Автор: Малеванная Елена Викторовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ № 34 пгт Афипского МО Северский район
Населённый пункт: пгт Афипский, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятия по логоритмике
Раздел: дошкольное образование
Логоритмика.
Занятие по теме: «Путешествие на новогоднюю елку».
1.
Организационный момент.
—
Ребята, сейчас мы с вами сядем на поезд и отправимся на новогоднюю елку.
Педагог.
По железной по дороге
Едет-едет паровоз.
Он подарки нам привез,
Как волшебный Дед Мороз.
2.
Массаж биологически активных зон «Наступили холода» для профилактики
простудных заболеваний
'
Педагог.
Ехать в поезде тепло
Поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима,
Наступили холода.
Давайте сделаем массаж от простуды.
Педагог.
Да-да-да- Наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да-да -
Превратилась в лёд вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду -
Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Ду-ду-ду - Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
3.
Дыхательные упражнения.
—А теперь подышим носиком.
Педагог.
Как подул Дед Мороз - В
воздухе морозном Полетели,
закружились Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и дуют на них,
наблюдая за кружением снежинок.
4.
Упражнения для языка.
Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в
таком положении (под счет до «шести-восьми»).
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка
«горочкой».
5. Чистоговорка «Приходи, мороз».
Ос-ос-ос - сильный мороз.
Оза-оза-оза - не боимся мы мороза.
Ос-ос-ос - тепло оденемся в мороз.
Оза-оза-оза - нельзя нам в праздник без
мороза.
Ос-ос-ос - приходи на елку, Дед Мороз.
6.
Отгадывание загадки. Развитие речевого слуха.
Что это будет?
Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Подарки. Мерцанье цветных огоньков.
Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.
Пляски и песни. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?
(Елка.)
—
Как вы догадались?.
—
А запомнили ли вы, о каких украшениях говорится в загадке? Перечислите их.
—
Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, огоньки, звезды, снежинки, флажки. *
—
А было ли среди названий украшений название, содержащее звук [х]?
—
Было. Это слово хлопушка.
—
На каком месте в этом слове стоит звук [х]? (Звук [х] стоит в начале слова.)
7.
Пальчиковая гимнастика «На елке». Развитие тонкой моторики.
—
Вот мы и приехали на новогоднюю елку.
Мы на елке веселились,
Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились.
Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз
Дети «шагают» средним и указательным
Нам подарки преподнес.
пальцами обеих рук по столу.
Дал большущие пакеты,
«Рисуют» руками большой круг.
В них же - вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки.
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках
Орешки рядом с ними,
пальчики, начиная с большого.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
В. Волина
8. Попевка «Елочка». Совершенствование умения эмоционально передавать
характер песни, интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто
произносить слова.
Наша елочка-краса
Поднялась под небеса.
Стройная красавица Всем
ребятам нравится.
“ Вот и закончилось наше путешествие на новогоднюю елку. Пора нам возвращаться
в детский сад.
Дети «садятся» на поезд и едут в группу.
Занятие по теме:
« Откуда хлеб пришел?».
1. Рассказывание стихотворения.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
— Сегодня мы с вами продолжим разговор о хлебе и о людях, которые растят
хлеб и пекут для нас с вами вот эти замечательные изделия.
2. Подвижная игра «Золотая рожь». Координация речи с движением. Уточнение и
расширение словаря: устойчивые словосочетания.
Ветерок спросил пролетая:
Бегут по кругу на носочках,
руки на поясе.
Отчего ты, рожь, золотая?
Меняют направление бега.
А в ответ колоски шелестят:
Останавливаются, руки вверх,
наклоны в стороны.
Золотые руки растят!
Два наклона к носочкам.
Е. Серова
—Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми? (Они умелые, ловкие.)
— Точно так же о добром сердце говорят: «Золотое сердце». А про красивый голос
говорят: «Золотой голос».
3. Проговаривание чнстоговорок.
Пирожок
Калач
Жок-жок-жок - это пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Чи-чи-чи - пекутся в печке калачи.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Ач-ач-ач - печет бабушка калач.
Жок-жок-жок - кушай, Женя, пирожок! Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Печенье
Ченье-ченье - вот печенье.
Ченье-ченье - печет бабушка печенье.
Ченьем-ченьем - пьем мы чай с печеньем.
Калач
Ач-ач-ач - вот калач.
Ач-ач-ач - печет Мила калач.
Ач-ач-ач - сладкий калач.
Ач-ач-ач - вкусный калач.
4. Упражнение «Колосок». Развитие дыхания, формирование направленной воздушной
струи.
Логопед раздает детям бумажные колоски.
—А сейчас мы подуем на колоски. Положите колоски на ладонь. Через нос
—сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на
колосок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.
Упражнение проводится
4-5
раз.
5.
Реалаксационная пауза.
— Ребята, покажите, как ветер качает колоски. Ветер усиливается, колоски
качаются все сильней и сильней. Ветер нагнул колоски, и они упали на землю.
Дети опускаются на ковер и под спокойную музыку расслабляются.
6. Игра с мячом «Соберем семейку слов». Совершенствование
Л
грамматического строя речи: образование однокоренных слов.
—Сегодня мы продолжим разговор о хлебе. И я предлагаю вам образовать слова
одной семейки от слова хлеб в игре с мячом. Как ласково назвать хлеб? (Хлебушек.)
—Как назвать магазин, где продается хлеб? (Хлебный.)
—Как называется ящик для хранения хлеба? (Хлебница.)
—Как называют гостеприимного человека? (Хлебосольный.)
7. Пальчиковая гимнастика «Каша». Развитие тонкой моторики, координации речи с
движением.
Каша в поле росла,
Поднимают руки вверх,
шевелят пальчиками.
К нам в тарелку пришла. Приседают, «шагают»
пальчиками по ковру.
