"Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах".
Автор: Зенина Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Зимовниковская СОШ №6 Населённый пункт: п.Зимовники Ростовская область Наименование материала: Разработка урока русского языка во 2 классе Тема: "Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах". Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Вагайская средняя общеобразовательная школа
УРОК ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ
В 6 КЛАССЕ
"ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ТЕКСТЕ"
(РУССКИЙ ЯЗЫК)
Разработала учитель русского языка
ГУТРОВА А. В.
с. Вагай, 2016 год
Цели: систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; формировать
умение находить прилагательные в тексте и использовать их при создании
собственных (авторских) текстов; вызвать интерес к чтению текстов
здоровьесберегающей тематики.
Оборудование: презентация; тексты здоровьесберегающей тематики; памятка
"Основные правила создания рекламного текста"; картины русских художников на
тему "Чай. Чаепитие"; листы самооценки
Тип урока: обобщающее повторение
Формы работы на уроке: индивидуальная и групповая
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н., Исаева Н.А., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В.
Русский язык. 6 класс. - Москва: Баласс, 2012.
Ход урока:
1 . Объявление темы "Имена прилагательные в тексте" (Слайд № 1 Презентации) и
оргмомент (запись в тетрадь даты и темы урока)
Вопрос учителя: как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня будем преследовать
на уроке?
Ответы учеников: повторить всё, что мы знаем о прилагательном и о тексте,
находить прилагательные в тексте.
Учитель: Верно. И ещё мы будем заниматься творческой работой - создавать
собственные тексты с использованием имён прилагательных. Но сегодня весь урок
мы построим на не совсем обычном материале - на текстах о чае. Как вы думаете,
почему мы обратимся к теме чая в текстах?
Ответ: он полезный, вкусный, может взбодрить, даёт силы.
Вывод учителя: значит, чай полезен для здоровья. То есть наш урок сегодня вас
научит, как сохранить и укрепить здоровье с помощью чая.
Начнём наш разговор со стихотворения (учитель выразительно читает):
Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
С удивлением весь мир
Славит добрый эликсир!
Вопрос: За счёт чего создаётся такое яркое описание этого замечательного напитка?
Как называются эти слова?
Ответ: имена прилагательные
Вопрос: а какими выразительными средствами в этом тексте являются имена
прилагательные?
Ответ: эпитетами (чай ароматный, силы свежие, добрый эликсир)
2 . Языковая разминка "Согласен - не согласен" (Слайд № 2)
1) Согласны ли вы, что прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?
(Согласен)
2) Прилагательные обозначают предметы (не согласен)
3) прилагательные делятся на качественные, относительные, притяжательные
(согласен)
4) у прилагательных не бывает рода, числа и падежа (не согласен)
5) в предложении прилагательное бывает определением, а в краткой форме -
сказуемым (согласен)
6) у прилагательных бывают степени сравнения (согласен)
По окончании работы ученики заполняют листы самооценки.
3. Работа с текстом ( на слайде № 3 текст с пропущенными прилагательными об
истории чая в России, а у ребят - такие же тексты на столах. Приложение № 1).
А . Учитель: прочтите текст. Всё ли вам понятно в нём?
Ответ: в целом да. Но он "сухой", схематичный, в нём чего-то не хватает.
Вопрос: как вы думаете, что нужно вставить на место пропусков? И для чего?
Ответ: имена прилагательные. С ними текст станет более понятным, информация в
нём - более точной, читать его будет интересней.
Учитель читает вслух текст с прилагательными, а ученики вписывают их в
свои тексты на место пропусков.
Вывод: итак, мы выяснили, что прилагательные придают тексту точность и
выразительность.
Вопрос: а какие разряды прилагательных использованы в тексте?
Ответ: качественные, относительные и притяжательные.
Задание: назовите их.
Ответ: качественные - важнейших, негодный; относительные - китайской,
дипломатическим, хронологический, московские, придворных, прощальной;
притяжательные - боярский, ханских.
