Авторы: Шипицин Александр Михайлович, Шерегова Вера Алексеевна
Должность: Старший преподаватель кафедры спортивного и современного танца ТГИК,профессор кафедрыспортивного и современного танцев
Учебное заведение: Тюменский Государственный Институт Культуры
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Аспекты деятельности руководителя хореографического коллектива
Раздел: высшее образование
ОРГАНИЗАЦИОННО – ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
С ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Учебное пособие
Часть 2
Аспекты деятельности руководителя
творческого хореографического коллектива
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования
Тюменский государственный институт культуры
Кафедра спортивного и современного танцев.
Организационно – творческая работа с
хореографическим коллективом
Часть 2
Аспекты деятельности руководителя
творческого хореографического коллектива
Учебное пособие
для студентов, обучающихся
по специальности 52.03.01. «Хореографическое искусство»
профиль подготовки
Педагогика бального танца
Авторы: В.А.Шерегова профессор кафедры спортивного
и современного танцев ТГИК,
А.М.Шипицин старший преподаватель кафедры спортивного
и современного танца ТГИК
Тюмень
2
2019г.
Содержание
страница
1.
Функции руководителя творческого коллектива
4
в воспитательной системе учреждения
дополнительного образования
2.
Методика планирования работы руководителя
6
творческого коллектива
3.
Методика организации и проведения «воспитательного часа»
9
руководителя коллектива
4.
Методика анализа результатов воспитательного процесса
12
в творческом коллективе
5.
Методика взаимодействия руководителя творческого
14
коллектива с родителями учащихся
6.
Вопросы и задания по теме
19
7.
Литература
20
3
АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОГО
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
1.
Функции руководителя коллектива в воспитательной системе
учреждения дополнительного образования
Руководитель творческого коллектива — это непосредственный и основной
организатор
учебно-воспитательной
работы
в
учреждении
дополнительного
образования, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления
воспитательной работы в творческом коллективе.
Основными функциями руководителя творческого коллектива являются:
• воспитательная (социальная защита ребенка);
•о р га н и зато р с ка я
( р а б от а
п о
вс е м
п ед а го ги ч е с к и м
а с п е к т а м
жизнедеятельности
коллектива,
формирование
личности
и
коллектива,
изучение
учащихся);
•координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми
участниками
воспитательного
процесса
—
педагогами,
учащимися,
родителями,
общественностью);
•управленческая, контроль за динамикой развития
личности и коллектива на
основе ведения личных дел учащихся и других видов документации.
Приоритетной для воспитательного процесса является функция социальной
защиты
ребенка,
под
которой
понимается
целенаправленная,
сознательно
регулируемая
система
практических
социальных,
политических,
правовых,
психолого-педагогических,
экономических
и
медико-экологических
мер,
обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и
духовно-нравственного
развития
детей,
предотвращения
ущемления
их
прав
и
человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение
условий
для
адекватного
развития
ребенка.
Работа
руководителя
в
данном
направлении — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и
координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку
и
социальные
услуги.
Выполняя
эту
функцию,
он
должен,
решая
острые
сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на
точный прогноз, ограждать ребенка от возможных проблем и трудностей.
Объектом
социальной
защиты
и
социальных
гарантий
являются
все
дети
независимо
от
их
происхождения,
благополучия
родителей
и
условий
жизнедеятельности.
Однако
особенно
важно
выполнение
данной
функции
по
отношению
к
детям,
оказавшимся
в
особо
трудном
положении:
детям
из
многодетных семей, детям-инвалидам, сиротам, беженцам и т.п., которые больше
других нуждаются в экстренной социальной защите.
Главное назначение организаторской функции — поддержка положительной
детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды,
школы
и
самих
школьников.
Другими
словами,
руководитель
творческого
коллектива
не
столько
организует
учащихся,
сколько
оказывает
им
помощь
в
4
самоорганизации
разнообразной
деятельности:
познавательно
т рудовой,
эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важна на
этом уровне функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как
способ
достижения
поставленных
перед
коллективом
целей.
Одной
из
задач
руководителя
при
этом
является
развитие
ученического
самоуправления,
ученического актива.
Успех воспитательной деятельности руководителя творческого коллектива во
многом зависит от глубокого проникновения во внутренний мир детей, понимания
их переживаний и мотивов поведения. В этих целях он изучает воспитанников не
только на занятиях, но и во внеучебное время, при посещении семей учеников, во
время экскурсий и походов.
Координирующая функция руководителя проявляется прежде всего в том, что
он осуществляет воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве с другими
членами педагогического коллектива.
Руководитель
является
связующим
звеном
между
воспитанниками
и
родителями. Он информирует педсовет о состоянии воспитанника, особенностях
родителей,
организует
их
встречи
с
другими
коллективами.
Особое
внимание
руководитель
должен
уделить
новым
педагогам
дополнительного
образования,
которых важно познакомить с особенностями коллектива и отдельных учеников, а
также с требованиями, предъявляемыми предыдущими педагогами коллектива.