Всех друзей угостим,
Встают, мешают указательным
По тарелке дадим. пальцем правой руки в ладошке левой.
Птичке-невеличке,
Загибают по одному пальчику на
Зайцу и лисичке,
обеих руках на каждое название.
Кошке и матрешке
Всем дадим по ложке.
Народная песенка
8. Игра с мячом «Какая каша?» Совершенствование грамматического строя речи:
образование относительных прилагательных.
—Давайте вспомним, как называется каша, сваренная из разных круп.
— Каша из гречи - какая? (гречневая.)
— Каша из пшена - какая? (пшенная.)
—Каша из манки - какая? (манная.)
—Каша из риса - какая? (рисовая.)
9. Русская народная хороводная игра «Каравай».
"Как на праздник на веселый
Взявшись за руки дети идут по кругу.
Испекли мы каравай:
Вот такой узенький,
Сужают круг.
Вот такой низенький,
Приседают на корточки.
Вот такой широкий,
Расширяют круг.
Вот такой высокий,
Поднимают руки вверх.
Вот такой вкусненький.
Гладят себя по животу.
10.
Проговаривание скороговорки. Хорош пирожок. Внутри творожок.
Занятие по теме: «Космос».
1.
Рассказывание стихотворения «Космонавт». Развитие артикуляционной
моторики. Автоматизация правильного произношения звука Гр1.
Логопед предлагает детям рассказать стихотворение.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит,
И на Землю вниз глядит.
Сверху видит он поля,
Реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной.
В. Степанов
2.
Подвижная игра «В открытом космосе». Развитие творческого воображения, обшей
моторики, координации движений.
Логопед приглашает детей выйти на ковер.
— Мы оказались в открытом космосе. Вы уже знаете, что здесь безвоздушное
пространство, невесомость. Все движения в невесомости замедленные и плавные.
Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в невесомости.
Дети изображают движения в невесомости.
3. 2. Комплекс общеразвивающих упражнений «Будем космонавтами»
Чтобы в космос полететь,
Шаг марша.
Надо силу поиметь,
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Раз, два, три - Присядем мы!
Раз, два - руки согнуть,
Три, четыре - разогнуть.
Много раз я отожмусь
Утром на зарядке
И руками оттолкнусь,
Будет все в порядке.
Я, как лодочка, лежу,
Спинку напрягаю в
И качаюсь на волнах,
Силы сохраняю.
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолет.
Приседания.
Сгибание и разгибание рук к плечам, пальцы
сжимать в кулаки.
И.П. - лежа на животе, руки под грудью.
Выпрямлять руки, поднимая верхнюю часть
туловища, и возвращаться в И.П.
И.П. - лежа на животе, руки сцеплены «замок».
Поднимать руки и ноги, покачиваясь вперед-назад.
Прыжки, руки соединены над головой в «замок».
Прыжки на двух ногах, руки в стороны.
Раз, два, три, четыре -
Прыжки на двух ногах, руки подняты вверх
Руки выше, плечи шире.
и немного разведены в стороны.
Раз, два, три, четыре —
Ходьба на месте.
И на месте походили.
4.
Голосовое упражнение «Радиоволны». Развитие эмоциональной
выразительной речи.
Хором.
За-зо-зу. (Произносится вопросительно.)
Зя-зе-зё-зю. (Произносится утвердительно.)
Зве-звя-зви. (Произносится удивленно.)
Зву-зво-звы. (Произносится радостно.)
5.
Упражнение «Ракеты». Развитие дыхания, формирование направленной
воздушной струи.
Логопед раздает детям бумажные ракеты.
—А сейчас мы отправим в полет ракеты. Положите ракеты на ладонь. Дерез нос
сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на ракету,
вытянув губы трубочкой, не надувая щек.
Упражнение проводится
4-5
раз.
6. Чистоговорки.
Ракета
Луна
Ра-ра-ра - вот ракета.
Ла-ла-ла - вот луна.
Ра-ра-ра - в парке новая ракета.
Лу-лу-лу - я лечу на луну.
Лу-ру-лу - ракета нацелена на луну.
Ла-ла-ла - большая луна.
Лу-ру-лу - я отправлюсь на луну.
Ла-ла-ла - круглая луна.
7. Подвижное упражнение «Ракета». Координация речи с движением.
А сейчас мы с вами дети,
Маршируют по кругу.
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
Поднимаются на носки,
тянут руки вверх, сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись.
Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь!
Бегут по кругу на носочках.
8. Подвижная игра «Замри». Развитие внимания.
Дети выполняют произвольные танцевальные движения под музыку. Затем под
слова покачиваются с ноги на ногу, стоя на месте.
Корабль качается - раз!
Корабль качается - два!
Корабль качается - три!
В космическом танце - замри!
Когда произносится последняя строка, все замирают. Лучшая фигура отмечается
педагогом.
Прыжки, ноги в стороны — ноги
вместе с хлопками над головой.
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Занятие по теме: «Весенние сельскохозяйственные работы».
1.
Организационный момент.
— Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне и поговорим , о труде людей
весной на селе.
Дети идут змейкой за педагогом и выполняют движения в соответствии с содержанием
стихотворения.
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода Побежит
за трактористом К синей
речке борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
В. Степанов
2.
Разговор с весной.
В зал входит Весна (переодетый ребенок) и начинается диалог между детьми и Весной.
—Ну, весна, как дела? — У меня уборка.
—Для чего тебе метла? — Снег смести с пригорка.
—Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!
—Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.
Все промою, просушу, Вас на праздник приглашу!
О. Высоцкая
3.
Ответить на вопросы по теме «Весна». -
—Какие приметы весны ты знаешь?
—
Когда ты заметил первые приметы весны?
—
Какие это приметы?
—
Назови весенние месяцы.
