"Нарушение речи у детей. Причины и пути коррекции"
Автор: Суркова Анна Алексеевна Должность: логопед-педагог Учебное заведение: частная практика , Д/С "МэтьюМэри" Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: статья Тема: "Нарушение речи у детей. Причины и пути коррекции" Раздел: дошкольное образование
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым
первым
ее
проявлением
является
крик,
который
в
дальнейшем
сменяет гуление и фраза.
Речевое
развитие
в
норме
представляет
собой
несколько
периодов:
2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление –
произнесение
гласных звуков, близких к «а», «ы», «у»,
возможно в сочетании с согласным «г».
7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов:
«дя-дя-дя»,
«ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
9-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых
ребенком слов.
Это слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д.
2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью,
появляются первые предложения.
Выше я рассказала о речевом развитии ребенка в норме. Любое
отклонение от нее требует консультации специалиста. До сих пор
существует мнение, что необходимо обращаться к логопеду после 5
лет. Но, при тяжелых нарушениях речи, к пяти годам многое может
быть
упущено,
и
приходится
исправлять
уже
неправильно
сформированную
речь.
В
раннем
же
возрасте
можно
гораздо
эффективнее
помочь
формированию
правильной
и
чистой
речи.
Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от
1,5 до 3 лет.
Уважаемые
родители,
очень
важно
общаться
с
ребенком,
рассказывать ему о том, что вас окружает, предметах (с рождения –
приветствие
и
проговаривание
действий
мамы
или
человека,
ухаживающего
за
ребенком,
например
–
«это
соска»,
«это
погремушка», с года возможно уточнять цвет и форму предмета – «это
большой
красный
мяч»)
и
явлениях
природы,
всеми
способами
провоцировать желание ребенка ответить. Если Вы видите, что у
ребенка
задерживается
развитие
речи
(возможно,
в
сравнении
со
старшим ребенком в семье, с ровесниками на детской площадке), не
о б я з а т е л ь н о
о б р а щ а т ь с я
к
д о к т о р а м
–
невропатологам,
педиатрам,
которые
назначают
медикаментозное
лечение. В таких ситуациях помощь может оказать именно логопед-
педагог.
Хотелось бы немного остановиться на причинах нарушения речи у
детей,
которые
обусловлены
биологическими,
психологическими
и
социальными факторами:
•
внутриутробной
патологией (когда
может
быть
повреждена
центральная
нервная
система,
частью
которой
являются
речевые
зоны головного мозга);
•
наследственной
предрасположенностью
и
разл ич ны ми
генетическими
аномалиями
(на
развитие
речи
влияют
многие
факторы: посадка зубов, форма прикуса, особенности речевых зон
мозга);
• последствиями неблагоприятных родов (результатом родовых травм
может стать повреждение речевых зон мозга);
•
различныеми
заболеваниями
раннего
возраста
(это
могут
быть
вирусные
инфекции,
травмы
и
повреждения
головного
мозга
и
лицевого скелета, длительные простудные заболевания, отит).
На развитие речи ребенка также оказывает влияние и социально-
бытовая
обстановка.
Важным
моментом
является
стремление
подражать старшим, когда малыш имитирует взрослых с дефектом
речи. Для того чтобы ребенок разговаривал, необходимо постоянно
работать с ним над совершенствованием его речи. В этом помогают
диалоги, чтение книг, специальные игры.
Прежде, чем приступить к работе с ребенком, квалифицированный
логопед проводит обследование и полную диагностику его развития и
речи (изучение
анамнеза,
генетических
предрасположенностей
у
ребенка, его заболеваний в период до двух лет – составление речевой
карты ребенка), с целью выявления структуры дефекта и определения
программы коррекции.
После постановки диагноза и подбора методики развития или
коррекции речи логопед занимается с ребенком :
• развитием мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика);
• обогащением словаря;
• логопедическим массажем (ручными, логопедическими зондами);
• коррекцией всех речевых нарушений;
•
индивидуальными
консультациями
родителей
(рекомендации
родителям
при
выполнении
домашних
заданий
для
закрепления
полученных
навыков
с
целью
успешного
усвоения
речевого
материала);
• постановкой звуков, их автоматизацией и дифференциацией;
• подготовкой к школе ( относится к старшим дошкольникам).
Все
занятия
проводятся
индивидуально,
с
учетом
возраста
и
и н д и в и д у а л ь н ы х
о с о б е н н о с т е й
р а з в и т и я
р е б е н к а .
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, родители
помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных
движений.
Такой игротренинг является эффективным для детей с различными
нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей, в том
числе заикающихся, речь становится нормальной.
Когда и чем стоит заниматься для развития моторики
Начинать занятия с малышом нужно уже с двухмесячного возраста.
В
возрасте
2-10
месяцев
почаще
забавляйтесь
с
детьми
игрой
в
«ладушки»
Ладушки,ладушки!
- Г д е
б ы л и ?
-
У
б а б у ш к и .
-
Ч т о
е л и ?
-
К а ш к у .
-
Ч е г о
п и л и ?
-
Б р а ж к у .
П о п и л и ,
п о е л и ,
Д о м о й
п о л е т е л и ,
На голову сели!
С
10
месяцев
развитие
мелкой
моторики
руки
ребенка
протекает
более
активно:
начинаем
пользоваться
складными
матрешками,
пирамидками – пусть ребенок играет ими.
В
возрасте
от
года
можно
присоединить
игру
с
мозаикой
и
конструктором.
В
это
время
можно
начать
проводить
с
детьми
пальчиковые игры, которые станут для него более понятными и начнут
вызывать удовольствие.
С полутора лет практикуйте:
- застегивание пуговиц, завязывание шнурков, умение завязывать и
развязывать узлов;
- цветные клубки нитей для перематывания;
- мячики для тренировки мускулатуры кисти;
-
наборы
мелких
игрушек
и
предметов
с
разными
поверхностями
(стеклянные, деревянные камешки, морская галька);
- дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из
ракушек, камешков, бусин, крупы;
- счетные палочки для выкладывания узоров;
- безопасные проволочки для создания узоров и фигурок.
И помните: пусть игры будут интересными и короткими – даже пяти
минут в день достаточно для развития ребенка! Во время занятия
ребенка не должны отвлекать посторонние предметы – уберите их из
поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для
постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес.
Однако польза от пальчиковой гимнастики будет более эффективной
при квалифицированной помощи практикующего логопеда-педагога, и
подобранных им методов по устранению нарушений речи для каждого
ребенка индивидуально! Уважаемые родители, если у Вашего ребенка
имеются нарушения в развитии речи или произношении – убедительно
прошу Вас обратиться за консультацией к специалисту, а именно, к
логопеду-педагогу!
Ведь
развитая,
четкая,
красивая
речь
–
залог
благоприятного будущего ребенка!
Очень
хорошую
тренировку
движений
для
пальцев
дают
игры-
потешки.
М о ж н о
и с п о л ь з о в а т ь
с л е д у ю щ и е
с т и ш к и :
Э т о т
п а л ь ч и к
–
д е д у ш к а ,
Э т о т
п а л ь ч и к
–
б а б у ш к а ,
Э т о т
п а л ь ч и к
–
п а п о ч к а ,
Э т о т
п а л ь ч и к
–
м а м о ч к а ,
Э т о т
п а л ь ч и к
–
я !
Вот и вся моя семья!