Автор: Бывальцева Анастасия Валерьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №143"
Населённый пункт: г.Нижний–Новгород
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: Развитие связной речи старших дошкольников через использование мнемотаблиц
Раздел: дошкольное образование
Введение
Развитие речи современного человека является одной из актуальных проблем на современном
этапе развития общества. К сожалению, сегодня по данным учителей начальных классов, дети
поступают в первый класс с довольно низким уровнем развития именно связной речи. Да, они
умеют читать и писать, но пересказывать произведение, составлять рассказы из личного опыта им
бывает довольно трудно. Поэтому, сегодня мы рассматриваем развитие связной речи, как одну из
актуальных проблем современного дошкольного образования. Ведь способность членораздельно
и связно выражать свои мысли является одним из значительных проявления развития личности
человека. Кроме того, речь является мощнейшим орудием умственного развития человека. Что же
такое связная речь? Связная речь – это развёрнутое, законченное по смыслу, композиционно и
грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из
нескольких логически связанных предложений. Важным условием полноценного развития
ребенка является развитие его речи. Непосредственно обучение разговорной речи у младших
дошкольников и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи
в старшем дошкольном возрасте.
Первые высказывания детей 2-3 лет никакого отношения к связной речи не имеют, поскольку и
речь состоит из 2-3 фраз и является ничем иным, как связным изложением. Уже к 4 -5 годам
высказывания детей становятся все более осмысленными, развернутыми и последовательными.
Именно этот возраст является возрастом активного словотворчества. И лишь к старшему
дошкольному возрасту ребенок при правильно организованной работе педагога может составить
описательный расах по картине, из личного опыта, об игрушке довольно последовательно и
связно. В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста следует особое
внимание уделять взаимосвязи языка и мышления. Ведь в речи выражается мысль человека. Свои
первые впечатления и представления об окружающей жизни ребенок черпает при помощи
анализаторов и своего сенсорного опыта. Слова являются уже вторыми оригиналами
действительности. Об этом говорила Е.И.Тихеева. Язык развивается наглядным путем. Вне
конкретного мира не может развиваться язык. Поэтому мы и обратились к роли и использованию
наглядности в развитии связной речи ребенка старшего дошкольного возраста.
Следует сказать, что в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами
монологической и диалогической речи. Большая роль в этой работе с детьми старшего
дошкольного возраста отводится мнемотехнике. Мнемотаблицы позволяют детям, опираясь на
схематическую наглядность, составить рассказ, связать в единое целое части.
Наша гипотеза исследования - связная речь детей старшего дошкольного возраста будет
развиваться более эффективно при использовании приемов мнемотехники, которые будут
способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям по обучению
рассказыванию. Исходя из гипотезы исследования, мы поставили перед собой следующие задачи
исследования:
1.
Изучить литературу по теме использования мнемотаблиц в развитии связной речи детей
старшей группы.
2.
Обобщить педагогический опыт развития связной речи посредством мнемотаблиц.
3.
Подобрать методы педагогической диагностики развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста.
4.
Выявить особенности развития речи детей старшей группы.
5.
Разработать тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста на 4
месяца по использованию мнемотехники в организованной образовательной деятельности и в
совместной деятельности ребенка и взрослого.
6.
Разработать план взаимодействия с семьями воспитанников на 4 месяца по развитию
связной речи через использование мнемотаблиц и мнемодорожек.
Объект исследования: методика развития связной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование мнемотаблиц и мнемодорожек при обучении детей
старшего дошкольного возраста связной речи.
Цель исследования: изучить эффективность использования метода мнемотехники в обучении
связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
1.1
Связная речь и ее значение для развития детей дошкольного возраста.
Связная речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека. Под связной
речью понимается не только сам процесс говорения, но и результат деятельности (рассказ,
описание, которое фиксируется памятью или письмом). Как пишет О.С.Ушакова «Язык и речь-это
своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития –
развитие мышления, воображения, памяти, эмоций.