О д н о й
и з ф о р м взаимодействия
руководителя
и
других
педагогов
дополнительного
образования,
которая
обеспечивает
единство
действий
и
способствует выработке единых подходов к воспитанию, является педагогический
совет, на котором формируется всесторонний взгляд на воспитательную систему
учреждения дополнительного образования.
B
рамках управленческой
функции
руководитель
творческого
коллектива
осуществляет диагностику, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию
воспитательной деятельности. Реализация диагностической функции предполагает
выявление исходного уровня воспитанности учащихся и постоянное отслеживание
изменений. Она направлена на исследование и анализ индивидуальности ребенка,
поиск
причин
неэффективности
результатов
и
характеристику
целостного
педагогического процесса.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися
выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия руководителя в этом
процессе
зависит
от
возраста
и
уровня
сформированности
коллектива.
Логика
целеполагания
отражается
в
процессе
планирования
деятельности
руководителя
творческого коллектива.
Основная цель функции контроля и коррекции — обеспечение постоянного
развития
воспитательной
системы
творческого
коллектива.
Реализация
функции
контроля предполагает выявление как положительных результатов, так и причин
недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа
результатов
контроля
проводится
коррекция
работы
руководителя
творческого
коллектива либо с коллективом в целом, либо с конкретной группой учащихся или
отдельным учеником. Контроль работы руководителя — это не столько контроль со
стороны
администрации
учреждения
дополнительного
образования,
сколько
самоконтроль с целью коррекции. Коррекция — это всегда совместная деятельность
5
руководителя и коллектива в целом, группы или отдельных учеников.
Рассмотренные
уровни
функций
определяют
содержание
деятельности
руководителя
творческого
коллектива.
В
воспитательной
системе
учреждения
дополнительного образования руководитель творческого коллектива выступает как
административное лицо, наделенное соответствующими правами и обязанностями,
а именно:
-
получать
информацию
о
психическом
и
физическом
здоровье
каждого
ребенка;
- контролировать успехи каждого участника;
- контролировать посещаемость учебных занятий;
-
координировать
и
направлять
в
единое
русло
работу
педагогов
дополнительного образования данного коллектива (а также психолога, социального
педагога), если таковые есть в штате учреждения дополнительного образования;
-
организовывать воспитательную работу с учащимися: проводить «малые
педсоветы», педагогические консилиумы, тематические мероприятия и т.п.;
-
выносить
на
рассмотрение
администрации,
совета
учреждения
дополнительного образования, предложения, согласованные с коллективом;
-
приглашать родителей (или лиц, их заменяющих), для решения вопросов,
связанных
с
воспитанием
и
обучением,
по
согласованию
с
администрацией
обращаться
в
комиссию
по
делам
несовершеннолетних,
психолого-медико-
педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на
предприятиях;
-
получать
помощь
от
педагогического
коллектива
учреждения
дополнительного образования;
- определять индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной
ситуации;
- отказываться от поручений, лежащих за границами содержания его работы;
-
вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической и
воспитательной деятельности;
-
организовывать учебно-воспитательный и учебно-тренировочный процесс,
оптимальный
для
развития
положительного
потенциала
личности
учащихся
в
рамках деятельности творческого коллектива;
- оказывать помощь ученику в решении острых проблем (предпочтительно
лично, можно привлечь психолога);
- устанавливать контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании
детей (лично, через психолога, социального педагога).
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих
обязанностей
руководителю
творческого
коллектива
необходимо
хорошо
знать
психолого-педагогические
основы
работы
с
детьми,
быть
информированным
о
новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.
2.
Методика планирования работы руководителя творческого коллектива
Эффективность деятельности руководителя творческого коллектива во многом
определяется
грамотным планированием
работы,
которое
предполагает
6
составление различных видов документации.
При планировании работы руководителю творческого коллектива не обходимо
учитывать:
1) результаты предыдущей работы и выводы, полученные в ходе ее анализа;
2) воспитательные и организационно-педагогические задачи;
3)
материалы,
педагогические
и
методические
рекомендации
по
работе
с
учащимися, коллективом, родителями;
4)
передовой
опыт
страны,
города,
других
учреждений
дополнительного
образования;
5) возможности родителей и общественности;
6)
воспитательный
потенциал
социального
окружения
учреждения
дополнительного образования, предприятий, культурных учреждений;
7) традиционные праздники учебного и календарного года;
8) события и факты, связанные с жизнью страны, города, области;
9) события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
10) традиции творческого коллектива;
11) мероприятия, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
12) планы творческого коллектива;
13) предыдущие планы работы творческого коллектива и его руководителя.
В зависимости от личностных установок и стиля работы руководитель может
составлять различные планы:
•
программу воспитательной работы
в коллективе;
•
план
работы
на
год,
полугодие,
четверть, месяц, неделю, день;
•
п л а н
р а б о т ы
п о
в а ж н е й ш е м у
направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например по
нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе, по постановке
специальной творческой программы и т.д.
