Автор: Молодцова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ ВО СКОШИ г. Ковров
Населённый пункт: Ковров, Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей с ОВЗ.
Раздел: среднее образование
Экологическое воспитание детей с ОВЗ.
Актуальность проблемы обусловлена загрязнением
окружающей среды, исчезновением лесных массивов,
некоторых видов животных и птиц в наше время. Огромное
внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного
отношения к природе, любви к родным местам, изучению
живых организмов, природных ландшафтов родного края.
Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в
экологическом воспитании. Дети с ограниченными
возможностями здоровья, как и другие члены общества ,
обладают равными правами и потребностями в приобщении к
различным формам образования, культуры и труда. Эти дети
являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят
свой посильный вклад в окружающую их действительность, а,
став взрослыми, способны влиять на нее. Значит, и дети с
ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное
поведение в разнообразных жизненных ситуациях
соответствовало существующим в обществе социальным
нормам.
Экологическое образование способствует воспитанию у детей
с ОВЗ правильного отношения к окружающему, отношения к
людям,
к
природе
и
к
самому
себе,
что
впоследствии
становится
стержнем
и
показателем
нравственного
воспитания ребенка. Поэтому, одной из задач экологического
образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной
сферы.
При разработке своей программы я учитывала :
Концептуальность Выдвигаемые принципы:
Учить
ориентироваться
в
пространстве
и
познавать
окружающий мир.
Формировать
у
воспитанников
позитивное
отношение
к
природе и окружающей среде.
Воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
Воспитывать
способность
пользоваться
природными
ресурсами без причинения вреда.
В теоретической базе выделила следующие задачи:
Вовлечение ребят в природоохранную деятельность;
Вырабатывание навыков поведения в природе;
Стимуляция сенсорных функций(зрительного, слухового
восприятия);
Развитие
двигательных
функций,
обуславливающих
точность выполнения задуманного действия;
Развитие
предпосылок
к
интеллектуальной
деятельности(внимания, памяти, воображения);
Обучение элементарным трудовым навыкам;
Воспитание
уверенности
в
собственных
силах
и
возможностях.
Ведущей
педагогической
идеей
стало
раскрытие
творческого потенциала ребенка с ОВЗ через предметно-
практическую деятельность в современной предметной
сфере в эколого-туристическом направлении.
Оптимальностью
и
эффективностью
средств
стало
использование воспитанниками знаний, полученных на
коррекционных и практических занятиях .Формирование
навыков поведения в природе, понимание экологических
проблем, расширение кругозора.
Результативность опыта
При планировании были поставлены следующие задачи:
- усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим
миром;
-наличие
потребности
в
приобретении
экологических
знаний, ориентация на практическое применение их;
-потребность
в
общении
с
природой,
проявление
положительных чувств;
-умение
видеть
и
понимать
прекрасное,
потребность
самовыражения в творческой деятельности;
-проявление
инициативы
в
решении
экологических
проблем своего ближайшего окружения.
В рамках программы проведены следующие занятия:
Коррекционно-воспитательные
1.Растения и животные Красной книги
2.Деревья разные бывают
3.Животные,живущие рядом
4.(в проекте) Все о кошках
Практические занятия
1.Операция «Чистодвор»
2.Приключение пластиковой бутылки
3.Культура поведения в природе(чистота, тишина, береги
муравейники и гнезда птиц)
4.Птичья столовая
5.Посади дерево
Экскурсии
1.Природа родного города осенью
2.Посещение музея природы и этнографии
3.Экскурсия по зимнему парку
Работа по формированию экологического сознания у детей с
ОВЗ проводится ежедневно, непрерывно и охватывает
все
сферы деятельности.
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в
развитии
невозможна
без
формирования
системы
их
нравственно-правового
сознания
и
соответствующего
социального поведения, включающего в себя и экологическое
воспитание.
Цель
экологического
воспитания
-
формирование
ответственного
отношения
к
окружающей
среде,
которое
строится на базе экологического сознания. Это предполагает
соблюдение
нравственных
и
правовых
принципов
природопользования
и
пропаганду
идей
его
оптимизации,
активную деятельность по изучению и охране природы своей
местности.