—Назови перелетных птиц. Расскажи о жизни птиц и зверей весной.
—
Как трудятся колхозники на полях?
—
Какой сельскохозяйственный инвентарь ты знаешь?
Для чего он нужен?
4. Рассказывание стихотворений о сельскохозяйственном инвентаре.
Лопата Веник
Лопата копала,
Веник пол подметал.
Копала, копала,
Веник очень устал.
Потом улеглась.
Он чихнул,
Видно очень устала.
Он зевнул.
И тихонько лег под стул.
Дворник
Ла - ра - ла - вот метла.
Л у - р у - л у - дворник взял метлу.
Ла - ра - ла - у дворника метла.
Лой - лой - лой - дворник двор метет метлой.
5. Упражнение «Грядка». Координация речи с движением. См. картотеку.
6. Упражнение «Повтори за мной». Работа над общими речевыми навыками.
Давайте повторим поговорку, которую вы выучили на занятии. Старайтесь
говорить четко, правильно произносить все звуки. Следите за произношением звука
[р]. Сначала проговорим поговорку хором, а потом по очереди.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Март с водой, апрель с травой.
Далее дети по очереди произносят поговорку, а логопед определяет того, кто сделал это лучше
всех.
Занятие по теме: «Комнатные растения».
1. Упражнение «Подбери листок». Развитие зрительного внимания и восприятия.
Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает их к столу, на котором стоит
пальчиковый бассейн. В бассейне среди чечевицы спрятаны листья комнатных растений.
—Опустите руки в бассейн и найдите каждый по одному листочку.
Дети выполняют задание.
—Вы узнали, с каких листьев эти растения? Скажите, с какого растения ваш листок,
какой он по цвету, по форме, на ощупь?
—Это лист герани. Он круглый, волнистый, мягкий, зеленый.
—Ау меня лист фиалки. Он круглый, мясистый, опушенный, зеленый.
—
Я нашел лист фикуса. Он овальный, заостренный, блестящий.
—А я нашла лист бегонии. Он заостренный, серебристый, пятнистый, сочный.
—Правильно. Вы узнали листья комнатных растений. Сегодня мы продолжим
разговор о них.
2. Подвижное упражнение «Живой уголок». Координация речи с движением.
Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг.
Любят ребята живой уголок Каждую
птицу и каждый цветок. Как-то зимой
здесь гостил соловей И не скучал меж
веселых друзей.
Много зверюшек живет в уголке:
Дети идут по кругу, взявшись
«' за
руки.
Бегут на носочках, взмахивая руками, по
меняв направление.
Вновь идут по кр
Приседают. Руки сгибают перед грудью.
Выполняют волнообразные движения
Кролик грызет на поляне кору.
Зде сь
черепаха
и
ежик
ж и ву т,
-Каждому дети гостинцы несут. Рады
зверюшки гостям дорогим, Даже цветы
словно тянутся к ним.
Показывают
панцирь
черепахи
из
сложенных ладоней и иголки ежа из
перекрещенных
пальцев.
Вновь
идут
по
кругу.
Останавливаются,
тянутся
вверх, подняв руки.
3.Пальчиковая гимнастика «Цветок». Развитие мелкой моторики. Выполнять
действия в соответствии с текстом стихотворения.
Наши алые цветки Раскрывают
лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки Закрывают
лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
Рыжая белка сидит на сучке,
Рыбки в воде затевают игру,
3. Пластические этюды.
Изобразить:
—мама рассаживает комнатные цветы, поливает их, рыхлит землю, протирает листья.
4. Подвижная игра «Комнатные растения». Развитие общей моторики, регуляция
мышечного тонуса.
Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.
—Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли. Присядьте на корточки
и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и
«полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно
встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет
постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки,
согнуться, опустив голову.
5. Гимнастика «На окне в горшочках». Развитие общей
моторики
.
На окне в горшочках
Дети сидят на корточках лицом в круг.
Поднялись цветочки.,
Медленно встают.
К солнцу потянулись,
Тянутся на носочках, руки вверх.
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
Соединяют руки над головой и медленно
В солнышке утонут.
покачиваются.
Н.
Нищева
6. Подвижное упражнение «Вот такие!» Развитие общей моторики, творческого
воображения.
—А сейчас я проверю, умеете ли вы фантазировать.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать вас о том, как
выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будете
изображать их и говорить: «Вот такие!»
—Какие у кактусов иголки?
Дети показывают растопыренные пальцы.
—Вот такие!
—Какие у нас в зимнем саду пальмы?
Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.
—Вот такие!
—Какие цветы у глоксинии?
Дети изображают руками «фонарики».
—
Вот такие!
—
Какие стебли у традесканции?
Дети наклоняются, опускают расслабленные руки.
—Вот такие!
Занятие по теме: «Наша Армия».
—Ребята,
через
несколько
дней
наша
страна
будет
отмечать
День
защитника
Отечества. В этот праздник во многих городах нашей страны проходят военные
парады. Самый большой из них проводится в Москве, столице нашей Родины.
Я
предлагаю посмотреть парад на Красной площади. А для этого нам надо попасть в
Москву. Полетим на самолете?
1.
Игра «На самолете». Развитие слухового внимания.
Дети под музыку «заводят моторы» (вращают кулачками перед грудью), «летят»
(бегут по кругу друг за другом, расставив прямые руки в стороны, как крылья
самолета). Когда музыка затихает и замедляется, дети присаживаются на одно колено
«самолеты идут на посадку», когда музыка звучит громче и быстрее, «самолеты опять
отправляются в полет».
2.
Марш под звучание «Встречного марша».
—Ребята, вот мы и оказались на красной площади. Сейчас начнется парад.
Печатая шаг
У Кремлевской стены,
Маршируют по кругу.
Идут офицеры
Нашей страны.
