Напоминание

"Ритмика"


Автор: Пушкина Ольга Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 536
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Рабочая программа по ритмике в старшей группе
Тема: "Ритмика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 536»

РЕКОМЕНДОВАНО

педагогическим советом

Протокол № ______

от «__» ________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ Школа № 536

____________ Л.А. Колесникова

«__» _______ 20__ г.

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

« РИТМИКА»

Направленность: Социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-7лет

Срок реализации: 1год

Составитель:

педагог дополнительного

образования

Пушкина Ольга Николаевна

Москва, 2019 год

Содержание

1.

Пояснительная записка…………………………………………3-5 стр.

2.

Учебно-тематический планирование……………………………..6-9 стр.

3.

Список литературы………………………………………………..10 стр.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья

детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы

поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности,

удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на

здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют

релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки,

снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует

головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают

ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый

психотерапевтический эффект.

Цель данной программы:

состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение

средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой

основе навыков выразительного движения. Необходимо обучить детей

умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению

выступать перед другими, развить координацию, музыкальность,

выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и

выносливость.

Задачи программы:

1 Развитие музыкальности:

- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение ,

характер, понимать содержание.

- развитие музыкального слуха, чувства ритма.

- развитие музыкального кругозора.

2 Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие ловкости, точности, координации движений.

- развитие гибкости и пластичности.

- воспитание выносливости, развитие силы.

- формирование правильной осанки.

- развитие умения ориентироваться в пространстве.

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3 Развитие творческих способностей:

- развитие воображения и фантазии.

-развитие способности к импровизации.

4 Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и

пантомимике.

- тренировка подвижности нервных процессов.

- развитие восприятия, воли , памяти, мышления.

5 Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения сопереживать другим людям и животным.

3

- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование

чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения со

взрослыми и детьми.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Старший дошкольный возраст 5-7 лет.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному,

одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под

музыку, формирование адекватной самооценки.

Развитие музыкальности:

Воспитание интереса и любви к музыке,

Потребности слушать знакомые произведении, двигаться под музыку,

узнавать что это за произведение.

Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру

муз.произведениями.

Развивать умения выражать в движении характер музыки и ее

настроение.

Развитие умения передавать основные средства музыкальной

выразительности: темп- разнообразный (ускорение и замедление),

динамику (усиление и уменьшение звучания),регистр (высокий ,

средний, низкий), различать 2-3 частную форму произведения.

Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя

перечисленные ниже движения.

Основные:

Ходьба- бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,

пружинящим, топающим шагом, вперед и назад спиной, с высоким

подниманиемколена, ходьба на четвереньках, с ускорением и

замедлением.

Бег- легкий, ритмичный, передающий различный образ.

Прыжковые движения- на одной ноге, на двух . с продвижением вперед,

различные виды галопа, поскок, шаг польки.

Общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный

характер, способ движения (упражнения на плавность, махи, пружинность),

упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости

движений, координации рук и ног.

Имитационные движения: различные образно-игровые движения.

Плясовые движения: элементы народных плясок и детского бального танца,

доступные по координации, танцевальные упражнения из современных

ритмических танцев., разнонаправленные движения рук и ног, сложные

циклические движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом…

4

Развитие умения ориентироваться в пространстве: самостоятельно

находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары,

друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов,

самостоятельно выполнять перестроения на основе танцев.композиций.

Развитие творческих способностей:

Развитие умения сочинять не сложные плясовые движения.

Формировать умение исполнять знакомые движения в игровых

ситуациях, самостоятельно создавать пластический образ.

Развитие воображения, фантазии, умения находить свои,оригинальные

движения, оценивать свое исполнение и других детей.

Развитие и тренировка психических процессов:

Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике- радость,

грусть, страх (зайчик испугался, кошка крадется..)

Умение изменять движения в соответствии с различным темпом ,

формой (по фразам), ритмом музыки.

Развитие восприятия .внимания, воли, памяти , мышления- на основе

усложнения заданий (увеличение объема движений,

продолжительности звучания музыки, разнообразия упражнений)

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

Воспитание умения чувствовать настроение музыки. Понимать

состояние образа.

Воспитание умения вести себя в группе во время движения, мальчики

приглашают девочек на танец, проводить ее на место после танца,

извиниться за случайное столкновение, находить себе место ,не

толкаться.

Воспитать умение сочувствовать , сопереживать.

Воспитание потребности научить младших тому, что уже умеют,

умение проводить занятия с более младшими детьми.

5

Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тема:

Вводная часть

Основная часть

Заключи-

тельная

часть

Октябрь

«Морское

путешествие»

Упражнения

на

ориентировку

в

пространстве.

Ходьба

змейкой

друг

за

другом

бодрым шагом.

Ходьба на носках.

Перестроение

в

круг, в два круга.

