Автор: Михайлова Ирина Игоревна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 47"
Населённый пункт: ГО Верхняя Пышма
Наименование материала: Театрализованное представление
Тема: "Расскажи мне о войне"
Раздел: дошкольное образование
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
«Расскажите мне о войне»
Задачи: познакомить детей с историческими фактами времен
Великой Отечественной войны, с жизнью людей в то время,
развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать
окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
1 часть
Звучит музыка. Выходит Маленький Принц.
Маленький Принц. Послушайте, вы не видели моего друга
Антуана Сент-Экзюпери?
1ведущая. Как сказать Маленькому Принцу, что его друг писатель
Сент –Экзюпери погиб?! Давным - давно, во время войны.
2ведущая. Знаешь, была война. Он ведь был военный летчик.
Однажды Антуан отправился в полет и не вернулся.
Маленький Принц. Расскажите мне, а что такое война? Она кому-
то нужна?
1 ведущая. Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу,
что такое война.
2 ведущая. И тогда Маленький Принц поможет нам уничтожить в
людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие, тщеславие, эгоизм.
1 ведущая. Земля – планета непростая. На земле люди много
воевали.
Войны выгодны королям – они получают новые земли, дельцам - их
толстые кошельки наполнятся новым золотом, миллионам
честолюбцев - они получают новые ордена.
Теперь ты понял, кому нужна война?
2 ведущая. В 20 веке явился один вояка – Адольф Гитлер. Он
вырастил целую породу людей – варваров, способных только
истреблять, и начал войну, самую страшную на свете.
1 ведущая. Эта страшная война продолжалась четыре года.
Фашисты были изгнаны с нашей земли. А началось все в 1941 году.
2 часть
Звучит музыка, выбегают дети. Они рисуют солнце, дом, маму.
Девочки играют в скакалки.
Музыка резко обрывается, по радио сообщение информбюро о
начале войны. Испуганные дети. Звучит фонограмма: взрывы, гул
самолетов, мелодия песни «Священная война».
Дети читают стихи:
Летней ночью, на рассвете, когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ и послал солдат немецких
Против всех людей советских, это значит, против нас.
Он велел, чтоб разгромили, растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили, пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели возле дома своего,
Чтобы было все для немцев, для фашистов – иноземцев,
А для русских ничего.
ПЕСНЯ «ПОБЕДА ПРИДЕТ!»
1 ведущая. Наши воины готовы были встать на защиту Родины.
Каждый день эшелоны увозили красноармейцев на фронт. Родные
и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верой в победу.
Под звуки «Военного марша» Свиридова выходят дети. Мальчики
изображают солдат, девочки - их матерей, сестер, любимых.
Мальчик.
Ты не плачь, сестренка,
Мама, не рыдай,
Я вернусь с победой
В наш родимый край.
Девочки окружают «солдата», дают ему варежки, носки.
Солдат.
Воин отважный берет города,
Смелым, бесстрашным буду всегда!
Есть у нас танки, есть пулеметы!
Есть у нас пушки и самолеты!
Будем врагов мы бесстрашно крушить,
Чтобы Отчизну освободить!
ПЕСНЯ «ОГОНЕК»
2 ведущая. Родина на битву встала победить большое зло,
И защитников немало в этой схватке полегло!
Война продолжалась четыре с половиной года, 1418 дней! Много
горя и трудностей испытали люди в годы ВОВ. На борьбу с врагом
поднялся весь народ, от мала до велика.
Сценка «Мы военные» С.Михалкова.
Связистка
Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.
Почти совсем не слышно вас.
Мы с боем заняли село,
А как у вас, алло, алло!
Моряк (смотрит в бинокль).
На горизонте самолет.
По курсу полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить, истребитель наш!
Рядовой
Я пехотинец молодой.
С фашистом дрался под Москвой.
Не раз в разведку я ходил,
Меня полковник наградил
Летчики над картой -
Пехота – здесь, а танки – тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.
Автоматчик -
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем!
Медсестра (перевязывает раненого) –
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть!
И рана ваша так легка, что заживет наверняка.
Медсестра
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!»
-Все позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла!
ПЕСНЯ «МЕДСЕСТРА»
Инсценировка «Рассказ танкиста» А.Твардовского.
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,-
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище!»-
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
Подъехали.- Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу пожал…
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
1 ведущая.
В минуты затишья перед следующим боем, сидя у костра, солдаты
вспоминали мирное время, своих близких и родных, мечтали о
скорой встрече в родимом доме.
