Напоминание

Организация групповой работы на уроке немецкого языка (технология работы с речевыми группами)


Автор: Дубина Алла Николаевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ Жуковская СОШ
Населённый пункт: село Жуково Алексеевский городской округ Белгородская область
Наименование материала: статьяОрганизация групповой работы на уроке немецкого языка (технология работы с речевыми группами)
Тема: Организация групповой работы на уроке немецкого языка (технология работы с речевыми группами)
Раздел: среднее образование





Назад




Организация групповой работы на уроке немецкого языка

(технология работы с речевыми группами)

Дубина А.Н.

Учитель немецкого языка

« МБОУ Жуковская СОШ»

Иностранный язык становится одним их важнейших школьных

предметов, поэтому процесс модернизации системы обучения иностранным

языкам на этапе

перехода на ФГОС становится актуальным. Необходим

поиск

новых

методов

и

приемов

обучения.

Сделать

процесс

обучения

иностранным языкам более эффективным помогают интерактивные методы,

в частности групповая форма работы.

Групповая форма общения является для уроков иностранного языка

настоятельной

необходимостью,

поскольку

этот

метод

предполагает

обучение общению через общение. Групповая форма организации учебного

труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность

к

общению,

обеспечивает

условия

для

развития

умения

говорить,

обеспечивает

обмен

знаниями

между

учащимися,

способствует

росту

мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, учит лучше

понимать друг друга, т. е способствует процессу образования коллектива,

повышает статус популярности

и деловой статус ученика в коллективе,

делает более плодотворной деятельность учителя, меняет его роль, - вместо

принуждения

к

учению

главной

задачей

учителя

становится

оказание

содействия, учит объективно оценивать не только других, но и самих себя,

обеспечивает

более

быструю

помощь,

чем

при

коллективной

работе,

разнообразит урок, способствует эффективности обучения учащихся.

Чтобы

создать

благоприятные

условия

для

осуществления

данного

вида

работы, нужно прежде всего научиться организовывать иноязычное общение

учащихся на уроке.

Что такое группа? Е.И. Пассов дает следующее толкование понятию

«группа»: это – определенное количество учащихся – 3, 4 или 5 человек –

временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях

выполнения учебного задания и имеющих общую цель, функциональную

структуру [1, 492].

Технология работы с речевыми группами

Данный вид работы состоит из следующих действий учителя:

1)организация РГ; 2) распределение заданий; 3) инструкция учеников

(консультантов); 4) контроль за работой; 5) оценка результатов работы; 6)

завершение работы.

Организация речевых групп

Какой

должна

быть

группа

по

количественному

и

качественному

составу?Оптимальный состав группы – 5 человек. Малая группа

имеет

слабые возможности для социализации учащихся. Слишком большая группа

плохо поддается управлению и в процессе работы распадается на подгруппы.

Естественно в зависимости от характера заданий состав групп (3-5 человек)

может меняться. [2, 53].

После того как учитель установил количественный состав групп, ему

необходимо организовать РГ.

По каким же критериям это можно сделать? Вот эти критерии:

а) уровень обученности, б) учебные интересы, в) внеучебные интересы, г)

внеучебные

занятия,

д)

личный

опыт,

е)

коммуникабельность,

ж)

число

выборов (количество учащихся, желающих общаться с данным учеником), З)

умение

выполнять

соответствующее

задание,

и)

работоспособность,

к)

уровень эмоциональности.

Например, чтобы установить количество учащихся, желающих

общаться с данным учеником, можно предложить ученикам ответить на 2

вопроса: « С кем ты хотел бы заниматься в 1,2,3 –ю очередь?», «С кем ты не

хотел бы заниматься?» [2,54-57]. Эти данные учитель может получить путем

анкетирования учащихся. Учитывая данные анкетирования, учитель создает

группы. Для создания групп можно предложить и другие способы:

пожалуйста, огляните класс и найдите себе партнера, с кем бы вам

хотелось работать в течение следующих десяти минут;

выберите того, с кем вы еще не работали вместе;

выберите того, кто родился в том же месяце, что и вы;

примерно того же роста, как и вы;

выкиньте пальцы на одной руке и теперь найдите четырех человек,

показывающие такое же количество, что и вы и др.

Однако

обучение,

основанное

на

групповом

общении,

часто

вызывает

трудности организационного и психологического характера. [3,128].

Распределение заданий

Когда

группы

созданы,

можно

распределить

задания

по

группам.

Например, В 6 классе учащиеся изучают тему «Школа». Предлагаю ребятам

обсудить

следующие

вопросы

в

группах,:какие

предметы

будут

изучать

ученики в будущем, чем будут заниматься ученики после уроков, какое будет

школьное здание, какое расписание уроков будет в будущем, начертите план

школы, обсудите его в группе и будьте готовы познакомить с ним остальных

учащихся и т.д. Здесь же

помещаю словарь дополнительных лексических

единиц.

По окончании работы, учащиеся групп представляют свои отчеты в виде

творческих заданий, презентаций, схем и рисунков.

При построении уроков немецкого языка стараюсь

создавать

проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию,

предлагаю найти

выход из нее, используя метод «мозгового штурма». При этом даю задания,

обогащающие

личный

опыт

учащихся.

