Автор: Пушкина Ольга Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 536
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Рабочая программа по ритмике в старшей группе
Тема: "Ритмика"
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 536»
РЕКОМЕНДОВАНО
педагогическим советом
Протокол № ______
от «__» ________ 20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ Школа № 536
____________ Л.А. Колесникова
«__» _______ 20__ г.
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
« РИТМИКА»
Направленность: Социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7лет
Срок реализации: 1год
Составитель:
педагог дополнительного
образования
Пушкина Ольга Николаевна
Москва, 2019 год
Содержание
1.
Пояснительная записка…………………………………………3-5 стр.
2.
Учебно-тематический планирование……………………………..6-9 стр.
3.
Список литературы………………………………………………..10 стр.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья
детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы
поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности,
удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на
здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют
релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки,
снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует
головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают
ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый
психотерапевтический эффект.
Цель данной программы:
состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение
средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой
основе навыков выразительного движения. Необходимо обучить детей
умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению
выступать перед другими, развить координацию, музыкальность,
выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и
выносливость.
Задачи программы:
1 Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение ,
характер, понимать содержание.
- развитие музыкального слуха, чувства ритма.
- развитие музыкального кругозора.
2 Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений.
- развитие гибкости и пластичности.
- воспитание выносливости, развитие силы.
- формирование правильной осанки.
- развитие умения ориентироваться в пространстве.
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3 Развитие творческих способностей:
- развитие воображения и фантазии.
-развитие способности к импровизации.
4 Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике.
- тренировка подвижности нервных процессов.
- развитие восприятия, воли , памяти, мышления.
5 Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным.
3
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения со
взрослыми и детьми.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Старший дошкольный возраст 5-7 лет.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному,
одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под
музыку, формирование адекватной самооценки.
Развитие музыкальности:
Воспитание интереса и любви к музыке,
Потребности слушать знакомые произведении, двигаться под музыку,
узнавать что это за произведение.
Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
муз.произведениями.
Развивать умения выражать в движении характер музыки и ее
настроение.
Развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп- разнообразный (ускорение и замедление),
динамику (усиление и уменьшение звучания),регистр (высокий ,
средний, низкий), различать 2-3 частную форму произведения.
Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже движения.
Основные:
Ходьба- бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим, топающим шагом, вперед и назад спиной, с высоким
подниманиемколена, ходьба на четвереньках, с ускорением и
замедлением.
Бег- легкий, ритмичный, передающий различный образ.
Прыжковые движения- на одной ноге, на двух . с продвижением вперед,
различные виды галопа, поскок, шаг польки.
Общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность, махи, пружинность),
упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости
движений, координации рук и ног.
Имитационные движения: различные образно-игровые движения.
Плясовые движения: элементы народных плясок и детского бального танца,
доступные по координации, танцевальные упражнения из современных
ритмических танцев., разнонаправленные движения рук и ног, сложные
циклические движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом…
4
Развитие умения ориентироваться в пространстве: самостоятельно
находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары,
друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов,
самостоятельно выполнять перестроения на основе танцев.композиций.
Развитие творческих способностей:
Развитие умения сочинять не сложные плясовые движения.
Формировать умение исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях, самостоятельно создавать пластический образ.
Развитие воображения, фантазии, умения находить свои,оригинальные
движения, оценивать свое исполнение и других детей.
Развитие и тренировка психических процессов:
Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике- радость,
грусть, страх (зайчик испугался, кошка крадется..)
Умение изменять движения в соответствии с различным темпом ,
формой (по фразам), ритмом музыки.
Развитие восприятия .внимания, воли, памяти , мышления- на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений,
продолжительности звучания музыки, разнообразия упражнений)
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
Воспитание умения чувствовать настроение музыки. Понимать
состояние образа.
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, мальчики
приглашают девочек на танец, проводить ее на место после танца,
извиниться за случайное столкновение, находить себе место ,не
толкаться.
Воспитать умение сочувствовать , сопереживать.
Воспитание потребности научить младших тому, что уже умеют,
умение проводить занятия с более младшими детьми.
5
Учебно-тематическое планирование
Месяц
Тема:
Вводная часть
Основная часть
Заключи-
тельная
часть
Октябрь
«Морское
путешествие»
Упражнения
на
ориентировку
в
пространстве.
Ходьба
змейкой
друг
за
другом
бодрым шагом.
Ходьба на носках.
Перестроение
в
круг, в два круга.
Легкий
бег
п о
к р у г у
н а
полупальцах и
прыжки
на
двух
ногах
поочередно
в соответствии с
2 - х
ч а с т н о й
формой..
Пластический этюд на муз из
к/ф
«Осенний
марафон»
с
лентами
Пальчиковая
игра
«Птицы»,
«Замок»,см.приложение.
