Напоминание

"Социально - личностное и нравственно - эстетическое развитие ребенка в процессе знакомства с народной культурой речи


Автор: Стародубцева Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Социально - личностное и нравственно - эстетическое развитие ребенка в процессе знакомства с народной культурой речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Социально – личностное и нравственно – этическое разви-

тие ребенка дошкольного возраста в процессе знакомства с на-

родной культурой.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человече- ское: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблю- дения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Итак, раскрывая данную проблему важно пояснить, что такое социально – личностное и нравственно – этическое развитие. В последнее время используется понятие «социально – личностное» (соци- ально – нравственное) воспитание, которое тесно связано с понятием «социализа- ция». Социально – личностное (социально – нравственное) воспитание – это актив- ный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное со- знание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения. В результате социально – нравственного воспитания происходит нравствен- ное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика измене- ний в сфере нравственности человека. Говоря о нравственно – этическом развитии можно пояснить понятие нрав- ственно – патриотическое развитие. Нравственно – патриотическое воспитание де- тей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а по- тому и верный способ патриотического воспитания. Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, на- следования традиционной отечественной культуры. 1

Работа по патриотическому воспитанию и нравственно – этическому

развитию
должна отвечать ряду
задач
:  воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;  формирование бережного отношения к родной природе и всему живо- му;  воспитание уважения к труду людей;  развитие интереса к русским традициям и промыслам;  формирование элементарных знаний о правах человека;  расширение представлений о России, её столице;  знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;  развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;  формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимы:  создание благоприятных материально – технических и социальных условий;  обновлений содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;  последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;  тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на её традиции и опыт. Исходя из этого, можно сказать, что в процессе знакомства с народной культурой также дошкольники получают нравственно – патриотическое воспитание и нравственно – этическое развитие. От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вво- дят ребенка в сказочный мир народной культуры.
Основными формами приобщения детей к культурному наследию:
- предпраздничные посиделки и сами праздники; - посещение краеведческих музеев; - оформление в детском саду мини-музея и выставки художника; - познавательные беседы; - творческая продуктивная и игровая деятельность детей; - экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка). Кроме того, решая задачи нравственно – патриотического воспитания в про- цессе знакомства с народной культурой, каждый педагог должен строить свою ра- боту в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе
следующих принципов
: 2
 «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка это- го возраста знаний);  непрерывность и преемственность педагогического процесса;  дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;  рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный воз- расту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных на- грузок;  деятельностный подход;  развивающий характер обучения, основанный на детской активности. В процессе работы по нравственно – патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружа- ющее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное ми искус- ство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредствен- но наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хо- рошо знакомо. Далее, необходимо еще сказать о том, что традиционная народная культура – это культуры, созданные народа (этносами) России. Россия – полиэтничная страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многооб- разие народных культур. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Все выше перечисленное можно представить в виде: 1) традиционного народного календаря; 2) семейной обрядности; 3) народной памяти (опыт осмысления народом своей истории). Таким образом, традиционная отечественная культура – это совокупность ре- зультатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих
базовое ядро духовных ценностей
, выработанных разными народами России: - бережное отношение к матери-земле, - трудолюбие, - забота о детях, уважение к старшим, - терпение, милосердие и гостеприимство, - чувство долга, память о предках, - преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по за- кону единства красоты, добра и правды.
Список использованной литературы:
3
1. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. 2. Вишневская В.Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патрио- тическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004. – 112 с. 3. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с. 4. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Па- триотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с. 5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с. 6. Нравственное воспитание в детском саду./Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с. 7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании до- школьника: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с. 8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. 4


В раздел образования