•
п л а н
п о д г о т о в к и
и
п р о в е д е н и я
воспитательного мероприятия и родительского собрания;
•
план работы с творческими объединениями, родительским
комитетом и т.п.;
•
план
самообразования
по
совершенствованию
педаго гического
мастерства.
Программа
воспитательной
работы в коллективе
- самый сложный вид
планирования, поскольку он предполагает серьезную аналитическую деятельность и
психолого-педагогическую
подготовленность
педагога
дополнительного
образования. От плана воспитательной работы программа отличается тем, что в ней
обязательно должны отражаться параметры, обосновывающие:
а) почему в работе с данным коллективом выбраны именно эти направления
деятельности;
б) какая логика лежит в основе намеченной работы и чем она обосновывается;
в) как именно будут проходить подготовка и проведение различных видов и
форм
работы
(с
коллективом
в
целом,
активом,
родителями,
педагогами
и
общественностью).
7
Программа воспитательной работы в творческом коллективе
(примерная структура)
1.Объяснительная записка:
а)особенности коллектива и воспитанников;
б)особенности ближайшего социального окружения каждого ребенка и
его взаимодействие со средой;
в)принципы
отбора
содержания
и
организации
воспитательного
процесса;
г)принципы построения программы.
2.
Воспитательные цели.
3.
Содержание и организация воспитательного процесса.
A.
Организация жизнедеятельности детского коллектива:
а)задачи;
б)содержание;
в)способы реализации задач.
Б. Организация деятельности органов детского самоуправления (актива):
а)задачи;
б)содержание деятельности и способы реализации задач.
B.
Сотрудничество в достижении воспитательных результатов:
а)задачи;
б)содержание деятельности и формы сотрудничества.
Основным документом в работе руководителя является план на учебный год
(полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана.
1.
Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.
2.
Задачи работы руководителя на новый учебный год, постановка которых
должна отвечать следующим требованиям:
а)вытекать из анализа работы;
б)отличаться от задач предыдущего года;
в)быть конкретными и реальными для выполнения;
г)пронизывать
всю
планируемую
работу
с
учащимися,
родителями,
творческим коллективом.
3.
Работа с коллективом учащихся.
4.
Взаимодействие с педагогическим коллективом.
5.
Работа с семьей и общественностью.
Примерная схема плана
(на год, полугодие, четверть)
Направление и
содержание
Педагоги-
ческие цели
Сроки
Ответственный Результаты и их
анализ
1
2
3
4
5
8
Общепринятых формы и структуры плана работы руководителя нет и быть не
может, поскольку педагогу необходимо творчески подходить к его составлению,
учитывая
особенности
коллектива,
условия
учреждения
дополнительного
образования, а также личный опыт работы. Структура и форма плана руководителя
могут
быть
разнообразными;
главное,
чтобы
они
были
удобны
для
работы
и
оперативной корректировки.
Одна из форм, используемых руководителями, предполагает соединение в себе
перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана на
каждую неделю отводится один разворот тетради. Это позволяет предусмотреть
основные дела на весь год и своевременно вносить дополнения и изменения.
Целесообразно
составление
плана
индивидуальной
работы
с
каждым
учащимся.
Это
возможно,
если
есть
воспитатель,
освобожденный
от
учебной
работы, занимает полную ставку педагога и имеет время для целенаправленной
работы с каждым ребенком.
Руководителю нужно позаботиться о том, чтобы план был наглядно оформлен
и доступен всем учащимся. Он может представлять собой план-сетку, где отражены
основные дела и события коллектива, а также мероприятия, в которых дети решили
участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или самостоятельно создадут
свою форму плана.
Руководитель должен помнить, что процесс планирования не заканчивается
написанием плана, а продолжается в течение года, поскольку составляются более
частные,
конкретные
планы
воспитательных
мероприятий,
в
соответствии
с
которыми план работы постоянно корректируются.
3.Методика организации и проведения часа руководителя коллектива
В
ряде
учреждений
дополнительного
образования
для
работы
каждого
коллектива в один из дней недели определено время, которое принято называть
классным часом или часом руководителя коллектива и проводить в различных
формах:
а) как ученическое собрание;
б) как час руководителя (воспитательный час);
в)
как
сочетание
различных
форм
(ученическое
собрание
и
собрание
родителей, час руководителя и ученическое собрание).
Час
руководителя
и
собрание
имеют
разные
задачи,
содержание,
организационные
формы
и
методы
проведения,
по-разному
определяют
роль,
функции, позицию педагога и его взаимоотношения с детьми. Час руководителя
представляет
собой
форму
воспитательной
работы
педагогов
с
учащимися
во
внеурочное время. В отличие от ученического собрания, воспитательный час не
предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам жизни коллектива.
Час
руководителя
—
это
форма
воспитательной
работы,
при
которой
воспитанники под руководством педагога включаются в специально организованную
деятельность,
способствующую
формированию
у
детей
системы
отношений
к
окружающему
миру.
