Автор: Иванова Наталья Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ОГКОУ школа-интернат №88
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
Тема: "Хоровое пение" для детей с НОДА с 1 по 10 класс
Раздел: среднее образование
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
кружок «Хоровое пение»
с первого по 10 класс с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
Пояснительная записка
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе
образовательная
программа
«Хоровое
пение»
имеет
художественно-
эстетическую направленность, общекультурную по уровню освоения.
Искусство
хорового
пения
всегда
было,
есть
и
будет
неотъемлемой
частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным
фактором формирование духовного, творческого потенциала общества согласно
концепция Федерального государственного образовательного стандарта для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Школы хорового
пения
призваны
сыграть
серьезную
роль
в
организации
и
реорганизации
музыкального образования и воспитания подрастающего поколения. Хоровое
пение
с
его
многовековыми
традициями,
высоким
и
неувядаемым
профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием
на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей,
так
и
слушателей,
с
его
относительной
(иногда
обманчивой)
простотой
и
доступностью,
демократичностью
было
и
остается
надежным
щитом
отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным
средством
музыкального
воспитания
и
образования
народных
масс
и
повышения общей культуры подрастающего поколения.
Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по
отношению к детям, страдающим таким заболеванием, как ДЦП обусловлены
прежде
всего
тем,
что
оно
является
источником
новых
позитивных
переживаний
ребенка,
рождает
творческие
потребности
и
способы
их
удовлетворения,
активизирует
потенциальные
возможности
в
практической
музыкально-художественной
деятельности,
обеспечивает
всестороннее
развитие
ребенка,
т.е
выполняет
важнейшие
функции:
воспитательную,
образовательную, социальную. Хоровое пение одно из самых массовых форм
народного музицирования. А учитывая специфику интерната (дети с ДЦП),
пение в данном случае оказывает лечебный эффект. При целенаправленной
работе по правильной постановке голоса и дыхания идет освобождение мышц
речевого аппарата, что приводит к значительному облегчению в речи. Пение
активно развивает голосовой аппарат детей с нарушениями речи, задержкой
психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые связки,
улучшает
речь,
формирует
вокально-слуховую
координацию.
Правильное,
спокойное и глубокое дыхание также благотворно влияет на общее состояние
организма, укрепляя все дыхательные органы, тонизируя сосуды головного
мозга, что несомненно очень полезно детям с заболевание ДЦП.
Новизна программы заключается в комплексном подходе к развитию
творческих способностей подростков: дети поют в хоре, солируют, участвуют в
литературно-музыкальных постановках.Хоровое пение является транслятором
народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком
(ноты,
партитуры,
гармоническое
и
полифоническое
многоголосие).
Но
в
культуру
народного
хорового
песнетворчества
входит
целый
спектр
сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности
моментов:
формирование
критериев
прекрасного
и
бе зобразного;
регулирование
взаимоотношений
поющих
между
собой;
определение
норм
общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной,
повседневной
жизни;
обучение
людей
гибкости
сосуществования
при
сохранении
личного
достоинства,
интеллигентности,
дружелюбности
и
доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с
понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру
хорового пения.
В основе реализации программы лежат следующие принципы:
1.
Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
2.
Методика
вокальной
работы
с
детьми
строится
на
понимании
физиологических
механизмов
звукообразования
в
различных
голосовых
регистрах
и
позволяет
педагогу
произвольно
управлять
творческим
процессом;
3.
Основу
учебного
репертуара
составляют
высокохудожественные
произведения
композиторов-классиков,
которые
позволяют
решать
следующие ключевые учебные задачи:
развитие музыкальности
образного
и
ассоциативного
мышления,
творческого воображения, музыкальной памяти;
умственное и эмоциональное развитие ребенка.
воспитание
эмоционально-ценностного
отношения
к
музыке,
музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке.
Программа хорового пения основана на разнообразном музыкальном
материале,
в
том
числе
и
на
произведениях
композиторов-классиков.
Все
произведения
выверены
временем,
олицетворяют
собой
единство
формы
и
содержания,
гармоническую
ясность
и
завершенность,
тонкость
и
глубину
воплощения
чувств,
эмоций,
мыслей.
Классическая
музыка
благотворно
руководит психическим развитием детей.
Все эти качества классической музыки создают возможность влиять на
чувственную
сферу
ребенка,
на
его
суждения,
взгляды,
развитие
вкуса,
вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому
процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное
отношение к учебе.
Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая
его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания,
открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.
Цели
программы:
Содействовать
развитию
художественного
вкуса,
творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке,
расширению
их
музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств,
учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий
потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных
данных.; через активную музыкально-творческую деятельность сформировать
у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные
навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного
искусства;
формирование
средствами
искусства
гармоничной
социально-
адаптированной личности ребенка с проблемами в развитии.. Достижение этой
цели
становится
возможным,
когда
решаются
средствами
музыки
нижеследующие
конкретные
задачи
воспитания
и
обучения,
коррекции
отклонений в развитии детей с ДЦП.
Задачи программы:
Образовательные:
-
освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом
и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
-
освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и
современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
-
освоение знаний о воздействии музыки на человека;
-
освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
ориентировать
в
выборе
музыкального
инструмента,
участии
в
деятельности музыкальных объединений школы.
Развивающие:
-
развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские
навыки;
-
развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
-
развивать у детей стремление к творческой деятельности.
Воспитательные:
-
формировать
у
детей
интерес
и
любовь
к
серьезному
музыкальному
искусству;
понимание
народного,
классического
и
современного
музыкального творчества;
-
способствовать расширению музыкального кругозора;
-
формировать навыки общения и культуры поведения.
Принципы обучения:
-
доступности содержательного материала в соответствии с возрастными
особенностями
детей,
тщательный
подбор
музыкальных
произведений
для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без
исключения;
-
последовательности и систематичности изложения;
-
принцип
сбалансированного
сочетания
разнообразных
форм
и
видов
мыследеятельности; единства художественного и технического развития
учащихся,
-
оптимального
сочетания
индивидуальной,
групповой
и
коллективной
форм организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор –
сплоченный коллектив.
В основу программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Система обучения предусматривает занятия с детьми с 1 по 10 класс.
Программа расчитана на 4 года обучения. Занятия хором проводятся:
Младшая группа (начальная школа) :
групповое занятие — 2 часа в неделю;
Индивидуальная работа — 1ч. 30 мин. в неделю.
Старшая группа (основная школа):
Групповое занятие — 2 часа в неделю.
Индивидуальное занятие 1ч. 10мин. в неделю.
Сводная репетиция — 2 часа в неделю.
За год – 323 часа.
Основные знания, умения, навыки
В
случае
успешной
апробации
программы
«Хоровое
пение»
у
ее
участников должна сформироваться система специальных знаний, умений и
навыков:
- звукообразования в различных регистрах,
-
артикуляции,
-
дыхания,
-
слухового внимания и самоконтроля,
-
выразительности пения.
Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они
формируются
относительно
одновременно,
обуславливая
друг
друга.
Существенным признаком их формирования являются качественные изменения
основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса
должно
происходить
в
следующих
направлениях:
звуковысотный
диапазон,
динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате воспитательной деятельности обучаемые должны получить:
-
опыт творческой деятельности;
-
радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
-
навыки коллективного творчества;
-
возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
На уровне педагога:
-
участие в разного рода конкурсах,
-
развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
-
проведение открытых мероприятий,
-
участие в городских семинарах, в курсах повышении квалификации.
На уровне учащегося:
-
формирование и поддержание интереса к данному курсу,
-
участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
-
творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном
росте,
-
качество выполнения учебных заданий,
-
объем музыкальной эрудиции.
-
Критерии эффективности обучения хоровому пению
Основной
объективной
оценкой
эффективности
работы
педагога
являются открытые учебные занятия, концертная деятельность каждого класса.
Именно чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное
пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.
Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся 1
и 2 года обучения получили следующие вокально-интонационные
навыки:
1.
Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место
у каждого поющего.
2.
Певческое
дыхание,
умение
следить
за
дирижерским
показом
одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный
вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена
дыхания между фразами в быстром темпе.
3.
Звуковедение.
Пение
без
напряжения,
«мягким»
звуком,
правильное
формирование
и
округление
гласных,
ровное
звуковедение.
Развитие
певческого диапазона от до¹ - ре² октавы.
4.
Дикция.
Элементарные
приемы
артикуляции,
собранные
уголки
губ,
артикуляционные
упражнения,
«разогревающие»
голосовой
аппарат,
короткое
произнесение
согласных
в
конце
слова,
раздельное
произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для
всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
5.
