Напоминание

«Русские музыкальные народные инструменты – балалайка»


Автор: Вальцева Галина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8
Населённый пункт: МО г.о.Реутов
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: «Русские музыкальные народные инструменты – балалайка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида № 8 «Планета детства»

Управление образования Администрации г.о. Реутов, Московской области.

143969 М. О., г. о. Реутов, ул. Октября, д. 40 тел. 8(496) 661-48-16 t-mail: madou8

pd@mail.

ru

Конспект ООД по теме: «Русские музыкальные народные инструменты –

балалайка»

Подготовила воспитатель старшей группы

Вальцева Галина Игоревна

«Русские народные музыкальные инструменты – балалайка»

Цель:

познакомить

детей

со

струнным

русским

народным

инструментом – балалайка.

Задачи:

1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом

балалайка: с особенностями, строением, звучанием.

2. Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение,

высказываться о характере музыки;

3. Приобщать детей к народной музыке;

4.Воспитывать интерес к произведениям русского фольклора;

5. Формировать доброе отношение друг к другу;

6. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать

кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).

Предварительная работа:

1.

Беседа об инструментах, их видах и назначении.

2.

Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.

3.

Прослушивание звучания музыкальных инструментов на НОД по

музыке.

Раздаточный материал:

- Заготовка формы балалайка на картоне (на каждого ребёнка)

-Гуашь, цветные карандаши, восковые мелки.

-Кисть №3,7.

Организационный

момент:

Звучит

русская

народная

музыка.

Воспитатель

просит

повторить

в

той

же

последовательности

русские

народные инструменты, которые он назовёт. И сегодня к нам в гости пришел

еще один очень интересный музыкальный инструмент, а какой, я думаю, вы

сами мне скажете, если отгадаете загадку!

Ой, звенит она. Звенит,

Всех игрою веселит!

А всего – то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай–ка!

Это наша… (балалайка)

Ход непосредственно образовательной деятельности:

В:

Правильно!

Это

русский

народный

музыкальный

инструмент

Балалайка! (Достает балалайку) Марианна, что это за инструмент? Матвей,

балалайка – какой инструмент? (Русский народный музыкальный).

В:

Давайте

его

рассмотрим.

(Дает

детям

потрогать,

рассмотреть

поближе)

В: Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана

балалайка? (из дерева). Значит она какая? (деревянная)

В: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у

балалайки

называется

корпус.

А

на

какую

фигуру

похож

корпус?

(на

треугольник).

Значит

корпус

какой?

(треугольный).

Изготавливают

ее

из

дерева,

чаще

всего

из

ели,

без

единого

гвоздя,

а

детали

соединяют

специальным клеем.

(показ картинки «изготовление балалайки» - приложение 1)

Что еще мы видим у балалайки? Струны! Сколько струн у балалайки?

Мы еще раз потрогаем струны. И теперь скажем из чего они сделаны? (одна

из железа, а две из пластмассы). А как вы думаете, для чего нужны струны?

(когда

ударяешь

по

струнам,

появляется

звук).

Балалайка

-

струнный

инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.

А посмотрите, на что похожа эта часть балалайки? (ответы детей). Она

называется гриф! Он похож на линейку, тем, что как и у неё у грифа есть

деления? Они называются лады! Для чего они нужны? Как вы думаете?

(ответы детей) Когда нажимаешь на лад, звук изменяется.

Балалайка, балалайка

Веселее заиграй-ка!

Физкультминутка:

«Балалайка». (выполнение движений в соответствии с текстом)

Балалайка, балалайка,

Побренчи-ка, поиграй-ка!

Барабань-ка, барабан!

Разверни бока баян!

К небу поднимаем трубы,

Громко, громко дуем в трубы.

В бубен бьем, бренчим, дудим,

Барабаним и трубим!

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места, чтобы начать работу.

Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель обращает внимание

детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы с вами нарисуем балалайку.

Прежде чем дети приступят к выполнению задания, воспитатель проводит

упражнения для мелкой моторики рук и напоминает правила работы с

гуашевыми краскми.

Пальчиковая гимнастика

Цынцы-брынцы, балалайка, (сжимаем и резко разжимаем пальцы, как

будто брызгая)

Цынцы-брынцы, заиграй-ка. (шевелим пальчиками).

Цынцы-брынцы, не хочу. (поворачиваем руки в запястьях).

Цынцы-брынцы, спать хочу! (изображаем спящего).

Цынцы-брынцы, куда едешь? (показываем домик)

Цынцы-брынцы, в городок.

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Цынцы-брынцы, молоток. (стучим кулаком об кулак).

Дети с воспитателем приступают к раскрашиванию балалайки. Дети

рисуют под музыкальное сопровождение – запись концерта балалаечников).

После окончания работы воспитатель включает аудио-проигрыватель.

Звучит весёлый проигрыш.

В: Как сейчас звучала балалайка?

Звучит грустный проигрыш.

В: А сейчас как звучала балалайка?

В: Мы с вами рассмотрели балалайку, рассказали, что она сделана из

дерева, из чего она состоит, послушали, как она звучит. А теперь я вам

предлагаю поиграть!

Игра «Угадай инструмент». (Воспитатель включает на аудио-проигрывателе

разные музыкальные инструменты).

Подведение итогов занятия.

- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?

- Какие мелодии, исполненные на балалайке, слушали?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Я предлагаю вам дома придумать историю о том, как подружились русские

народные

инструменты,

например,

балалайка

с

баяном,

или

о

том,

как

поспорили балалайка и гитара- кто из них нужнее в современное время. Или

нарисовать балалайку не обычную, а например- в сарафане.



В раздел образования