Напоминание

"Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык"


Автор: Виноградова Лидия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 587
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы в 7 классе
Тема: "Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по литературе в 7 классе

"Великий, могучий, правдивый и свободный".

(Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык").

Цели:

1 познакомить учащихся со стихотворением в прозе И.С.Тургенева "Русский язык"

2 продолжить работу по комплексному анализу текста ( умение определять тему, идею

текста, выделять микротемы),составлять цитатный план, находить ключевые слова,

изобразительно-выразительные средства;

3 формировать навык выразительного чтения;

4.определять особенности жанра;

5. продолжить работу над понятием "художественный стиль речи".

Оформление доски

(Портрет И.С.Тургенева, фрагменты из книги " И.С.Тургенев.Выставка в школе", текст

стихотворения)

Слово учителя

-Ребята, в какие минуты жизни мы вспоминаем о нашем родном языке? Почему?

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением в прозе Тургенева "Русский язык".

И цель урока-работа со словом.

Выступление ученицы с индивидуальным заданием-рассказ о времени создания

произведения.

Выразительное чтение стихотворения наизусть ( музыкальное сопровождение).

Работа с текстом

- Ваше впечатление о стихотворении?

-Какова тема? (О русском языке, о народе)

- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На три).

- Составим цитатный план каждой части. ( Формулировки плана после прочтения 1 -ой

смысловой части- озаглавили "Во дни сомнения").

- Найдите ключевые слова в этой части ( поддержка, опора, язык, Родина).

-Прочитаем 2-ую часть, озаглавим ("Не будь тебя...")

-Найдите ключевые слова этой части ( отчаяние, дома). Подберите синоним у слову "дома"

( В России).

- Прочитаем 3-ью часть, озаглавим (Но нельзя верить...")

- Найдите ключевые слова этой части ( язык, народ).

- Определите зачин в этом тексте. Готовит ли начало к пониманию всего текста?((Конечно,

Прочитав первое предложение, мы видим, что речь пойдет о великом, могучем,

правдивом и свободном русском языке).

-Прочитайте финал текста. Как бы вы его определили по интонации - это логический вывод

или призыв к действию? ( Призыв)

- Как связаны между собой начало и конец текста? (По смыслу и грамматически.

Начинается текст словами о русском языке и заканчивается мыслью,что русский язык дан

великому народу). Грамматическая связь определяется повтором слов, контекстными

синонимами ( русский язык-тебя-такой язык)

-Определите стиль речи (Художественный)

- Какие признаки художественного текста вы можете найти (используются изобразительно-

выразительные средства, создается образ, определяются чувства автора)

- Найдите эпитеты и назовите их ( тягостных раздумий, великий, могучий, правдивый и

свободный язык, великому народу).

-Подберите синонимы к слову "великий" ( величавый, великолепный, огромный, богатый,

величественный, бесподобный, неповторимый).

- С какой целью автор используе тэпитет "великий" 2 раза? ( Великий язык- великий народ.

В тексте звучит гордость за созданный великим народом великий язык).

- Какую роль выполняют эти оценочные эпитеты у Тургенева? (Они придают

торжественность слову, передают восхищение автора).

- К кому обращается автор? ( К языку).

- Кого он видит в образе русского языка? (О языке говорит как о друге).

- Какой прием при этом он использует? (Олицетворение).

- С какой целью он использует олицетворение? ( В трудные минуты жизни мы обращаемся

за помощью, ищем поддержки у родных и близких - у того, кто нас поймет и поддержит)

- Как вы понимаете слово "тягостных" раздумий? ( неуверенность в истине, это слово-

сомнение)

- Обратимся к Толковому словарю Ожегова за лексическим значением слова

("Затруднение, недоумение при решении какого-нибудь вопроса")

- Подберите синонимы к этому слову ( трудных, мучительно-неприятных).

- Действительно, такие моменты бывают у каждого человека, были они и у Тургенева. И в

такие минуты он обращается к языку-к родному рускому языку.

Мы уже говорили, что в этом тексте Тургенев говорит о России. Какое местоимение

использует автор в первом предложенеи , когда говорит о ней? ( Моей).

- Какой смысл вкладывает Иван Сергеевич, используя это местоимение? ( Эта страна для

него дорога).

- Да, находясь за границей , Тургенев тосковал по России. Каждый его приезд в Россию

становился для него событием. И любовь к родной стране, к родному языку он пронес в

своем сердце на протяжении всей жизни. Яркое тому подтверждение- стихотворение в

прозе "Русский язык". А сколько предложений в этом тексте? (Три).

- Определите их по цели высказывания и эмоциональной окраске. ( Первое-

повествовательное, восклицательное, причем восклицание риторическое; второе

предложение-риторический вопрос, третье - риторическое восклицание).

- Объясните, зачем автору нужно было использовать риторический вопрос? (Он усиливает

чувство автора, делает речь его более эмоциональной).

- Какое чувство передано первым предложением? ( сомнение); вторым? ( Отчаяние);

третьим? ( Уверенность).

- В чем он абсолютно уверен? ( Великий язык дан великому народу).

- Кем дан? (Богом).

- Да, это божий дар, дар свыше, и нужно бережно им пользоваться, беречь, хранить,

использовать только в благих целях, для свершения великих дел.

- Мы помним, что основная цель художественного стиля -воздействовать на чувства,

МЫСЛИ ЧИТАТЕЛЯ. Сформулируйте основную задачу этого текста. ( Воздействовать на

читателя через образ русского языка с целью пробуждения чувства гордости за русский

язык, носителями которого они являются).

- Какой тип речи употребляет автор в этом тексте? (Рассуждение).

- О чем он рассуждает?( О языке, в котором видит " поддержку и опору").

- При анализе текста нельзя не вспомнить о роли композиции. Каково соотношение частей

в этом тексте? ( 1 и 2 предложения сопоставлены друг с другом, а 2 и 3

противопоставлены).

- С помощью чего Тургенев противопоставляет их? (С помощью противительного союзза

"но").

- И вот мы пришли к одному из главных вопросов - какова идея этого стихотворения в

прозе?( Мы видим, что сомнения автора уходят,звучит уверенность,что такой язык дан

великому народу. И в этих словах заключена идея текста).

- Жанр этого текста-стихотворение в прозе. Попрубуйте самостоятельно сформулировать

определение этому жанру. ( Ответы учащихся).

- Откроем Словарь литературоведческих терминов и найдем там лексическое значение

понятию "Стихотворения в прозе".

- Подготовленный ученик: "Стихотворения в прозе" Тургенева встретили самый радушный

прием и навсегда вошли в золотой фон нашей литературы. Недаром "тканью из солнца,

радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли" назвал их П.В.Анненков,

выразив общее мнение читающей публики.

- Наш урок подходит к концу. Составьте синквейн об авторе, написавшем стихот- ворение в

прозе "Русский язык".

Подведение итогов

-Оцените свою работу смайликом.

Прием "Микрофон":

-Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, важны для вас ?

- Где могут пригодиться эти сведения?

Домашнее задание

1 Выучить стихотворение в прозе наизусть.

2 Написать миниатюру "Русский язык в моей жизни"

-



В раздел образования