Б . Задание по группам (класс разделён на 3 группы): у каждой группы лежат на
столах листы с информацией о травяных чаях. (Приложение № 2). Прочитав их, вы
узнаете, в чём польза травяных чаёв, и возьмёте это себе на заметку. Читая текст,
выполните следующие задания: 1-й группе выписать в тетрадь все прилагательные
и распределить их по разрядам; 2-й группе выписать только относительные
прилагательные; 3-й группе - только качественные прилагательные. Кроме того,
определите их роль в тексте. (Слайд № 4).
По окончании работы ученики каждой группы читают свой текст, называют из
него прилагательные и делают вывод об их роли в тексте.
Вывод: итак, качественные прилагательные придают тексту выразительность и
образность, а относительные прилагательные более точно характеризуют предмет и
указывают на его отношение к чему-либо (месту, времени, действию, материалу и
т.д.)
После формулирования вывода ученики заполняют листы самооценки.
В. Тематическая физминутка :
Вместе с дедом Буквоедом (разводим руки в стороны)
Пьём душистый чай "Беседа" (обе руки вытянуть вперёд ладонями
вверх)
А когда чайку попьём (потирать ладони друг о друга)
Вместе мы гулять пойдём (шаг на месте)
Мы на лавочку присядем (присесть, упершись руками в колени)
И потом пройдём по саду (шаг на месте)
А когда вернёмся в дом (руки над головой домиком)
Снова чаю мы попьём (вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
Г. Конкурс "Создай рекламу целебного чая"
Учитель: а знаете ли вы, что самые полезные для здоровья чаи - это травяные?
Ученикам раздаются тексты с информацией о каком-либо травяном чае и рецептом
его приготовления (Приложение № 3), а затем даётся задание: прочитав текст, в
течение 5 минут придумать словесную рекламу этого чая и представить её в
течение 1-2 минут. (На слайде № 5 и в Приложении № 4 - основные
правила создания рекламного текста).
По окончании работы ученики заполняют листы самооценки.
4. Сообщения учеников
Учитель: до урока вам было дано задание провести небольшую исследовательскую
работу - найти информацию о разных видах чая, который мы покупаем в магазинах.
(Слайд № 6 - виды чая). Сейчас каждая группа представит нам результаты своего
исследования:
1 группа - чем отличается листовой чай от гранулированного?
2 группа - что такое байховый чай?
3 группа - что означает слово купаж? (Приложение № 5)
Задание классу - записать ответ на каждый из этих вопросов одним предложением и
подчеркнуть в них прилагательные как члены предложения.
По окончании работы ученики озвучивают свои ответы и заполняют листы
самооценки .
5. Рефлексия: подводится итог урока путём заполнения таблицы "Знаю хорошо -
знаю частично - не знаю, но хочу узнать"
6. Домашнее задание по группам :
1 группе - составить правила "Как правильно заварить чай"
2 группе - сочинить стихи о чае (в парах или всей группой)
3 группе - найти пословицы, поговорки, загадки о чае.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение № 1:
Текст для учителя
В России слыхали о чае намного раньше, чем он у нас появился. Как только русские
стали бывать возле китайской границы, они не могли не узнать о чае.
Собственно в России, Московском государстве, познакомились с чаем, и притом против
своей воли, только в 1638 г. Это знакомство началось, как и в других странах, прежде всего
благодаря дипломатическим связям и этикету.
« Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири», изданный в конце
XX века в Иркутске, сообщает, что в 1638 г. «к Алтын-хану отправлен посол, боярский сын
Василий Старков, который по возвращении своём в Москву впервые привез в Россию чай,
в числе ханских подарков царю Михаилу Федоровичу».
Далее «Перечень» рассказывает, что в резиденции Алтын-хана московские послы увидели
в первый раз, как пьют чай на придворных церемониалах, и были принуждены везти в
подарок царю этот, по их мнению, негодный товар. Напиток этот при прощальной
аудиенции был вручен послу Старкову.
Текст для учеников
В России слыхали о чае намного раньше, чем он у нас появился. Как только русские стали
бывать возле _______________ границы, они не могли не узнать о чае.
Собственно в России, Московском государстве познакомились с чаем, и притом против
своей воли, только в 1638 г. Это знакомство началось, как и в _______________ странах,
прежде всего благодаря ___________________________ связям и этикету.
