Автор: Ярцева Татьяна Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Челябинская область, Еткульский район, с. Еманжелинка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕМАНЖЕЛИНСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Актуальность
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье,
наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди
детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений
современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями,
экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и
семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой
системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и
семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния
его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема
формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей пред
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами направление «Физическое развитие», включающее
образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее
место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не
случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской
Федерации показывают, что XXI век начался в России с резкого ухудшения
такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось
число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в
физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%- возросла
численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и
хроническими заболеваниям
Дошкольный возраст – это решающий этап в формировании основ психического и
физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы
и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена
устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше
детей показывают нарушение речевого и психического развития.
Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей
самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и
закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые
привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться
равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников
Проблема поиска новых, эффективных форм, средств, методов физического
воспитания и оздоровления детей, является актуальной. Поэтому очевидным
является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья
дошкольников, подготовки их к здоровьесбережению.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в
процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно
развиваются различные способности, формируются нравственные качества,
вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде
закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств,
необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной
активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного
формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей
дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих
технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного
процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,
направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
– технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и
обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,
педагогов и родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду:
•физкультурно-оздоровительные,
•технологии организации социально-психологического равновесия ребенка,
•работу по просвещению родителей по общей теории здоровья,
• работу по здоровьесбережению и здоровьеобогащению воспитателей
дошкольного образования,
• здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья
воспитанников;
• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития
ребенка;
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в
детском саду.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
Стретчинг;
ритмопластика;
динамические паузы;
подвижные и спортивные игры;
гимнастика для глаз;
гимнастика пальчиковая;
гимнастика ортопедическая;
гимнастика горрегирующая;
гимнастика бодрящая;
гимнастика дыхательная;
релаксация.
Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок
и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы
становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше
сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение,
повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и
болевые ощущения. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает
настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в
целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно
сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во
время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая
гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а
также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.
Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным
средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные
по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные
танцевальными движениями.
Динамические паузы. Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня,
удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении.
Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием
и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны
чередоваться с подвижными.
Динмические паузы – это подвижные игры, хороводы, упражнения на контроль
осанки, физкультурные минутки и пальчиковые игры, дыхательная гимнастика,
гимнастика для глаз, а также массаж кистей рук и лица, упражнения под
ритмичную музыку и специальные занятия по валеологии.
Подвижные и спортивные игры. Игры — средство не только физического, но и
нравственного воспитания. В процессе игры дети не только познают мир, но и
учатся самостоятельно действовать в различных ситуациях. Педагогическую
ценность игр усиливает их эмоциональность. Дети в игре испытывают
различные чувства: радость, интерес, волю к победе, а иногда и огорчение, досаду.
Все эти чувства создают у детей эмоциональный настрой, на основе которого
происходит нравственное развитие личности. В игровой деятельности
обязательные правила сочетаются с инициативой, творческой самостоятельностью.
Игры подразделяют на два вида: спортивные и подвижные.
Спортивные игры являются более сложной формой игр. В них строго
регламентировано количество участников, время, правила. Эти игры требуют от
участников определенного уровня физической подготовленности и
тренированности.
Подвижные игры более просты. Они делятся на коллективные и индивидуальные.
Коллективные подвижные игры требуют участия нескольких детей или целой
группы. В индивидуальных подвижных играх ребенок может сам менять условия
игры, ее цели, выбирать пути достижения этих целей.
Гимнастика для глаз. Ежедневно, во время динамической паузы, можно проводить с
детьми гимнастику для глаз.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей
дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о
важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Зрительная гимнастика используется:
для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;
для укрепления мышц глаз;
для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству
зрения на разных расстояниях)
Гимнастика пальчиковая. Развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые
стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что
на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно
сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Ортопедическая гимнастика – это здоровьесберегающая технология сохранения и
стимулирования здоровья. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве
профилактики болезней опорного свода стопы.
Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) —
разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему спец.
физ. упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и
искривлений позвоночника.
Бодрящая гимнастика — это не просто комплекс физических упражнений — это
источник здоровья, это важный кирпичик в становлении фундамента здоровья
детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.