Игровойстретчинг
с м .
приложение.
Танец «Пингвинов»
Танец «Волн» Вальс Дебюси
Подвижная
игра
«Чей
кружок
б ы с т р е е
с о б е р е т с я » , с
лентами
«Мы на лодочке катались»,
с
обручами
« З а й м и
м е с т о » см.
приложение
«Ловушка»
«Море волнуется…»
Упражнения
на
расслабление
мышц,
дыхательные
и
укрепление
о с а н к и -
в
о б р а з н ы х
и
двигательных
действиях
«ракушка»,
«лодочка»,
«морская
звезда»,
лежа
на спине.
Поклон
Ноябрь
«Зоопарк»
М ы
ш а г а е м
в
зоосад,
П о б ы в ат ь
т а м
каждый рад….
Марш
по
залу
,
различные
перестроения,
виды ходьбы
П о с к о к и
п о
одному и парами.
Перестроение
врассыпную
по
залу.
.
Ритмическая
ком п о з и ц и я
«Весёлый зоопарк»,
Пальчиковая
игра
«Пять
поросят»,см.приложение.
Игровойстретчинг
с м .
приложение.
Танец «Ки-ко-ко»
Танец парами «Кремена»
Танец «Самба»
Подвижная
игра
«Третий
лишний»,
«Ловишки с лентой»,
«Передай
мяч»
с
мячом
см.
приложение
Упражнения
на
расслабление
мышц,
дыхательные
и
укрепление
осанки-
поднимание
рук на вдохе и
свободное
опускание
рук
на выдохе.
Изобразить
различных
животных
деревни.
6
Поклон
Декабрь
«К нам приехал
цирк»
Упражнения
под
песню «Цирк»
Марш
по
залу
,
различные
перестроения,
в и д ы
х о д ь б ы ,
махи руками.
Перестроение
врассыпную
по
залу.
Ритмическая
ком п о з и ц и я
«Колесо», «Часики»
П а л ь ч и к о в а я
и г р а
«Телега»,«Строим
дом»см.приложение.
Игровойстретчинг
с м .
приложение.
Упражнения с мячом.
Танец с обручами «Гимнасты»
Танец
парами
«Веселый
квадрат»
Подвижная
игра
«Мы веселые ребята»,
«Будь ловким»,
«Передай
мяч»
с
мячом
см.
приложение
Упражнения
на
расслабление
мышц,
Игра
«Сосулька»
дыхательные
и
укрепление
осанки-
поднимание
рук на вдохе и
свободное
опускание
рук
на выдохе.
И г р а
н а
слуховое
внимание
«Телеграмма»
Поклон
Январь
«Новогодний
поезд»
Р а з н ы е
в и д ы
ходьбы
(бодрый
шаг-
на
носках,
на
в нутренней
стороне
стопы,
на
пятках),
бег
б ы с т р ы й
с
остановкой,
прыжки
на
двух
ногах,
на
одной,
прямой и боковой
галоп.
Перестроение
в
круг, в два круга,
в
к о л о н н у
п о
одному, по двое.
Ритмическая композиция «Мы
в поезде»,
П а л ь ч и к о в а я
и г р а
«Телега»,«Снег»см.приложение.
Игровойстретчинг
с м .
приложение.
Танец «Метелица» с платками
Танец
« З и м у ш ка - з и м а »
Подвижная игра «Снежки»,
«Мы повесим шарики»,
«Воротики» см. приложение
Упражнения
на
расслабление
мышц,
Игра
«Сосулька»
дыхательные
и
укрепление
осанки-
поднимание
рук на вдохе и
свободное
опускание
рук
на выдохе.
И г р а
н а
внимание
« Г н о м ы
и
великаны»
Поклон
Февраль
«Незнайка»
Ориентировка
в
пространстве.
Ритмическая
ком п о з и ц и я
«Незнайка» исп. Меладзе,
Упражнения
на
7
Исходные
положения.
Основные
д в и же н и я
п о д
музыку:
разные
в и д ы
ш а г а
(бодрый, высокий,
хороводный,
шаг
н а
н о с о ч к а х ,
мягкий,
пружинящий)
в и д ы
б е г а
( л ё г к и й ,
н а
носочках,
энергичный,
стремительный).
Пальчиковая игра по желанию
детей. см.приложение.
Игровойстретчинг
с м .
приложение.
Т а н е ц
« К о р о т ы ш к и »
с
платками
Танец
«Настоящий
друг»
Подвижная игра «Чей кружок
быстрее соберется»,
«Игра с бубном»,
«Плетень» см. приложение
расслабление
мышц,
Игра
«Сосулька»
дыхательные
и
укрепление
осанки-
поднимание
рук на вдохе и
свободное
опускание
рук
на выдохе.
