следует
увеличивать
количество
пунктов
в
рассказе.
Например,
тема
описания
фруктов или овощей включает 8 пунктов [9].
название фрукта (овоща);
цвет;
размер;
форма;
вкус;
какой на ощупь;
где растет;
что можно приговорить (см. рис. 1.2.) [5].
6
Рисунок 1.2. Пример готовой мнемотаблицы
Рассказ по схеме должен составлять 10-12 предложений.
Технология мнемотехники открывает старшим дошкольникам с ОНР 3
уровня более широкие возможности для эффективного запоминания ими
текста. Данная технология способствует развитию воображения, зрительной
памяти,
творческих
способностей
детей;
пониманию
услышанного;
сохранению в памяти полученной информации [7].
Методика
мнемотехники
играет
большую
роль
в
формировании
монологической речи у дошкольников с ОНР, потому что мыслительные
задачи у детей в этом возрасте
решаются посредством внешних средств,
наглядный материал усваивается лучше вербального [5].
Использование
на
занятиях
мнемотаблиц
способствует
более
эффективному
восприятию
и
переработке
зрительной
информации,
воспроизведению
ее
в
соответствии
поставленным
целям.
Особенностью
7
данной методики является применение не самого изображения предмета, а
именно
символа
для
опосредованного
запоминания,
что
значительно
облегчит ребенку поиск и запоминание текста [8].
Мнемотехниче ские
приемы
помогают
детям
в
р а з в и т и и
монологической речи при рассказах и пересказах, подготавливая прочную
базу для дальнейшего обучения в школе, ведь монологическая речь является
одним из главных показателей умственных способностей и успеваемости
детей [10].
Одним из положительных моментов использования мнемотехнических
приемов
является
минимум
педагогической
речи
–
логопед
показывает
рисунок,
а
ребенок
самостоятельно
вспоминает
нужную
фразу
или
предложение [6].
Для того чтобы текст запомнился ребенку надолго, следует повторить
его
трехкратно
в
течение
первых
дней.
Зрительный
образ,
который
сохранился
у
ребенка
после
слушания,
сопровожденного
просмотром
рисунков (при действии непроизвольного внимания и зрительной памяти),
позволяет детям вспоминать тексты значительно быстрее [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих
общее
недоразвитие
речи
3
уровня,
которое
проявляется
в
полном
или
частичном отсутствии развернутых предложений при пересказе текста, а
также
неумении
строить
рассказ
самостоятельно,
решается
посредством
использования
мнемотехнических
приемов
в
работе
логопеда.
Мнемотехническое
запоминание
можно
считать
одним
из
самых
эффективных
способов
формирования
монологической
речи
из-за
использования
внешних
средств
и
наглядных
материалов,
которые
посредством
преобладания наглядно-образного мышления детей в данной
возрастной
группе,
запоминаются
лучше
вербального
повествования
педагога.
Использование
символической
и
графической
аналогии
в
виде
мнемодорожек и мнемотаблиц позволяет ребенку лучше воспринимать и
8
перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять ее с
последующим воспроизведением в соответствии с поставленными задачами.
Также наличие визуальной схемы или плана способствует воспроизведению
пересказа более связного, четкого и последовательного.
Литература
1.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб.
заведений
/
М.М. Алексеева,
В.И. Яшина.
–
3-е
изд.,
стер.
–
Москва
:
Академия, 2000.
2.
Волкова Л.С. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед.
высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва :
ВЛАДОС, 2002.
3.
Воробьева В.К.
Методика
развития
связной
речи
у
детей
с
системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В.К. Воробьева. – Москва :
АСТ, 2006.
4.
Глухов В.П.
Формирование
связной
речи
детей
дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. –
Москва : АРКТИ, 2004.
5.
Козаренко В.А.
Учебник
мнемотехники.
Система
запоминания
«Джордано» / В.А. Козаренко. – Москва : Шк. рацион. чтения, 2002.
6.
Омельченко Л.В.
Использование
приёмов
мнемотехники
в
развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4.
7.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию
детей
дошкольного
возраста
:
учеб.-метод.
пособие
/
Т.Б. Полянская. – Санкт-Петербург : Детство–Пресс, 2010.
8.
Ткаченко Т.
Использование
схем
в
составлении
описательных
рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10.
9.
Ушакова О.С.
Развитие
речи
дошкольников
/
О.С. Ушакова.
–
Москва : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.
9
10.
Фотекова Т.А.
Тестовая
методика
диагностики
устной
речи
младших школьников / Т.А. Фотекова. – Москва : Аркти, 2000.
10