Автор: Букреева Ольга Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №4 - ДС№1
Населённый пункт: г.о.Чапаевск Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: статья Взаимодействие воспитателя и логопеда в процессе индивидуальной работы по развитию речи
Раздел: дошкольное образование
СП ГБОУ СОШ №4 – ДС №1
Учитель – логопед:
Букреева О.Н.
2019 г.
Взаимодействие воспитателя и логопеда в процессе индивидуальной
работы по развитию речи
Важнейшим
условием
всестороннего
полноценного
развития
детей
является грамотная и понятная речь. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь,
тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со
взрослыми
и
сверстниками,
тем
активнее
осуществляется
его
психическое
развитие.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными
отклонениями в развитии, в том числе и речевом.
Овладение
родным
языком
является
важнейшим
условием
обеспечения
готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и
интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и
творчества.
НОД воспитателя строится с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с
задачами
НОД
логопеда.
Основную
словарную
работу
проводит
логопед,
воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной
теме
во
время
прогулок,
на
уроках
рисования,
лепки
и
конструирования.
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать
н а
в о п р о с ы
к р а с и в ы м
п о л н ы м
п р е д л о ж е н и е м .
При
наблюдении
за
объектами
действительности
воспитатель
знакомит
детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в
разных
ситуациях,
активизации
их
в
собственной
речи
детей.
Эта
работа
одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на
логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у
д е т е й
р е ч е в ы х
н а в ы к о в .
Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не
следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот,
поддерживать
инициативу,
расширять
содержание
разговора
вопросами,
с о з д а в а т ь
и н т е р е с
к
т е м е
р а з г о в о р а
у
д р у г и х
д е т е й .
Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением
детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает
л е к с и ч е с к и й
м а т е р и а л
п о
т е м е .
Воспитатель должен проводить работу по уточнению движений органов
артикуляционного
аппарата
ежедневно
при
помощи
ком п л е кс а
артикуляционных
упражнений,
предоставляемым
логопедом.
Воспитатель
должен
оказывать
помощь
логопеду
во
введении
поставленных
логопедом
звуков
в
речь
ребенка.
Эта
работа
осуществляется
с
помощью
потешек,
с к о р о г о в о р о к ,
п о д г о т о в л е н н ы х
л о г о п е д о м .
Воспитатель
должен
закреплять
навыки
по
связной
речи
с
помощью
с т и х о т в о р е н и й
и
т . п . ,
п о д г о т о в л е н н ы х
л о г о п е д о м .
Воспитатель
всем
содержанием
своей
работы
обеспечивает
полное
практическое
знакомство
с
предметами,
с
применением
их
в
быту
по
назначению.
Логопед
на
своих
занятиях
углубляет
словарную
работу,
формирование
у
детей
лексико-грамматических
категорий,
а
в
х о д е
специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом
общении.
Совместная
деятельность
логопеда
и
воспитателя
организуется
в
с о о т в е т с т в и и
с о
с л е д у ю щ и м и
ц е л я м и :
–
повышение
эффективности
коррекционно-образовательной
работы;
–
и с к л юч е н и е
д у б л и р о в а н и я
в о с п и т а т е л е м
Н ОД
л о г о п е д а ;
– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-
педагогической
деятельности
логопеда
и
воспитателей,
как
на
всю
группу
д е т е й ,
т а к
и
н а
к а ж д о г о
р е б е н к а .
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение
с л е д у ю щ и х
з а д а ч :
–
логопед
формирует
первичные
речевые
навыки
у
детей-логопатов;
–
в о с п и т ат е л ь
з а к р е п л я е т
с ф о рм и р о ва н н ы е
р еч е в ы е
н а в ы к и .
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и
воспитателя:
совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в
дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы,
по которым он непосредственно проводит НОД, но и тех, которые проводит
логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает
необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;
обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на
занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским
праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет
его), т.к. в стихах не должен встречаться звук, который не выговаривает
ребенок или искажает; разработка общих рекомендаций для родителей.
Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим
образом:
Функции логопеда
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-
типологических особенностей детей, определение основных направлений и
содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и
выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза.
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию,
состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных
предложений.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-
логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей
лексической теме в процессе всех режимных моментах.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической
правильностью речи детей в процессе всех режимных моментах.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию
естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов,
знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и
составлением всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по
заданию логопеда.
• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления,
воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Воспитатель при планировании руководствуется методическими указаниями
логопеда.
Нужно напомнить воспитателям о:
• правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
• необходимости ежедневных занятий
• индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые
дефекты
• автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз,
заучивание стихотворений)
• контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время
режимных моментах
Работа воспитателя и работа логопеда различна при формировании
звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности.
Она требует различных знаний, умений, навыков.
Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под
руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Коррекционная работа логопеда проводится поэтапно. Существует 3 этапа. На
каждом этапе свои цели и задачи для логопеда и воспитателя.
Рассмотрим по этапам отличия.
Воспитатель
1 этап- подготовительный
У т оч н е н и е
д в и ж е н и й
о р г а н о в
артикуляционного аппарата.
Воспитатель в игровой форме уточняет
с
детьми
определённые
движения
и
положения органов артикуляционного
а п п а р а т а ,
н е о б х о д и м ы е
д л я
правильного произношения звука ( в
соответствии указаниям логопеда).
Логопед
1 этап- подготовительный
Создание
определённых
положений
и
тренировка
движений
о р г а н о в
артикуляционного аппарата
В
зависимо сти
от
ха р а кт е р а
нарушения звука логопед вырабатывает
и
тренирует
движения
о р г а н о в
артикуляционного
аппарата,
которые
были
неправильными
или
совсем
2этап-формирование
первичных
п р о и з н о с и т е л ь н ы х
у м е н и й
и
навыков
-
у п р а ж н е н и я
н а
р а з в и т и е
фонематического слуха;
-звукоподражание
(
посоветоваться
с
логопедом)
- автоматизация звуков
Звук
уточняется
в
словах,
фразах,
стихотворениях,
чистоговорках
и
скороговорках, рассказах.
3
э т а п -
ф о р м и р о в а н и е
к о м м у н и к ат и в н ы х
у м е н и й
и
навыков
Следить за правильным употреблением
звуков в разговорной речи, исправлять,
обращать
внимание
на
неправильное
употребление
о т с у т с т в о в а л и ,
с т а в и т
з в у к и
различными способами.
2
этап-
формирование
первичных
п р о и з н о с и т е л ь н ы х
у м е н и й
и
навыков
-
у п р а ж н е н и я
н а
р а з в и т и е
фонематического
слуха(
т о н к и й
с и с т е м а т и з и р о в а н н ы й
с л у х ,
о б л а д а ю щ и й
с п о с о б н о с т ь ю
осуществлять операции различения и
узнавания
фонем,
составляющих
звуковую оболочку)
-По ст ановка
звука
р а з л и ч н ы м и
способами
Последовательное
введение
звука
в
речь:
слог,
слово,
предложение,
потешки, стихотворения, рассказы.
3
э т а п -
ф о р м и р о в а н и е
к о м м у н и к а т и в н ы х
у м е н и й
и
навыков
Ф о р м и р о в а н и е
б е з о ш и б о ч н о г о
употребления звука во всех ситуациях
общения