«Непосредственно в раннем детстве, -писал Песталоцци,- вовсе не следует резонерствовать с
детьми, а надо ограничиться следующими средствами для умственного развития: 1) как можно
больше расширять круг их наблюдений; 2) прочно и систематически укреплять в них
представления, добытые при наблюдении; 3) давать им обширное знакомство с языком,
необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство
посредством наблюдения». Великий педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является
основой умственного развития.
Сегодня в век компьютерной грамотности, но вместе с тем, в век разобщенности людей,
правильное и современное овладение речью – одно из основных условий полноценного
психического развития человека, одно из самых основных направлений работы дошкольной
образовательной организации. Не случайно в Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» - это отдельная образовательная
область. Процесс развития речи довольно сложный и непростой, поэтому так важно, чтобы
дошкольники как можно раньше научились говорить правильно и красиво. (27,с.6). Именно слово
закрепляет представления детей, полученные из окружающей жизни, закрепляет их и делает
наиболее прочными.
С.Л.Рубинштейн считал, что связность речи это «адекватность речевого оформления мысли
говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Таким
образом, главной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. (40,
с.56). Связная речь состоит из законченных смысловых отрезков, которые объединены между
собой единой темой. Смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает общение двух
людей и взаимопонимание и является связной речью, которая может быть как монологической,
так и диалогической. Монологическая речь обращена к самому себе, а диалогическая речь
направлена на собеседника. Именно в монологе и диалоге и развивается коммуникативная
сторона деятельности общения. Диалог и монолог имеют свои особенности. Овладение
диалогом происходит в дошкольном детстве. Диалог более доступен для овладения, чем
монолог. Диалог-это первичная естественная форма языкового общения. Монолог строится по
законам литературного языка, а диалог - это в основном разговорная речь, которая более
доступна для ребенка и имеет свои языковые особенности. В развитии связной речи самое
главное научить ребенка содержательно и логично строить речевые высказывания.
Все теоретические исследователи связной речи обращаются к ее определению, которое дал ей
С.Л.Рубинштейн. Связной речью, по определению С.Л.Рубинштейна, называется такая речь,
которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. Сложные
предложения – это уже заключительный этап развития связной речи, а в начале овладения ею
ребенок следует от части к целому, от одного слова к соединению двух и трех слов, далее- к
простой фразе и только потом уже к сложным предложениям. Так считает Л.С. Выготский.
Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту окружающую его
действительность. (14,с.39). Во многих исследованиях раскрываются закономерности развития
связной речи. К примеру, А.М. Леушина считала, что интеллектуальное развитие и развитие
связной речи - два тесно взаимосвязанных между собой психических процесса. От того как
ребенок овладел ситуативной и контекстной речью будет зависеть уровень его интеллектуального
развития. От того как ребенок общается с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками)
зависит изменение функций связной речи. И здесь особое значение придается условиям, в
которых происходит общение, содержанию и формам общения с окружающими.
Каковы же факторы развития связной речи дошкольника? Изучению этого вопроса посвящены
труды таких ученых и педагогов, как Э.П. Коротковой Е.А. Флериной, Н.М. Крыловой ,Е.И.
Радиной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой. Они считали, что связная речь является не
только средством контроля за получением новых знаний, но и самим средством получения
знаний, а также играет важную роль в процессе обучения и воспитания дошкольника. Также
связная речь – это самостоятельный вид речемыслительной деятельности. Как и всякая
деятельность речемыслительная деятельность имеет определенную структуру: мотив, цель,
процесс и способы деятельности и результат.
Современные исследователи отмечают, что для успешного обучения в школе необходим уровень
развития связной речи довольно высокий, а достигается такой уровень развития только путем
применения педагогом специальных методов и приемов обучения навыкам связной речи. И в
этом отношении очень важно развитие монологической речи, которая сама по себе гораздо
сложнее как деятельность, чем диалогическая речь. И развитие ее зависит от того как ребенок
овладевает грамматическим строем речи и словообразованием. Здесь важна роль педагога,
поскольку все ошибки в словообразовании, которые делает ребенок нужно исправлять педагогу и
фиксировать внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке. ( 47 с.8).