Вокальные упражнения:
-
смена гласных на повторяющемся звуке,
-
мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
-
трезвучия вниз и вверх,
-
небольшие мелодические обороты,
-
простые поступенные секвенции.
6.Выразительностью исполнения:
-
выражение глаз, лица, мимика.
-
многообразие тембровых красок голоса,
-
точная и выразительная фразировка,
-
соблюдение темпа, пауз, цезур.
Навыки строя и ансамбля:
1.
Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не
выделяться
из
общего
звучания,
фермата,
ударения,
правильное
воспроизведение ритмического рисунка.
2.
Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней,
3.
интервалов, трезвучий, звукорядов.
Работа над исполнением музыкального произведения:
1.
показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания,
разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению
мелодии
и
ее
строения,
показ
движения
мелодии
рукой;
средства
выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;
2.
исполнение
-
передача
художественного
образа,
фразировка,
нюансы,
мягкие окончания, кульминации.
Учащиеся 3 года обучения должны получить следующие вокально-
интонационные навыки:
Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного
дыхания». Равномерное расходование дыхания при исполнении
продолжительных мелодических построений.
1.
Работа над звуком. Расширение диапазона: си малой октавы – ми второй
октавы.
Работа
над
кантиленой.
Пение
без
сопровождения.
Громкость
звучания голоса без форсировки.
2.
Работа
над
дикцией.
Усложненные
дикционные
упражнения.
Сонорные
согласные «н», «м», а также «в», «д».
3.
Вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы
артикуляции. Секвенционные упражнения, сглаживающие регистры. Пение
гармонических последовательностей.
Навыки строя и ансамбля:
1.
Выравнивание
унисона,
работа
в
горизонтальном
строе.
Двухголосное
пение без сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным
строем. Выравнивание партий по звучанию. Пение канонов.
2.
Работа
над
текстом
и
партиями.
Переплетающийся
текст
в
канонах.
Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.
3.
Двухголосное
исполнение
гамм.
Двухголосное
пение
интервалов.
Пропевание партий без поддержки фортепиано.
Работа над исполнением музыкального произведения.
1. Разбор художественного содержания произведения.
2. Музыкально- теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение
мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов,
лад, тональность, форма и т. д.)
3. Связь музыки и текста.
Учащиеся 4 года обучения должны получить следующие вокально-
интонационные навыки:
1. Двух (трехголосное) пение без сопровождения.
2. Владение навыками исполнения произведений со сложным размером.
3. Внимательное
и
эмоциональное
интонирование
отдельного
звука.
Повторение,
закрепление
и
углубление
приобретенных
знаний,
умений,
навыков.
4. Выполнение
певческих
правил
пения
в
хоре,
охрана
голоса
в
предмутационный и мутационный период.
5. Певческая
установка
обеспечивает
наилучшие
условия
для
работы
дыхательных органов.
6. Дыхание
ровное,
спокойное,
экономное,
долгое.
Диапазон
голоса
две
октавы.
7. Регулирование
подачи
дыхания
в
связи
с
постепенным
усилением
и
ослаблением звука.
8. Умение
находить
близкую
вокальную
позицию;
звук
певческого
голоса
мягкий, звонкий, полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным
тембром.
9. Четкая дикция.
10.
Вокальные упражнения:
-
формирование подвижности голоса к более быстрому темпу;
-
пение закрытым ртом;
-
упражнения на staccato исполняются на одном дыхании;
-
свободное владение приемом «цепного дыхания»;
-
упражнения с более широким звукорядом (октава, децима);
-
2-х, 3-хголосные аккордовые сочетания.
Навыки строя и ансамбля:
1.
Продолжается работа над горизонтальным и вертикальным строем. Двух -
трехголосные вокальные упражнения (аккордового склада).
2.
Исполнение секвенционных упражнений в 2голоса на слоги.
3.
4.Сохранение строя при пении без сопровождения на 2-х, 3-х-голоса.
4.
5.Слуховое внимание и самоконтроль.
5.
Правильная расстановка логических ударений в хоровом произведении.
Работа над исполнением музыкального произведения.
1.
Анализ
художественного
содержания
произведения.
Музыкально-
теоретический разбор произведения.
2.
Понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижера.
3.
Умение
правильно
оценивать
и
интерпретировать
исполняемое
произведение.
