Напоминание

Зимующие птицы


Автор: Загорулько Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 32
Населённый пункт: Ставропольский край г.Пятигорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Зимующие птицы
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Зимующие птицы»

Уважаемые родители, предлагаем некоторые задания, игры и упражнения

для расширения знаний детей о зимующих птицах и для активизации

словаря.

пойти вместе с ребёнком на прогулку в лес или на улицу, чтобы понаблюдать

за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя,

воробья, ворону, галку, сороку, дятла. При этом следует обратить внимание

ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а

остаются зимовать

рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;

обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска

перьев, величина, клюв, хвост);

рассказать где они живут, чем питаются, почему называются

зимующими;

во время совместной прогулки в лесу или на улице рассмотреть

увиденных зимующих птиц;

провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о

необходимости помощи птицам зимой;

изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице,

понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно

покормить птиц вместе с ребёнком.

Задайте ребенку вопросы:

Каких зимующих птиц ты знаешь?

Почему они называются зимующими?

Чем птицы питаются зимой?

Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?

Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это... (снегири)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

а зовут её …(сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива (Ворона)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

Поиграйте в игру «Один – много» (образование множественного числа)

Воробей -…воробьи дятел – …дятлы

Ворона -…вороны синица -…синицы

Голубь -…голуби снегирь -…снегири

«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей –

воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко,

нога – ноженька и т.д.)

«Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок

должен определить какая птица лишняя.

«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;

«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;

«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.

«Подбери признак» (согласование имен существительных с

прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая,

пугливая, ловкая, желтогрудая...

Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...

Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…

«Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка красная, сидит на

ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

«Чей, чья, чьё, чьи?» (образование притяжательных

прилагательных)

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от

кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.

Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.

Закончи предложения.

Перья вороны

(чьи?)..., перья воробья

(чьи?)...,

перья снегиря

(чьи?)...,перья голубя

(чьи?)...

Упражнения для пальчиков:

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

(сл. Шестериковой)

Ребята дощечки пилили, пилили.

И дружно кормушку для птиц

мастерили.

В нее мы насыплем для птиц

угощенье:

Немного семян, и остатки

печенья,

Сушеные фрукты и хлебные

крошки

И сала на ветки развесим

немножко.

А чтобы на птичий обед

посмотреть

Чуть-чуть отойдем, и не будем

шуметь.

пилящие движения ребром ладони

стучать кулаком по ладони

растирание подушечек пальцев

загибаем пальцы

"очки" подносим к глазам

"Пальчики шагают", указательный палец

поднести к губам.

Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте кормушку.

Поиграйте в такую игру:

Птичка к кормушке (что сделала?) …подлетела, прилетела.

Птичка от кормушки (что сделала?) …отлетела;

Птичка в кормушку (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.

Птичка из кормушки (что сделала?)…улетела, вылетела.

Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»

Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»

Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)

Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря -

короткий толстый)

Какого цвета оперение?

Какие лапки?

Чем они питаются?

Составьте описательные загадки о зимующих птицах.

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог

догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку

легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с

изображением птицы.

Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки,

спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый

день прыгает и чирикает… (воробей)

Выучите с детьми стихотворения

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. А.Барто

Синица.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень. А.Барто



В раздел образования