Проходят гвардейцы
В равнении строгом.
Знамена гвардейские
Помнят о многом.
Их, словно солдат,
Опалила война:
Недаром сияют
На них ордена.
3.
Упражнения с флажками под марш «Я шагаю по Москве".
—Сейчас мы возьмем маленькие флажки и сделаем с ними упражнения.
4.
Логопедическая гимнастика. Развитие артикуляционной моторики.
—А вот и парад военной техники.
1. Упражнение «Танк». Развитие гибкости и подвижности кончика языка.
, Танк на войне боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.
(В. Цвынтарный)
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка стучат в бугорки за
верхними зубами, многократно и отчетливо произнося «т-т-т» сначала медленно,
потом убыстряя темп. Стараться, чтобы звук «т» носил характер четкого удара, губы и
нижняя губа были неподвижны, кончик языка не подворачивался, ощущалась
выдыхаемая струя воздуха.
Едет танк - т-т-т-т, Враг, с дороги уходи!
2.Упражнение «Ракеты». Выработка подъема языка, развитие упругости и подвижности
кончика языка.
А вот ракеты современные,
Крылатые, военные.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить
поочередно и отчетливо «да-ды». При произнесении слога [да] язык отводится к центру
неба, [ды] перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение
выполняется медленно, затем темп ускоряется. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Произносить слоги нужно четко, ритмично, ощущая выдыхаемую струю воздуха.
Следить за тем, чтобы губы не натягивались на зубы.
3.Упражнение «Самолет». Укрепление мышц зева и глотки.
Самолет гудит,
Он сейчас взлетит.
(В. Степанов)
Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у».
4.Упражнение «Вертолет». Тренировка артикуляционного уклада звука Гр1.
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
(Л. Савина)
5.Упражнение «Автомат». Выработка умения делать кончик языка напряженным,
развитие его подвижности.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка стучат о нёбо за верхними
зубами, многократно и отчетливо произнося «Д-Д-Д» сначала в медленно, потом
убыстряя темп. Следить, чтобы звук [д] произносился четко, ощущалась выдыхаемая
воздушная струя.
Слышат, слышат все ребята,
Как стреляют автоматы.
6.Упражнение «Салют». Приобретение навыка короткого активного выдоха.
Что за гром раздался вдруг?
Это праздничный салют.
Многократно энергично произносить «б-б-б-б, бах!.. », с силой выбрасывая воздух и
активно работая диафрагмой.
* —
5. Чистоговорка «Т — Т'»
Ат-ат-ат - любим мы смотреть парад.
Дети хлопают в ладоши.
Аты-аты-аты - дружно шагают солдаты. Хлопают ладонями по коленям.
Еть-еть-еть — любим мы на них смотреть. Ритмично приставляют к глазам
то одну ладонь, то другую.
Ать-ать-ать — мы тоже так хотим шагать. «Шагают» пальчиками по бедрам.
6. Подвижная игра «Пограничник». Координация речи с движением.
Тропинки лесные,
Маршируют по кругу друг
Пахучие травы.
за другом.
За темным оврагом
Простор полевой.
Вечерней порою
Останавливаются, прикладывают
В дозор от заставы
воображаемый бинокль к глазам,
выполняют повороты.
Идет пограничник,
Страны часовой.
Вновь маршируют по кругу.
(А. Жаров)
7. Упражнение «Самолеты». Развитие дыхания. Формирование направленной
воздушной
струи.
Педагог раздает детям бумажные самолетики.
—А сейчас мы отправим самолетики, которые вы сделали вместе с воспитателем.
Положите самолетики на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая
плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая
щек.
Упражнение проводится 4-5раз.
8. Развитие речевого дыхания и голоса.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
9. Физкультурная пауза «Машины».
Координация речи с движением.
Развитие творческого воображения.
На улице нашей - Машины, машины.
Машины малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
—
Эй, машины, полный ход,
Я — примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Я. Тайц
10. Пение песенки «Грузовик». Совершенствование^умения эмоционально передавать характер
песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова,
петь в ансамбле.
I
Грузовик песок везет,
Удивляется народ:
«Вот так чудо-чудеса
- В нем песок под небеса».
Дети
двигаются
из
одного
конца
группы
в
другой,
держа
в
руках
в о о б р а ж а е м ы й
р у л ь .
Делают разворот, двигаются в
противоположную сторону.
Когда все «машины проехали», один из детей
— пешеход — переходит улицу и произносит
эти слова.
Занятие по теме: «Зима. Зимующие птицы».
1. Оргмомент.
—Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в зимний лес, повстречать
зимующих птиц. Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи и вот теперь
выходим на лыжню.
Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах.
—Вот мы и оказались в зимнем лесу. Послушайте, какие звуки вы услышали в
зимнем лесу?
Логопед включает магнитофон. См. занятие №1 по теме: Зима. Зимующие птицы.
— Мы услышали шум ветра, вой вьюги.
2.
Игра «Вьюга». Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по
теме «Зима».
— Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в
зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем
громче вы должны петь, и наоборот.
Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети
вовремя делали вдох, а голосоподачау них была мягкой.
3. Психогимнастика.
—Давайте полюбуемся сколько снега намело: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!»
— Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
4.
Упражнение «Снеговик». Координация речи с движением, развитие общих
речевых навыков.
— Ребята, скажите, что можно сделать из снега? (Снеговика.) Давайте вместе
сделаем снеговика.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок.
перед собой снежный ком.
Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.
«Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!
Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову
ладошкой, дотрагиваются до носа, встают
прямо, как бы держат воображаемую
метлу.
Но солнце припечёт слегка
Медленно приседают.
Увы! - и нет снеговика.
Разводят руками, пожимают течами.