Конечным результатом обучения хоровому пению является:
-
участие в школьных мероприятиях, конкурсах, Отчётном концерте;
-
формирование тембра, чистой интонации, звуковысотного и динамического
диапазона, отчетливой дикции;
-
каждый класс – хор.
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы
являются:
школьные мероприятия (участие в праздничных концертах), конкурсы;
сольные выступления,
годовой отчетный концерт.
Принципы педагогического процесса:
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством
пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип
соразмерности
нагрузки
уровню
и
состоянию
здоровья
сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального
воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Учебно-тематический план по хору
Первый год обучения
Содержание и виды работ
Общее
кол-во
часов
Теория
Практик
а
1.Музыкальная грамота
2.Пение учебно-тренировочного материала
(дыхание,
звукообразование,
певческая
установка, дикция, артикуляция, ритм)
3.Вокально-хоровая работа
4. Концертная деятельность
Итого:
50
150
100
23
323
10
25
20
3
58
40
125
80
20
265
Второй год обучения
Содержание и виды работ
Общее
кол-во
часов
Теория
Практик
а
1.Музыкальная грамота
2.Пение учебно-тренировочного материала
(дыхание, звукообразование, певческая
установка, дикция, артикуляция, ритм)
3.Вокально-хоровая работа
4. Концертная деятельность
Итого:
50
150
100
23
323
10
25
20
3
58
40
125
80
20
265
Третий год обучения
Содержание и виды работ
Общее
кол-во
часов
Теория
Практик
а
1.Музыкальная грамота
2.Пение учебно-тренировочного материала
(дыхание, звукообразование, певческая
установка, дикция, артикуляция, ритм)
3.Вокально-хоровая работа
4. Концертная деятельность
Итого:
50
150
100
23
323
10
25
20
3
58
40
125
80
20
265
Четвертый год обучения
Содержание и виды работ
Общее
кол-во
часов
Теория
Практик
а
1.Музыкальная грамота
2.Пение учебно-тренировочного материала
(дыхание, звукообразование, певческая
установка, дикция, артикуляция, ритм)
3.Вокально-хоровая работа
4. Концертная деятельность
Итого:
50
150
100
23
323
10
25
20
3
58
40
125
80
20
265
Содержание программы
Первый год обучения (1-2 классы)
1 Музыкальная грамота.
В этом разделе ребята знакомятся с основами музыкальной теории. Им
предлагаются творческие игры – задания, помогающие изучить следующие
понятия:
1.1 Дирижѐрский жест (ауфтакт): внимание – дыхание – начало и окончание
(игровое задание
≪
Я - дирижѐр
≫
).
1. 2 Музыкальная фраза, логические ударения, акценты, паузы (игры:
≪
Часики,
≪
Музыкальная шкатулка
≫
).
1.3 Динамические оттенки: крещендо, диминуэндо, форте и пиано. Темповые
изменения в музыке:
ускорение, замедление (музыкальные игры
≪
Моль
≫
,
≪
На воображаемой гармошке
≫
).
1. 4 Основные выразительные средства музыки: мелодия, лад, гармония, ритм,
размер, регистр, тембр и другие. Знакомство с наиболее популярными жанрами
музыки: песней, танцем, маршем.
Практические занятия: Закрепление в процессе работы над репертуаром и
учебно-тренировочным материалом перечисленных выше тем.
2.
Пение учебно-тренировочного матриала.
2.1 На первом этапе ведѐтся работа над освоением навыка одновременного
начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и
момент организации единовременного выдоха, и момент начала фонации) и
одновременного окончания пения. В дальнейшем мы следим, чтобы
музыкальная фраза начиналась и заканчивалась одновременно, осваиваем
дыхательные навыки, опираясь на выразительное исполнение фразы.
2.2 В течение всего первого периода обучения производится комплексная
работа над техникой хорового пения: дыханием, певческой установкой,
звукообразованием, звуковедением, дикцией. Вырабатываются единые
принципы исполнения гласных букв (что обеспечивает качество пения).
2.3 В начинающем хоре овладеть приѐмами дыхания, вокала и звуковедения
певцам помогают вокально-интонационные упражнения. Они же способствуют
выработке высокой певческой позиции, расширяют диапазон. Певцы, не
отвлекаясь на разучивание новой мелодии, всѐ своѐ внимание направляют на
выполнение конкретных вокальных задач.