Поклон
Март
«Муха-
цокотуха»
Хороводные
шаги:
топающий
(топотушки,
перетопы),
дробный шаг.
Д в и ж е н и е
п о
л и н и и
т а н ц а ,
против
хода,
в
к о л о н н е
п о
д и а г о н а л и ,
в
шеренге взявшись
за руки.
Д в и ж е н и е
с
ускорением,
замедлением
темп
Упражнения
для
рук
Шаг польки
Ритмическая
ком п о з и ц и я
«Солнышко лучистое»:
Пальчиковая
игра«Шарик»,
см.приложение.
Игровойстретчинг
с м .
приложение.
Танец «Полька с поворотами» с
платками
Танец «Жуков и бабочек»
Танец «Божья коровка»
Подвижная
игра
«Третий
лишний»,
«Гори, гори ясно»,
« И г р а
с
б у б н о м »
см.
приложение
Упражнения на
расслабление
мышц,
дыхательные
и
укрепление
осанки-
тряпичные
и
деревянные
куклы.
Поклон
Апрель
«Будем
космонавтами»
А
д а в а й т е
к а
ребята
П о и г р а е м
в
космонавтов
В космос все мы
полетим
Ритмическая
ком п о з и ц и я
«Озорники»:
Пальчиковая
игра
«Раз,
два,
т р и ,
ч е т ы р е ,
п я т ь»,
см.приложение.
В невесомости плывем
Упражнения
на
расслабление
мышц,
дыхательные
и
укрепление
8
Потому
что
так
хотим.
Р а з н ы е
в и д ы
ходьбы
(бодрый
шаг-
на
носках,
на
в нутренней
стороне
стопы,
на
пятках),
бег
б ы с т р ы й
с
остановкой,
прыжки
на
двух
ногах,
на
одной,
прямой и боковой
галоп, подскоки.
Мы под самым потолком.
Игровойстретчинг
с м .
приложение.
Танец «Звезд»
Танец «Летка-Енка»
Подвижная
игра
«Застывшие
фигуры»,
«Садись в ракету»(игра «Займи
место» но с обручами, встаем
спинами),
«Ловишка» см. приложение
осанки-
поднимание
рук на вдохе и
свободное
опускание
рук
на выдохе.
И г р а
н а
внимание
« Г н о м ы
и
великаны»
Поклон
Май
«Буратино»
Р а з н ы е
в и д ы
ходьбы
(бодрый
шаг-
на
носках,
на
в нутренней
стороне
стопы,
на
пятках),
бег
б ы с т р ы й
с
остановкой,
прыжки
на
двух
ногах,
на
одной,
прямой и боковой
галоп, подскоки.
Шаг польки.
Ритмическая
ком п о з и ц и я
«Буратино»:
Ритмическое
упражнение
«Капли», см.приложение.
Игровойстретчинг
с м .
приложение.
Танец парный «Птичка польку
танцевала»
Танец «Шу-ва-ва»
Подвижная игра «Ищи»,
«Не выпустим»,
«Ловишки
с
ленточкой» см.
приложение
Упражнения на
расслабление
мышц,
дыхательные
и
укрепление
осанки-
тряпичные
и
деревянные
куклы.
Поклон.
9
Список литературы:
1. «Ритмическая мозайка» А. И. Буренина –С. Пб. ,2000г.
2. «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.
3. «Са-фи-данс» Танцевально- игровая гимнастика для детей Ж. Е. Фирилева,
Е. Г. Сайкина, - С. Пб., «Детство-Пресс» 2003 г.
4 . «Фитнес-данс» Лечебно-профилактический танец Ж. Е. Фирилева, Е. Г.
Сайкина - С. Пб. «Детство Пресс», 2007г.
5.
«Телесно-ориентированные
подходы
к
психокоррекционной
и
развивающей работе с детьми» И. В. Ганичева, - М «Книголюб» 2004г.
6. «Коррекционная ритмика» М. А. Касицина, И. Г. Бородина,- М, «Гном и
Д» 2005г.
7. «Детский фитнес» Е. В. Сулим -М, «ТЦ Сфера» 2014 г.
8. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» Е. А. Алябьева «ТЦ
Сфера» - М, 2009 г.
9. «Методическое пособие по детской психогимнастике для воспитателей
дошкольных учреждений» Е. В. Вербовская – Нижний Новгород, 1999г.
10. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг.» Е. В.
Сулим, -М, «ТЦ Сфера», 2010г.
11. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет» Е. В.
Михеева, -Волгоград, «Учитель», 2014г.
12. «Здоровьефомирующее физическое развитие» под ред. М. М. Безруких
, -М, «Владос» 2001г.
13. «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина- СПб. 2001г.
10