Напоминание

Комплекс музыкально-дидактических игр


Автор: Шалаева Екатерина Анатольевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплекс музыкально-дидактических игр
Дата публикации: 14.11.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комплекс музыкально-дидактических игр

для детей старшего дошкольного возраста.

Выполнил:

Шалаева Екатерина Анатольевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР – детский сад №20 «Сказка»

Пояснительная записка

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей

детей

являются

музыкально-дидактические

игры.

В

игровой

форме

музыкальные

способности

у

детей

развиваются

намного

интереснее

и

эффективнее.

Музыкально-дидактические

игры

осваиваются

детьми

постепенно.

Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных

занятий.

Педагог

знакомит

детей

с правилами

игры,

ставит

перед

ними

определенную

дидактическую

задачу.

Вначале

воспитатель

является

инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные

процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи

педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные

детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют

им более

успешно

выполнять

задания,

связанные

с различными

видами

музыкальной деятельности.

Музыкально

-

дидактические

игры

всегда

интересны

детям,

всегда

вызывают

желания

участвовать

в

них.

Это

универсальный

метод

в

музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить

детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной

грамоты.

Музыкально

-

дидактические

игры

развивают

у

детей

чувство

ритма, координацию движений, творческие способности, а также является

хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей, обогащают

новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность,

способность

к

восприятию,

различению

основных

свойств

музыкального

звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что

они

открывают

перед

ребенком

путь

применения

полученных

знаний

в

жизненной практике. Дети старшего дошкольного возраста уже способны к

самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь

оказывают для развития этих способностей дидактические игры.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать

развитие игровых действий.

НОД

«Музыка»

строится

с учетом

общих

задач

музыкально-

эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану.

При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий

д о л ж н ы

б ы т ь

в а р и а т и в н ы м и

и интересными,

с использованием

разнообразных

приемов,

помогающих

детям

воспринимать

музыкальное

произведение,

понять

элементарные

основы

музыкальной

грамоты.

Применения

музыкально-дидактических

игр

и пособий

на НОД

дает

возможность

провести

его

наиболее

содержательно

и интересно.

В играх

дети быстрее усваивают требования программы по развитию музыкально-

творческих

способностей.

Музыкально-дидактические

игры

способствуют

развитию

музыкальных

способностей

детей

во

всех

видах

музыкальной

деятельности.

При

выборе

музыкально-дидактических

игр

этом

педагог

должен

учитывать возрастные особенности детей, а также их склонности и интересы.

Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании

активно

участвуют

родители,

которые

также

должны

позаботиться

о всестороннем развитии детей. Родителей можно привлекать к изготовлению

раздаточного материала к музыкально-дидактическим играм. Как показывает

практика, родители с удовольствие принимают в этом участие.

Виды

самостоятельной

деятельности

ребенка

в

детском

саду

разнообразны. Среди них - музыкальная. В свободное от занятий время дети

устраивают

игры

с

пением,

самостоятельно

музицируют

на

детских

музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления.

Развитие

самостоятельного

творчества

детей

во

многом

зависит

от

оборудования и его привлекательности. Для этого в группах должны быть

оборудованы музыкальные уголки, отвечающие определенным требованиям:

оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также

достаточное

количество

ассортимента

инструментов,

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала,

атрибутов

необходимых

для

самостоятельного творчества.

Желательно

иметь

различные

музыкальные

игрушки

и

пособия,

которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раз-

девалку

или

спальню).

Использование

музыкально-дидактических

игр

в

самостоятельной деятельности детей определяется четким руководством со

стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также

возможности,

склонности

и

интересы

детей,

с

помощью

музыкального

руководителя

и

самостоятельно

подбирает

музыкальный

репертуар,

предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Воспитателю

необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче,

разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на

НОД «Музыка» могли быть самостоятельно ими применены.

Перспективно-тематическое планирование музыкально-дидактических

игр

Месяц

Старшая группа

Сентябр

ь

«Музыкальное лото»

«Угадай колокольчик»

Октябрь

«Громко и тихо запоем»

«Песня–танец–марш»

Ноябрь

«Прогулка»

«Колобок»

Декабрь

«Узнай и спой»

«Музыкальное лото»

Январь

«Удивительный светофор»

Феврал

ь

«Учитесь танцевать»

«Веселый почтальон»

Март

«Сколько нас поет?»

«Маленький композитор»

Апрель

«Музыкальные сказки»

«На чем играю?»