Легкий

бег

п о

к р у г у

н а

полупальцах и

прыжки

на

двух

ногах

поочередно

в соответствии с

2 - х

ч а с т н о й

формой..

Пластический этюд на муз из

к/ф

«Осенний

марафон»

с

лентами

Пальчиковая

игра

«Птицы»,

«Замок»,см.приложение.

Игровойстретчинг

с м .

приложение.

Танец «Пингвинов»

Танец «Волн» Вальс Дебюси

Подвижная

игра

«Чей

кружок

б ы с т р е е

с о б е р е т с я » , с

лентами

«Мы на лодочке катались»,

с

обручами

« З а й м и

м е с т о » см.

приложение

«Ловушка»

«Море волнуется…»

Упражнения

на

расслабление

мышц,

дыхательные

и

укрепление

о с а н к и -

в

о б р а з н ы х

и

двигательных

действиях

«ракушка»,

«лодочка»,

«морская

звезда»,

лежа

на спине.

Поклон

Ноябрь

«Зоопарк»

М ы

ш а г а е м

в

зоосад,

П о б ы в ат ь

т а м

каждый рад….

Марш

по

залу

,

различные

перестроения,

виды ходьбы

П о с к о к и

п о

одному и парами.

Перестроение

врассыпную

по

залу.

.

Ритмическая

ком п о з и ц и я

«Весёлый зоопарк»,

Пальчиковая

игра

«Пять

поросят»,см.приложение.

Игровойстретчинг

с м .

приложение.

Танец «Ки-ко-ко»

Танец парами «Кремена»

Танец «Самба»

Подвижная

игра

«Третий

лишний»,

«Ловишки с лентой»,

«Передай

мяч»

с

мячом

см.

приложение

Упражнения

на

расслабление

мышц,

дыхательные

и

укрепление

осанки-

поднимание

рук на вдохе и

свободное

опускание

рук

на выдохе.

Изобразить

различных

животных

деревни.

6

Поклон

Декабрь

«К нам приехал

цирк»

Упражнения

под

песню «Цирк»

Марш

по

залу

,

различные

перестроения,

в и д ы

х о д ь б ы ,

махи руками.

Перестроение

врассыпную

по

залу.

Ритмическая

ком п о з и ц и я

«Колесо», «Часики»

П а л ь ч и к о в а я

и г р а

«Телега»,«Строим

дом»см.приложение.

Игровойстретчинг

с м .

приложение.

Упражнения с мячом.

Танец с обручами «Гимнасты»

Танец

парами

«Веселый

квадрат»

Подвижная

игра

«Мы веселые ребята»,

«Будь ловким»,

«Передай

мяч»

с

мячом

см.

приложение

Упражнения

на

расслабление

мышц,

Игра

«Сосулька»

дыхательные

и

укрепление

осанки-

поднимание

рук на вдохе и

свободное

опускание

рук

на выдохе.

И г р а

н а

слуховое

внимание

«Телеграмма»

Поклон

Январь

«Новогодний

поезд»

Р а з н ы е

в и д ы

ходьбы

(бодрый

шаг-

на

носках,

на

в нутренней

стороне

стопы,

на

пятках),

бег

б ы с т р ы й

с

остановкой,

прыжки

на

двух

ногах,

на

одной,

прямой и боковой

галоп.

Перестроение

в

круг, в два круга,

в

к о л о н н у

п о

одному, по двое.

Ритмическая композиция «Мы

в поезде»,

П а л ь ч и к о в а я

и г р а

«Телега»,«Снег»см.приложение.

Игровойстретчинг

с м .

приложение.

Танец «Метелица» с платками

Танец

« З и м у ш ка - з и м а »

Подвижная игра «Снежки»,

«Мы повесим шарики»,

«Воротики» см. приложение

Упражнения

на

расслабление

мышц,

Игра

«Сосулька»

дыхательные

и

укрепление

осанки-

поднимание

рук на вдохе и

свободное

опускание

рук

на выдохе.

И г р а

н а

внимание

« Г н о м ы

и

великаны»

Поклон

Февраль

«Незнайка»

Ориентировка

в

пространстве.

Ритмическая

ком п о з и ц и я

«Незнайка» исп. Меладзе,

Упражнения

на

7

Исходные

положения.

Основные

д в и же н и я

п о д

музыку:

разные

в и д ы

ш а г а

(бодрый, высокий,

хороводный,

шаг

н а

н о с о ч к а х ,

мягкий,

пружинящий)

в и д ы

б е г а

( л ё г к и й ,

н а

носочках,

энергичный,

стремительный).

Пальчиковая игра по желанию

детей. см.приложение.

Игровойстретчинг

с м .

приложение.

Т а н е ц

« К о р о т ы ш к и »

с

платками

Танец

«Настоящий

друг»

Подвижная игра «Чей кружок

быстрее соберется»,

«Игра с бубном»,

«Плетень» см. приложение

расслабление

мышц,

Игра

«Сосулька»

дыхательные

и

укрепление

осанки-

поднимание

рук на вдохе и

свободное

опускание

рук

на выдохе.

