Автор: Корепанова Светлана Валериевна
Должность: дефектолог, психолог
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "ЦРР - детский сад "Гнездышко"
Населённый пункт: Нарьян-Мар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Предупреждение нарушений произношения звуков у детей
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Тема:
Предупреждение нарушений звукопроизношения звуков у детей
Неточность
движений
артикуляционных
органов
и
недостаточность
выработанных
умений
различать
звуки
речи
на
слух
препятствуют
правильному
произношению.
Такие
явления
преходящи.
Они
составляют
естественный
этап
в
формировании
речи,
в
отличие
от
патологических
нарушений,
которые
характеризуются
наличием
стойких
речевых
недостатков,
не
исчезающих
с
возрастом
или
уменьшающихся
незначительно, если с ними не бороться.
Чтобы своевременно справиться с этими отклонениями, родителям следует
знать некоторые особенности речевого развития детей. Это позволит им
предъявлять посильные требования к ребѐнку и избавит от необоснованной
тревоги в случаях кажущегося речевого отставания.
Возрастные отклонения
При нормальном речевом воспитании к трѐм годам малыш усваивает почти
все звуки языка, последними на четвѐртом-пятом году жизни появляются
звуки Ш, Ж, Ч, Щ и Р, Рь. Усиливается и речевая активность ребѐнка,
начинается возраст «почемучек», запас слов быстро нарастает.
Наиболее распространѐнными являются следующие:
замены Р звуками Л, Ль, Й (рама - «лама», «ляма», «яма»);
нечѐткое произношение звуков С, 3, Ц;
замены Ш, Ж, Ч, Щ мягкими Сь, Зь; шапка
- «сяпка», чай
- «сяй», жар
-«зял»;
замена С, Ц звуком Т, а 3-Д: сок - «ток», заяц - «даит»;
Л заменяется звуками Ль, Й или, наоборот, Й-Ль: лак
- «ляк»,
«як», яма -
«ляма»;
оглушение звонких согласных: зуб - «суп», дубы - «тупи»;
смягчение согласных и замена мягких твѐрдыми: сумка
- «сюмка», дядя -
«дада».
К р оме
то го ,
р еч ь
ма л ы ш е й
ха р а кт е р и зуе т с я
н е д о с т а т о ч н о й
сформированностью
звукослоговой
структуры: спасибо
- «сиба»,
«сяба»;
стул - «туль»; молоток - «мотѐк», «мотылѐк».
Отмечаются несовершенства и фразовой речи, особенно при согласовании,
использовании падежей: «один колѐс», «стулы», «окнов»; отсутствие или
неправильное употребление предлогов.
К пяти годам ребѐнок должен правильно произносить все звуки, упот-реблять
слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли не только
простыми, но и сложными предложениями.
Однако нередки случаи, когда встречаются искажения, замены и сме-шения
звуков даже и у более старших детей.
Длительное
неправильное
произношение
приводит
к
тому,
что
двига-
тельные
артикуляционные
навыки
закрепляются,
а
слуховое
восприятие
звуков
искажается.
Ребѐнок
произносит
звук
неправильно,
но
этого
не
осознаѐт. Звук- заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух
больше не помогает ребѐнку сформировать нормальное произношение. У
него появляются стойкие дефекты речи.
Патологические недостатки
К стойким дефектам речи относятся:
- межзубные и боковые С, Сь, 3, Зь, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ - при их произношении
-конец языка высовывается между зубами или поворачивается набок;
- нижние или щѐчные Ш, Ж, Ч, Щ, когда надуваются щѐки;
- проторные Р, Рь или горловые - вибрирует не кончик языка, а мягкое нѐбо
или маленький язычок;
- Л полумягкий и двугубный, замена его на У, В, Ы;
- боковые Ть, Дь, Гь, Кь, Хь;
- отсутствие К, Кь, Г, Гь или их замена звуками Т, Ть, Д, Дь.