Выделяют
следующие
воспитательные
функции
часа
руководителя
коллектива:
просветительную,
ориентирующую,
направляющую
и
9
формирующую (Н.Е. Щуркова).
Методика
организации
часа
руководителя
коллектива
предполагает
оп-
ределение
его
содержания,
которое
зависит
от
целей,
задач,
возрастных
особенностей детей, их опыта.
Могут
быть
предложены
различные
темы
часов
руководителя
коллектива,
например
человек
и
человеческие
отношения,
наука
и
познание,
прекрасное
в
жизни,
искусстве,
человеке,
вопросы
государства
и
права,
соблюдение
гигиенических
норм,
половое
воспитание,
профориентация,
психологическое
просвещение экономическое и экологическое воспитание и т.д.
Темы и сдерживание часов руководитель коллектива определяет когда изучит
уровень воспитанности своих участников, их нравственные представления, взгляды,
интересы,
желания,
суждения
(с
помощью
анкеты,
беседы),
выявит
проблемы
воспитания
и
отношений
в
коллективе.
Педагог
может
привлечь
детей
и
их
родителей
к
определению
наиболее
важных
тем
для
рассмотрения
на
часе
руководителя коллектива.
Подготовка
руководителя
к
воспитательному
часу
предполагает
выполнение следующих действий:
1)
определение темы воспитательного
часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
2)
тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач на
основе требований к содержанию «часа» (актуальность, связь с жизнью, опытом
учащихся,
соответствие
их
возрастным
особенностями,
образность
и
эмоци-
ональность, логичность и последовательность);
3)
составление плана подготовки и проведения воспитательного часа;
4)
п р и влеч е н и е
у ч а с т н и ко в
к
активной
деятельности
в
период
подготовки
и
в
ходе
«часа»,
использование
разнообразных
методов
и
приемов,
воздействующих
на
со
знание,
чувства
и
поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;
5)
подбор
наглядных
пособий,
музыкального
оформления,
подготовку
помещения,
создание
обстановки,
благоприятной
для
откровенного,
непринужденного разговора;
6)
определение
целесообразности
участия
в
воспитательном
часе
учащихся
и
их
родителей,
друзей,
старших
и
младших
товарищей,
работников
учреждения
дополнительного
образования,
специалистов по теме часа;
7)
определение своей роли и позиции
в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;
8)
выявление
возможности
по
закреплению
полученной
н а
воспитателшьном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.
При
подготовке
и
проведении
классных
часов
используются различные
приемы:
а)
рассказ,
чтение
газетных
и
журнальных
материалов
с
последующим
обсуждением, обзоры периодических изданий;
б) лекции, проводимые приглашенными специалистами;
в) анкетирование и анализ его результатов;
в) беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий;
10
г)
знакомство
с
произведениями
искусства,
элементы
художественно-
творческой деятельности самих учащихся (когда в ходе классного часа поют, рисуют,
сочиняют);
д)
обращения
к
высказываниям
выдающихся
людей
с
последующим
обсуждением;
е) «мозговой штурм», работа в творческих группах.
Практика
показывает,
что
наиболее
эффективны
и
интересны
для
детей
приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности.
Воспитательный
час
можно
провести
и
вне
учреждения
дополнительного
образования. Так, час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в
лесу,
а
проблему
бережного
отношения
к
книге
целесообразно
рассмотреть
в
библиотеке.
В зависимости от методики проведения часы подразделяют на три вида. К
первому виду относятся часы, подготовка к которым требует от педагога широких
познаний, жизненного и педагогического опыта. В ходе их проведения дети лишь
привлекаются к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров.
Таковы, например, часы на темы: «Что такое самообразование?», «Как развивать
память?», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые часы данного
вида
целесообразно
проводить,
привлекая
специалистов
—
врача,
психолога,
юриста.
Задача
руководителя
—
оказать
им
помощь
в
подготовке
беседы
или
выступления.
Второй вид часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и
учащихся. Определение главных идей и содержания, как правило, принадлежит
педагогу дополнительного образования, а пути и методы их воплощения педагог
разрабатывает
вместе
с
детьми.
Под
руководством
педагога
дополнительного
образования участники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог
ведет час, привлекая детей к обсуждению проблемы, объединяя выступления от-
дельных групп в единое целое. Примерные темы подобных часов: «О культуре
внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра» и
др.
Третий вид воспитательных часов предполагает активную самостоятельную
работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается
на
группу
актива.
Руководитель
вместе
с
учащимися
продумывает
лишь
идеи,
общую композицию воспитательного часа помогает микроколлективам составить
творческие
задания.
При
самостоятельной
подготовке
по
группам
ученики
проявляют
творческий
подход,
много
выдумки,
фантазии,
между
группами
возникает дух соревнования. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог
лишь иногда направляет их. После проведения воспитательных часов такого типа
целесообразно подвести итоги, дать оценку работе групп.
