Автор: Старицына Марина Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Борзя
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Проект в рамках взаимодействия учителя-логопед, педагога-
психолога, музыкальных руководителей: «Театральная
гостиная»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: Проект в рамках
взаимодействия учителя – логопеда, педагога- психолога,
музыкальных руководителей с детьми старших и
подготовительных к школе групп
«Театральная гостиная»
Авторы проекта: учитель-логопед Сунцова С.
Е., педагог - психолог Старицына М. Е.
Участники проекта : учитель-логопед Сунцова С. Е.,
педагог-психолог Старицына М. Е., музыкальные
руководители Уваровская Н. Г., Морозова Е.А., Иванова К.
А., воспитатели старших и подготовительных групп.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь
май).
Тип проекта: групповой, творческий, коррекционно-
игровой.
Участники проекта: дети старших и подготовительных
групп логопедического пункта, учитель-логопед, педагог –
психолог, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой
направлен проект:
Оценка новых требований ФГОС ДО и увеличение
количества детей с несформированной связной речью
определило необходимость поиска новых форм работы.
Поэтому для углубленной работы по развитию связной речи
дошкольников было выбрано направление - развитие речи
детей через театрализованную деятельность в рамках
взаимодействия учителя – логопеда, педагога- психолога,
музыкальных руководителей. Потому,
что театрализованная деятельность-это прекрасное
средство для интенсивного развития речи детей, обогащения
словаря, развития мышления, воображения, творческих
способностей.
Цель проекта: Развитие речи детей старшего дошкольного
возраста через театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
- для детей:
1. Сформировать представления детей о различных
видах театра и театральных жанрах.
2. Обеспечить развивающую среду, насыщенную
разнообразными игровыми материалами способствующими
становлению театрально-игровой деятельности и развитию
связной речи дошкольников.
3. Разработать тематические планы по театрализованной
деятельности, по циклам временных лексических тем
занятий.
4. Развивать:
-речь детей, как средство общения. Совершенствовать
диалогическую и монологическую формы речи.
- умение эмоционально воспринимать художественные
произведения и интонационную выразительность речи,
активизировать словарь, звуковую культуру речи и речевое
дыхание;
-коммуникативные навыки и положительно –
эмоциональную сферу ребенка;
-уверенность в себе, создавать творческую
атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный
подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов
памяти, фантазии, воображения, художественно-речевого,
игрового творчества;
5. Учить детей различным средствам импровизации.
- для педагогов:
- Создать условия для
совместной театрализованной деятельности детей и
педагогов;
- Повышение уровня педагогической компетентности в
вопросах развития творческих способностей через
совместную театрализованную деятельность.
- для родителей:
- Создать условия для
совместной театрализованной деятельности детей и
родителей;
- Осуществить взаимодействие с родителями с целью
обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
- Повышение уровня родителей в вопросах развития
творческих способностей через
совместную театрализованную деятельность.
- для социальных партнеров:
- распространение педагогического опыта;
- участие в педагогических конкурсах;
- трансляция педагогического опыта взаимодействия
учителя– логопеда и педагога- психолога в познавательно-
личностном, речевом развитие дошкольника.
Форма проведения итогового мероприятия проекта -
Коррекционно–игровая.
Название итогового мероприятия проекта
1. Итоговое занятие «Теремок Звуков»- октябрь.
2. Комплексное занятия по развитию лексико-
грамматической и связной речи в старших и
подготовительных группах «В гостях у сказки «Красная
Шапочка»- ноябрь
3. Комплексное занятия по развитию лексико-
грамматической и связной речи в старших и
подготовительных группах «Золушка»- декабрь
4. Комплексное занятия по развитию лексико-
грамматической и связной речи в старших и
подготовительных группах «Спящая красавица»- апрель
5. Итоговое занятие «Теремок на новый лад»- май.
Этапы проекта.
I этап (подготовительный):
1. Диагностический. Изучние психических и речевых
особенностей развития(уровень развития связной
речи) детей(5-7)лет:
-составления общей карты ребенка;
- определения методической базы.