« _____________________________ перечень ___________________________ данных из
истории Сибири», изданный в конце XX века в Иркутске, сообщает, что в 1638 г. «к Алтын-
хану отправлен посол, ____________________ сын Василий Старков, который по
возвращению своему в Москву впервые привез в Россию чай, в числе
_________________________ подарков царю Михаилу Федоровичу».
Далее «Перечень» рассказывает, что в резиденции Алтын-хана_______________________
послы увидели в первый раз, как пьют чай на _________________________ церемониалах,
и были принуждены везти в подарок царю этот, по их мнению,
_________________________ товар. Напиток этот при ______________________________
аудиенции был вручен послу Старкову.
Приложение № 2
Текст для 1-й группы:
Польза травяных чаев
В последнее время травяные чаи становятся все более популярными, их производят
многие известные чайные компании. Можно сказать, что по своей природе травяной чай не
является чаем. Ведь изготавливается он не из листьев кустарника чая, а из различных
цветков, листьев и корневищ растений. Родиной такого чая являются Китай и страны
Ближнего Востока. Травяные чаи не только очень вкусны, но также и полезны. Кроме того,
они обладают прекрасными лечебными свойствами.
Текст для 2-й группы:
Правила приготовления травяного чая
Чтобы чаи были максимально полезными, нужно знать все особенности их
приготовления. Помните, что все отвары необходимо готовить на паровой бане. Все травы,
которые нуждаются в длительной тепловой обработке (10-15 минут), необходимо готовить
в стеклянной, эмалированной или фарфоровой посуде, но не из металла. Поскольку при
длительном контакте с металлом напиток может утратить все свои полезные свойства.
Текст для 3-й группы:
Чай из трав очищает организм, улучшает обмен веществ. А ещё такие напитки очень
вкусные и ароматные. Но их полезные свойства на этом не заканчиваются. Например, если
вам трудно утром проснуться, а ночью никак не можете уснуть, не нужно сразу пить кофе
или снотворное, а просто заварите чай из мелиссы или стевии - он прекрасно бодрит, а чай
из боярышника или акации поможет сладко уснуть. Также некоторые чаи при разной
температуре по-разному действуют. Холодный чай из листьев смородины или шалфея
поможет при знойной погоде летом, а если заварить его и пить горячим, то он заставит вас
пропотеть, потому что отлично помогает при простуде.
Приложение № 3
Текст для 1-й группы:
Чай из листьев черной смородины
Ягоды смородины богаты витаминами (особенно витамином С), микроэлементами и
органическими кислотами. Ягоды и листья смородины черной обладают
противовоспалительным, потогонным, мочегонным и противопоносным свойствами. В
медицине они применяются как поливитаминное средство, а также для повышения
сопротивляемости организма. Из плодов готовят витаминные препараты, листья входят в
состав витаминных сборов.
Чай из ягод полезен при малокровии, кашле, ревматизме, для улучшения работы
желудочно-кишечного тракта. А напиток из листьев, содержащих фитонциды и эфирные
масла, придется кстати при простуде, заболеваниях почек и мочевого пузыря.
Не рекомендуется употреблять черную смородину людям, имеющим заболевания
желудочно-кишечного тракта с повышенной кислотностью.
Приготовление: 2-3 ст.л. сухих измельченных листьев заливают в фарфоровом чайнике
крутым кипятком, настаивают 10-15 минут и пьют горячим по полстакана два-три раза в
день.
Текст для 2-й группы:
Чай из шиповника
Высокое содержание аскорбиновой кислоты (витамина С) позволяет применять
шиповник при авитаминозах, атеросклерозах, простудных заболеваниях и использовать
его для укрепления иммунной системы. А благодаря наличию в своем составе витаминов Р
и К шиповник обладает такими редкими полезными свойствами, как ускорение
регенерационных процессов и срастания костей. Употребление шиповника также
позволяет эффективно укреплять сосудистую систему, лечить расстройства мочеполовой
системы, улучшать состояние больных при малярии, анемии, кровотечениях, способствует
понижению давления. Кроме того, чай из плодов шиповника полезен для снижения
холестерина, улучшения работы желудочно-кишечного тракта.