Подчеркнем,
что
выбор
вида
воспитательного
часа
зависит
от
темы,
содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме,
опыта
коллективной
деятельности,
а
также
педагогического
мастерства
и
индивидуальных
особенностей
руководителя,
характера
его
взаимоотношений
с
участниками творческого коллектива.
Особо следует выделить воспитательные часы, на которых перед учащимися
выступают приглашенные гости или родители. Встречи с интересными людьми
11
играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь в том случае,
когда
удовлетворяют
интересы
детей
и
реализуют
педагогические
замыслы
воспитателя.
Подготавливая
встречу,
руководитель
создает
желаемую
воспитательную
ситуацию:
предварительно
беседует
с
приглашенными,
рассказывает
им
о
цели
мероприятия
и
его
идейной
направленности,
об
особенностях творческого коллектива, дает некоторые советы по содержанию и
форме
выступления.
Вместе
с
тем
педагог
подготавливает
к
встрече
и
самих
учащихся,
вызывая
у
них
интерес
к
предстоящему
общению,
рассказывая
о
достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между детьми.
Микро-коллективы
готовят
сюрпризы
для
гостей,
оформляют
помещение,
продумывают,
как
пригласить
гостей,
завершить
встречу,
проявить
уважение
и
внимание к приглашенным.
4.Методика анализа результатов воспитательного процесса
в творческом коллективе
Важным аспектом деятельности руководителя является изучение результатов
и эффективности воспитательного процесса, направленное на решение ряда задач:
а)
выявление
реального
состояния
воспитательного
процесса
(эта
задача
решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и
результативность
воспитательной
работы
с
учетом
конкретных
критериев,
показателей, поставленных задач);
б) анализ изменений, произошедших в воспитательном процессе, изучение
влияний
различных
условий
и
средств
на
результаты
работы,
а
также
их
эффективности и педагогической целесообразности;
в) выявление возможностей развития воспитательного процесса;
г) изучение состояния и динамики развития воспитательного процесса для
поиска путей и средств его совершенствования;
д) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие
личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Деятельность руководителя по изучению эффективности процесса воспитания
должна опираться на ряд принципов.
1. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности
воспитательной работы необходимо использовать системный подход, позволяющий
установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами,
содержанием и способами организации педагогического процесса.
2.
При диагностике результатов развития личности следует фиксировать
изменения личности ребенка, которые могут свидетельствовать об эффективности
воспитательного процесса.
3.
Диагностика должна ориентироваться на изменения в развитии ребенка
в
течение
нескольких
лет,
а
не
на
одноразовые
срезы,
поэтому
целесообразно
проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и
методиками на протяжении всего периода изучения личности.
4.
Диагностический
инструментарий
не
должен
быть
громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и
12
проведения
изучения,
обработки
получаемых
результатов.
Однако
необходимо
помнить, что использование в процессе изучения только экспресс-методик не всегда
оправданно,
так
как
выигрыш
во
времени
нередко
влечет
за
собой
снижение
качества получаемой информации.
5.
Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический
процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат
времени
у
главных
организаторов
изучения,
расширению
возможностей
ознакомления педагогов дополнительного образования, учащихся и их родителей с
результатами исследования.
6.
Процесс
изучения
эффективности
воспитательной
деятельности
не
должен
причинять
вреда
испытуемым,
а
его
результаты
не
следует
использовать
в
качестве
средства
административного
давления на педагога дополнительного образования, родителя или учащегося.
7.
В целях диагностики необходимо применять не одну методику, а их
систему,
чтобы
методы
дополняли
друг
друга
и
подтверждали
объективность,
достоверность
результатов
изучения.
По
возможности
методики
должны
представлять
собой
обычное
учебное
или
воспитательное
средство,
учитывать
возрастные
и
индивидуальные
особенности
учащихся,
специфику
коллектива
и
взаимоотношений в нем.
8.
Н е кото р ы е
д и а г н о с т и ч е с к и е
методики должен применять только специалист или незнакомый опрашиваемым
человек, чтобы нейтрализовать влияние или даже давление педагога, известного
испытуемым.
9.
В
ходе
диагностики
необходимо
стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично
вписывалось в воспитательный процесс, а диагностическая деятельность носила
воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач.
10.
Для проведения диагностики важно
предусмотреть
возможность
как
качественного,
так
и
количественного
анализа
полученных
данных.
В
этих
целях
нужно
продумать
конкретные
показатели,
способы их фиксирования и математической обработки.
Одним
из
основных критериев,
позволяющих
определить
эффективность
воспитательного
процесса,
является уровень
развития
коллектива
и
характер
отношений
в
нем.
Важнейшей
характеристикой
развития
коллектива
является
социально-психологический климат в нем, для изучения которого за основу берутся
следующие показатели:
1)
удовлетворенность
членов
коллектива
взаимоотношениями,
процессом
организации деятельности, руководством;
2) преобладающее настроение;
3)
взаимопонимание
руководителей
и
подчиненных,
старших
и
младших,
взрослых и детей;
4)
степень
участия
членов
коллектива
в
управлении,
уровень
развития
самоуправления;
5) сплоченность, продуктивность совместной деятельности;
6) чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за
13
свой коллектив;
7) защищенность всех членов коллектива.