2. Создание развивающей среды:
- знакомство с театром, с различными видами театров, с
профессиями людей, работающими в театре;
- подготовка реквизита, декорации для разыгрывания
этюдов, сценок и спектаклей;
- приобретение костюмов для игр – драматизаций;
- изготовление дидактических пособий, необходимых для
реализации проекта;
- подбор детской художественной литературы и др.
3. Подбор методической литературы по темам.
4. Предварительная работа в группе педагогами:
-Беседа о театре и театральной студии;
-Чтение сказок Ш. Перро;
-Игровые упражнения;
-Подвижные игры с элементами драматизации;
- Выполнение дыхательной, артикуляционной гимнастики
по заданию учителя-логопеда;
- Проигрывание театрализованных игр;
- Разучивание пантомимических и мимических этюдов;
5. Проведение логопедических занятий согласно
перспективному и календарному плану для воспитанников,
посещающих логопедический пункт с ФНР, ФФНР, ОНР.
6. Проведение психологических занятий согласно
перспективному и тематическому плану для воспитанников
старших и подготовительных групп.
7. Разработка мероприятий.
- подбор игр на развитие высших психических функций;
- подбор игр на развитие эмоционально волевой и
личностной сферы;
подбор речевых, дыхательных игр;
игры на развитие артикуляционного аппарата, мелкой и
крупной моторики;
изготовление дидактического материала для выполнения
заданий;
материала для презентации.
8. Изучить, насколько готовы родители к активному
сотрудничеству.
9. Повысить уровень теоретической
подготовленности педагогов
II этап (деятельностный):
Виды деятельности, формы и содержание работы:
1. Работа над приобретёнными произносительными
звуковыми навыками (заучивание скороговорок).
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие навыков самоконтроля за речью с
использованием логопедических дидактических игр, игр на
коммуникацию.
5. Развитие личностной сферы, формирование адекватной
самооценки, повышение уверенности в себе, развитие
наглядно образного мышления.
6. Развитие интонационной стороны речи (упражнения на
интонационную выразительность)
7. Отгадывание загадок о домашних животных с
использованием пальчикового театра.
8. Развитие мелкой моторики (методами кинезиологии,
биоэнергопластики, аква гимнастики)
9. Развитие воображения (упражнения на воображение)
10. Проведение итоговых комплексных занятий согласно
календарному плану проекта.
III этап Заключительный (контрольно-диагностический)
1. Повторная диагностика уровня речевого
и психомоторного развития детей и определение динамики.
2. Презентация материалов и фотоотчёта проекта для
педагогов ДОУ
Продукты проекта:
- для детей многофункциональное дидактическое
пособие театр с картотеками артикуляционной, дыхательной
гимнастики, набор на развитие графомоторных навыков,
дикции, мимики, пантомимы, мелкой моторики;
- для педагогов: конспекты, картотеки дидактические игр;
- для родителей: размещение информации в уголках для
родителей.
Ожидаемые результаты по проекту
- для детей:
-cоздание предметной среды, способствующей
развитию театральной культуры и проявления интереса и
желания у детей к театральному искусству;
- развитие ребёнка по всем направлениям
образовательных областей;
-умение владеть навыками выразительной речи;
-умение передавать различные чувства, используя мимику,
жест, интонацию, передавать образы сказочных персонажей
характерными движениями;
- выразительно читать стихотворный текст, произносить
одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в
разных темпах, с разной силой голоса;
- умение последовательно высказывать свои мысли,
владеть своими чувствами, держатся уверенно перед
аудиторией, и взаимодействовать коллективно и
согласованно, проявляя свою индивидуальность.
- для педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и
родителями;
- личностный профессиональный рост;
- самореализация.
- для родителей:
-повышение уровня компетентности родителей в вопросах
развития творческих способностей через
совместную театрализованную деятельность.
- для социальных партнеров
- транслирование опыт взаимодействия учителя–
логопеда и педагога - психолога в развитии речи детей
старшего дошкольного возраста посредством
театрализованной деятельности.