Таким образом, реализация образовательной области «Речевое развитие» в практике работы
дошкольной образовательной организации, одно сложнейших направлений в развитии детей
старшего дошкольного возраста и т которого зависит дальнейшее успешное обучение ребенка в
школе.
1.2. Исследования развития связной речи в теории и практике дошкольного образования
Связная речь определяет уровень речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста, а
также и некоторые стороны умственного развития. Она является высшей формой
речемыслительной деятельности. Исследования педагогов А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Э.П.
Коротковой, Н.Ф.Виноградовой, Л.В. Ворошниной, , Н.А.Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г.
Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г.Шадриной доказали, что коммуникативная функция
деятельности общения реализуется именно в связной речи. А владение связной монологической
речью – одна из основных задач речевого развития старших дошкольников. «Ее успешное
решение зависит таких условий, как создание речевой среды, социального окружения, семейного
благополучия, индивидуальных личностных особенностей ребенка». (49,с.4). Эти исследователи
утверждают, что «главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески
освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях,
овладел основными коммуникативными способностями» (49, с.4). Авторы определили основные
методические принципы развития связной речи старших дошкольников, рассмотрели
специфические условия, необходимые для овладения связной речью детьми. Поскольку связная
речь всегда имеет собственное предметное наполнение и играет огромную роль в социализации
дошкольника, то основной задачей в развитии связной речи является развитие умений детей
содержательно, логично и последовательно строить высказывания. А.А.Леонтьев говорит о том,
что связная речь – это связанные друг с другом мысли, которые выражены словами и
представлены в предложении, а не только обычная последовательность слов и предложений (34
с.63). Он говорит, что «высказывание» - это коммуникативная единица. Причем «высказыванием»
может быть целый текст, а может быть и одно предложение, главное, чтобы оно было
законченным и по содержанию, и по интонации и имело свою грамматическую структуру.
Доктор психологических наук И.А. Зимняя говори о том, что чем логичнее по смыслу будет
высказывание, тем более оно будет последовательным и будет обладать таким качеством, как
«связанность». Именно в предметно-смысловой организации высказывания находят свое
адекватное отражение предметы, отношения и связи между ними. Чем правильнее ребенок
усвоит логико - смысловую организацию высказывания, тем более четно и спланировано он
сможет изложить свои мысли. Поскольку в речевом высказывании отражаются предметные
отношения, то в речевой деятельности человек всегда старается следовать этой логике
предметных отношений. И первые смысловые связи высказывания появляются у детей тогда,
когда они выражают в речи именно эти отношения между отдельными понятиями. Основным
типом межпонятийной связи специалисты признают предикативную смысловую связь (26 с.70)
.Она формируется ранее других в онтогенетическом периоде.
Д.Б.Эльконин в своих работах указывает на то, что деятельность ребенка по овладению языком и
речью часто находит свое отражение в самостоятельной работе ребенка по словообразованию.
Надо сказать, что количество попыток словообразования стремительно возрастает в возрасте от
двух до 4,5 лет. Именно в том возрасте так ярко проявляется словотворчество, в котором ребенок
«играя» приставками и суффиксами создает совершенно новые слова, хотя о таких понятиях как
«приставка» или «суффикс» он, конечно же, не знает. Слова, которые придумывает дошкольник,
не противоречат правилам грамматики, однако, они также не учитывают исключения из этих
правил.