В процессе пения нужно обязательно следить за интонацией, ансамблем
и культурой звука. Необходимо заметить, что очень полезно петь без
инструментального сопровождения, так как постоянная поддержка фортепиано
снижает слух, активность и самостоятельность певцов. Распевание хора должно
занимать не более 15-20 минут. Начинать работу над вокальными
упражнениями лучше с примарных тонов детского голоса, постепенно
расширяя диапазон вверх и вниз. Упражнения должны помогать
последовательно усваивать певческие приѐмы.
Нецелесообразно использовать большое количество попевок и часто их
менять. Обучение пению лучше начинать с небольших попевок, состоящих из
трѐх разновысотных звуков, основанных на нисходящем движении. Это
позволяет сохранить головное резонирование и, так как высокий звук лучше
отражается всознании, он будет чище интонироваться (например, р. н. п.
≪
У
кота – воркота
≫
). Некоторые упражнения и творческие задания, используемые
педагогом на занятии для решения поставленных задач:
1. Игры – упражнения на выработку дыхания:
≪
Цветник
≫
,
≪
Кошка
≫
.
2. Творческие музыкальные игры на усвоение принципов звуковедения, темпа,
динамики:
≪
Художник
≫
,
≪
Моль
≫
,
≪
Чайничек
≫
и другие.
3. Фонопедические упражнения В. Емельянова.
Практические занятия: Разучивание и качественное выпевание (исполнение)
упражнений.
3.Вокально-хоровая работа
Раскрытие многообразия и богатства певческой деятельности в яркой и
доступной для младших школьников форме с опорой на их опыт. Ознакомление
с правилами пения и охраны голоса. Формирование всех вокально-хоровых
навыков с самого начала занятий. Обучение умению постоянно соблюдать в
процессе пения певческую установку, способствующую правильному
звукообразованию; спокойному вдоху. Формирование у всех детей основных
свойств певческого голоса (звонкости, полѐтности, ровности, разборчивости).
Правильное формирование гласных, чѐткое и короткое произношение
согласных. Выработка чистого, ясного унисона, разностороннее развитие
гармонического и мелодического слуха. Обучение умению петь с
сопровождением и без него. Правильное и четкое исполнение ритмического
рисунка всем хором. Одновременно со всем хором произносить слова.
Совместное начало и окончание произведения или отдельных его частей. Пение
произведений. Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, доступной для
младших школьников форме с привлечением материала из других видов
искусств.
Практические занятия: Показ – исполнение песни. Разбор еѐ содержания.
Разучивание материала с сопровождением и без него.
4.Концертная деятельность
Включает в себя подготовку к выходу хорового коллектива на эстраду и
непосредственно концертное выступление. Следует отработать все моменты
поведения хора до начала музыкального звучания: это выход на сцену,
расположение партий (голосов) хора по определѐнному порядку, само
выступление и организованный уход со сцены.
Само же пение должно быть пронизано ярким эмоциональным настроем
участников хора и насыщено богатством художественно- образного наполнения.
Приобретённые навыки к концу 1- ого этапа обучения:
Понимание дирижерского жеста, одновременное вступление и окончание,
умение петь в унисон, расширение диапазона от
≪
до
≫
1ой октавы до
≪
до
≫
2ой,
выразительное, эмоциональное пение на дыхании, умение простучать простой
ритмический рисунок.
Второй этап обучения(3-4 класс)
Музыкальная грамота.
Ознакомление с тремя видами мажора и минора. Постепенное
формирование музыкально - слуховых представлений, связанных с
особенностями лада, тональности, устойчивости звуков. Продолжение
знакомства с выразительными средствами музыки, с музыкальными
инструментами и типами певческого голоса.
Практические занятия: Закрепление в процессе работы над репертуаром и
учебно-тренировочным материалом обозначенных тем.
Пение учебно-тренировочного материала
1.1. На втором этапе обучения продолжается работа над вокальной техникой,
расширением диапазона и укреплением певческого дыхания (вокальные
упражнения на слоги:
≪
да
≫
,
≪
два
≫
). Проводится работа над формированием
единого тембра голосов в унисоне, дикцией, элементами хоровой звучности,
интонацией, артикуляцией, строем, динамикой, а также над вокальной
орфоэпией. Необходимо постоянно стремиться к достижению благозвучного
уравновешенного звучания, добиваться выработки у певцов хора единой
певческой позиции. Близкой, высокой позиции звука, которая обеспечивает
чистоту интонирования, яркость, сочность, полѐтность.
