Автор: Солодилова Елена Эдуардовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "ОЦ "НЬЮТОН" г. Челябинска" ДС "Яблочко"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"
Раздел: дошкольное образование
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ».
Подготовил:
учитель-логопед: Cолодилова Е.Э.
МАОУ «ОЦ «НЬЮТОН» г. Челябинска»
ДС «Яблочко»
2018 год
МАОМАУ
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений
и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений
артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые
детей навыки закреплялись.
Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.
Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд
(удержание артикуляционной позы в одном положении).
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут
находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим
ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться
напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения
артикуляционной гимнастики
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных
упражнений, вы должны выяснить, как ребёнок ориентируется в
пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева,
впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую
руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики
невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
Покажите правильное выполнение упражнения.
Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте
его выполнение.
Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от
одного движения к другому.
«Улыбка»
«Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы
вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на
счет до пяти.
«Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние
зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком
языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное
положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от
нижних зубов, рот не закрывается
Улыбнуться, открыть рот, поставить кончик языка
за нижние зубы, двигать широким кончиком языка
вверх-вниз по нижним зубам.
«Чистим зубы»
«Блинчик»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю
губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом
упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не
натягивалась на нижние зубы.
«Змейка»
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язычок изо рта, затем спрятать.
Повторить 3-4 раза
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два»
из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается
неподвижной.
«Часики»
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться
языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при
этом неподвижна.
«Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю
губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на
счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«Парус»
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и
поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать
язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти.
Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить
небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот, широкий язык прижать к нёбу (язык
присасывается), и со щелчком оторвать. Следить, чтобы нижняя
челюсть не «подсаживала» язык вверх.
«Грибок»
Улыбнуться, открыть рот, широкий язык прижать к нёбу, чтобы
подъязычная связка была натянута. (Ножка грибка). Удерживать 5-10
сек.
«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА»
«Этапы работы артикуляционной
гимнастики с элементами
биоэнергопластики»
«Окошко»
«Окошко закрыто»
«Заборчик»
«Хоботок»
«Лопаточка» («Блинчик»)
«Чашечка»
«Качели»
«Качели»
«ПАРУС»
«СТИХИ»
«СТИХИ»
«Музыкальное сопровождение»
����� �� ������������ - ������ ��� ������ �����.mp3