Основной
характеристикой
развития
коллектива
является состояние
взаимодействия его членов, осуществляемого на нескольких уровнях: «учитель —
ученик», «ученик — ученик», «педагог — педагог», «старший — младший», «роди-
тель — педагог», «родитель — ученик», «родитель — родитель». Непосредственным
показателем эффективности взаимодействия участников педагогического процесса
является развитие основных его характеристик:
•
по взаимопознанию (объективность знания личностных, особенностей,
лучших
сторон
друг
друга,
интересов,
увлечений;
стремление
лучше
узнать
и
познать друг друга; обоюдный интерес друг к другу);
•
по
взаимопониманию
(понимание
общей
цели
взаимодействия,
общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие
трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуа-
циях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную
деятельность);
•
по
взаимоотношениям
(проявление
такта,
внимание
к
мнению
и
предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности,
удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание,
сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий
характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей);
•
по
взаимным
действиям
(осуществление
постоянных
контактов,
активность
участия
в
совместной
деятельности;
инициатива
в
установлении
контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость
проделанной
работы),
координация
действий
на
основе
взаимного
содействия,
согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга);
•
по
взаимовлиянию
(способность
приходить
к
согласию
по
спорным
вопросам;
учет
мнения
друг
друга
при
организации
работы;
действенность
обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов
поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга; восприятие другого в
качестве примера для подражания).
6.
Методика взаимодействия
руководителя творческого коллектива с родителями учащихся
Одна
из
важнейших
задач
руководителя
творческого
коллектива
—
способствовать
единению,
сплочению
семьи,
установлению
взаимопонимания
родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития
ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной
работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.
Сотрудничество семьи и руководителя творческого коллектива должно
строиться на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и
помощи,
терпения
и
терпимости
по
отношению
друг
к
другу.
Сотрудничество
руководителя и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы,
которая предполагает прежде всего всестороннее и систематическое изучение семьи,
14
особенностей
и
условий
семейного
воспитания
ребенка.
Основными
аспектами
этого изучения должны быть:
1) состав семьи, возраст и профессия родителей;
2) бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная
обеспеченность;
3) активность участия родителей в воспитании детей;
4) ценностные ориентации родителей и детей;
5) выполнение ребенком режима дня;
6) досуг родителей и детей;
7) распределение обязанностей в семье;
8) традиции, семейные праздники;
9) увлечения способности родителей и детей;
10) взаимоотношения в семье.
Руководитель творческого коллектива также выявляет возможности родителей
для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в коллективе и
учреждении дополнительного образования, выполнению различных видов работ.
Взаимопонимание
педагогов
и
родителей
возможно,
если
руководитель
исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет
вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к
пониманию
необходимости
приобрести
педагогические
знания.
При
общении
с
родителями должны чаще звучать фразы типа: «А вы как думаете?», «Давайте
вместе подумаем, как быть», «Хотелось бы услышать ваше мнение».
Во
взаимодействии
с
родителями
учащихся
руководитель
использует
разнообразные формы работы.
Родительский
лекторий
знакомит
родителей
с
вопросами
воспитания,
повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к
воспитанию
детей.
В
определении
тематики
лектория
желательно
участие
родителей.
Название
«лекторий»
условно,
оно
не
означает,
что
родителям
читаются
только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители не
являются
пассивными
слушателями.
В
этой
связи
при
организации
психолого-
педагогического просвещения родителей целесообразны:
а) использование активных форм проведения занятий, предусматривающих
диалог, субъектную позицию родителей (вопросы родителей и коллективный поиск
ответа
при
комментарии
специалиста,
решение
проблемных
ситуаций,
обмен
опытом, дискуссия);
б)
организация
при
подготовке
и
проведении
занятий
групповой
работы
родителей, предусматривающей «мозговой штурм» в коллективном поиске способов
решения
проблемы,
разработка
рекомендаций
по
обсужденному
вопросу,
составление памяток, проектов, предложений;
в) проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны
и детям, и взрослым;
г) информирование о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах
по проблемам, которые волнуют родителей;
д)
подготовка
печатных
материалов,
включающих
конкретные
советы
и
рекомендации по изучаемому вопросу.
15
Вечер
вопросов
и
ответов
проводится
после
опроса
родителей
или
составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании
детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для
ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии,
полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен
на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.
Диспут-размышление
по
проблемам
воспитания
—
одна
из
самых
интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит
в непринужденной обстановке, позволяет включить в обсуждение проблем всех
присутствующих.
Предметом
обсуждения
могут
быть
конкретные
ситуации
из
жизни коллектива, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Встречу
с
администрацией
учреждения
дополнительного
образования
целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят со своими требованиями
родителей,
выслушивают
их
пожелания.
