Напоминание

"Системно - деятельностный подход в работе с детьми раннего возраста"


Автор: Битюникова Полина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 14
Населённый пункт: город Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Системно - деятельностный подход в работе с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: Системно – деятельностный подход в работе с детьми

раннего возраста

В современном мире достаточно много сложных и жестких требований

к нынешнему подрастающему поколению. Многое зависит от педагогов,

насколько

гармонично

дети

войдут

в

этот

мир

и

как

они

в

нем

адаптируются.

В последнее время, с введением ФГОС ДО, заданы новые ориентиры

развития системы дошкольного образования. Особое внимание уделяется

обеспечению

интересов

каждого

ребенка,

удовлетворению

его

потребностей, развитию способностей с учетом системно-деятельностного

подхода.

Уже в раннем возрасте у детей закладываются такие фундаментальные

личностные образования, как доверие к людям, интерес к окружающему

миру, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость. Они

начинают овладевать средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками.

Глен

Доман,

американский

психолог,

выяснил,

что

развитие

клеток

головного мозга к трем годам завершается на 70%, к шести-семи годам на

90%.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод:

чем

раньше

начать

целенаправленную, систематическую работу с детьми в условиях детского

сада,

тем

скорее

ребенок

накопит

необходимый

опыт

деятельности

и

общения, получит багаж знаний, умений и навыков.

Ранний возраст, это период интенсивного развития: речи, сенсорного

восприятия, движений, накопления социального опыта, который ребенок

осваивает

благодаря

активному

включению

в

различные

виды

деятельности

в

благоприятной

среде.

Взаимодействие

с

окружающей

средой,

сверстниками

и

взрослыми

благотворно

влияет

на

развитие

и

успешную самореализацию малыша в будущем.

В

большинстве

дошкольных

образовательных

учреждениях

создаются

различные модели развивающей деятельности,

которые представляют

собой

целостную

систему.

Цель

этой

системы

состоит

в

организации

образовательного

процесса,

который,

с

одной

стороны,

отвечает

требованиям

государственного

стандарта,

с

другой

-

обеспечивает

достаточно высокий уровень речевого, интеллектуального и психического

развития ребенка.

Ведущая цель, которую

выдвигает ФГОС ДО, направлена на создание

благоприятных

условий

для

полноценного

проживания

ребенком

дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,

всестороннее

развитие

психических

и

физических

качеств на

основе

системно-деятельностного подхода.

Основными задачами педагогов ДОУ являются:

- создание условий для сопровождения развития каждого ребенка;

- организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с

учетом закономерностей развития детей раннего возраста;

- формирование личностных качеств с учетом целевых ориентиров при

реализации основных направлений развития.

Проектирование образовательного процесса, дает большие возможности

для всестороннего развития детей, стимулирования интереса к познанию,

расширения и углубления представлений об окружающем мире, учитывая

принцип

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В тематическом планировании необходимо предусмотреть

все формы

организации образовательной деятельности с детьми с учетом системно-

деятельностного подхода:

- образовательная деятельность,

- совместная деятельность взрослого с ребенком и индивидуальная работа,

-

самостоятельная

деятельность

ребенка

в

предметно-развивающем

пространстве группы.

Суть

тематического

планирования

при

организации

непосредственно

образовательной деятельности заключается в следующем:

-

Выбирается

центральная

тема

месяца

(возможно

1-2

темы).

Она

первоначально

рассматривается

на

«занятиях»

по

ознакомлению

с

окружающим миром и развитию речи.

- Все остальные игры-занятия (лепка, рисование, конструирование и др.)

продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней.

- На каждом последующем занятии дается повторение темы, знания по

теме уточняются и закрепляются.

- Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации

домашних игр, проведению наблюдений, домашнему чтению детям.

Обязательно предусматривается организация образовательной среды,

имеющей свои особенности в группах детей раннего возраста.

Оснащение

уголков

в

группе,

необходимо

строить

с

соблюдением

требований к организации РППС в группах раннего возраста и учетом

принципов,

таких

как:

полифункциональность,

трансформируемость,

вариативность,

информативность

среды,

стабильность

и

динамичность,

целостность образовательного процесса.

Детям раннего возраста необходимо обогащать свой чувственный опыт

в

первую

очередь

через

предметные

действия,

ситуативно-деловое

общение с взрослым, совершенствуя восприятие, речь, начальные формы

произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе

освоения им близлежащего пространства. Подбор предметов и игрушек в

уголках

должен

быть

обусловлен

задачами

воспитания

детей

данного

возраста.

Яркие

игрушки

на

полочках,

предметы,

находящиеся

в

ближайшем доступном окружении, активизируют деятельность ребенка.

Системно-деятельностное

взаимодействие

взрослого

с

ребенком

предусматривает

большие

возможности

общения

на

равных,

позволяет

малышу

самостоятельно

действовать

с

привлекшими

его

внимание

игровыми материалами.

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группах раннего

возраста создаются следующие зоны: игровая, сенсорно-познавательная,

зона двигательной активности, зона отдыха.