Май

«Сладкий колпачок»

Подборка музыккально-дидактических игр для детей старшего

дошкольного возраста

«Музыкальное лото»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой

материал:

карточки

по

числу

играющих,

на

каждой

нарисованы

пять

линеек

(нотный

стан),

кружочки

ноты,

детские

музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход

игры:

Ребёнок-ведущий

играет

мелодию

на

одном

из

инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке

выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до

первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Угадай колокольчик

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой

материал. Карточки

по

числу

играющих,

на

каждой

нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый),

которые

соответствуют

как

бы

высоким,

средним

и

низким

звукам;

три

музыкальных колокольчика различного звучания.

Ход игры: Ребенок – ведущий звенит поочередно то одним, то другим

колокольчиком.

Дети

располагают

кружки

на

соответствующей

линейке.

Красный кружок - на нижней, если звенит большой колокольчик. Желтый - на

средней, если звенит средний колокольчик. Зеленый – на

верхней, если

звенит маленький колокольчик.

«Громко, тихо запоём»

Цель: развитие диатонического слуха.

Игровой материал: любая игрушка

Ход

игры: Дети

выбирают

водящего.

Он

уходит

из

комнаты.

Все

договариваются,

куда

спрятать

игрушку.

Водящий

должен

найти

её,

руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание

усиливается

по

мере

приближения

к

месту,

где

находится

игрушка,

или

ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с

заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

«Песня – танец – марш»

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Игровой

материал:на

планшете

изображены

сказочные

домики

с

открывающимися

ставнями.

В

окошках

домиков

находятся

рисунки,

соответствующие

музыке:

танец,

марш

и

колыбельная.

Проигрыватель

с

пластинками и поощрительные значки.

Ход игры: Педагог - ведущий предлагает детям послушать музыку и

угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на

фортепиано (или звучит мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают,

например

,

«Детскую

польку»

М.Глинки.

Ребёнок

говорит:

«В

домике

танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке

рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает

поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

«Прогулка»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал:музыкальные молоточки по числу играющих;

фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной

стороны карточек наклеена фланель).

Ход игры: Дети должны передать ритмический рисунок - выложить на

фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам,

узкие-частым. Таня взяла мяч, - говорит воспитатель, - и стала медленно

ударять им о землю». Ребёнок медленно стучит музыкальным молоточком о

ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошёл частый, сильный дождь»,

- продолжает воспитатель. Ребёнок быстро стучит молоточком и выкладывает

узкие карточки.

«Колобок»

Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высоком, среднем,

низком).

Игровой материал: картинки с изображением колобка, зайца, волка и

лисы.

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее

персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет

соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем

регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание

какого регистра соответствует художественному образу каждого животного,

им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в

музыке и выбрать соответствующую картинку.

«Узнай и спой»

Цель: развивать тембровый и динамический слух.

Игровой материал: Карточки с иллюстрациями к знакомым детям

песням.

Ход игры: На столе лежат карточки с картинками. Дети сидят

полукругом за столом. Воспитатель на металлофоне играет музыкальную

фразу из песни. Дети должны взять карточку с картинкой к песни, которую

проиграл воспитатель, и спеть всем вместе.

«Музыкальное лото»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой

нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки – ноты, детские

музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры:

Ребёнок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх,

вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки

от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке.

«Удивительный светофор»

Цель: определение характера музыки.

Игровой материал: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный:карточки на каждого ребенка с изображением светофора

и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие

три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры: Педагог (показывает большой светофор)

Вот горит светофор.

С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай,

А захочешь — выполняй!

Дети

сидят

за

столами.

Перед

ними

карточки

и

фишки.

Педагог

проигрывает

произведение,

дети

закрывают

фишкой

соответствующий

кружок

на

светофоре.

Затем

вызванный

ребенок

показывает

нужное

изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют

произведение, определяют характер музыки.

Под

музыкальные

произведения,

условно

относящиеся

к

зеленому

сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое

творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или

в свободное время.

«Учитесь танцевать»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: большая матрёшка и маленькие по числу

играющих.

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг

стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая

матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит воспитатель и отстукивает

своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети

одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.

При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно

выполнивший задание.

«Весёлый почтальон»

Цель: формирование

умения

придумывать

простейшие

мелодии

на

рифмованные строчки в разных ритмах.

Игровой материал: фланелеграф, конверт с письмом, разрезанная на

части карточка.

Ход игры: Дети заранее в группе разучивают стихотворные строчки

для исполнения роли почтальона:

Я — веселый почтальон, приношу я письма в дом!

