Автор: Битюникова Полина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 14
Населённый пункт: город Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Системно - деятельностный подход в работе с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: Системно – деятельностный подход в работе с детьми
раннего возраста
В современном мире достаточно много сложных и жестких требований
к нынешнему подрастающему поколению. Многое зависит от педагогов,
насколько
гармонично
дети
войдут
в
этот
мир
и
как
они
в
нем
адаптируются.
В последнее время, с введением ФГОС ДО, заданы новые ориентиры
развития системы дошкольного образования. Особое внимание уделяется
обеспечению
интересов
каждого
ребенка,
удовлетворению
его
потребностей, развитию способностей с учетом системно-деятельностного
подхода.
Уже в раннем возрасте у детей закладываются такие фундаментальные
личностные образования, как доверие к людям, интерес к окружающему
миру, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость. Они
начинают овладевать средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками.
Глен
Доман,
американский
психолог,
выяснил,
что
развитие
клеток
головного мозга к трем годам завершается на 70%, к шести-семи годам на
90%.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод:
чем
раньше
начать
целенаправленную, систематическую работу с детьми в условиях детского
сада,
тем
скорее
ребенок
накопит
необходимый
опыт
деятельности
и
общения, получит багаж знаний, умений и навыков.
Ранний возраст, это период интенсивного развития: речи, сенсорного
восприятия, движений, накопления социального опыта, который ребенок
осваивает
благодаря
активному
включению
в
различные
виды
деятельности
в
благоприятной
среде.
Взаимодействие
с
окружающей
средой,
сверстниками
и
взрослыми
благотворно
влияет
на
развитие
и
успешную самореализацию малыша в будущем.
В
большинстве
дошкольных
образовательных
учреждениях
создаются
различные модели развивающей деятельности,
которые представляют
собой
целостную
систему.
Цель
этой
системы
состоит
в
организации
образовательного
процесса,
который,
с
одной
стороны,
отвечает
требованиям
государственного
стандарта,
с
другой
-
обеспечивает
достаточно высокий уровень речевого, интеллектуального и психического
развития ребенка.
Ведущая цель, которую
выдвигает ФГОС ДО, направлена на создание
благоприятных
условий
для
полноценного
проживания
ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее
развитие
психических
и
физических
качеств на
основе
системно-деятельностного подхода.
Основными задачами педагогов ДОУ являются:
- создание условий для сопровождения развития каждого ребенка;
- организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с
учетом закономерностей развития детей раннего возраста;
- формирование личностных качеств с учетом целевых ориентиров при
реализации основных направлений развития.
Проектирование образовательного процесса, дает большие возможности
для всестороннего развития детей, стимулирования интереса к познанию,
расширения и углубления представлений об окружающем мире, учитывая
принцип
интеграции
образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В тематическом планировании необходимо предусмотреть
все формы
организации образовательной деятельности с детьми с учетом системно-
деятельностного подхода:
- образовательная деятельность,
- совместная деятельность взрослого с ребенком и индивидуальная работа,
-
самостоятельная
деятельность
ребенка
в
предметно-развивающем
пространстве группы.
Суть
тематического
планирования
при
организации
непосредственно
образовательной деятельности заключается в следующем:
-
Выбирается
центральная
тема
месяца
(возможно
1-2
темы).
Она
первоначально
рассматривается
на
«занятиях»
по
ознакомлению
с
окружающим миром и развитию речи.
- Все остальные игры-занятия (лепка, рисование, конструирование и др.)
продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней.
- На каждом последующем занятии дается повторение темы, знания по
теме уточняются и закрепляются.
- Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации
домашних игр, проведению наблюдений, домашнему чтению детям.
Обязательно предусматривается организация образовательной среды,
имеющей свои особенности в группах детей раннего возраста.
Оснащение
уголков
в
группе,
необходимо
строить
с
соблюдением
требований к организации РППС в группах раннего возраста и учетом
принципов,
таких
как:
полифункциональность,
трансформируемость,
вариативность,
информативность
среды,
стабильность
и
динамичность,
целостность образовательного процесса.
