Напоминание

"Нарушение речи у детей. Причины и пути коррекции"


Автор: Суркова Анна Алексеевна
Должность: логопед-педагог
Учебное заведение: частная практика , Д/С "МэтьюМэри"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Нарушение речи у детей. Причины и пути коррекции"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым ее проявлением является крик, который в дальнейшем сменяет гуление и фраза.
Речевое

развитие

в

норме

представляет

собой

несколько

периодов:
2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, близких к «а», «ы», «у», возможно в сочетании с согласным «г». 7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом. 9-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. 2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Выше я рассказала о речевом развитии ребенка в норме. Любое отклонение от нее требует консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что необходимо обращаться к логопеду после 5 лет. Но, при тяжелых нарушениях речи, к пяти годам многое может быть упущено, и приходится исправлять уже неправильно
сформированную речь. В раннем же возрасте можно гораздо эффективнее помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет. Уважаемые родители, очень важно общаться с ребенком, рассказывать ему о том, что вас окружает, предметах (с рождения – приветствие и проговаривание действий мамы или человека, ухаживающего за ребенком, например – «это соска», «это погремушка», с года возможно уточнять цвет и форму предмета – «это большой красный мяч») и явлениях природы, всеми способами провоцировать желание ребенка ответить. Если Вы видите, что у ребенка задерживается развитие речи (возможно, в сравнении со старшим ребенком в семье, с ровесниками на детской площадке), не о б я з а т е л ь н о о б р а щ а т ь с я к д о к т о р а м – невропатологам, педиатрам, которые назначают медикаментозное лечение. В таких ситуациях помощь может оказать именно логопед- педагог. Хотелось бы немного остановиться на причинах нарушения речи у детей, которые обусловлены биологическими, психологическими и социальными факторами: • внутриутробной патологией (когда может быть повреждена центральная нервная система, частью которой являются речевые зоны головного мозга); • наследственной предрасположенностью и разл ич ны ми генетическими аномалиями (на развитие речи влияют многие факторы: посадка зубов, форма прикуса, особенности речевых зон мозга);
• последствиями неблагоприятных родов (результатом родовых травм может стать повреждение речевых зон мозга); • различныеми заболеваниями раннего возраста (это могут быть вирусные инфекции, травмы и повреждения головного мозга и лицевого скелета, длительные простудные заболевания, отит). На развитие речи ребенка также оказывает влияние и социально- бытовая обстановка. Важным моментом является стремление подражать старшим, когда малыш имитирует взрослых с дефектом речи. Для того чтобы ребенок разговаривал, необходимо постоянно работать с ним над совершенствованием его речи. В этом помогают диалоги, чтение книг, специальные игры. Прежде, чем приступить к работе с ребенком, квалифицированный логопед проводит обследование и полную диагностику его развития и речи (изучение анамнеза, генетических предрасположенностей у ребенка, его заболеваний в период до двух лет – составление речевой карты ребенка), с целью выявления структуры дефекта и определения программы коррекции.
После постановки диагноза и подбора методики развития или

коррекции речи логопед занимается с ребенком :
• развитием мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика); • обогащением словаря; • логопедическим массажем (ручными, логопедическими зондами); • коррекцией всех речевых нарушений;
• индивидуальными консультациями родителей (рекомендации родителям при выполнении домашних заданий для закрепления полученных навыков с целью успешного усвоения речевого материала); • постановкой звуков, их автоматизацией и дифференциацией; • подготовкой к школе ( относится к старшим дошкольникам). Все занятия проводятся индивидуально, с учетом возраста и и н д и в и д у а л ь н ы х о с о б е н н о с т е й р а з в и т и я р е б е н к а . Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Такой игротренинг является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей, в том числе заикающихся, речь становится нормальной.
Когда и чем стоит заниматься для развития моторики
Начинать занятия с малышом нужно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев почаще забавляйтесь с детьми игрой в «ладушки» Ладушки,ладушки! - Г д е б ы л и ? - У б а б у ш к и . - Ч т о е л и ? - К а ш к у . - Ч е г о п и л и ? - Б р а ж к у .
П о п и л и , п о е л и , Д о м о й п о л е т е л и , На голову сели! С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно: начинаем пользоваться складными матрешками, пирамидками – пусть ребенок играет ими. В возрасте от года можно присоединить игру с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут для него более понятными и начнут вызывать удовольствие.
С полутора лет практикуйте:
- застегивание пуговиц, завязывание шнурков, умение завязывать и развязывать узлов; - цветные клубки нитей для перематывания; - мячики для тренировки мускулатуры кисти; - наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями (стеклянные, деревянные камешки, морская галька); - дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков, бусин, крупы; - счетные палочки для выкладывания узоров; - безопасные проволочки для создания узоров и фигурок.
И помните: пусть игры будут интересными и короткими – даже пяти минут в день достаточно для развития ребенка! Во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы – уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес. Однако польза от пальчиковой гимнастики будет более эффективной при квалифицированной помощи практикующего логопеда-педагога, и подобранных им методов по устранению нарушений речи для каждого ребенка индивидуально! Уважаемые родители, если у Вашего ребенка имеются нарушения в развитии речи или произношении – убедительно прошу Вас обратиться за консультацией к специалисту, а именно, к логопеду-педагогу! Ведь развитая, четкая, красивая речь – залог благоприятного будущего ребенка! Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают игры- потешки. М о ж н о и с п о л ь з о в а т ь с л е д у ю щ и е с т и ш к и : Э т о т п а л ь ч и к – д е д у ш к а , Э т о т п а л ь ч и к – б а б у ш к а , Э т о т п а л ь ч и к – п а п о ч к а , Э т о т п а л ь ч и к – м а м о ч к а , Э т о т п а л ь ч и к – я ! Вот и вся моя семья!


В раздел образования