Гимнастика после дневного сна — один из методов сохранения здоровья
дошкольника. После дневного пробуждения ребенка, в нервной системе
происходит сохранение тормозных процессов, в это время идет снижение как
умственной, так и физической работоспособности, резко понижается скорость
реакции. Это может быть связано, и с качеством сна, и как во время лег спать
ребенок, накануне прихода в детский сад? Все это будет отражаться на общем
утомлении его организма.
Дыхательная гимнастика. Есть множество болезней, для лечения которых нужна
дыхательная гимнастика. Но все же в целом для маленьких детей цель дыхательной
гимнастики — укрепление иммунитета, а значит, профилактики заболеваний,
прежде всего острых респираторных.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием
психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить
беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает
сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии. С этой целью в работе с
детьми нужно использовать специально подобранные упражнения на расслабление
определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень
нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Особое внимание в режиме дня
уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих. Особое внимание
в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих
укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия,
как важная составная часть физической культуры, содействует созданию
обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами
система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также
изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями
состояния здоровья детей.
При работе с детьми обязательно соблюдаю основные принципы закаливания:
Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка
отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста,
возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и
последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени
проведения закаливания;
Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении
(«температурная» гигиена);
Рациональная, не перегревающая одежда детей;
Соблюдение режима прогулок во все времена года;
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой,
полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни
является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной меняется
последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера
предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после
занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной
игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с
наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети
могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности.
Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические
упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она
способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений,
предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение
ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для
приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию
движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм
крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему
при выборе подвижных игр и игровых упражнений я стараюсь соблюдать
оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку,
изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр, широко использую разнообразные упражнения в
основных видах движений:
-Бег и ходьба
-Прыжки
-Метание, бросание и ловля мяча
-Упражнения на полосе препятствий
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют
функциональному совершенствованию детского организма, повышению его
работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным
факторам внешней среды. Собрана картотека подвижных игр на прогулках и в
помещении.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в дошкольном
учреждении придаётся развитию движений и физической культуры
на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде
физкультурные занятия имеют разную направленность:
- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в
пространстве, приёмам элементарной страховки;
- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего,
выносливость и силу;
- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают
двигательные способности и самостоятельность.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма,
а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие
эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого
способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей
полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика
постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет
дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает
потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы
предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для
укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает
положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные
программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на
физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада,
провожу двигательную разминку. Её цель –предотвратить развитие утомления у
детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной
нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.
Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и
вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной
активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо
знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не
длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной
активности.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным
сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и
поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне,
проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке
подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают
положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное
напряжение.
Физкультминутки проводятся по мере необходимости во время занятий по
развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д.
Длительность составляет 3-5 минут.
Физкультминутки, проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений
общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног),подвижной
игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и
игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным
или не связанным с содержанием занятия. Наряду с различными
оздоровительными мероприятиями провожу и гимнастику после дневного
сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а
также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и,
лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений
общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений:
лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают
и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по
массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из
спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют
произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети
подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы
(«лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными
ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из
пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком,
идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова
переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует
развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и
укреплению организма детей.
А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на
спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя,
где дети принимают участие в "Весёлых стартах", в игре "Зов джунглей" и других
мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают
эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в
праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят
название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья".
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну
из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов
организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Только
здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он
жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих
технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого
образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Проблема здоровья
детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических
ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет
будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Список литературы:
1.Пензулаева
Л.И.
Оздоровительная
гимнастика
для
детей
дошкольного
возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
2.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. –
М.,2006.
3.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/
Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика –
Синтез, 2002.
5.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для
детей 6-10 лет. – М.,2002.
6.Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
7. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового
населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.29 – 34. Фомина Н.А.
8.«Оздоровление детей в условиях детского сада». Под редакцией Л. В.
Кочетковой. Москва. Издательство «ТЦ – Сфера» 2005
9.«Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Автор – составитель М.
Н. Кузнецова. Москва. Издательство «Айрис – пресс» 2Терновская С.А., Теплякова
10.Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей.
С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С.171-187.
Выполнил: Инструктор по физической культуре Ярцева Татьяна Викторовна