Детям раннего возраста необходимо обогащать свой чувственный опыт
в
первую
очередь
через
предметные
действия,
ситуативно-деловое
общение с взрослым, совершенствуя восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе
освоения им близлежащего пространства. Подбор предметов и игрушек в
уголках
должен
быть
обусловлен
задачами
воспитания
детей
данного
возраста.
Яркие
игрушки
на
полочках,
предметы,
находящиеся
в
ближайшем доступном окружении, активизируют деятельность ребенка.
Системно-деятельностное
взаимодействие
взрослого
с
ребенком
предусматривает
большие
возможности
общения
на
равных,
позволяет
малышу
самостоятельно
действовать
с
привлекшими
его
внимание
игровыми материалами.
Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группах раннего
возраста создаются следующие зоны: игровая, сенсорно-познавательная,
зона двигательной активности, зона отдыха.
Необходимо предусмотреть:
-
место
для
игр
с
дидактическими
игрушками,
игр
по
сенсорному
воспитанию
- место для игр с двигателями и специальное оборудование для развития
движений,
- место игр со строительным материалом, а также с крупными мягкими
конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения
игрового пространства,
- место для игр с куклами,
- место для игр с песком и водой,
- место для рассматривания книг,
- уголок ряжения,
- уголок театрализованной и музыкальной деятельности,
- уголок природы,
- уголок уединения.
Самостоятельная игра ребенка третьего года жизни во многом зависит от
того,
как
педагоги
организуют
предметно-игровую
среду.
Игрушки-
персонажи, куклы разных размеров, кроватки и коляски и одежда для
кукол, кухонная мебель с набором игрушечной посуды, гладильная доска с
утюгом и т.д.,
станут
привлекательными, доставляющими радость и
удовольствие детям, если педагог познакомит малышей со способами их
использования, вовлечет в совместную игровую деятельность. Совместная
деятельность
со
взрослым
станет
в
дальнейшем
стимулом
активной
самостоятельной
игровой
деятельности.
Дети
принимают
и
усваивают
игровые,
замещающие
действия
в
том
случае,
если
взрослый
активно
выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой
увлечённостью. Это возможно делать через драматизацию, разговор от
имени других персонажей, ролевое общение.
В группах раннего возраста необходимо иметь по нескольку одинаковых
игрушек, что позволяет малышам играть вместе и формировать навыки
общения со своими сверстниками и взрослыми.
Уголок
ряжения
-
один
из
главных
компонентов,
влияющих
на
эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с
помощью
взрослого
в
платочки,
накидки,
юбочки,
веночки,
ленточки,
шляпки,
фартучки.
Педагогам
необходимо
побуждать
детей
к
воспроизведению
элементов
бытовой
деятельности,
т.е.
обогащать
игровой
опыт,
стимулировать
речевое
общение.
Уголок
ряжения
пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые
атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях.
Одной из основных потребностей ребенка третьего года жизни является
потребность в движениях. Для организации двигательной деятельности в
группе должны быть различные материалы и оборудование: воротца для
подлезания, тоннели, сухой бассейн с шариками, бревно для перелезания,
корзины с мячами, обручи, цветные ленточки, крупные машины, тележки,
каталки,
игрушки-двигатели,
спортивный
инвентарь,
которые
дети
с
удовольствием используют.
Все это, способствует развитию основных
видов движений и координации.
Особое значение для всестороннего развития детей третьего года жизни
имеет
сенсорно-познавательная
зона,
так
как
предметная
деятельность
является ведущей в этом возрасте. Для развития предметной деятельности
и сенсорных способностей, мелкой моторики, развития речи в первую
очередь, необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, такими
как кубы-вкладыши, конструкторы разных размеров, цветные колпачки,
втулки, пирамидки, матрешки, грибочки различными по цвету, форме и
материалу, из которого они сделаны. Малышам предлагаются пирамидки
различной сложности, матрешки из двух-трех кукол, вкладные чашечки,
бочонки с двумя-тремя вкладышами. Подбираются предметы, контрастные
по одному из признаков, сходные по другим в соответствии с «актуальным
уровнем» развития каждого ребенка и перспективой на «зону ближайшего»
развития.