1.2. Для достижения правильного посыла звука в головные резонаторы
педагогом используются распевки сонарных согласных:
≪
л
≫
,
≪
н
≫
,
≪
м
≫
,
≪
р
≫
.
В работе над близким звучанием помогут губная
≪
б
≫
и зубная
≪
з
≫
.
Для развития слуха, а также навыка многоголосного пения необходимо научить
ребят слышать средние звуки. Например, игра
≪
Сколько звуков я слышу?
≫
:
дети показывают количество услышанных звуков от одного до четырѐх.
Активно используются такие формы работы, как музыкальный диалог,
канон, с использованием простейших народных песен (например
≪
Во поле
береза стояла
≫
).
Вокально-хоровая работа
Практика показывает, что дети меньше устают, а работа становится
более продуктивной, если на занятиях музыка звучит разная и решаются
различные учебные задачи. Поэтому на одном занятии должно звучать не менее
3-4 произведений (необязательно целиком, можно использовать фрагменты).
Задачи могут быть самые разные: в одной песне – разучивание, в другой –
работа над фразой, в третьей – соединение выученной мелодии с
аккомпанементом, в четвѐртой – работа над исполнением и так далее.
3.1. Пение произведений:
Чтобы выученное произведение звучало, его надо
≪
впевать
≫
, работая
над певческой и исполнительской свободой. Необходимо заметить, что впевание
процесс более длительный, чем разучивание, но впетое произведение дети поют
свободно, не думая о технических трудностях.
Практические занятия: Показ, исполнение песни. Разучивание материала с
сопровождением и без него в постоянном единстве художественного и
технического.
Концертная деятельность
Развивать и совершенствовать те направления, которые были обозначены
в предыдущих годах обучения.
Практические занятия: Выступления на эстраде (концерты, смотры, зачѐты,
экзамены).
К концу 2 этапа обучения:
Чистота интонирования, четкая дикция и артикуляция, исполнение
простых двухголосных канонов, исполнение ритмического двухголосия,
расширение диапазона до
≪
до
≫
малой октавы.
Третий этап обучения (5 -7класс)
Музыкальная грамота
Ознакомление с тремя видами мажора и минора. Постепенное
формирование музыкально - слуховых представлений, связанных с
особенностями лада, тональности, устойчивости звуков. Продолжение
знакомства с выразительными средствами музыки, с музыкальными
инструментами и типами певческого голоса.
Практические занятия: Закрепление в процессе работы над репертуаром и
учебно-тренировочным материалом обозначенных тем.
Пение учебно-тренировочного материала
1.1. Работа по развитию основных навыков хорового исполнительства: тембр,
дикция, артикуляция, вокальная орфоэпия. Работа по расширению диапазона:от
≪
до
≫
1-ой октавы до
≪
ми-фа
≫
2-ой октавы - первые голоса; от
≪
до
≫
1-ой
октавы –до
≪
до
≫
2-ой октавы – вторые голоса.
1.2. Продолжается работа над тембровой окраской голосов. Во избежании
глухого тембра и резкого пения, педагогом используются упражнения на слоги:
≪
зи
≫
,
≪
миа
≫
,
≪
лао
≫
,
≪
ду
≫
. Для хорошей настройки верхних резонаторов
используются упражнения на слоги
≪
мэ
≫
,
≪
рэ
≫
.
1.3. Начинается работа над главным видом хоровой деятельности – пением a
cappella. В течение первых лет обучения ненавязчиво, исподволь с помощью
различных вокальных упражнений, певческих приѐмов, а также занятий по
развитию музыкального слуха ребята постепенно подготавливаются к этому
важному виду хоровой деятельности. В репертуар включаются небольшие
акапельные произведения, доступные по своему музыкальному и
художественному содержанию. Это могут быть различные народные песни,
произведения русской и зарубежной классики. Формы работы: вокально-
интонационные упражнения с использованием движений по терциям, каноны, с
использованием различных приемов звуковедения и динамических оттенков.
Вокально-хоровая работа.
Продолжается работа над произведениями различных эпох, стилей.
Расширяется круг технических и вокальных возможностей хорового
коллектива. Более сознательным становятся воплощения художественных
образов через вокальное творчество детей.
Продолжается работа по развитию слуха и навыка многоголосного пения.
Происходит постепенное усложнение заданий: к прослушиванию аккордов и
интервалов постепенно добавляется их интонирование. Для более
продуктивной работы используются музыкально-творческие игры:
≪
Угадай
мелодию
≫
,
≪
Фантазѐры
≫
,
≪
Настроение
≫
.