Возможно
составление
программы
действий
по
выявленным
проблемам.
Встреча
может
быть
завершена
индивидуальными
консультациями,
беседами
или
работой
в
группах
с
учетом
возникших проблем и сложностей.
Наиболее
важной
формой
является взаимодействие
педагогов
с
родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием. В
коллективах, где родители активны и заинтересованы во взаимодействии, функцию
родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в
группы по желанию. На заседании родительского комитета, которые проводятся по
мере
необходимости,
педагог
дополнительного
образования
и
родители
вырабатывают способы реализации идей и решений, принятых собранием. Члены
комитета
могут
распределить
между
собой
обязанности,
роли,
функции
по
организации
работы
как
с
родителями,
так
и
с
детьми,
определить
способы
взаимодействия
с
отдельными
родителями
и
семьями.
Родительский
комитет
стремится привлечь родителей и детей к организации совместных дел, решению
проблем жизни коллектива. Такие же функции выполняет родительский комитет
учреждения дополнительного образования, который формируется из представителей
первичных
коллективов,
выполняет
решения
родительской
конференции
или
собрания коллектива.
Вопрос о посещении детей на дому является спорным, поскольку в нем есть
как
положительные,
так
и
отрицательные
моменты.
С
одной
стороны,
педагог
дополнительного
образования,
посетив
семью
ученика,
может
узнать,
в
каких
условиях живет ребенок, и при необходимости попытаться повлиять на них, но с
другой стороны, такая мера представляет собой вторжение в личную жизнь семьи.
Кроме того, не исключено, что педагогу будет сложно установить контакт с этой
семьей.
Правила педагогического консультирования родителей при посещении семьи
таковы:
1)
не
приходить
в
семью
без
предупреждения,
чтобы
не
поставить
ее
в
неловкое положение или самому не оказаться в таком положении; по возможности
планировать визит не более чем на 5—10 минут (опытному педагогу этого времени
достаточно для того, чтобы разобраться в обстановке, а для родителей такой визит
не будет обременительным);
16
2) не вести беседу, стоя у входа, в верхней одежде;
3) избегать агрессивного тона, даже если такая форма общения навязывается
родителями;
4) вести беседу в присутствии ребенка.
Наиболее
распространенной
формой
работы
руководителя
с
родителями
является родительское
собрание,
решения
которого
определяют
основные
направления
воспитания
в
семье,
деятельность
руководителя
родительского
комитета
по
усилению
взаимодействия семьи и
школы.
Основными
задачами,
требующими
разрешений
на
уровне
взаимодействия
руководителя
и
родителей
являются:
- изучение условий воспитания в каждой семье;
- информирование родителей о динамике и результатах обучения и воспитания
детей в школе;
-
педагогическое
просвещение
родителей;
оказание
конкретной
помощи
семьям, испытывающим затруднения педагогического и материального характера;
- непосредственное привлечение родителей к организационно-управленческим
аспектам педагогического процесса в коллективе и учреждении дополнительного
образования.
В зависимости от специфики решаемых задач выделяются
различные виды
родительского собрания.
1. Организационные (выбор родительского комитета; выбор деятельности по
направлениям;
выбор
представителей
в
совет
учреждения
дополнительного
образования; разработка и утверждение плана работы родительского комитета на
полугодие;
создание
инициативных
групп
из
числа
родителей
для
помощи
в
подготовке мероприятий и т.п.). Основная задача таких собраний — сформировать
работоспособный родительский актив, который станет помощником руководителя в
организации воспитательной работы, мобилизует родителей на непосредственное
включение в педагогический процесс.
2 . Тематические (ориентирующие на разрешение проблем педагогического
просвещения родителей). По форме проведения это могут быть лекции и беседы по
психолого-педагогической
тематике,
психолого-педагогические
тренинги,
дискуссии,
читательские
конференции
по
проблемам
семейного
воспитания.
К
тематическим можно отнести также экстренные собрания и совместные собрания
родителей и детей, посвященные какому-либо празднику или определенной теме
(«Встреча поколений», «Мой выбор профессии», «Подготовка к отчетным концертам
или спектаклям).
Основное
назначение
тематических
собраний,
посвященных
проблемам
педагогического
просвещения
—
повысить
уровень
психолого-педагогической
культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного
воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с
педагогических позиций.
Экстренные собрания призваны оперативно определить совместные действия
педагогов и родителей в связи с каким-то чрезвычайным происшествием, сложной
ситуацией, решением совета учреждения дополнительного образования.
17
3.
Итоговые
(направленные
на
подведение
итогов
в
работе
за
определенный период времени). Они проводятся по результатам полугодия и года.
Основная задача таких собраний — подвести итоги работы за истекший период,
проанализировать
причины
успехов
и
неудач,
наметить
пути
дальнейшего
сотрудничества. Эти собрания также могут проводиться совместно с детьми, что
способствует повышению их ответственности за результаты своего учебного труда,
поведение.
4.
Комбинированные (включающие в себя задачи всех предыдущих видов
собрания).