Мячи
и
шарики,
различные
по
цвету
помещаются
в
пластмассовые емкости четырех основных цветов. Малышам предлагается
собрать шарики в «нужную емкость». Далее подбираются шары одного
цвета,
но
различные
по
фактуре:
пластмассовые,
резиновые,
кожаные,
мягкие и помещаются в привлекательные для детей емкости уже знакомых
им основных цветов. Разнообразие свойств не только привлекает внимание
детей,
подчеркивая
различие
и
сходство
признаков
предметов,
но
и
способствует развитию зрительного и тактильного восприятия ребенка.
В уголке экспериментирования оборудованы отдельные столики, емкости
которых
наполняются
песком
и
водой.
Для
игр
подбирают
совочки,
ситечки,
формочки,
трубочки
и
небольшие
воронки
для
пересыпания
песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, игрушки, которые можно
использовать в воде, ведерки и др. Перед началом игр детям надеваются
непромокаемые
фартуки.
Этот
вид
деятельности
особенно
интересен
малышам, он вызывает много положительных эмоций, что способствует
активизации
познавательного
интереса.
Здесь
можно
проводить
элементарные
игры
-
исследования
с
использованием
шариков,
ниток,
пуговиц, камешков, при этом происходит познание свойств предметов,
расширение словаря, развитие речи и психических процессов.
Музыкальный
уголок
–
место
для
развития
слухового
восприятия
и
внимания.
Необходимо
создать
условия
для
действий
со
звучащими
игрушками
и
музыкальными
инструментами:
бубен,
барабан,
колокольчики,
балалаечка.
Игры
и
специальные
занятия
с
этими
игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др.,
формируют у малышей умение прислушиваться.
В
этом
возрасте
полезно
использовать
несколько
видов
театров:
пальчиковый, би-ба-бо, на фланелеграфе. Дети получают удовольствие от
встречи с персонажами сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три
медведя», а сказочные герои помогают понять эмоциональные состояния:
радость,
грусть,
страх,
удивление,
злость.
Педагогу
необходимо
организовать общение по содержанию сказок, используя игры с речевым
сопровождением, игры-имитации со звукоподражанием и характерными
движениями персонажей.
Уголок
уединения, в котором
ребенок может спокойно отдохнуть,
прилечь или посидеть на мягком диване с подушками, обнять любимую
игрушку, либо вместе с воспитателем рассматривать книжку с картинками,
слушать любимые сказки.
Таким
образом,
при
рациональном
построении
развивающей
среды
в
соответствии с комплексно-тематическим планированием у детей раннего
возраста
появятся
многочисленные
возможности
для
практической
деятельности,
экспериментирования,
развития
п о з н а ват е л ь н ы х
способностей, усвоения речевых норм и способов общения под умелым
руководством воспитателя. Находясь в состоянии активной деятельности,
дети не замечают то, что их чему-то учат.
В
совместной
деятельности
педагог
выступает
в
роли
помощника,
организатора и партнера, учитывая возрастные особенности детей раннего
возраста такие как:
-
Стремление
к
познанию
окружающего
мира,
желание
активно
действовать с предметами.
- Трудности сосредоточения на однообразной деятельности, в то время как
в
процессе
игры
они
достаточно
долгое
время
могут
оставаться
внимательными.
-
Внимание
вызывается
внешне
привлекательными
предметами,
событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес.
- Поведение ребенка раннего возраста часто ситуативное и импульсивное.
- Подражательность, лёгкая внушаемость.
-
Преобладание
зрительно-эмоциональной,
непроизвольной
памяти
и
наглядно-действенного мышления.
В работе с детьми 2-3 лет целесообразно использовать следующие формы
совместной деятельности с учетом системно-деятельностного подхода:
- сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию,
- искусственное непонимание ребенка,
- активизирующее общение,
- наблюдение реальных событий, объектов,
-
восприятие
художественной
литературы
с
рассматриванием
книг
и
иллюстраций;
- инсценировка и элементарная драматизация литературных произведений
при помощи игрушек;
- разговор с персонажем,
- игры-забавы и игры-хороводы;
- игры на развитие моторики рук;
- дидактические игры и упражнения;
- бытовые и игровые ситуации;
- элементарное экспериментирование
- наблюдение в природе.