Г.А. Урунтаева говорит о том, что уточнением лексики ребенок начинает заниматься в возрасте 5
лет. Смысл начинает следовать за звуковым понимаем слова. Звуковой состав лишается значений
и предстает перед ребенком в материальном виде. Подобно тому, как освоение предметной
деятельности трудно себе представить без действий с предметами, так и овладение языком
невозможно без действий со словами (34 с.103). Именно в возрасте от 4 до 5 лет и происходит
этот переход к контекстной речи от речи ситуативной. Именно об этом в своих работах упоминают
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина,
Наряду с ситуативной всегда существует контекстная речь. Отличает ее от ситуативной ее
связность. В этой речи условной единицей предстает у же не слово, а предложение. Но и
ситуативная речь продолжает развиваться и существовать,, поскольку она связана с той ситуацией,
в которой развивается ребенок, общаясь со взрослыми и сверстниками во время совместной
деятельности. Ситуативная речь проявляется еще и тогда, когда ребенок рассказывает что-то о
своей семье, о чем-то ему очень бликом или он может пересказывать сказку с помощью
наглядных картинок. Однак, без картинок ребенку пока трудно составить рассказ или что-то
пересказать, значит ситуативность речи у такого ребенка пока мало выражена.
Существуют две формы связной речи – диалогическая и монологическая, каждая из них имеет
свои особенности. Первичной формой языкового общения является диалогическая речь, которая
состоит из обмена высказываниями, включающими в себя обязательно вопрос, ответ, пояснения,
добавления, возражения. Так считает О.А.Ушакова. Она также пишет о том, что владение связной
монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
А Л.П.Якубинский считает, что краткие реплики, которые заранее не продуманы – это и есть
диалог, который представляет собой очень быстрый обмен речью.
По мнению А.Р. Лурия основным в диалоге является знание предмета и ситуации,
связанной с этим предметом, по поводу которого ведется диалог. И объединяет диалог двух
людей потому, что имеется некоторая общность восприятия предмета собеседниками.
Если говорить о монологе то следует обязательно указать на то, что монолог всегда включает себя
се стороны речи: грамматическую, фонетическую, лексическую, звуковую культуру речи.
А.А.Леонтьев, сравнивая диалогическую и монологическую речь говорит о том, что во время
монологической речи нужно не только описывать предмет, но нужно обязательно его еще и
называть. Это активный и произвольный вид речи. Поэтому, подчеркивает ученый, эти
особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого
воспитания.
1.3. Роль мнемотаблиц в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Определенный запас слов появляется у ребенка к старшему дошкольному возрасту. В этом же
возрасте у ребенка не только накапливается определенный запас слов, но и понимание речи
обогащается, дети 5-6 лет уже больше понимают значений одного и того же слова.
Грамматическая система языка в старшем дошкольном возрасте также претерпевает изменения,
она практически завершает свое развитие к 6-7 годам. Если раньше дети употребляли в речи в
основном простые и распространенные предложения то сейчас в речи детей увеличивается число
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Дети в 6 лет уже способны сами
контролировать свою речь и более критично относятся к грамматическим ошибкам в речи.
Именно в это время происходит наиболее активное освоение типов текстов, таких как описание,
повествование, рассуждение, а также освоение структуры текста, то есть повествование дети
строят с учетом того, что в рассказе всегда есть начало, середина, конец. В процессе развития
связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов в предложении,
между предложениями и между частями высказывания
Именно возрасте 5-6лет дети уже способны более полно отвечать на вопросы взрослого по ходу
повествования, а также им нравится и самим задавать и формулировать вопросы, дополнять и
поправлять ответы других детей.
Старший дошкольный возраст – период совершенствования монологической речи освоения
разных типов связны высказываний: описания, рассуждения повествования и с опорой, и без
опоры на наглядный материал. Н умения эти у дошкольников довольно неустойчивы, поскольку
ребенку ее трудно бывает подобрать правильные слова и обороты, последовательно и логично
построить рассказ, им бывает очень трудно соблюдать структуру высказывания от начала до
конца, и красиво с точки зрения языка оформить свое высказывание. У некоторых детей 5 -6
наблюдаются недостатки звукопроизношении, они делают ошибки в образовании
грамматических форм.
Однако, дошкольники в старшем возрасте могут вполне самостоятельно решать самые разные
мыслительные задачи: выделять характерные признаки предметов, описывать их группировать по
самым разным свойствам и признакам, умеют находить различия и сходства в предметах.