Сценка «У костра» (взрослые – папы, гармошка).
«Солдаты» пишут письма.
Дорогие мои, родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
ПЕСНЯ «Темная ночь», «Эх, дороги».
Фрагмент стихотворения «Жди меня».
Жди меня и я вернусь, только очень жди,
Жди, когда наводят грусть желтые дожди.
Жди, когда снега метут, жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…
Жди меня и я вернусь всем смертям назло,
Кто не ждал меня, то пусть скажет, повезло.
Не понять не ждавшим им, как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать, как никто другой…
2 ведущая.
Во многих семьях сохранились солдатские треугольники – письма,
которые присылали с фронта отцы и братья. Они писали, что
вернутся домой с победой.
Дети читают письма.
Девочка
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.
Мальчик
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец,
До свиданья. Твой отец.
1 ведущая. Женщина и война. Эти слова несовместимы!
2 ведущая. На хрупкие женские плечи
Обрушилась тяжесть войны.
Хрупкие женские плечи,
Вы оказались сильны.
1 ведущая. Воинов вы поддержали
В ожесточенном бою,
Вы для детей отстояли
Землю родную свою.
Выходят мама с дочкой.
2 ведущая. Однажды, гуляя по парку, Наденька спросила у мамы:
Наденька. Мам, а что такое голод? Не тот, когда набегаешься, и
есть хочется, а другой, настоящий, когда люди умирают?
Мама. А почему ты об этом спросила?
Наденька. В кино видела.
Мама. Представь: входишь ты на кухню, а еды нет, и в кастрюле, и
в тарелках ничего нет.
Наденька. Тогда я просто хлеб пожую.
Мама. Но и хлеба нет.
Наденька. Ну, мы в магазин сходим.
Мама. В магазине его тоже нет.
Наденька. А мы в другой магазин.
Мама. Но и в другом, и в третьем, во всех магазинах нет хлеба.
Наденька. А мы в деревню, бабе Нине напишем, она привезет.
Они там такие буханки пекут!
Мама. Но и в деревне нет, нигде нет хлеба!
Наденька. Но ведь так не бывает! Не бывает! Не бывает! (убегает)
1 ведущая.
Страшная война затронула всех людей. Даже самые маленькие
дети испытали все ужасы войны.
Инсценировка «Ой, Мишка, как же страшно мне!»
Ведущая. Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка. « Не плачь, не плачь…
Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…»
Ведущая. Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Девочка. « Была семья, был дом, теперь остались,
Совсем одни на свете — ты и я…»
Ведущая. А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
Девочка. «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Ведущая. Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.
И выбежала из дому девчонка:
Девочка. «Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
Ведущая. Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна,
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!
2 ведущая.
Что пришлось пережить всем детям войны? Страх, голод, холод и
острую боль, вонзающуюся в детские души как нож! В чем были
повинны эти дети?
Инсценировка «Дети войны».
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль,
играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра.
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат.
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко,
Да и кому сейчас легко?
Сестра
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я б съела все одна!
Брат
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра.
А вот и мамины шаги слышны!
Брат (строго)
Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
2 ведущая.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда,
Коснулся их блокадною рукой.
1 ведущая.
Хочу, чтобы раскаты канонады
Не слышали мы больше никогда.
Хочу, чтоб пели и плясали дети,
И мирной наша жизнь была всегда!
3 часть
Выходит Маленький Принц.
Я понял, что такое война.
Война - это разруха.
Война – это когда плачут дети и старики.
Война – это очень страшно.
Война – это смерть, но я не хочу умирать.
1 ведущая. И твой друг Сент-Экзюпери тоже не хотел умирать. Он
очень любил свою землю, по которой топали сапоги фашистов.
2 ведущая. Он хотел, чтобы смеялись мальчишки и девчонки,
смеялись, словно 500 миллионов бубенцов, и поэтому он
отправился в тот полет, который продолжается уже 70 лет.
Звучит песня «Журавли».
Принц говорит и крутит шар, выключается свет, на потолке -
«звезды».
Маленький Принц. Я помогу людям!
Люди! Слушайте! Я дарю вам звезды-500 миллионов смеющихся
бубенцов!
Я хочу, чтобы везде был мир!
Дает детям колокольчики.
Девочки звенят колокольчиками.
Мальчики покачивают руками с журавликами.
1 ведущая.
Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые и дети.
2 ведущая.
Нам хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Ребенок.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли,
Все.
Нам нужен мир навеки, навсегда!