Автор: Вальцева Галина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8
Населённый пункт: МО г.о.Реутов
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: «Русские музыкальные народные инструменты – балалайка»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида № 8 «Планета детства»
Управление образования Администрации г.о. Реутов, Московской области.
143969 М. О., г. о. Реутов, ул. Октября, д. 40 тел. 8(496) 661-48-16 t-mail: madou8
pd@mail.
ru
Конспект ООД по теме: «Русские музыкальные народные инструменты –
балалайка»
Подготовила воспитатель старшей группы
Вальцева Галина Игоревна
«Русские народные музыкальные инструменты – балалайка»
Цель:
познакомить
детей
со
струнным
русским
народным
инструментом – балалайка.
Задачи:
1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом
балалайка: с особенностями, строением, звучанием.
2. Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение,
высказываться о характере музыки;
3. Приобщать детей к народной музыке;
4.Воспитывать интерес к произведениям русского фольклора;
5. Формировать доброе отношение друг к другу;
6. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать
кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).
Предварительная работа:
1.
Беседа об инструментах, их видах и назначении.
2.
Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
3.
Прослушивание звучания музыкальных инструментов на НОД по
музыке.
Раздаточный материал:
- Заготовка формы балалайка на картоне (на каждого ребёнка)
-Гуашь, цветные карандаши, восковые мелки.
-Кисть №3,7.
Организационный
момент:
Звучит
русская
народная
музыка.
Воспитатель
просит
повторить
в
той
же
последовательности
русские
народные инструменты, которые он назовёт. И сегодня к нам в гости пришел
еще один очень интересный музыкальный инструмент, а какой, я думаю, вы
сами мне скажете, если отгадаете загадку!
Ой, звенит она. Звенит,
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай–ка!
Это наша… (балалайка)
Ход непосредственно образовательной деятельности:
В:
Правильно!
Это
русский
народный
музыкальный
инструмент
–
Балалайка! (Достает балалайку) Марианна, что это за инструмент? Матвей,
балалайка – какой инструмент? (Русский народный музыкальный).
В:
Давайте
его
рассмотрим.
(Дает
детям
потрогать,
рассмотреть
поближе)
В: Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана
балалайка? (из дерева). Значит она какая? (деревянная)
В: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у
балалайки
называется
корпус.
А
на
какую
фигуру
похож
корпус?
(на
треугольник).
Значит
корпус
какой?
(треугольный).
Изготавливают
ее
из
дерева,
чаще
всего
из
ели,
без
единого
гвоздя,
а
детали
соединяют
специальным клеем.
(показ картинки «изготовление балалайки» - приложение 1)
Что еще мы видим у балалайки? Струны! Сколько струн у балалайки?
Мы еще раз потрогаем струны. И теперь скажем из чего они сделаны? (одна
из железа, а две из пластмассы). А как вы думаете, для чего нужны струны?
(когда
ударяешь
по
струнам,
появляется
звук).
Балалайка
-
струнный
инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
А посмотрите, на что похожа эта часть балалайки? (ответы детей). Она
называется гриф! Он похож на линейку, тем, что как и у неё у грифа есть
деления? Они называются лады! Для чего они нужны? Как вы думаете?
(ответы детей) Когда нажимаешь на лад, звук изменяется.
Балалайка, балалайка
Веселее заиграй-ка!
Физкультминутка:
«Балалайка». (выполнение движений в соответствии с текстом)
Балалайка, балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места, чтобы начать работу.
Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель обращает внимание
детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы с вами нарисуем балалайку.
Прежде чем дети приступят к выполнению задания, воспитатель проводит
упражнения для мелкой моторики рук и напоминает правила работы с
гуашевыми краскми.
Пальчиковая гимнастика
Цынцы-брынцы, балалайка, (сжимаем и резко разжимаем пальцы, как
будто брызгая)
Цынцы-брынцы, заиграй-ка. (шевелим пальчиками).
Цынцы-брынцы, не хочу. (поворачиваем руки в запястьях).
Цынцы-брынцы, спать хочу! (изображаем спящего).
Цынцы-брынцы, куда едешь? (показываем домик)
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток. (стучим кулаком об кулак).
Дети с воспитателем приступают к раскрашиванию балалайки. Дети
рисуют под музыкальное сопровождение – запись концерта балалаечников).
После окончания работы воспитатель включает аудио-проигрыватель.
Звучит весёлый проигрыш.
В: Как сейчас звучала балалайка?
Звучит грустный проигрыш.
В: А сейчас как звучала балалайка?
В: Мы с вами рассмотрели балалайку, рассказали, что она сделана из
дерева, из чего она состоит, послушали, как она звучит. А теперь я вам
предлагаю поиграть!
Игра «Угадай инструмент». (Воспитатель включает на аудио-проигрывателе
разные музыкальные инструменты).
Подведение итогов занятия.
- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
- Какие мелодии, исполненные на балалайке, слушали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Я предлагаю вам дома придумать историю о том, как подружились русские
народные
инструменты,
например,
балалайка
с
баяном,
или
о
том,
как
поспорили балалайка и гитара- кто из них нужнее в современное время. Или
нарисовать балалайку не обычную, а например- в сарафане.