В. Егоров
5. Пение распевки «Кормушка». Развитие навыка
хорового
пения с музыкальным
сопровождением. Актуализация словаря по теме «Зима, Зимующие птицы».
Логопед предлагает детям вспомнить и исполнить песенку «Кормушка» и включает
запись музыкального сопровождения.
Рано
утром
на
опушке
Мы повесили кормушку
Д л я
щ е гл о в ,
и
д л я
синичек
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки Зерна,
семечки и крошки.
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждет в кормушке.
6.
Гимнастика для глаз «Сова»
Логопед предлагает детям вспомнить зимующих птиц.
|
Дети проговаривают чистоговорку.
Ва-ва-ва —
Сидит на дереве сова.
Вытягивают перед собой указательный палец и фокусируют взгляд на нем.
Прослеживают взглядом движение пальца вправо-влево; вверх-вниз.
Ву-ву-ву —
Сегодня рисовали мы сову.
Вы-вы-вы —
Есть птенцы у совы.
Рисуют пальцем в воздухе круг и прослеживают движение взглядом.
Л о г о п е д . А на березке сидит и весело стучит дятел.
Там, где рощи полукруг,
Ни одной души вокруг.
Говорит: «Тук-тук! Тук-тук!»
Эта радостная весть
Означает: пища есть.
7.Дыхательное упражнение «Дятел» (по Б. Толкачеву).
Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д...», ударяя кулачками друг о друга.
8.Подвижная игра «Снегири». Координация речи с движением. Развитие общих
речевых навыков.
Опущенными руками хлопают себя по бокам. Показывают
грудку руками.
Мелко потряхивают кистями опущенных рук.
Повороты головой влево - вправо.
Улететь хотят.
Бегут по кругу, взмахивая руками.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
9. Подвижная игра «Выпал белый снег». Дифференциация свистящих и
шипящих звуков в тексте.
Дети вслед за педагогом говорят хором стихотворение, сопровождая слова
движениями:
Выпал беленький снежок,
Дети, стоя кружком, поднимают
Соберемся мы в кружок.
руки и медленно опускают их,
Снег, снег, белый снег,
подражая падающему снегу.
Засыпает он нас всех.
Вот на ветке, посмотри,
| В красных майках снегири.
Распушили перышки, Греются
на солнышке. Головой вертят,
Становятся друг за другом и бегут по
кругу, руки сзади.
Мы на саночки садимся И под
горку быстро мчится. Снег,
снег, белый снег, Мчимся мы
быстрее всех.
Занятие по теме: «Посуда».
1. Пластический этюд. Координация речи с движением.
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Пельмени
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье Вылеплю я сто пельменей!
2. Развитие речевого дыхания и голоса.
Пьем коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «Трубочкой» (вдох), подуть на горячий
чай (выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
3.
Упражнение «Чайник». Развитие общих речевых навыков, творческого
воображения. Координация речи с движением.
Я — чайник, ворчун, хлопотун, Дети стоят, изогнув одну руку, как
сумасброд, носик чайника, другую держат на
Я вам напоказ выставляю живот. поясе. Животик надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают обеими ногами.
- Эй, люди,
Делают призывные движения
Я с вами почай пить хочу.
правой ногой.
Североамериканская песенка
4. Психогимнастика.
Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды. Выразить мимикой,
движением отношение мамы к случившемуся. Выразить радость — купили новую
посуду, неудовольствие - много грязной посуды.
5.
Пение распевок «Тарелка», «Чашка».
Совершенствование навыка
ансамблевого пения, развитие речевого дыхания.
Вот тарелка для Валерки -
Желтые колечки.
Для котлеты, для пюре. Для
блинов и гречки.
Нам украсить чашку надо. Чашка синяя для
Мити,
Чтобы чаю мог попить он, Соку,
сливок, лимонаду.
«Рисуют» указательными
пальцами маленькие колечки.
Загибают на левой руке пальчики правой рукой,
начиная с большого пальца.
Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.
Встали, на каждое название загибают пальчики правой
руки левой рукой.
Показывают, как украшают чашку точками.
Занятие по теме: «Животные жарких стран».
1. Подвижное упражнение «Через болото». Развитие координации движений, ловкости
подвижности.
Дети встают со стульчиков. К ним подходит логопед. Он приглашает детей к дорожке из
листьее кувшинок.
—Чтобы попасть в лесную школу, вы должны перебраться через болото по листьям
кувшинок. Вы должны выполнять прыжки с листка на листок на двух ногах. Вспомните,
как вы делали это на физкультурном занятии.
2. Упражнение «В жарких странах носороги...» Развитие координации речи с
движением.
Перепрыгнув через болото, дети встречают крупные игрушки - животных жарких стран,
звучит запись звуков джунглей, а потом отдельных голосов животных жарких стран. Логопед
читает стихотворение, а дети выполняют движения.
В жарких странах носороги
Просто ходят по дороге.
Мокнут в речке бегемоты.
Львы выходят на охоту.
Крокодилы, обезьяны,
Зебры - жители саванны.
И тропические птицы...
Есть чему тут подивиться!
В. Нищее
3. Игра «Чьи голоса?» Развитие речевого слуха.
—Мы с вами оказались в джунглях. Посмотрите, сколько вокруг животных. А чьи
голоса вы сейчас слышали?
—
Я слышала, как трубил слон.
—
А я слышал рычание тигра.
—
Мне кажется, что слышалось рычание льва.
—
Были слышны крики обезьян.
Логопед проходит на ковер и зовет за собой детей.
—Вот на этой поляне, кажется, никого нет. Давайте расположимся на ней.
Дети садятся на ковер. Логопед выключает проигрыватель.
4. Развитие речевого дыхания и голоса.
Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет «раз»,
«два», «три»), затем выдох (под счет от «одного» до «пяти»).