Родителям следует знать, что такие недостатки произношения сами по себе
не исчезают. И чем раньше взрослые обратят на них внимание, тем меньше
времени потребуется на избавление от них.
Ко второй группе стойких дефектов речи относятся:
- замены и смешения оппозиционных звуков, особенно искажѐнных: С-Ш, С-
Ц, 3-Ж, Р-Л, Р-Ль, Р-Й, Ль-Й, К-Т, Г-Д;
- нарушение мягкости: тѐтя - «тота»; оглушение звуков: жук - «сук» и др.
Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематического слуха и
приводят к стойким искажениям звукослоговой структуры слова (пропуски,
перестановки,
вставки
звуков
и
слогов,
сокращение
слов): аквариум
-
«акрям», кровать - «квалять».
Если смешения и замены не устраняются до поступления в школу, то они
создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии: ребѐнок
как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.
Примеры: У Маши кукла. - «Умси кикла».
Дети играют во дворе. - «Тете плаката ватари».
Такой ребѐнок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словарный
запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода,
числа, падежа, согласования и др. Всѐ это неизбежно затрудняет усвоение
школьной программы, так как дети-дисграфики оказываются недостаточно
подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.
Переписывание одного и того же текста несколько раз по заданию учителя ни
в коей мере не способствует исправлению ошибок, так как они связаны не
только
с
недостатками
произношения,
но
и
с
нарушением
слухового
восприятия отдельных звуков речи и способности к анализу и синтезу слов.
Ребѐнка с дисграфией следует направить к логопеду.
Причины речевых нарушений
1.Недостаточное
речевое
окружение
в
раннем
детстве:
мало
слышать
хорошую
речь,
надо,
чтобы
ребѐнок
пользовался
ею,
связывал
еѐ
с
выполнением тех или иных действий в игре.
2.Неправильная
речь
окружающих
взрослых,
сюсюканье
-
копирование
детской речи: ребѐнок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции
(скажи «рыба») приводят к появлению искажѐнного звука: Р гор-лового,
боковых шипящих и других дефектов.
4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи:
короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нѐбо
и др.
5.
Длительное
пользование
соской
-
способствует
межзубному
произ-
ношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания,
отсюда
-
отсутствие
привычки
вслушиваться,
запоминать,
на-блюдать,
подражать.
7. Если у ребѐнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда
понимает),
если
у
него
массивный
малоподвижный
язык,
вялые
губы,
слюнотечение,
ребѐнок
часто
болеет,
ослаблен,
с
трудом
общается
со
сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.
Эти причины могут быть обусловлены разными факторами. Вот не-которые
из них:
а)
болезни,
перенесѐнные
родителями
или
одним
из
них
(алкоголизм,
наркомания, сифилис, туберкулѐз, нервные заболевания);
б) родовые травмы;
в) инфекционные заболевания в раннем детстве
Медико-педагогические
мероприятия
с
такими
детьми
направлены
на
оздоровление
их
нервной
системы
и
всего
организма
в
целом,
на
корригирование
общей
и
речевой
моторики.
Восстановление
речи
предполагает длительные занятия с логопедом.
Несколько слов о наследственности.
Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является
врождѐнной способностью человека, она формируется у ребѐнка постепенно,
вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические
недостатки,
например
неправильное
строение
зубов
или
ослабленность
нервной
системы,
что
может
быть
исправлено
врачами-специалистами
и
специальным обучением.
Необходимость преодоления несовершенства детской речи
1 .
Ка ж д ы й
во зр а с т
отл и ч а е т с я
и зб и р ат е л ь н о й
п о в ы ш е н н о й
восприимчивостью к разным видам обучения. Если ребѐнок к четырѐм годам
по
каким-то
причинам
не
усвоил
речь,
то
процесс
обучения
будет
происходить с
гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который достигается в
обычные сроки.
2.
Задержка
в
речевом
развитии
тяжело
сказывается
на
памяти,
работоспособности.
3. Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере
ребѐнка:
замкнутость,
робость,
стеснительность,
снижение
речевой
активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.
4.
Неудачные
попытки
преодолеть
свои
затруднения
при
общении
или
замаскировать
их
могут
вызвать
чувство
собственной
неполноценности,
депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, досады,
иногда озлобленность и раздражение.
Учѐными доказано, что чувство ущемлѐнности от сознания своего дефекта
речи встречается и у дошкольников. Но оно не зависит от тяжести нарушения
речи, а связано с теми социальными условиями, в которых растѐт ребѐнок и,
конечно, с типом его высшей нервной деятельности.
5. У детей с расстройствами речи часто наблюдается нарушение не только
речевой моторики - парезы языка, губ (неполные параличи), но и общей:
дискоординация, неточность и слабость движений, их замедленность или,
наоборот, двигательная расторможенность.
6. Всѐ это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и
общеобразовательных
занятиях:
нередко
они
теряют
возможность
совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою
мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им
доступны;
они
чаще
выступают
зрителями
или
берут
на
себя
в
игре
подчинѐнные роли.
Но
бывает
и
наоборот,
когда
у
плохо
говорящих
детей
отмечается
неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, дви-
гательное беспокойство, суетливость, речевая утомляемость, что затрудняет
включение в коллективную игру.
7. У некоторых детей действия с игрушками не носят развѐрнутого игрового
характера, не имеют смысла и целенаправленности (например, ре-бѐнок берѐт
куклу, снимает с неѐ платье и бросает, долго смотрит на куклу, потом и еѐ
оставляет).
8.
Не
устранѐнные
в
детском
возрасте
замены
и
смешения,
как
уже
указывалось ранее, отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в
учении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в ка-
тегорию нарушителей дисциплины.
9.
Звуки,
исправленные
только
в
старшем
школьном
возрасте,
с
трудом
вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став взрослыми, научившись
правильному
произношению,
продолжают
произносить
прежние,
искажѐнные, но более привычные для них звуки.
10.
Некоторые
недостатки
речи
ограничивают
возможности
в
выборе
любимой профессии, мешают в труде и в повседневной жизни.
Таким образом, можно сделать выводы: речевые расстройства отрицательно
влияют на воспитание психических функций, в том числе на умственное
развитие и на формирование характера ребѐнка.
Предупреждение недостатков речи
Что же способствует правильному речевому воспитанию?
1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окру-жающих.
С
малышом
нельзя
говорить
в
обычном
темпе,
так
как
вследствие
недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всѐ
успеет услышать и понять.
2.
Если
ребѐнок
затрудняется
выразить
свою
мысль,
переставляя
или
пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного по-
вторения
трудных
слов
малыш
с
удовольствием
повторяет
их
за
мамой,
делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает,
обижает ребѐнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже
отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться детской «болтовнѐй», малыш тренирует свои
органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно
напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо,
когда кто-то спит или болен; не кричать.
4. Не рекомендуется перегружать ребѐнка - учить буквы, обучать чтению в
трѐх-четырѐхлетнем
возрасте
без
его
желания;
результат
часто
бывает
обратный желаемому.
Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее
благоприятные
сроки.
Несоблюдение
их
плохо
отражается
на
ходе
умственного развития ребѐнка.
5.
При
раннем
речевом
развитии
не
следует
принуждать
малыша
к
рассказыванию
стихов,
демонстрировать
его
перед
гостями
-
это
может
привести к заиканию.
6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться
больше играть с ребѐнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный
словарный запас.
7.
Вредно
излишне
возбуждать
фантазию
и
чувства
ребѐнка
частыми
и
продолжительными
телепередачами,
особенно
перед
сном.
Это
перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже
появлению заикания.
8 .
Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание
условий
для
нормального
функционирования
речевых
органов:
речедвигательного, слухового, голосового и дыхательного аппарата.