Поклон

Март

«Муха-

цокотуха»

Хороводные

шаги:

топающий

(топотушки,

перетопы),

дробный шаг.

Д в и ж е н и е

п о

л и н и и

т а н ц а ,

против

хода,

в

к о л о н н е

п о

д и а г о н а л и ,

в

шеренге взявшись

за руки.

Д в и ж е н и е

с

ускорением,

замедлением

темп

Упражнения

для

рук

Шаг польки

Ритмическая

ком п о з и ц и я

«Солнышко лучистое»:

Пальчиковая

игра«Шарик»,

см.приложение.

Игровойстретчинг

с м .

приложение.

Танец «Полька с поворотами» с

платками

Танец «Жуков и бабочек»

Танец «Божья коровка»

Подвижная

игра

«Третий

лишний»,

«Гори, гори ясно»,

« И г р а

с

б у б н о м »

см.

приложение

Упражнения на

расслабление

мышц,

дыхательные

и

укрепление

осанки-

тряпичные

и

деревянные

куклы.

Поклон

Апрель

«Будем

космонавтами»

А

д а в а й т е

к а

ребята

П о и г р а е м

в

космонавтов

В космос все мы

полетим

Ритмическая

ком п о з и ц и я

«Озорники»:

Пальчиковая

игра

«Раз,

два,

т р и ,

ч е т ы р е ,

п я т ь»,

см.приложение.

В невесомости плывем

Упражнения

на

расслабление

мышц,

дыхательные

и

укрепление

8

Потому

что

так

хотим.

Р а з н ы е

в и д ы

ходьбы

(бодрый

шаг-

на

носках,

на

в нутренней

стороне

стопы,

на

пятках),

бег

б ы с т р ы й

с

остановкой,

прыжки

на

двух

ногах,

на

одной,

прямой и боковой

галоп, подскоки.

Мы под самым потолком.

Игровойстретчинг

с м .

приложение.

Танец «Звезд»

Танец «Летка-Енка»

Подвижная

игра

«Застывшие

фигуры»,

«Садись в ракету»(игра «Займи

место» но с обручами, встаем

спинами),

«Ловишка» см. приложение

осанки-

поднимание

рук на вдохе и

свободное

опускание

рук

на выдохе.

И г р а

н а

внимание

« Г н о м ы

и

великаны»

Поклон

Май

«Буратино»

Р а з н ы е

в и д ы

ходьбы

(бодрый

шаг-

на

носках,

на

в нутренней

стороне

стопы,

на

пятках),

бег

б ы с т р ы й

с

остановкой,

прыжки

на

двух

ногах,

на

одной,

прямой и боковой

галоп, подскоки.

Шаг польки.

Ритмическая

ком п о з и ц и я

«Буратино»:

Ритмическое

упражнение

«Капли», см.приложение.

Игровойстретчинг

с м .

приложение.

Танец парный «Птичка польку

танцевала»

Танец «Шу-ва-ва»

Подвижная игра «Ищи»,

«Не выпустим»,

«Ловишки

с

ленточкой» см.

приложение

Упражнения на

расслабление

мышц,

дыхательные

и

укрепление

осанки-

тряпичные

и

деревянные

куклы.

Поклон.

9

Список литературы:

1. «Ритмическая мозайка» А. И. Буренина –С. Пб. ,2000г.

2. «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.

3. «Са-фи-данс» Танцевально- игровая гимнастика для детей Ж. Е. Фирилева,

Е. Г. Сайкина, - С. Пб., «Детство-Пресс» 2003 г.

4 . «Фитнес-данс» Лечебно-профилактический танец Ж. Е. Фирилева, Е. Г.

Сайкина - С. Пб. «Детство Пресс», 2007г.

5.

«Телесно-ориентированные

подходы

к

психокоррекционной

и

развивающей работе с детьми» И. В. Ганичева, - М «Книголюб» 2004г.

6. «Коррекционная ритмика» М. А. Касицина, И. Г. Бородина,- М, «Гном и

Д» 2005г.

7. «Детский фитнес» Е. В. Сулим -М, «ТЦ Сфера» 2014 г.

8. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» Е. А. Алябьева «ТЦ

Сфера» - М, 2009 г.

9. «Методическое пособие по детской психогимнастике для воспитателей

дошкольных учреждений» Е. В. Вербовская – Нижний Новгород, 1999г.

10. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг.» Е. В.

Сулим, -М, «ТЦ Сфера», 2010г.

11. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет» Е. В.

Михеева, -Волгоград, «Учитель», 2014г.

12. «Здоровьефомирующее физическое развитие» под ред. М. М. Безруких

, -М, «Владос» 2001г.

13. «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина- СПб. 2001г.

10



В раздел образования