Рычание тигра и тигренка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр - громко, низким
голосом, тигренок - тихо, высоким голосом.
Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость,
удивление).
5. Психогимнастика.
Мартышка-кривляка. Педагог показывает различные движения, а дети повторяют их.
Затем дети придумывают движения сами.
V
Лев. Изобразить ленивую и мягкую походку львицы, грозный взгляд льва.
6.Релаксационная пауза.
Логопед приглашает детей в центр зала.
— Я думаю, что вам пора отдохнуть. Ложитесь на ковер на спину. Вытяните руки верх.
Музыкальный руководитель играет спокойную музыку.
—Закройте глаза. Расслабьте все тело от кончиков пальцев рук до кончиков пальцев ног.
Представьте, что оно стало легким как облако. Дышите под мой счет.
Логопед считает. Дети дышат под его счет.
—Откройте глаза. Потянитесь лежа.
Дети потягиваются лежа.
—Медленно садитесь. Потянитесь сидя.
Дети потягиваются сидя.
—Медленно вставайте. Потянитесь стоя.
Дети потягиваются стоя.
—Опустите руки.
7.Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?» Развитие межой моторики.
8.Подвижная игра «Зебра». Координация речи с движением. Развитие общих речевых
навыков.
По саванне зебра мчится,
Бегут по кругу с высоким подниманием
Над землей летит как птица.
колена.
Полосатая коняшка,
Меняют направление движения.
Словно папина тельняшка.
Занятие по теме: «Инструменты».
1. Дети рассказывают потешку, сопровождая движениями. Координация
речи с движениями.
Идет кузнец из кузницы.
Ходьба на месте.
Несет кузнец два молота.
Поднять с силой вверх сначала
правую руку со сжатыми в
кулак пальцами,
потом левую.
Тук, тук, тук,
Три раза медленно ударить
кулаком о кулак.
Да ударим разом вдруг.
Быстро ударять кулаками друг
о друга.
2. Логопедическая гимнастика. Развитие артикуляционной моторики.
Педагог.
Гвозди,
молоток и
клещи -
Нужные в
работе вещи.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Язычку я лучший друг!
Т. Буденная
1) Упражнение «Забиваем гвозди» (для выработки подъема языка, гибкости
и подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным
кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и
отчетливо произнося звук «т-т-т ...» - сначала медленно, постепенно
убыстряя темп. Следить, чтобы и нижняя челюсть была неподвижна, чтобы
звук «т» носил характер четкого удара, а не «хлюпал».
Педагог.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
Т. Буденная
2) Упражнение «Маляр» (для выработки движения языка вверх).
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая
движения языка назад - вперед (от зубов к нёбу и обратно). Следить, чтобы
язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
3. Динамическое упражнение «Пильщики» под песню О. Боромыковой
Дети встают парами.
Педагог.
Запилила пила,
Дети стоят парами, лицом друг к другу.
Зажужжала, как пчела,
Руки держат скрещенными. Одна нога
Отпилила кусок,
выставлена вперед, другая назад.
Наскочила на сучок,
Двигают руками вперед-назад, имитируя
пилку дров.
Лопнула и встала.
Опускают броском руки вниз.
Начинай сначала.
Меняются местами друг с другом на бегу.
4. Подвижная игра «Старый клен». Координация речи с движением. На
поляне перезвон,
Это пилят старый клен.
Поперечная пила Охватила
пол ствола,
Рвет кору и режет жилки, Брызжут
желтые опилки.
Только крякнул старый ствол И
пошел, пошел, пошел. Грянул
наземь левым боком, Утонул в снегу
глубоком.
Дети встают парами, изображают
работу пилой.
Руки вверх, медленно наклоняются.
Ложатся, вытягиваются.
5. Упражнение на релаксацию «Лопата».
Лопата копала,
Изображают, как копают
лопатой.
Копала, копала,
Потом улеглась.
Ложатся на коврик, закрывают глаза.
Видно очень устала.
6. Проговаривание чистоговорок.
Пила
Ла-ла-ла - вот пила.
Лой-лой-лой — пилили мы пилой.
Лы-лы-лы - нет пилы.
Лу-лу-лу - сломали мы пилу.
Лу-лу-лу - купим новую пилу.
Топор
Ор-ор-ор - вот
топор.
Ор-ор-ор я принес топор.
Ром-ром-ром - папа рубит дрова
топором. Ра-ра-ра - не нарубишь
дров без топора.
Метла
Ла-ла-ла - вот метла.
Лу-лу-лу - возьму метлу.
Лой-лой-лой - подмету метлой.
Занятие по теме: «Мебель».
1.Развитие мелкой и обшей моторики.
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием
стихотворения.
В нашей комнате столовой.
Есть отличный стол дубовый.
В детской комнате кроватка.
Дети спят в кроватке сладко.
А в гостиной кресло есть,
Телевизор смотрят здесь.
Логопед спрашивает у детей, какую мебель они еще знают.
2.Закрепить правильное произношение свистящих звуков
предложениях
На чем сидит Соня?
Соня сидит на стуле.
Где висит картина?
Картина висит на стене.
Где лежит скатерть?
Скатерть лежит на столе.
Кто сидит в кресле?
В кресле сидит Саша.
3. Пластические этюды.
Попросить детей изобразить: ребенок спит на кровати, сидит на стуле, на
кресле, на диване, открывает шкаф, кладет книги на книжную полку.
4. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». Развитие обшей
моторики,
координации речи с движением.
Раз, два, три, четыре,
Ритмично сжимают и разжимают ку-
Много мебели в квартире.
лачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
Загибают пальники, начиная с больших,
А в буфет поставим чашку.
на каждое название мебели.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Ритмично попеременно хлопают в ладо-
Много мебели в квартире. *
гии и стучат кулачками.