Как правильно заваривать шиповник: очень важно соблюсти правильные пропорции
шиповника и воды. Шиповника должна быть 1 часть к 10 частям воды - то есть на литр
воды 100 гр. шиповника, это примерно 4 столовые ложки. Чтобы извлечь максимум пользы
и при этом сделать это просто - готовьте настой в термосе. Залейте кипятком и оставьте на
семь часов.
Текст для 3-й группы:
Чай из листьев земляники
В землянике довольно много витамина С, каротина, витаминов В1, В2, РР, фолиевой
кислоты. В землянике содержится целый ряд микроэлементов: железо, медь, кобальт,
марганец, которые принимают участие в кроветворении. Земляника служит еще
источником минеральных солей – калия, фосфора, кальция. Кстати, по содержанию
кальция земляника занимает первое место среди фруктов и ягод.
С давних пор целебными считались не только ягоды земляники, но и ее листья, цветы,
семена. В народной медицине земляника давно славится своими высокими целебными
свойствами при подагре, заболеваниях кишечника, камнях в почках и печени.
Листья, прошедшие ферментацию, дают очень вкусный ароматный, интенсивно
окрашенный настой без неприятного травяного запаха. Норма заварки около 3 г листьев на
0,5 л кипятка. Чай получается полезный, так как содержит витамин С. Это хорошее средство
от простуды, воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также от
болезней печени и почек.
Приложение № 4:
Основные правила создания рекламного текста.
1) Заголовок выражает определённую законченную мысль, чтобы привлечь внимание к
информации.
2) Лозунг № 1 или девиз - краткое, легко запоминающееся выражение, необходимое для
изложения рекламной мысли в форме новости, вопроса, команды.
3) Информационный блок даёт представление о содержании рекламируемого объекта
(вещи, предмета, товара).
4) Лозунг № 2 или девиз - меткое и ёмкое выражение, содержащее дополнительную
информацию к лозунгу № 1 с целью убедительно завершить рекламный текст.
Приложение № 5
Сообщение 1-й группы:
Гранулированный чай - это рассыпной чай, произведённый по следующей технологии:
листья пропускаются через специальные валки с зубчиками, которые рвут их, а затем
скручивают в шарики. Чаще всего его производят в Индии и на Шри-Ланке (Цейлоне).
Преимуществом данной технологии является экономичность - в результате гранулирования
отходов получается меньше, чем после производства листового чая. Напиток из такого чая
получается более крепким и насыщенным, но не очень ароматным. При заваривании
гранулы распадаются.
Покупая гранулированный чай, знайте, что он может быть произведён как из крупных
чайных листьев, так и из чайной пыли, и бывает как отличного качества, так и совсем
низкосортным. А потому - обращайте внимание на имя производителя. Сами чайные
гранулы также бывают разного размера: мелкие завариваются быстрее и крепче, чем
крупные. Несмотря на некоторые преимущества гранулированного чая, большинство
ценителей данной категории напитков, предпочитают чай листовой.
Листовой чай не подвергается такой обработке, как гранулированный. Он менее крепкий и
терпкий, чем чай в гранулах, но зато обладает более выраженным ароматом и запахом того
чайного листа, из которого произведён.
Выделяют несколько категорий листового чая, которые зависят от размера и целостности
чайного листа, от соотношения в нём количества нераскрывшихся почек и листьев. Кстати,
на аромат и вкус влияет не только процесс производства и сорт чая, но и время сбора, так,
например, чай, собранный весной, имеет более тонкий аромат, чем чай, собранный летом.
Листовой чай требует более длительного времени заваривания, чем гранулированный.
Вероятно, именно поэтому их не рекомендуют смешивать.
Сообщение 2-й группы:
Байховый чай , от китайского "цветок", представляет из себя чай, изготовленный при
помощи сушки (зеленый) и дополнительной ферментации (черный и другие чаи).
Байховым он называется потому, что собирают такой чай на стадии только начинающей
распускаться почки. Благодаря этому чай приобретает несравнимый ни с чем вкус и
аромат.
Байховый чай делится на 5 основных категорий:
черный чай (при его изготовлении чайный лист подвяливают, потом скручивают, и
некоторое время ферментируют, после чего сушат и сортируют);
зеленый чай (такой чай только пропаривают несколько минут, а затем сушат, таким
образом, чай пропускает операции подвяливания и ферментации);
красный чай (чуть менее ферментированный, чем черный; обладает насыщенным
ароматом и красноватым оттенком при заваривании);
желтый чай (находится посередине пяти сортов чая по степени ферментации);
белый чай (слабо ферментированный зеленый чай - в отличие от зеленого имеет на
поверхности белый налет в виде ворса).