Непосредственно при проведении таких игр, направленных на нахождение сходства и различия,
описания предмета по признакам, у детей развивается речь, память, внимание, логическое
мышление, зрительное восприятие. Поскольку дошкольники очень впечатлительны и
эмоциональны и мышление у них в основном наглядно-действенное и наглядно – образное, то в
работе по развитию связной речи педагогу поможет мнемотехника.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Дело в том, что у детей
старшего дошкольного возраста в большей степени развита зрительная память, поэтому
мнемотехнические приемы позволяют не только развивать память, но и позволяют ребенку при
составлении связного рассказа или при пересказе литературного произведения строить связные
высказывания, грамматически правильно излагать свои мысли с опорой на наглядную схему.
Приемы мнемотехники способствуют не только развитию системы знаний об объектах
окружающего мира, но и обеспечивают успешное запоминание, сохранение и воспроизведений
информации, а следовательно, и развитие связной речи. Непосредственно с помощью
мнемотаблиц и мнемодорожек можно решать следующие задачи:
- способствовать развитию у детей умений с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц
пересказывать знакомые сказки, составлять описательный рассказ, заучивать стихи;
- развивать связную речь диалогическую и монологическую формы речи;
- способствовать развитию у детей правильного звукопроизношения;
- развивать наглядное мышление, умственную активность и работоспособность,
наблюдательность, развивать умения сравнивать, выделять существенные признаки явлений и
предметов окружающего мира;
- развивать у детей психические процессы, такие как, внимание, воображение, память.
Непосредственно использование мнемотехники строится от простого к сложному: начиная с
простейших мнемоквадратов, переходя к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Само содержание мнемотаблицы помогает ребенку выделить главное смысловое действие,
звенья сюжета, потому что в ней отражено графическое изображение персонажей сказки,
рассказа, явлений природы. Самое главное во всем этом – правильно изобразить и передать
схематичное изображение предмета таким образом, чтобы нарисованное было детям понятно.
Схемы являются «помощниками» детям в воспроизведении последовательности рассказа,
помогают ему строить лексико – грамматическую наполняемость рассказа. Тем самым,
мнемотаблицы и мнемодорожки являются нужным дидактическим материалом, который просто
необходим ребенку для развития связной речи. Особый эффект имеют мнемотаблицы при
разучивании стихотворений детьми. Все стихотворение зарисовывается схематически и каждое
слово или словосочетание изображено в картинке – схеме, что позволяет ребенку при
воспроизведении содержания стихотворений, опираясь на схему, вспоминать текст и
последовательность его изложения. Используя графическое изображение, ребенок по памяти
воспроизводит произведение целиком.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и подробный разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Перекодирование информации, преобразование схем из абстрактных символов в слова и
образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В
младших группах это происходит с помощью взрослого, в старших – дети должны уметь
самостоятельно.
Мнемотехника является многофункциональным дидактическим приемом. Существуют
конкретные требования к моделям, мнемотаблицам и мнемодорожкам, которые используются в
мнемотехнике:
-в содержании модели всегда должен быть представлен обобщённый образ предмета;
–модель должна раскрывать в своем содержании самое основное в объекте;
– создание модели и ее смысл педагогу следует обсуждать с детьми, чтобы модель была им
всегда понятна.
Таким образом, необходима поэтапная работа по обучению детей рассказыванию на занятиях и в
свободной деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
Выводы по 1 главе
Таким образом, сегодня, в век всеобщей компьютеризации все меньше времени остается на
общение людей друг с другом, слабо развиты умения пересказывать и запоминать произведения
художественной литературы, устанавливая причинно-следственные связи, писать письма друг
другу.
Именно поэтому, проблема развития связной речи у детей дошкольного так важна и актуальна
сегодня и для развития всех психических процессов, и для его успешного обучения в школе.
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически
оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически
связанных предложений. Так же, по мнению многих педагогов и психологов, в старшем
дошкольном возрасте дети овладевают основными типами и формами монологической и
диалогической речи. Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится
мнемотаблицам и мнемотехнике, поскольку эта система методов и приемов, обеспечивающих
успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и,
конечно, развитие связной речи.