Напоминание

статья Взаимодействие воспитателя и логопеда в процессе индивидуальной работы по развитию речи


Автор: Букреева Ольга Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №4 - ДС№1
Населённый пункт: г.о.Чапаевск Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: статья Взаимодействие воспитателя и логопеда в процессе индивидуальной работы по развитию речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




СП ГБОУ СОШ №4 – ДС №1

Учитель – логопед:

Букреева О.Н.

2019 г.

Взаимодействие воспитателя и логопеда в процессе индивидуальной

работы по развитию речи

Важнейшим

условием

всестороннего

полноценного

развития

детей

является грамотная и понятная речь. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь,

тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании

окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со

взрослыми

и

сверстниками,

тем

активнее

осуществляется

его

психическое

развитие.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными

отклонениями в развитии, в том числе и речевом.

Овладение

родным

языком

является

важнейшим

условием

обеспечения

готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и

интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и

творчества.

НОД воспитателя строится с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с

задачами

НОД

логопеда.

Основную

словарную

работу

проводит

логопед,

воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной

теме

во

время

прогулок,

на

уроках

рисования,

лепки

и

конструирования.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать

н а

в о п р о с ы

к р а с и в ы м

п о л н ы м

п р е д л о ж е н и е м .

При

наблюдении

за

объектами

действительности

воспитатель

знакомит

детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в

разных

ситуациях,

активизации

их

в

собственной

речи

детей.

Эта

работа

одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на

логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у

д е т е й

р е ч е в ы х

н а в ы к о в .

Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не

следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот,

поддерживать

инициативу,

расширять

содержание

разговора

вопросами,

с о з д а в а т ь

и н т е р е с

к

т е м е

р а з г о в о р а

у

д р у г и х

д е т е й .

Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением

детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает

л е к с и ч е с к и й

м а т е р и а л

п о

т е м е .

Воспитатель должен проводить работу по уточнению движений органов

артикуляционного

аппарата

ежедневно

при

помощи

ком п л е кс а

артикуляционных

упражнений,

предоставляемым

логопедом.

Воспитатель

должен

оказывать

помощь

логопеду

во

введении

поставленных

логопедом

звуков

в

речь

ребенка.

Эта

работа

осуществляется

с

помощью

потешек,

с к о р о г о в о р о к ,

п о д г о т о в л е н н ы х

л о г о п е д о м .

Воспитатель

должен

закреплять

навыки

по

связной

речи

с

помощью

с т и х о т в о р е н и й

и

т . п . ,

п о д г о т о в л е н н ы х

л о г о п е д о м .

Воспитатель

всем

содержанием

своей

работы

обеспечивает

полное

практическое

знакомство

с

предметами,

с

применением

их

в

быту

по

назначению.

Логопед

на

своих

занятиях

углубляет

словарную

работу,

формирование

у

детей

лексико-грамматических

категорий,

а

в

х о д е

специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом

общении.

Совместная

деятельность

логопеда

и

воспитателя

организуется

в

с о о т в е т с т в и и

с о

с л е д у ю щ и м и

ц е л я м и :

повышение

эффективности

коррекционно-образовательной

работы;

и с к л юч е н и е

д у б л и р о в а н и я

в о с п и т а т е л е м

Н ОД

л о г о п е д а ;

– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-

педагогической

деятельности

логопеда

и

воспитателей,

как

на

всю

группу

д е т е й ,

т а к

и

н а

к а ж д о г о

р е б е н к а .

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение

с л е д у ю щ и х

з а д а ч :

логопед

формирует

первичные

речевые

навыки

у

детей-логопатов;

в о с п и т ат е л ь

з а к р е п л я е т

с ф о рм и р о ва н н ы е

р еч е в ы е

н а в ы к и .

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и

воспитателя:

совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в

дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы,

по которым он непосредственно проводит НОД, но и тех, которые проводит

логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает

необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на

занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским

праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет

его), т.к. в стихах не должен встречаться звук, который не выговаривает

ребенок или искажает; разработка общих рекомендаций для родителей.

Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим

образом:

Функции логопеда

• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-

типологических особенностей детей, определение основных направлений и

содержания работы с каждым из них.

• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и

выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Работа по коррекции звукопроизношения.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового

анализа и синтеза.

• Работа по коррекции слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию,

состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных

предложений.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-

логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функции воспитателя:

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей

лексической теме в процессе всех режимных моментах.

• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической

правильностью речи детей в процессе всех режимных моментах.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию

естественного общения у детей.

• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов,

знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и

составлением всех видов рассказывания).

• Закрепление навыков чтения и письма.

• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по

заданию логопеда.

• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления,

воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Воспитатель при планировании руководствуется методическими указаниями

логопеда.

Нужно напомнить воспитателям о:

• правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики

• необходимости ежедневных занятий

• индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые

дефекты

• автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз,

заучивание стихотворений)

• контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время

режимных моментах

Работа воспитателя и работа логопеда различна при формировании

звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности.

Она требует различных знаний, умений, навыков.

Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под

руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Коррекционная работа логопеда проводится поэтапно. Существует 3 этапа. На

каждом этапе свои цели и задачи для логопеда и воспитателя.

Рассмотрим по этапам отличия.

Воспитатель

1 этап- подготовительный

У т оч н е н и е

д в и ж е н и й

о р г а н о в

артикуляционного аппарата.

Воспитатель в игровой форме уточняет

с

детьми

определённые

движения

и

положения органов артикуляционного

а п п а р а т а ,

н е о б х о д и м ы е

д л я

правильного произношения звука ( в

соответствии указаниям логопеда).

Логопед

1 этап- подготовительный

Создание

определённых

положений

и

тренировка

движений

о р г а н о в

артикуляционного аппарата

В

зависимо сти

от

ха р а кт е р а

нарушения звука логопед вырабатывает

и

тренирует

движения

о р г а н о в

артикуляционного

аппарата,

которые

были

неправильными

или

совсем

2этап-формирование

первичных

п р о и з н о с и т е л ь н ы х

у м е н и й

и

навыков

-

у п р а ж н е н и я

н а

р а з в и т и е

фонематического слуха;

-звукоподражание

(

посоветоваться

с

логопедом)

- автоматизация звуков

Звук

уточняется

в

словах,

фразах,

стихотворениях,

чистоговорках

и

скороговорках, рассказах.

3

э т а п -

ф о р м и р о в а н и е

к о м м у н и к ат и в н ы х

у м е н и й

и

навыков

Следить за правильным употреблением

звуков в разговорной речи, исправлять,

обращать

внимание

на

неправильное

употребление

о т с у т с т в о в а л и ,

с т а в и т

з в у к и

различными способами.

2

этап-

формирование

первичных

п р о и з н о с и т е л ь н ы х

у м е н и й

и

навыков

-

у п р а ж н е н и я

н а

р а з в и т и е

фонематического

слуха(

т о н к и й

с и с т е м а т и з и р о в а н н ы й

с л у х ,

о б л а д а ю щ и й

с п о с о б н о с т ь ю

осуществлять операции различения и

узнавания

фонем,

составляющих

звуковую оболочку)

-По ст ановка

звука

р а з л и ч н ы м и

способами

Последовательное

введение

звука

в

речь:

слог,

слово,

предложение,

потешки, стихотворения, рассказы.

3

э т а п -

ф о р м и р о в а н и е

к о м м у н и к а т и в н ы х

у м е н и й

и

навыков

Ф о р м и р о в а н и е

б е з о ш и б о ч н о г о

употребления звука во всех ситуациях

общения



В раздел образования