Автор: Чемерыс Екатерина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по теме "Бактерии"
Раздел: полное образование
СТРУКТУРА УРОКА
1.
Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы
учащихся; формирование коммуникативных умений.
Деятельность учителя
1.
Задает вопросы:
- Какое царство живых организмов мы изучаем?
- Вспомним особенности строения бактерий (по СЛАЙДУ у доски)
- Какие виды бактерий по форме бывают?
- К каким организмам по типу питания они относятся?
- Как размножаются бактерии?
2.
Я хочу вам показать яблоки, которые хранились вместе, как вы думаете,
что произошло со вторым яблоком?
Связано ли гнилое яблоко как-то с темой нашего урока?
Что вы хотите узнать? С чем мы ещё не познакомились?
Деятельность
учащихся
Вспоминают царства
живой природы,
особенности строения
клетки, прокариоты,
называют бактерии по
типу питания –
автотрофы и
гетеротрофы
Говорят, что яблоки
сгнили. Можем мы
назвать причину? Ведь
одно яблоко
сохранилось?
2 . Создание проблемной ситуации.
Цель: вызвать у учащихся интеллектуальное затруднение.
Деятельность учителя
3.
Я хочу вам показать яблоки, которые хранились вместе, как вы думаете, что
произошло с яблоком? (настоящие яблоки показать) Как это связано с
темой нашего урока.
Связано ли гнилое яблоко как-то с темой нашего урока?
1.
Что вы хотите узнать? С чем мы ещё не познакомились?
СЛАЙД(презентация)
2.
Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.
- Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном
яблоке. Так ли это? Какие меры помогут полностью избавиться от
бактерий?
Деятельность
учащихся
отмечают, что
яблоко на правом
рисунке подвержено
гниению;
предполагают, что
это результат
деятельности
бактерий,
высказывают
мнение о роли
бактерий –
Предполагают, что
не знают какие
бактерии бывают,
какие меры защиты
от бактерий
существуют, какое
значение бактерии
имеют
3. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.
Деятельность учителя
1.
Итак, какие задачи мы сегодня должны решить?(на доске
открываем половину доски)
- Узнать, какие виды бактерий существуют?
- Какое значение бактерии имеют в природе и для человека?
- Познакомиться с мерами борьбы с бактериями.
2.
Чтобы решить эти задачи мы сегодня будем работать
самостоятельно с текстом, составлять вопросы, отвечать на
вопросы.
3.
Еще раз смотрим на задачи нашего урока!!!
Деятельность учащихся
Работа по инструкции учителя
4 . «Открытие нового знания»
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал,
формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою
точку зрения.
Деятельность учителя
1.
Перед текстом дан алгоритм работы. Работаем
по данному алгортму:
Внимательно прочитай текст.
Подчеркните карандашом виды бактерий, о
которых вы узнали.
Составьте в паре с соседом вопрос для класса.
2.
С какими бактериями связаны следующие слайды?
(СЛАЙДЫ презентации – клубеньковые бактерии,
кисломолочные)
- Какие наиболее опасные для нас?
3.
Сейчас посмотрим видеофильм, ваша задача –
какие болезни вызывают бактерии и как себя
защитить (на доске!)
Давайте весь материал представим в виде схемы
(ИНТЕРАКТИВ)
БАКТЕРИИ
Виды Значение Меры борьбы
1. + _
2.
3.
4.
Вернемся к вопросу о яблоке – какие же
бактерии поселились?
Деятельность учащихся
Разворачивают листочки на столах с
текстом..
Самостоятельная работа с текстом.
Задают вопросы в классе
Рассматиривают слайды и называют группу
бактерий
Смотрят видеофильм
5 Применение нового знания
Цель: применить знания в новой ситуации
1.
Работа в группах (по одному вопросу)
Деятельность учащихся
1 группа: Летом Максим отдыхал у бабушки в деревне. В
погожий день он насобирал много малины и грибов.
Посоветуйте Максиму как сохранить эти продукты.
2 группа:
?В 14 веке в теплых странах Европы от чумы погибла
половина населения – 30 млн. человек. Как впоследствии
оказалось, бактерий, вызывающие чуму, преносили блохи,
жившие на грызунах (мыши, крысы). До России чума дошла до
некоторых городов, но были единичные случаи смерти. Как вы
думаете, что спасло Россию от чумы?
3 группа: Ты стал свидетелем того, как старшеклассник не
меняет обувь и спорит с дежурными, что на улице грязи нет и
обувь у него чистая. Докажи, что он не прав.
4 группа: Перед вами мыло сейфгард с антибактериальным
эффектом. Чем по действию оно отличается от обычного мыла?
Прогнозирование – мы знаем, что бактерии очень малы, их
не видно, а может быть они вообще уже исчезли с лица
Земли? Как мы узнаем, что бактерии существуют –
спрогнозируйте модель Земли без бактерий.
Подведем итоги:
- обратимся к задачам, которые мы сегодня перед собой
поставили
- Все ли задачи выполнили
Обсуждают и выполняют задание в
группах
6.
Рефлексия
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
1.
Оцените свою работу – по рефлексивной мишени(чем
ближе к центру, тем активнее работа)
Учитель чертит схему (ИНТЕРАКТИВ)
Определяют
степень
соответствия
поставленной
цели
и
результатов
деятельности: называют тему и задачи
урока,
отмечают
наиболее
трудные
и
наиболее
понравившиеся
эпизоды
урока,
высказывают
о ц е н оч н ы е
суждения. Определяют степень своего
продвижения к цели.
7.
Домашнее задание – будет практическая работа «Ревизорро» - принести белые салфетки
Читать п.10, дополните схему в тетради