Одним
из
важных
условий
экологического
воспитания
является беседа. Беседа должна быть короткой, достаточно
содержательной,
интересной,
разнообразной.
Иначе,
ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не
принесут никакой пользы.
Во
время
проведения
беседы
я
стараюсь
вызвать
эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны
высказать свое отношение к увиденному – сломанному дереву,
разбросанному
мусору,
сорванному
и
брошенному
букету
цветов,
подожженной
траве,
красивому
пейзажу,
распустившемуся цветку, пению птиц.
Во
время
прогулки,
беседуя
с
детьми
в
неформальной
обстановке,
я
прививаю
им
основные
понятия
и
правила
поведения
в
природе,
обосновывая
и
объясняя
их,
подтверждая конкретными примерами.
Учитывая
имеющиеся
недостатки
мыслительной
деятельности
воспитанников,
я
убираю
из
формулировок
частицу «не»,стараюсь так составлять предложения, чтобы
присутствовала положительная мотивация:
Береги ветки деревьев и кустарников.
Охраняй кору деревьев от повреждений.
Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.
Береги гнезда птиц от разорения.
Такие беседы призваны сформировать у воспитанников
понимание своего места в природе, влияния на нее, как
положительного, так и отрицательного, способах уменьшить,
исправить негативное воздействие и принести как можно
большую пользу, развить понимание процессов,
происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю,
бережное отношение к природе, носят коррекционный
характер.
Воспитание экологической культуры прослеживается на таких
внеклассных занятиях, как «Работа с книгой», где развитие
речи
проходит
на
основе
изучения
предметов
и
явлений
окружающей действительности. Одним из условий успешного
воспитания гуманных чувств является постоянное обращение
к природоведческой тематике, поэтому, в мой программный
материал
включены
произведения,
которые
способствуют
воспитанию
нравственной
и
экологической
культуры
школьников.
Читая
эти
произведения,
дети
проживают
чувства
героев-животных,
проживают
их
действия,
деятельность. Я на занятиях — не столько информатор,
сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести
за
собой,
но
и
обладающий
способностью
сострадать,
сопереживать. Тем
самым реализуются ресурсы
учащихся,
скрытые в подсознании.
Моя практика показывает, что учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья положительно относятся к занятиям
трудового обучения. На них они могут проявить себя и
реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности.
Эти занятия мне позволяют не только включать учащихся в
творческую трудовую деятельность, но и параллельно
прививать экологические знания. Например, во время работы
над аппликацией «Полевые цветы», учащиеся дополнительно
узнают: какие бывают полевые цветы, время их цветения,
какой цветок какого цвета, формы, размера, какое имеют
значение для человека.
Я считаю, что все занятия нужно проводить в игровой форме.
Игра вызывает эмоциональную и творческую активность
даже у самых закомплексованных детей.
Для
ребёнка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
внеклассная деятельность является немало важной , прежде
всего,
эффективным
методом
для
развития
творческого
потенциала,
эмоционально-волевой
сферы,
интеллекта
и
психики. Одной из наиболее крупных форм работы – участие
в конкурсах, викторинах, рисунков, поделок. Изготавливая
поделки и рисунки , я обращаю внимание на то, чтобы дети
видели красоту родной природы.
Большое внимание я уделяю наблюдениям за изменениями
в
природе.
Чтобы
дети
видели очевидные
изменения
и
радовались первому дождю, снегу, первому листочку.
Большое значение для воспитания экологической культуры
имеют так называемые « субботники «по уборке территории ,
тематические экскурсии, ролевые игры.
Решая
задачи
экологического
образования
детей
с
ОВЗ,
в
первую очередь, я стараюсь формировать систему знаний о
природе, научить понимать и устанавливать существующие в
ней
связи
и
зависимости,
действовать
в
соответствии
с
полученными знаниями.
Экологическое воспитание детей с ОВЗ охватывает различные
виды деятельности и если проводить в системе, работа даст
положительный результат.