Необходимо предусмотреть:

-

место

для

игр

с

дидактическими

игрушками,

игр

по

сенсорному

воспитанию

- место для игр с двигателями и специальное оборудование для развития

движений,

- место игр со строительным материалом, а также с крупными мягкими

конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения

игрового пространства,

- место для игр с куклами,

- место для игр с песком и водой,

- место для рассматривания книг,

- уголок ряжения,

- уголок театрализованной и музыкальной деятельности,

- уголок природы,

- уголок уединения.

Самостоятельная игра ребенка третьего года жизни во многом зависит от

того,

как

педагоги

организуют

предметно-игровую

среду.

Игрушки-

персонажи, куклы разных размеров, кроватки и коляски и одежда для

кукол, кухонная мебель с набором игрушечной посуды, гладильная доска с

утюгом и т.д.,

станут

привлекательными, доставляющими радость и

удовольствие детям, если педагог познакомит малышей со способами их

использования, вовлечет в совместную игровую деятельность. Совместная

деятельность

со

взрослым

станет

в

дальнейшем

стимулом

активной

самостоятельной

игровой

деятельности.

Дети

принимают

и

усваивают

игровые,

замещающие

действия

в

том

случае,

если

взрослый

активно

выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой

увлечённостью. Это возможно делать через драматизацию, разговор от

имени других персонажей, ролевое общение.

В группах раннего возраста необходимо иметь по нескольку одинаковых

игрушек, что позволяет малышам играть вместе и формировать навыки

общения со своими сверстниками и взрослыми.

Уголок

ряжения

-

один

из

главных

компонентов,

влияющих

на

эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с

помощью

взрослого

в

платочки,

накидки,

юбочки,

веночки,

ленточки,

шляпки,

фартучки.

Педагогам

необходимо

побуждать

детей

к

воспроизведению

элементов

бытовой

деятельности,

т.е.

обогащать

игровой

опыт,

стимулировать

речевое

общение.

Уголок

ряжения

пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые

атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях.

Одной из основных потребностей ребенка третьего года жизни является

потребность в движениях. Для организации двигательной деятельности в

группе должны быть различные материалы и оборудование: воротца для

подлезания, тоннели, сухой бассейн с шариками, бревно для перелезания,

корзины с мячами, обручи, цветные ленточки, крупные машины, тележки,

каталки,

игрушки-двигатели,

спортивный

инвентарь,

которые

дети

с

удовольствием используют.

Все это, способствует развитию основных

видов движений и координации.

Особое значение для всестороннего развития детей третьего года жизни

имеет

сенсорно-познавательная

зона,

так

как

предметная

деятельность

является ведущей в этом возрасте. Для развития предметной деятельности

и сенсорных способностей, мелкой моторики, развития речи в первую

очередь, необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, такими

как кубы-вкладыши, конструкторы разных размеров, цветные колпачки,

втулки, пирамидки, матрешки, грибочки различными по цвету, форме и

материалу, из которого они сделаны. Малышам предлагаются пирамидки

различной сложности, матрешки из двух-трех кукол, вкладные чашечки,

бочонки с двумя-тремя вкладышами. Подбираются предметы, контрастные

по одному из признаков, сходные по другим в соответствии с «актуальным

уровнем» развития каждого ребенка и перспективой на «зону ближайшего»

развития.

Мячи

и

шарики,

различные

по

цвету

помещаются

в

пластмассовые емкости четырех основных цветов. Малышам предлагается

собрать шарики в «нужную емкость». Далее подбираются шары одного

цвета,

но

различные

по

фактуре:

пластмассовые,

резиновые,

кожаные,

мягкие и помещаются в привлекательные для детей емкости уже знакомых

им основных цветов. Разнообразие свойств не только привлекает внимание

детей,

подчеркивая

различие

и

сходство

признаков

предметов,

но

и

способствует развитию зрительного и тактильного восприятия ребенка.

В уголке экспериментирования оборудованы отдельные столики, емкости

которых

наполняются

песком

и

водой.

Для

игр

подбирают

совочки,

ситечки,

формочки,

трубочки

и

небольшие

воронки

для

пересыпания

песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, игрушки, которые можно

использовать в воде, ведерки и др. Перед началом игр детям надеваются

непромокаемые

фартуки.

Этот

вид

деятельности

особенно

интересен

малышам, он вызывает много положительных эмоций, что способствует

активизации

познавательного

интереса.

Здесь

можно

проводить

элементарные

игры

-

исследования

с

использованием

шариков,

ниток,

пуговиц, камешков, при этом происходит познание свойств предметов,

расширение словаря, развитие речи и психических процессов.

Музыкальный

уголок

место

для

развития

слухового

восприятия

и

внимания.

Необходимо

создать

условия

для

действий

со

звучащими

игрушками

и

музыкальными

инструментами:

бубен,

барабан,

колокольчики,

балалаечка.

Игры

и

специальные

занятия

с

этими

игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др.,

формируют у малышей умение прислушиваться.

В

этом

возрасте

полезно

использовать

несколько

видов

театров:

пальчиковый, би-ба-бо, на фланелеграфе. Дети получают удовольствие от

встречи с персонажами сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три

медведя», а сказочные герои помогают понять эмоциональные состояния:

радость,

грусть,

страх,

удивление,

злость.