Саше я письмо отдам, прочитай скорее нам!

Во

время

проведения

игры

выбирается

почтальон.

Он

должен

на

стихотворные строчки придумать мелодию и спеть песенкой. После этого

отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел.

Музыкальный

руководитель

говорит,

что

письмо

необычное,

музыкальное.

В

конверте

находится

карточка,

разрезанная

на

части.

Ребёнок,

которому отдали письмо, складывает её на фланелеграфе. Дети по сюжету

карточки вспоминают, какому музыкальному материалу она предназначается.

После этого исполняют знакомый музыкальный материал (песню, танец или

музыкальную игру) или знакомятся с новым музыкальным материалом.

«Сколько нас поёт?»

(на закрепление знаний детей о количественном составе исполнителей-

вокалистов: солист, дуэт, трио, ансамбль, хор)

Цель: закрепление с детьми музыкальных терминов, используемых в

исполнительской музыкальной деятельности.

Игровой

материал: кубик,

на

сторонах

которого-карточки

с

изображением певцов с разным количественным составом.

Ход игры:

Музыкальный руководитель показывает детям кубик, на

сторонах

которого-карточки

с

изображением

певцов

с

разным

количественным составом. Затем вместе с детьми повторяет музыкальные

термины: «солист», «дуэт», «хор», «ансамбль», «трио». После предлагает

детям спеть знакомую песню, но перед этим прокатить кубик и уточнить,

каким певческим коллективом будет исполняться песня.

«Маленький композитор»

(на развитие образного мышления, творческих способностей в

вокальной деятельности, звуковысотного слуха, по закреплению знаний о

длительности музыкальных звуков)

Цель: развития умения выкладывать карточками разный ритмический

рисунок, пропевая его звуками разными по высоте и длительности.

Игровой материал: фланелеграф, большие и маленькие карточки.

Ход игры: Музыкальный руководитель знакомит детей с разными по

размеру карточками: большими и маленькими. Большая карточка обозначает

долгий звук, маленькая - короткий. Затем выкладывает на фланелеграфе эти

карточки, (например, цветы) ритмическим рисунком. После этого предлагает

пропеть долгими и короткими звуками ритмический рисунок, используя

слово «цветок». Когда дети хорошо усвоят длительности звуков,

музыкальный руководитель усложняет им задание, предложив спеть ещё

высокими и низкими звуками. При этом располагает карточки цветов высоко

и низко.

«Музыкальные сказки»

(на

закрепление

знакомого

музыкального

материала,

знакомство

с

новым музыкальным материалом)

Цель: развитие

умения

детей

сопоставлять,

характеризовать,

анализировать звучание музыкального произведения со сказочным образом.

Ход

игры: Музыкальный

руководитель

показывает

детям

большую

красочную

книгу

и

говорит:

«Это

книга

сказок!

Но

сказки

в

ней

все

музыкальные! Одни герои сказок любят танцевать, другие - песни петь, а

третьи - играть на музыкальных инструментах. Сейчас мы откроем книгу и

всё

увидим!

На

первой

страничке

живёт

сказка

«Золушка».

Показывает

страничку

с

изображением

Золушки.

Музыкальный

руководитель:

«Послушайте и скажите, какую песню поёт Золушка: весёлую или грустную?

Какое у неё сегодня настроение?».

Дети

слушают

музыкальную

пьесу

П.

Чайковского

«Старинная

французская песенка», а затем анализируют звучание пьесы.

Аналогично можно использовать эту игру по всем видам музыкальной

деятельности.

«На чём играю?»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине

которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина

пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Детям раздают несколько карточек (3-4). Ребёнок-ведущий

проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком-либо инструменте

(перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента

и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке,

разделённой на 4 – 6 квадратов, даётся изображение различных инструментов

(4 – 6) маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно

быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребёнку дают по

одной большой карте и 4- 6 маленьких

Игра проводится так же, но только

дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на

большой.

«Сладкий колпачок»

Цель: закрепление пройденного музыкального материала.

Игровой материал: колпачки разных цветов по количеству

музыкальных номеров и ещё один – для конфет, карточки с заданием (спеть

знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках –

рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый.

Конфеты на каждого ребёнка.

Ход игры: Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены

колпачки.

Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он

приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой -

забыл. Надо колпачок обязательно найти! Педагог предлагает Петрушке

подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети

выполняют задание. Найденное под ним. Под последним колпачком –

угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения

детей. Но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после

праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

Подобранные

мною

музыкально-дидактические

игры

способствуют

реализации задач поставленных образовательной программой.



В раздел образования