"Социально - личностное и нравственно - эстетическое развитие ребенка в процессе знакомства с народной культурой речи
Автор: Стародубцева Нина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок" Населённый пункт: Республика Хакасия город Абакан Наименование материала: статья Тема: "Социально - личностное и нравственно - эстетическое развитие ребенка в процессе знакомства с народной культурой речи Раздел: дошкольное образование
Социально – личностное и нравственно – этическое разви-
тие ребенка дошкольного возраста в процессе знакомства с на-
родной культурой.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человече-
ское: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблю-
дения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок,
он может овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль
взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого
– определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру
состоялась и прошла безболезненно.
Итак, раскрывая данную проблему важно пояснить, что такое социально –
личностное и нравственно – этическое развитие.
В последнее время используется понятие «социально – личностное» (соци-
ально – нравственное) воспитание, которое тесно связано с понятием «социализа-
ция». Социально – личностное (социально – нравственное) воспитание – это актив-
ный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда
происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное со-
знание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
В результате социально – нравственного воспитания происходит нравствен-
ное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика измене-
ний в сфере нравственности человека.
Говоря о нравственно – этическом развитии можно пояснить понятие нрав-
ственно – патриотическое развитие. Нравственно – патриотическое воспитание де-
тей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье,
к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого
зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей
родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а по-
тому и верный способ патриотического воспитания.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, на-
следования традиционной отечественной культуры.
1
Работа по патриотическому воспитанию и нравственно – этическому
развитию должна отвечать ряду задач :
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому,
детскому саду, родной улице, городу;
формирование бережного отношения к родной природе и всему живо-
му;
воспитание уважения к труду людей;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о России, её столице;
знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим
людям, народам, их традициям.
Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников
необходимы:
создание благоприятных материально – технических и социальных
условий;
обновлений содержания образования, отбор наиболее интересного и
доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
последовательная ориентация на культуросообразность образования,
призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на её традиции и
опыт.
Исходя из этого, можно сказать, что в процессе знакомства с народной
культурой также дошкольники получают нравственно – патриотическое воспитание
и нравственно – этическое развитие.
От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вво-
дят ребенка в сказочный мир народной культуры.
Основными формами приобщения детей к культурному наследию:
- предпраздничные посиделки и сами праздники;
- посещение краеведческих музеев;
- оформление в детском саду мини-музея и выставки художника;
- познавательные беседы;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).
Кроме того, решая задачи нравственно – патриотического воспитания в про-
цессе знакомства с народной культурой, каждый педагог должен строить свою ра-
боту в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей
на основе следующих принципов :
2
«позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка это-
го возраста знаний);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет
его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный воз-
расту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных на-
грузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В процессе работы по нравственно – патриотическому воспитанию должны
решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружа-
ющее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное ми искус-
ство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредствен-
но наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хо-
рошо знакомо.
Далее, необходимо еще сказать о том, что традиционная народная культура –
это культуры, созданные народа (этносами) России. Россия – полиэтничная страна,
родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многооб-
разие народных культур. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие
образец отношения к природе, семье, роду, родине.
Все выше перечисленное можно представить в виде:
1)
традиционного народного календаря;
2)
семейной обрядности;
3)
народной памяти (опыт осмысления народом своей истории).
Таким образом, традиционная отечественная культура – это совокупность ре-
зультатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности
развивающих базовое ядро духовных ценностей , выработанных разными народами
России:
- бережное отношение к матери-земле,
- трудолюбие,
- забота о детях, уважение к старшим,
- терпение, милосердие и гостеприимство,
- чувство долга, память о предках,
- преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по за-
кону единства красоты, добра и правды.
Список использованной литературы:
3
1. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками.-
М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
2. Вишневская В.Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей
5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патрио-
тическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.:
АРКТИ, 2004. – 112 с.
3.
Кокуева
Л.В.
Духовно
–
нравственное
воспитание
дошкольников
на
культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
– 144 с.
4. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Па-
триотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». –
М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.
5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. –
М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
6. Нравственное воспитание в детском саду./Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А.
Марковой. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.
7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании до-
школьника: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию
в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
4