Каждый из этих видов чая ценится знатоками за свои особенности. Например, черный
байховый чай и красный чай хорошо бодрят, обладают сильным, крепким ароматом,
быстро завариваются и являются самыми распространенными в Европе. Зачастую,
обыватель не различает эти виды чаев из-за сильного внешнего сходства.
Отличие можно заметить при заваривании: цвет красного чая напоминает рубиновый
оттенок. Белый и желтый чаи достаточно редки и малознакомы европейским жителям. Их
отличает тонкий вкус и аромат. Необходима определенная привычка, чтобы получать
настоящее наслаждение от употребления таких чаев. Чтобы уловить их вкус, не стоит
заедать чай печеньем и другими сладостями. Молоко также убивает аромат.
Допускается пить такие чаи с медом. Зеленый же чай в последнее время весьма стал
популярным в государствах Запада, а теперь мода на него докатилась и до нас. Это самый
"живой", не ферментированный чай, сохранивший практически полностью свой вкус,
какой он был на кусте. Знатоки заваривают такой чай не кипятком, а обычной горячей
водой (70-85 град.). В этом случае лучше сохраняется аромат и вкус чайного листа.
Сообщение 3-й группы:
Что такое Купаж
Купаж (ударение на «а») - это процесс составления смесей различных сортов чая, кофе,
вин, соков, мёда или иных продуктов. Этим же словом называют и саму приготовленную
смесь. В переводе с французского на русский слово coupage в данном случае означает
«перемешивание».
Умелый и качественный купаж — залог интересного вкуса и аромата конечного продукта.
Здесь, как в искусстве или дизайне, важно понимать, какие компоненты сочетаются между
собой, а какие — не очень. При купаже промышленного масштаба важно также хорошо
перемешать продукты для получение однородной смеси. Для этой цели используются
огромные резервуары с мешалками. А ещё вместо слова «купаж» иногда говорят
«купажирование», что является абсолютно одним и тем же процессом.
Цель купажирования — создание смесей с устойчивыми органолептическими
характеристиками и избавление от нежелательных вкусовых качеств.
Чайные композиции могут содержать до 20 различных сортов чая. Моночаи в продаже
практически не встречаются — обозначение о 100 % одного вида в составе означает, что
чай был собран в одном регионе. Если чай собран на одной плантации, на упаковке это
обозначается как single estate или single-origin.
Первые чайные купажи изготавливали английские торговцы, стремясь разнообразить свой
ассортимент. Купажирование применялось также по отношению к чаям, доставленным
морем. При транспортировке в Европу морем чайные листья грубели и теряли аромат.
Чтобы восстановить вкусовые качества, чай смешивался с доставленными караванами
через Россию и Ближний Восток сортами.
Наиболее известные купажи чая — различные «завтраки»: Английский завтрак (English
Breakfast), Ирландский завтрак (Irish Breakfast) и Цейлонский завтрак (Ceylon Breakfast).
Процентное соотношение чаев в купаже обычно зависит от компании-производителя.
Приложение № 6:
Рефлексия
Виды деятельности
Знаю/умею
хорошо
Знаю/умею
частично
Не знаю/не умею,
но хочу знать/уметь
1.Определять морфологические
признаки прилагательных
2. Находить прилагательные в тексте и
определять их роль в тексте
3. Создание собственного текста с
использованием прилагательных
4. Поиск информации и
формулирование ответа на вопрос
Приложение № 7
Лист самооценки
Согласен – не
согласен(1 балл
за каждый
правильный
ответ)
Впиши в текст
прилагательные(
по 1 баллу за
каждое
вписанное
слово)
Выпиши
прилагательные из
текста(по 1 баллу за
каждое правильно
выписанное слово)
Создай рекламу (3
балла-полностью
верно,2 б.-наполовину
верно,1б.-частично
верно)
Сообщение по вопросу
и формулирование
ответа на
вопрос(верный ответ-1
балл, неверный-0 б.)