Н. Нищева
5. Пение распевки «Стул». Совершенствование навыка ансамблевого пения,
развитие речевого дыхания.
Это стул. Сиденье, спинка,
К прямой правой ладони присоединяют
согнутую левую, чтобы получился
«стульчик».
А на спинке две картинки,
Показывают два пальчика на правой
руке.
А еще четыре ножки,
Показывают по два пальчика на обеих руках.
Чтоб сидеть под стулом кошке.
Приседают, делают из ладошек «ушки».
Занятие по теме: «Игрушки».
1. Игра «Веселый поезд». Автоматизация звука ш. Дифференциация свистящих
ЗВУКОВ С, 3 И ШИПЯЩИХ III, Ж, Ч.
Все дети становятся друг за другом в шеренгу и, вращая согнутыми в локтях
руками, двигаются по комнате. Отправляются по команде «По-шел, по-шел, пошел».
Темп постепенно ускоряется. Первый круг проходят произнося звук скорого поезда -
ш-ш-ш, второй круг — почтового –
Ч-Ч-Ч,
третий круг — товарного - ж-ж-
ж.
Подъезжают к станции (условленное место) и говорят: «При-шел, при-шел, при-
шел» (замедленно). На остановке паровоз выпускает пар (дети произносят звук с) и
тормозит (звук з). Сигналы для остановок подает педагог.
2.
Игра «Самолеты. Постановка и автоматизация отдельного звука р.
Автоматизация звука л.
—Сейчас мы будем играть в «самолет». Это аэродром (дети садятся на подушки,
лежащие на полу). Летчики к полету готовы?
—Готовы.
—Заводите моторы!
—Д-д-д-дрр-ррр. (Воспроизводят руками движения мотора.)
—Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-
л**.
—Летчики летите назад!
Постепенно замедляя бег и умолкая, все возвращаются на аэродром.
3. Игра «Лошадки». Автоматизация звука л в тексте.
Логопед распределяет детей на группы. Одна группа изображает лошадок, другая
— кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине,
они говорят:
Ну и лошадка —
Шерстка гладка.
Чисто умыта
С головы до копыта,
Овса поела
И снова — за дело.
4. Упражнение «Дудочка». Развитие плавной сильной воздушной струи.
Дети изображают игру на дудочке. Губы вытягивают трубочкой и на выдохе произносят
ду-ду-ду. Логопед следит за тем, чтобы дети делали плавный сильный выдох.
5. Найди игрушку. Развитие координации движений.
Дети стоят полукругом. Один ребенок водит (он отворачивается). Логопед прячет
куклу. По сигналу водящий входит, а дети говорят:
Кукла Таня убежала,
Вова, Вова, поищи,
Как найдешь ее, то
смело
С нашей Таней
попляши.
Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают
в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней.
6.
Пение распевки «Гном» и «Мячик». Совершенствование навыка
ансамблевого пения , развитие речевого дыхания. См. картотеку.
Занятие по теме: «Фрукты».
1. Упражнение «Садовник». Развитие общих речевых навыков, координация речи и
движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи,
введение в словарь глаголов: «сажать», «белить», «чинить».
—Ребята, представьте, что вы садовники и работаете в саду.
Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. Изображают, как выкапывают яму и
сажают в нее куст.
Яблони белили мы
Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор.
Имитируют удары молотком.
Завели мы разговор:
Стоят лицом в круг, в центр выходит
Ты скажи,
один ребенок.
Садовник наш,
Что ты нам В награду дашь?
Дам в награду
На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых,
по одному пальцу на правой руке.
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
2. Упражнения для губ и щек.
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
3. Динамическое упражнение «Яблоки».
Дети проговаривают с движениями стихотворение
Веточки на яблоньке повисли от печали.
Поднять руки вверх, кисти опущены.
Яблоки на веточках висели и скучали.
Покачать опущенными кистями.
Девочки и мальчики ветки раскачали.
Покачать поднятыми вверх руками.
Яблочки о землю громко застучали.
Прыжки на двух ногах.
4. Чистоговорка «Т — Т'»
Та-та-та — яблоко моя мечта.
Дети сжимают и разжимают пальцы.
Ато-ато-ато - витаминами богато.
Хлопают в ладоши.
Ти-ти-ти — где же яблоко найти?
Поднимают и опускают плечи.
Ать-ать-ать — надо яблоню искать.
Приставляют к глазам то одну ладонь,
то другую.
5. Психогимнастика.
Дети изображают яблони.
— Ребята, а вот и яблони. (Поднять руки вверх.) Посмотрите, сколько яблок созрело
на яблоне. Веточки так и гнутся к земле (медленно опустить руки вниз). Созрели яблоки
и начали падать на землю. Представьте что вы яблочки, которые падают на мягкую
травку. (Дети медленно опускаются на ковер, закрывают глаза и отдыхают.)
— Пришли садоводы и начали собирать яблочки. Медленно откройте глаза.
Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно встаньте.
Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Уроните руки. Выдохните. Проходите на
стульчики. Вот и собрали садоводы все яблоки.
6. Попевка «Груша».
Любит Груша виноград,
Любит груши Груша.
Фрукты Груше купит брат,
Груша будет кушать.
7. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа. Эта
долька - для утят. Эта долька -
для котят. Эта долька - для
бобра. А для волка - кожура.
Он сердит на нас — Беда!!!
Разбегайтесь - Кто куда!
Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.
Показывают 10 пальцев.
Показывают 1 палец.
Загибают большой палец левой руки. Загибают
указательный палец.
Загибают средний палец.
Загибают безымянный палец.
Загибают мизинец.
Бросательное движение правой рукой. Сжимают кулаки и
прижимают их к груди
«Бегут» пальцами по столу.
Занятие по теме: «Перелетные птицы».
1.Развитие координации движения, общей моторики, общих речевых
навыков.