Проведение
таких
собраний
практикуется
руководителями
наиболее
часто.
Вне зависимости от вида родительского собрания выделяют некоторые общие
требования к его организации:
•
своевременное информирование родителей о его проведении;
•
тактичное
информирование
родителей
о
позитивных
изменениях
в
воспитании
и
обучении
их
детей,
информация
о
жизни
класса
как
единого
коллектива (о планах, достижениях, развитии гуманистических отношений);
•
определение
направлений
дальнейшей
совместной
деятельности
с
родителями
и
управленческих
аспектов
учебно-
воспитательного процесса класса, школы, мобилизациях к этому сотрудничеству;
•
с о з д а н и е
п с и х о л о г и ч е с к и
комфортной обстановки в общении с родителями.
18
Вопросы по теме:
«Аспекты деятельности руководителя
творческого хореографического коллектива»
1.
Какова миссия руководителя творческого коллектива?
2.
Назовите и охарактеризуйте функции руководителя творческого коллектива
3.
Какая из функций является приоритетной для руководителя- педагога?
4.
Какова цель функции контроля и коррекции?
5.
Права и обязанности руководителя творческого коллектива.
6.
Виды планирования в коллективе УДОД.
7.
Час руководителя творческого коллектива как основа воспитательной системы
в УДО.
8.
Какие функции выполняет «час руководителя» коллектива?
9.
В чем состоит методика организации «часа руководителя» коллектива?
10.Составьте план действий для подготовки «часа руководителя» коллектива с
группой любителей танца.
11.Какие бывают виды воспитательных часов руководителя коллектива?
12.Для чего необходимо анализировать результаты воспитательной работы?
13.Какие задачи решает изучение результатов воспитательного процесса?
14.Назовите принципы, используемые при изучении эффективности
воспитательного процесса.
15.Каковы критерии эффективности воспитательного процесса?
16.На каких принципах строится сотрудничество руководителя и семей
участников коллектива?
17.Какие формы работы можно применять руководителю для взаимодействия с
семьями воспитанников?
18.Какими могут быть родительские собрания?
19.Составьте перспективный план работы с родителями, у которых дети
занимаются в группах начальной подготовки.
19
Литература
Богановская М.С. Музыкально -хореографическое искусство системе эстетического
воспитания. М.:ВНМЦНТ и КПР, 1986. 92 с.
Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе. М.; Искусство, 1984,
Бриске И.Э. Руководитель самодеятельного коллектива народного танца: Метод,
пособие. Челябинск. 1988.
Головкина С.Н. Уроки классического танца. М.; Искусство, 1989.
Егорова Л. В. Воспитывает танец Сов. педагогика. ft>90. № 2. С. 47-49.
Захаров Р.В. Беседы о танце. М.: Профиздат, 1963.
Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976.
Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954.
Захаров Р. В. Работа балетмейстера с исполнителями. М.: Искусство, 1967.
Захаров Р.В. Слово о танце. М.: Мол. Гвардия, 1979.
Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы пед. опыта.М.: Искусство. 1983.
Ивлева Л.Д. Субъект воспитания в хореографической самодеятельности. Челябинск,
1988.
Илупина А., Луцкая Е. Ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря
Моисеева. М..1966.
Каргин
А.
С.
Самодеятельное
творчество:
история,
теория
практика.
М.:
Просвещение, 88.
Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном, художественном коллективе.
М.: Просвещение.1984.
Карташова Н.Н. Воспитание танцем; заметки балетмейстера . Челябинск; Юж.-Урал.
Кн.
Константиновский B.C. Учить прекрасному. М. Мол. гвардия, 1972.
Лепешинская О. Правда жизни, правда искусства// Балет. 1984 №3
Лициская Т. Ритм плюс пластика: справочник. М.Моск. Правда,1987.
Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека: Учеб. для уч-ся хореогр.
училищ. М.: Медицина. 1972.231 с.
Попова З.Н. Учимся танцевать: В помощь учителям и руководителям дет. танцевал,
коллективов. Якутск : Якутполиграфиздта, 1992. 146 с.
Проблемы наследия в хореографическом искусстве: Сб.ст М.: ГИТИС, 1992.167
Ритмика и основы хореографии: Прак. Курс авториз. Излож. Курьяков А.И.М..:
Академ. Изд-во МЭГУ. 1993.-202с.
Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. М.:
1979.
Телегин А.А. Экспериментальная программа и методические рекомендации по
предмету « Ритмика и танец». Для сред. Общеобразоват. шк. 1-9 кл. Самара: Б. И
20
Халабузарь П.В. Эстетическое воспитание в школах искусств. М.:
Просвещение, 1988.
Цареградская Т.В. На танцплощадке три века назад. М. Знание, 1991.
Щуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании. М.: ФиС, 1979.
Уральская В.И. Рождение танца. М.: Сов. Россия, 1982.
Эльяш Н.И. Образ танца. М.: 6 Знание, 1970.
Эстетическая культура и эстетическое воспитание М.: Просв., 1983.
21