Автор: Садыкова Ольга Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №66 "Забавушка" Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-Югра Наименование материала: эссе Тема: Моя педагогическая философия Раздел: дошкольное образование
Моя педагогическая философия
ЭССЕ
Педагогику (как и психологию!) нельзя строить
равнодушно, потому что это - наука о
человеке, а человек не прощает
равнодушного к себе отношения
А.Н. Леонтьев
Существует такая легенда.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и
решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой
путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон
пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И
только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к
познанию и дай им учителя».
Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда.
А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С
тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети,
взрослеют и спешат к детям. Это воспитатели и учителя.
По-разному приходят в детский сад педагоги, и по-разному складываются их
судьбы. Диплом педагогического вуза — всего только документ на право
приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность
педагогического труда в том, чтобы найти путь к каждому ребенку, создать
условия для развития способностей.
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и
ценностях, в сущности — философ. Педагог вдвойне, так как эта профессия
— одна из самых ответственных.
Педагог ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина
и космонавта, врача и строителя. Педагог формирует фундамент их знаний и
умений, основы их мировоззрения и характера, как никакая другая
профессия, и именно этот человек - воспитатель, учитель работает на
завтрашний день, воспитывая человека своей страны.
Труд педагога сродни труду хлебороба и строителя — из зерен добра и
справедливости выращивает он душу ребенка, из кирпичиков знаний
складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни.
А главное — своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть
человеком.
Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости,
подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не
раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликим,
часто необходимо иметь основу — стержень, благодаря которому человек
остается личностью. Что может быть лучше хорошего педагога? Что может
быть хуже плохого педагога, случайно оказавшегося на этом месте? Зато
любая педагогическая оплошность моментально обращается в ошибку. И нет
ошибок хуже, чем воспитательские или учительские.
В детстве я не мечтала стать ни воспитателем, ни учителем. Но почему-то
дома всегда играла в школу, а меньшие дети со всего двора ходили за мной
гуськом, может быть оттого, что каждому, не игнорируя никого, хотелось что-
то сделать, угостить, причесать, умыть, просто, поговорить. Сама не
понимаю, и откуда такая забота ко всем сразу!? Взрослой фразы
«Педагогическая философия» я еще и не слышала. Но, как я думаю, в том
далеком и прекрасном детстве рождалась эта самая философия. Сегодня во
дворе XXI век, 2010 год. Мне — 38. И вот я воспитатель и учитель. Да, я
педагог, но я дочь своего народа, самая большая ценность народа — это его
дети. И если я смогу привить им любовь, уважение друг к другу, к малой
родине, то я смогу привить любовь и к большой и Великой Родине.
Сколько помнят себя люди, был среди них воспитатель, учитель. Был, есть и
будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя
бы чуточку побывала в его руках. Все светлое в этой жизни от него –
бескорыстного слуги истины, мудрости, добра и мира.
Почему среди всех профессий я выбрала профессию воспитатель, а потом
учитель? Потому что, взяв ребенка за руку, я могу увести его в интересный и
увлекательный мир знаний и творчества. Потому что, поднимаясь по
лестнице умений и знаний, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои
воспитанники, а вместе с ними и мне удается расти и совершенствовать свое
умение. Потому что испытываю чувство удовлетворения от своей работы,
когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой воспитанник, и
понимаю, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Потому что
каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое
сияние.
Я работаю в детском саду, уже девятнадцатый год и другого места для
себя не представляю. Хотя всякое бывает и тяжкость труда, и трудность
работы, но дети – они компенсируют всё. Они помогают жить! И ты
понимаешь свою главную задачу! А сам же ребенок, он ведь – это как
маленькая рыбёшка, попавшая в большой, не изведанный, полный
удивительного, не понятного, чужого, бывает страшного, но такого манящего
мира, где рядом проплывают рыбы разных размеров, разных взглядов и
характеров. И моя, просто, необходимая и для меня тоже, как я понимаю
сегодня, задача следует вовремя поддержать, дать возможность ребенку
поверить в себя, в свои силы, наполнить его головку теми знаниями, которые
доступны сейчас для него. А главное, дать понять, что мир наш ни такой уж и
страшный, ни такой уж и трудный, и всегда есть путь, правильный путь по
которому можно выйти, и не просто выйти, а выйти достойным победителем!
Люди по разному понимают роль педагога. Одни видят в нем просто
преподавателя учебного предмета, другие, воспитателя – няньку, третьи…....
Я же вижу педагога, воспитателя, как доброго, заботливого, понимающего
наставника способствующего становлению личности пока еще маленького
человека. Я стараюсь быть с детьми на равных, помня, что каждый мой
неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими
душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного
совершенствования, так как должна быть образцом для своих детей. Согласна
с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда
ребята с интересом идут ко мне на занятие, но для меня важно и то, что я иду
на занятие с удовольствием и жду встречи с ними – с маленькими моими
«рыбёшками»!
«Занятие закончено», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что занятие
моё будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская
ребят, я всегда думаю о том, стало ли моё присутствие в их жизни для них
примером Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма.
И вот мои выпускники, взрослые люди, приходят в тот же сад, рассказывают
о своих достижениях. А это значит – работа моя продолжается…