Птицы стаями летят.
Грустно.
Дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это...
Вбегают в зал под музыку, делая взмахи руками.
Изображают руками, как капает дождь, и падают листья.
Качают руками влево, вправо.
(осень)
Н.В. Нищева
2.
Упражнение «Лебединые перышки». Развитие силы и
длительности выдоха. Закрепление представлений об изменениях,
происходящих с природой осенью.
Логопед достает контейнер
с
белыми перышками.
— Напомните, что происходит осенью в жизни перелетных птиц.
Начните ответ со слов
перелетные птицы.
(Перелетные птицы улетают в
теплые края.)
— Почему они это делают? (Осенью становится холодно, прячутся
насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.)
—Правильно. Каких перелетных птиц вы знаете? (Гуси, лебеди,
журавли, ласточки, грачи.)
—Над лесом, где мы с вами сегодня гуляем, пролетела стая лебедей.
Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку,
положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Давайте
подуем на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох
и выдох по моей команде. Не надувайте щеки.
Упражнение проводится
3-4
раза, чтобы не спровоцировать головокружение у
детей.
3.
Подвижная игра «Журавли учатся летать» Воспитание
правильного физиологического дыхания, развитие координации
движений.
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны
и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опусканий рук -
выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с
одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.
4. Подвижная игра «Будь внимательным» Развитие пластичности,
координации движений, способности быстро реагировать на сигнал.
Логопед приглашает детей в центр зала. С началом музыки дети
свободно двигаются по залу, имитируя полет птиц. Как только они
услышат слово, не являющееся названием птицы, то должны
остановиться и хлопнуть в ладоши. На припев дети выполняют
несложные танцевальные движения.
Птицы
Два притопа правой ногой. Кружение
дробным шагом
руки на поясе.
Два притопа левой ногой. Кружение дробным шагом влево, руки на п
Эхма! Эхма!
Вот такая кутерьма!
Эхма! Эхма!
Вот такая кутерьма!
Прилетели
птицы: Голуби,
синицы, Воробьи,
вороны, Снегирь
макароны
Припев
Прилетели птицы:
Г олуби, синицы,
Поползень,
глухарь, Рябчик и
сухарь.
Прилетели птицы:
Припев
Г олуби, синицы,
Клест свиристели,
Тетерев, качели.
Занятие по теме: «Аквариумные и пресноводные рыбы».
1. Логопед приглашает детей в зал, в котором расставлены и развешены
надувные игрушки - обитатели пресноводных водоемов. Слышны звуки воды.
—
Мы с вами оказались на берегу реки. Садитесь прямо на песок. Сегодня мы
будем говорить об обитателях рек, прудов, озер.
Дети и логопед садятся на ковер.
—Что мы слышим на берегу реки? (Шум воды, кваканье лягушек.)
Логопед выключает магнитофон.
2. Подвижное упражнение «На дне». Развитие общей моторики, координации речи
с движением.
Логопед приглашает детей в центр зала. Они встают в круг и делают знакомое
упражнение.
Улитки ползут,
Передвигаются по кругу в полуприседе,
Свои домики везут.
сложив руки за спиной.
Рогами шевелят,
Делают «рожки» из пальчиков,
На рыбок глядят.
ритмично наклоняют голову влев - вправо.
\
Рыбки плывут,
Передвигаются по кругу, делая
Плавничками гребут.
гребковые движения руками.
Влево, вправо поворот, Выполняют повороты туловища А
потом наоборот.
влево, вправо и наоборот.
3.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Развитие тонкой моторики, координации
речи с движением.
Рыбка плавает в водице,
Сложить ладони вместе и показать,
Рыбке весело играть.
как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, Погрозить пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сблизить ладони.
Рыбка спинку изогнула,
Снова показать, как плывет рыбка.
Крошку хлебную взяла,
Сделать хватательное движение
двумя руками.
Рыбка хвостиком махнула, Снова показать, как плывет рыбка.
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова
4. Упражнение «Веселые рыбки». Воспитание направленной воздушной струи.
Логопед приглашает детей к большому столу, на котором стоит бассейн
с
водой. Рядом
со
столом в корзинке лежат бумажные рыбки.
—Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Давайте поможем им
отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха через нос, а потом
подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувайте щеки. Не поднимайте
плечи.
Рыбки должны находиться на уровне рта детей. Логопед позволяет детям сделать
упражнение
3-5
раз.
5. Пение песенки «Ерш». Совершенствование умения петь легко, естественным
голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические
ударения.
— Давайте споем песенку про ерша. Старайтесь петь красиво, правильно
произносить все звуки.
Ерш колючий, конопатый,
Некрасивый и горбатый.
Но ушица без ерша Вряд ли будет
хороша.
6. Пение песенки «Сом». Совершенствование умения петь легко, естественным
голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические
ударения.
— Давайте споем песенку про сома. Старайтесь петь красиво, правильно
произносить все звуки.
Сом собрался на охоту,
Быть голодным неохота.
Выплыл сом со дна реки,
Берегитесь окуньки.
7. Пение песенки «Щука». Совершенствование умения петь легко, естественным
голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические
ударения.
— Давайте споем песейку про щуку. Старайтесь петь красиво, правильно
произносить все звуки.
Щука - хищница речная.
Щука всех в реке пугает.
Разевает, щука пасть,
Страшно щуке в пасть попасть.
8. Рассказывание потешки «Ерши». Развитие общих речевых навыков.
Автоматизация произношения звука [р].
— А теперь давайте расскажем потешку про ершей.
Посмотрим, кто сделает это лучше всех. Нужно говорить четко, выразительно,
правильно произносить звуки. Расскажем потешку все вместе.
На реке камыши,
Расплескались там ерши.
Круг постарше, круг - помладше,
Круг совсем малыши.