Дети интонируют интервалы и аккорды, используя строчки знакомых
песен, ассоциативные слова. Для исполнения гаммы педагогом используются
разные жанры: гамма-вальс, гамма-марш, гамма-песня. Проведенные
упражнения и приемы позволяют сохранить внимание детей и создать
интересную творческую атмосферу на протяжении всего занятия.
Концертная деятельность
С включением в процесс обучения сложного навыка как пение a cappella
изменяется ход репетиционной работы. Это пение (интонирование и
способность исполнения определѐнной партии на фоне других) без поддержки
фортепиано.
В концертной работе: приобретение навыка и его закрепление по
способности хорового коллектива выпевать продолжительную многожанровую
разнохарактерную и разностилевую музыку, программу. Хоровой коллектив
продолжает участвовать в календарных и тематических мероприятиях,
организуемых школой, а также планирует и реализует свои собственные
выступления с заранее составленной программой (концерт ≈30- 40 минут).
К концу 3 ого этапа обучения:
расширение диапазона (ре, ми 2ой октавы),
умение исполнять синкопы и триоли, а также совершенствование
ритмического двухголосия.
Четвертый этап обучения(8-10 класс)
1. Пение учебно-тренирровочного материала
1.1. Заключительный этап несѐт на себе задачи по оттачиванию всех тех
умений, которые приобрѐл хоровой коллектив. Необходимо контролировать:
посадку хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляции при пении.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения: медленная, быстрая смена дыхания в процессе
пения; различные его приѐмы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное
и активное (в медленном темпе), цезуры. Исполнение пауз между звуками без
смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием. Совершенствование навыка
цепного дыхания.
1.2. Звуковедение и дикция.
Владение естественным, мягким звуком, мягкой атакой звука. Округление
гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato,
legato, staccato. Нюансы: mf, mp, pf, крещендо, диминуэндо. Взаимоотношение
гласных звуков, отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Умение пользоваться свободным и подвижным артикуляционным аппаратом за
счѐт активизации работы губ и языка. Отработка навыка активного и чѐткого
произношения согласных. Развитие и отработка дикционных навыков в
быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при
нюансах p и pp.
1.3. Ансамбль и строй.
Отработка активного унисона, ритмической устойчивости в различных
темпах. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного
склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка
чистой интонации при 2- х и 3-х голосном пении. Отработка навыка пения без
сопровождения.
2. Вокально-хоровая работа.
Продолжает вестись системная работа по обогащению репертуара детского
коллектива. С новыми произведениями приходят новые музыкальные темы,
образы, сюжеты.
Анализ словесного текста и его содержания. Разбор тонального плана,
ладовой структуры произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения,
фразы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Разнообразие агогических возможностей
исполнения произведений:
пение в строго размеренном темпе;
сопоставление 2-х темпов;
замедление в конце произведения;
замедление и ускорение в середине произведения;
различные виды фермат.
Воспитание навыков дирижерского жеста (Я - дирижер).
3.Концертная деятельность
Концертно-репетиционная программа этого периода несет на себе задачи
на выработку выносливости (работоспособности) хорового коллектива.
К концу 4 года обучения:
тембровая окраска голосов;
легкий, звонкий, певучий звук;
исполнение произведений a cappеlla;
умение интонировать аккорды на слог
Литература и материально-технические средства обучения.
Условия реализации программы:
Для занятий необходимо просторное помещение с необходимым
количеством посадочных мест, музыкальный инструмент – фортепиано.
Необходимо наличие магнитофона, аудиокассет, дисков, микрофона,
фонограмм.
Дидактический материал, используемый на занятиях: художественные
репродукции, портреты композиторов, звуковые записи.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
≪
Хоровое пение
≫
,
включает в себя описание необходимых условий для работы; учебной
литературы; методической литературы.
Учебно-методическая литература.
Основная:
1.
Алмазов Е.И., Орлова Н.Д. О неточной интонации у школьников и путях
ее исправления. Под ред. М.А. Румер. - М.,1960.
2.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д., Сергеев А.А. Начальные приемы развития
детского голоса. – М.,1974.
3.
Богино И.Г. Игры-задачи.- М.,1975.
4.
Ь Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском
голосе. – М.,1972.
Дополнительная:
1.
Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. - М.,1976.
2.
Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса.- Л.,1969.
3.
Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М.,1952.
4.
Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества.
- М.,1975.
Приложение.
Примерные репертуарные списки.
Младший хор
Азерб. н. п.
≪
Весна
≫
обр. А. Долуханяна
Аренский А.
≪
Комар
≫
Бетховен Л.
≪
Весною
≫
Брамс И.
≪
Колыбельная
≫
Вебер К.
≪
Вечерняя песня
≫
Гречанинов А.
≪
Про телѐночка
≫
;
≪
Дон-дон
≫
;
≪
Маки-маковочки
≫
;
≪
Призыв весны
≫
Егорова О.
≪
Горница – узорница
≫
;
≪
Первоклассник
≫
;
≪
Сладкая песенка
≫
Жаров А.
≪
Грузовик
≫
Журбин А.
≪
Дружная песенка
≫
Иорданский М.
≪
Это значит – осень
≫
Кадомцев И.
≪
Весѐлая Песенка
≫
Калинников В.
≪
Весна
≫
;
≪
Тень-тень
≫
;
Крылова Г.
≪
Что зовѐм мы чудесами
≫
Кюи Ц.
≪
Майский день
≫
Лядов А.
≪
Колыбельная
≫
Мендельсон Ф.
≪
Воскресный день
≫
Морозов И.
≪
Про сверчка
≫
Моцарт В.
≪
Цветы
≫
Парцхаладзе М.
≪
Здравствуй, школа!
≫
;
≪
Дождь
≫
;
≪
Весна
≫
;
≪
Наш край
≫
Пахмутова А.
≪
Песня о смешном человечке
≫
Римский Корсаков Н.
≪
Белка
≫
(Хор из оперы
≪
Сказка о царе Салтане
≫
) Р.н.п.
≪
Спи, младенец мой прекрасный
≫
обр. Л. Абелян
Р.н.п.
≪
Повей, повей, ветер
≫
обр. В. Попова
Синявский П.
≪
Родители -крокодители
≫
Чайковский П.
≪
Мой садик
≫
;
≪
Осень
≫
Шуман Р.
≪
Домик у моря
≫
Старший хор:
Р.н.п.
≪
Не летай соловей
≫
обр. В. Попова
Р.н.п.
≪
Блины
≫
запись и обр. Л. Абелян
Р.н.п.
≪
На зелѐном лугу
≫
обр. Л. Абелян
У.н.п.
≪
Козѐл и коза
≫
обр. и перелож. В. Соколова
Лит.н.п.
≪
Птичий ужин
≫
обр. Т. Попатенко
Р.н.п.
≪
Ах вы сени
≫
обр. В.Попова
Бетховен Л.
≪
Походная песня
≫
Бойко Р
≪
Морская песенка
≫
Вебер К.
≪
Про теленочка
≫
Герчик В.
≪
Неразлучные друзья
≫
Гречанинов А.
≪
Про теленочка
≫
Егорова О.
≪
Мамин вальс
≫
Журбин А.
≪
Планета детства
≫
,
≪
Дружная песенка
≫
Калинников В.
≪
Тень-тень
≫
Крылатов Е.
≪
Песенка о колоколах
≫
Кюи Ц.
≪
Восход солнца
≫
Лядов А.
≪
Колыбельная
≫
Моцарт В.
≪
Детские игры
≫
Пахмутова А.
≪
Дарите радость людям
≫
Попатенко Т.
≪
У нас каникулы
≫
Струве Б.
≪
Музыка
≫
Чичков Ю.
≪
Учительница
≫
Чичков Ю.
≪
Радость
≫
Шаинский В.
≪
Зимняя сказка
≫
Список литературы:
1.
Абдуллин
Э.Б.
Теория
и
практика
музыкального
обучения
а
общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
2.
Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы
работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С.
104-113.
3.
Апраксина
О.А.
Методика
музыкального
воспитания
в
школе.
М.:
Просвещение, 1983. 220 с.
4.
Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
5.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
6.
Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
7.
Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное
воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
8.
Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого
к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
9.
Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в
процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.:
Музыка, 1975. С. 17-23.
10.Огороднов
Д.
Е.
Музыкально-певческое
воспитание
детей
в
общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.
11.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:
МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
12.Тевлина
В.
К.
Вокально-хоровая
работа.
//
Музыкальное
воспитание
в
школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.
13.Урбанович
Г.
И.
Певческий
голос
учителя
музыки.
//
Музыкальное
воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33.