Например,

проблема

«Вреден

ли

компьютер для здоровья человека?»(9 класс). Решение проблемы происходит

в группах. Учащимся дается время для предложения идей и для анализа

наилучших

вариантов.

Дети

после

обсуждений

обычно

приходят

к

правильным выводам.

Другой пример. При изучении темы “ Карманные деньги»(9 класс)

тоже использую «мозговой штурм», учащиеся должны сказать, куда можно

потратить

карманные

деньги.

Класс

делиться

на

2

группы.

Идей

и

предложений бывает много: сладости, напитки, компьютерные диски, одежду,

сигареты, книги. Учащиеся выбирает наиболее разумные варианты идей.

В 8 классе

учащиеся знакомятся с темой «Система образования в

Германии». Изучив тему, предлагаю создать проект «Русские школы - какие

они?». Цель работы - рассказать немецким друзьям о системе образования в

России и сравнить ее с немецкой, сообщить о типах школ, отразить жизнь

учащихся в школе на уроках и вне занятий. Ребятам предлагаю:

-снять видеофильм о нашей школе;

- подготовить реферат о системе образования в России;

-сделать фотоальбом о школе, о школьной жизни;

-написать письмо немецким друзьям о нашей школе;

- создать презентацию, используя программу Power Point.

На итоговом занятии, на презентации, ученики показывают результаты своей

работы.

Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении

немецкогоязыка:

круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);

экспертные

группы

(обсуждение

в

микрогруппах,

затем

выражение

суждений от группы);

форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);

симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений,

сообщений по данной проблеме);

дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство –

опровержение).

В 10 классе учащиеся изучают тему «Музыка». Решила закончить

изучение материала в нетрадиционной форме. Темой для обсуждения стала

проблема «Можно ли жить без музыки?». Цель урока: развитие способностей

к групповому и коллективному общению.

Формат

дебатов

предусматривает:

участие

двух

команд,

состоящих

из

нескольких человек. Одна команда утверждает тезис (тему дебатов), другая

опровергает

его.

Дебаты

судит

судейская

коллегия,

состоящая

из

3–5

человек. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают

решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они

определяют,

чьи

аргументы,

и

способ

доказательства

были

наиболее

убедительными. Урок прошел интересно и произвел прекрасное впечатление

на учащихся. Девизом урока стал призыв: «Учимся сотрудничать!».

Во время работы над текстом целесообразно использование метода

ажурной ножовки или пилы, который применяется при большом объеме

материала. Например, три текста – три группы. [4,18-19].

В 8 классе учащиеся читают текст о системе образования в Германии.

Им необходимо извлечь информацию из теста и познакомиться с типами

школ в Германии.

1 стадия – происходит деление на группы.1 группа знакомится с

основной школой, 2 – с реальны училищем, 3 – с гимназией.

2 стадия – эксперты группы А работают над текстом об основной

школе, группы В – с реальным училищем, группы С - с гимназией.

Каждая

группа

подробно

работает

над

текстом,

а

затем

все

возвращаются в свою домашнюю группу.

В

группах

эксперты

обмениваются

информацией

по

всем

трем

текстам. Контроль знаний – проверяется каждый ученик по любому тексту,

независимо от того, над каким текстом он работал.

Инструктаж учеников (консультантов)

После распределения заданий учитель проводит инструктаж о

последовательности

работы

группы.

Инструкция

дается

группе

или

ее

консультанту (лидеру), который будет вести обсуждение в группе.

Контроль за работой

Получив инструкцию, учащиеся приступают к работе, а учитель следит

за ходом выполнения заданий. С учителем при групповой работе постоянного

прямого контакта нет. Учитель помогает тем учащимся, кто нуждается в его

помощи.

Он

отвечает

на

вопросы,

регулирует

споры,

выступает

в

роли

арбитра.

Оценка результатов работы

Когда задания выполнены, учитель оценивает «представителя» и

согласовывает оценку с членами группы. Каждая группа выставляет своего

представителя, и он знакомит класс с результатами работы своей группы.

Группа может ему помогать.

Завершение работы

Если

необходимо,

организуется

общая

краткая

дискуссия

или

подведение

итогов,

где

учитель

(или

ученики)

дополняют

сказанное,

высказывают свое отношение и т.п.

Групповая

работа

целесообразна

там,

где

требуется

коллективный

разум,

взаимопомощь,

творчество.

[5,

11].К

тому

же

учитель,

который

переходит

от

группы

к

группе,

может

больше

помочь

учащимся

в

лингвистическом плане, чем в традиционном обращении к классу и учащимся

с учительского места.

Литература

1. Пассов,

Е.И.

Урок

иностранного

языка:

настольная

книга

преподавателя иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов

н/Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс, – С.640

2.Лагунова, Т.В. О распределении учащихся при работе в группах//

Педагогические технологии. – 2004.-№4.- С.53-57

3.Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие

образовательной технологии/ – М.: НИИ школьных технологий, – С.128.

4. Веретенникова, Н.В.Формирование социокультурной компетенции

учащихся на уроках английского языка.// Сборник «Учитель - учителю» (из

опыта работы учителей иностранных языков Белгородской области).- 2006. -

№1.- С.18-19.

5.Куклина, С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе

формирования навыков иноязычного общения.// ИЯШ.-1998.-№5.-С.11



В раздел образования