Автор: Виноградова Лидия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 587
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы в 7 классе
Тема: "Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык"
Раздел: среднее образование
Урок по литературе в 7 классе
"Великий, могучий, правдивый и свободный".
(Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык").
Цели:
1 познакомить учащихся со стихотворением в прозе И.С.Тургенева "Русский язык"
2 продолжить работу по комплексному анализу текста ( умение определять тему, идею
текста, выделять микротемы),составлять цитатный план, находить ключевые слова,
изобразительно-выразительные средства;
3 формировать навык выразительного чтения;
4.определять особенности жанра;
5. продолжить работу над понятием "художественный стиль речи".
Оформление доски
(Портрет И.С.Тургенева, фрагменты из книги " И.С.Тургенев.Выставка в школе", текст
стихотворения)
Слово учителя
-Ребята, в какие минуты жизни мы вспоминаем о нашем родном языке? Почему?
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением в прозе Тургенева "Русский язык".
И цель урока-работа со словом.
Выступление ученицы с индивидуальным заданием-рассказ о времени создания
произведения.
Выразительное чтение стихотворения наизусть ( музыкальное сопровождение).
Работа с текстом
- Ваше впечатление о стихотворении?
-Какова тема? (О русском языке, о народе)
- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На три).
- Составим цитатный план каждой части. ( Формулировки плана после прочтения 1 -ой
смысловой части- озаглавили "Во дни сомнения").
- Найдите ключевые слова в этой части ( поддержка, опора, язык, Родина).
-Прочитаем 2-ую часть, озаглавим ("Не будь тебя...")
-Найдите ключевые слова этой части ( отчаяние, дома). Подберите синоним у слову "дома"
( В России).
- Прочитаем 3-ью часть, озаглавим (Но нельзя верить...")
- Найдите ключевые слова этой части ( язык, народ).
- Определите зачин в этом тексте. Готовит ли начало к пониманию всего текста?((Конечно,
Прочитав первое предложение, мы видим, что речь пойдет о великом, могучем,
правдивом и свободном русском языке).
-Прочитайте финал текста. Как бы вы его определили по интонации - это логический вывод
или призыв к действию? ( Призыв)
- Как связаны между собой начало и конец текста? (По смыслу и грамматически.
Начинается текст словами о русском языке и заканчивается мыслью,что русский язык дан
великому народу). Грамматическая связь определяется повтором слов, контекстными
синонимами ( русский язык-тебя-такой язык)
-Определите стиль речи (Художественный)
- Какие признаки художественного текста вы можете найти (используются изобразительно-
выразительные средства, создается образ, определяются чувства автора)
- Найдите эпитеты и назовите их ( тягостных раздумий, великий, могучий, правдивый и
свободный язык, великому народу).
-Подберите синонимы к слову "великий" ( величавый, великолепный, огромный, богатый,
величественный, бесподобный, неповторимый).
- С какой целью автор используе тэпитет "великий" 2 раза? ( Великий язык- великий народ.
В тексте звучит гордость за созданный великим народом великий язык).
- Какую роль выполняют эти оценочные эпитеты у Тургенева? (Они придают
торжественность слову, передают восхищение автора).
- К кому обращается автор? ( К языку).
- Кого он видит в образе русского языка? (О языке говорит как о друге).
- Какой прием при этом он использует? (Олицетворение).
- С какой целью он использует олицетворение? ( В трудные минуты жизни мы обращаемся
за помощью, ищем поддержки у родных и близких - у того, кто нас поймет и поддержит)
- Как вы понимаете слово "тягостных" раздумий? ( неуверенность в истине, это слово-
сомнение)
- Обратимся к Толковому словарю Ожегова за лексическим значением слова
("Затруднение, недоумение при решении какого-нибудь вопроса")
- Подберите синонимы к этому слову ( трудных, мучительно-неприятных).
- Действительно, такие моменты бывают у каждого человека, были они и у Тургенева. И в
такие минуты он обращается к языку-к родному рускому языку.
Мы уже говорили, что в этом тексте Тургенев говорит о России. Какое местоимение
использует автор в первом предложенеи , когда говорит о ней? ( Моей).
- Какой смысл вкладывает Иван Сергеевич, используя это местоимение? ( Эта страна для
него дорога).
- Да, находясь за границей , Тургенев тосковал по России. Каждый его приезд в Россию
становился для него событием. И любовь к родной стране, к родному языку он пронес в
своем сердце на протяжении всей жизни. Яркое тому подтверждение- стихотворение в
прозе "Русский язык". А сколько предложений в этом тексте? (Три).
- Определите их по цели высказывания и эмоциональной окраске. ( Первое-
повествовательное, восклицательное, причем восклицание риторическое; второе
предложение-риторический вопрос, третье - риторическое восклицание).
- Объясните, зачем автору нужно было использовать риторический вопрос? (Он усиливает
чувство автора, делает речь его более эмоциональной).
- Какое чувство передано первым предложением? ( сомнение); вторым? ( Отчаяние);
третьим? ( Уверенность).
- В чем он абсолютно уверен? ( Великий язык дан великому народу).
- Кем дан? (Богом).
- Да, это божий дар, дар свыше, и нужно бережно им пользоваться, беречь, хранить,
использовать только в благих целях, для свершения великих дел.
- Мы помним, что основная цель художественного стиля -воздействовать на чувства,
МЫСЛИ ЧИТАТЕЛЯ. Сформулируйте основную задачу этого текста. ( Воздействовать на
читателя через образ русского языка с целью пробуждения чувства гордости за русский
язык, носителями которого они являются).
- Какой тип речи употребляет автор в этом тексте? (Рассуждение).
- О чем он рассуждает?( О языке, в котором видит " поддержку и опору").
- При анализе текста нельзя не вспомнить о роли композиции. Каково соотношение частей
в этом тексте? ( 1 и 2 предложения сопоставлены друг с другом, а 2 и 3
противопоставлены).
- С помощью чего Тургенев противопоставляет их? (С помощью противительного союзза
"но").
- И вот мы пришли к одному из главных вопросов - какова идея этого стихотворения в
прозе?( Мы видим, что сомнения автора уходят,звучит уверенность,что такой язык дан
великому народу. И в этих словах заключена идея текста).
- Жанр этого текста-стихотворение в прозе. Попрубуйте самостоятельно сформулировать
определение этому жанру. ( Ответы учащихся).
- Откроем Словарь литературоведческих терминов и найдем там лексическое значение
понятию "Стихотворения в прозе".
- Подготовленный ученик: "Стихотворения в прозе" Тургенева встретили самый радушный
прием и навсегда вошли в золотой фон нашей литературы. Недаром "тканью из солнца,
радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли" назвал их П.В.Анненков,
выразив общее мнение читающей публики.
- Наш урок подходит к концу. Составьте синквейн об авторе, написавшем стихот- ворение в
прозе "Русский язык".
Подведение итогов
-Оцените свою работу смайликом.
Прием "Микрофон":
-Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, важны для вас ?
- Где могут пригодиться эти сведения?
Домашнее задание
1 Выучить стихотворение в прозе наизусть.
2 Написать миниатюру "Русский язык в моей жизни"
-