Таким
образом,
реализуя
принцип
комплексно-тематиче ского
планирования, предусматривающего организацию образовательной среды,
интеграцию образовательных областей и организацию различных видов
деятельности с учетом возрастных особенностей и возможностей детей от
2 до 3 лет, педагогами обеспечивается системно-деятельностный подход.
Он отражает вариативные формы работы с детьми раннего возраста на
этапе реализации ФГОС дошкольного образования.
Примерное содержание совместной деятельности с детьми 2-3 лет:
Виды совместной работы с детьми и способы мотивации
сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию:
- Параллельный разговор. Педагоги описывают все действия ребенка, что
он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы
подсказываем слова, выражающие его опыт.
- Побуждение к повторению слов, фраз за воспитателем.
- Мотивация к действию с предметами и объектами.
искусственное непонимание ребенка
-
Неточное
выполнение
просьбы
ребенка,
активизирующее
речевые
возможные и высказывания малыша.
активизирующее общение
- Эмоционально окрашенное общение в совместных играх.
- Создание игровых ситуаций для общения с персонажами, игрушками и
т.п.
- Диалог педагога с игрушкой.
- Поручения.
- Вопросы.
наблюдение реальных событий, объектов
- Ситуативные разговоры по поводу непосредственно воспринимаемых
событий и объектов
- Создание ситуации для диалога.
- Сюрпризные моменты, вызывающие положительные эмоции, интерес и
желание взаимодействовать.
слушание
художественной
литературы
с
рассматриванием
книг
и
иллюстраций
-
Чтение
с
использованием
ярких
красочных
картинок,
побуждение
к
самостоятельному рассматриванию и «чтению», рассказыванию стихов,
потешек наизусть.
- Совместное проговаривание стихов, фраз и т.п.
- Чтение потешки в сочетании с движениями
инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений
при помощи игрушек
- Обыгрывание небольших сюжетов из прочитанных произведений, сказок,
стихов, песенок с помощью взрослых.
-
Показ
настольного
и
пальчикового
театра
с
побуждением
к
пению,
договариванию, диалогу.
-
Музыкальные
игры,
попевки,
игра
на
музыкальных
инструментах,
элементарные танцевальные движения с подпеванием.
- Внесение привлекательной атрибутики
- Имитация движений
разговор с персонажем
- Ведение диалога с персонажем
- Взрослый как бы ведет разговор с самим собой о том, что видит, слышит,
думает, чувствует.
игры-забавы и игры-хороводы
-
Использование
игровых
песен,
потешек,
скороговорок,
приговорок,
музыкальных произведений
- Совместные игры с заводными, движущимися игрушками
игры на развитие моторики рук
- Прибаутки и игры с пальчиками, руками
- Рисование пальчиковыми красками
- Лепка и разминание пластилина
- Нанизывание крупных бус, шариков
- Застегивание пуговиц, крючков, молний, липучек
- Конструирование
дидактические игры и упражнения
- Игры с материалами дидактического уголка: вкладыши, коробки, втулки,
мозаика, кубики….
- Игры на развитие анализаторов: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус;
бытовые и игровые ситуации
- Сюжетно-отобразительные игры
- Ролевые действия и ролевые игры: мама, врач, шофер.
- Наблюдения окружающего
- Общение в режимных моментах
элементарное экспериментирование
- Игры с водой, песком
- Игры на выявление свойств предметов и материалов, с красками, бумагой
- Игры на развитие анализаторов: слух, осязание
наблюдение в природе
- Наблюдение за трудом в природе: за деревьями, за листопадом, снегом,
цветущими растениями и т.д.
-
Элементарные
трудовые
поручения:
собрать
листочки,
камешки,
природный материал.
- Поделки из песка, снега.
Литература:
1.
Приказ Мин.обр. науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».
2.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,
М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой, М, Мозаика - Синтез, 2015 г.
3.
Дёмина Е.С. «Развитие и обучение детей раннего дошкольного возраста»
Творческий центр, М, 2014 г.