Педагогу

необходимо

организовать общение по содержанию сказок, используя игры с речевым

сопровождением, игры-имитации со звукоподражанием и характерными

движениями персонажей.

Уголок

уединения, в котором

ребенок может спокойно отдохнуть,

прилечь или посидеть на мягком диване с подушками, обнять любимую

игрушку, либо вместе с воспитателем рассматривать книжку с картинками,

слушать любимые сказки.

Таким

образом,

при

рациональном

построении

развивающей

среды

в

соответствии с комплексно-тематическим планированием у детей раннего

возраста

появятся

многочисленные

возможности

для

практической

деятельности,

экспериментирования,

развития

п о з н а ват е л ь н ы х

способностей, усвоения речевых норм и способов общения под умелым

руководством воспитателя. Находясь в состоянии активной деятельности,

дети не замечают то, что их чему-то учат.

В

совместной

деятельности

педагог

выступает

в

роли

помощника,

организатора и партнера, учитывая возрастные особенности детей раннего

возраста такие как:

-

Стремление

к

познанию

окружающего

мира,

желание

активно

действовать с предметами.

- Трудности сосредоточения на однообразной деятельности, в то время как

в

процессе

игры

они

достаточно

долгое

время

могут

оставаться

внимательными.

-

Внимание

вызывается

внешне

привлекательными

предметами,

событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес.

- Поведение ребенка раннего возраста часто ситуативное и импульсивное.

- Подражательность, лёгкая внушаемость.

-

Преобладание

зрительно-эмоциональной,

непроизвольной

памяти

и

наглядно-действенного мышления.

В работе с детьми 2-3 лет целесообразно использовать следующие формы

совместной деятельности с учетом системно-деятельностного подхода:

- сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию,

- искусственное непонимание ребенка,

- активизирующее общение,

- наблюдение реальных событий, объектов,

-

восприятие

художественной

литературы

с

рассматриванием

книг

и

иллюстраций;

- инсценировка и элементарная драматизация литературных произведений

при помощи игрушек;

- разговор с персонажем,

- игры-забавы и игры-хороводы;

- игры на развитие моторики рук;

- дидактические игры и упражнения;

- бытовые и игровые ситуации;

- элементарное экспериментирование

- наблюдение в природе.

Таким

образом,

реализуя

принцип

комплексно-тематиче ского

планирования, предусматривающего организацию образовательной среды,

интеграцию образовательных областей и организацию различных видов

деятельности с учетом возрастных особенностей и возможностей детей от

2 до 3 лет, педагогами обеспечивается системно-деятельностный подход.

Он отражает вариативные формы работы с детьми раннего возраста на

этапе реализации ФГОС дошкольного образования.

Примерное содержание совместной деятельности с детьми 2-3 лет:

Виды совместной работы с детьми и способы мотивации

сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию:

- Параллельный разговор. Педагоги описывают все действия ребенка, что

он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы

подсказываем слова, выражающие его опыт.

- Побуждение к повторению слов, фраз за воспитателем.

- Мотивация к действию с предметами и объектами.

искусственное непонимание ребенка

-

Неточное

выполнение

просьбы

ребенка,

активизирующее

речевые

возможные и высказывания малыша.

активизирующее общение

- Эмоционально окрашенное общение в совместных играх.

- Создание игровых ситуаций для общения с персонажами, игрушками и

т.п.

- Диалог педагога с игрушкой.

- Поручения.

- Вопросы.

наблюдение реальных событий, объектов

- Ситуативные разговоры по поводу непосредственно воспринимаемых

событий и объектов

- Создание ситуации для диалога.

- Сюрпризные моменты, вызывающие положительные эмоции, интерес и

желание взаимодействовать.

слушание

художественной

литературы

с

рассматриванием

книг

и

иллюстраций

-

Чтение

с

использованием

ярких

красочных

картинок,

побуждение

к

самостоятельному рассматриванию и «чтению», рассказыванию стихов,

потешек наизусть.

- Совместное проговаривание стихов, фраз и т.п.

- Чтение потешки в сочетании с движениями

инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений

при помощи игрушек

- Обыгрывание небольших сюжетов из прочитанных произведений, сказок,

стихов, песенок с помощью взрослых.

-

Показ

настольного

и

пальчикового

театра

с

побуждением

к

пению,

договариванию, диалогу.

-

Музыкальные

игры,

попевки,

игра

на

музыкальных

инструментах,

элементарные танцевальные движения с подпеванием.

- Внесение привлекательной атрибутики

- Имитация движений

разговор с персонажем

- Ведение диалога с персонажем

- Взрослый как бы ведет разговор с самим собой о том, что видит, слышит,

думает, чувствует.

игры-забавы и игры-хороводы

-

Использование

игровых

песен,

потешек,

скороговорок,

приговорок,

музыкальных произведений

- Совместные игры с заводными, движущимися игрушками

игры на развитие моторики рук

- Прибаутки и игры с пальчиками, руками

- Рисование пальчиковыми красками

- Лепка и разминание пластилина

- Нанизывание крупных бус, шариков

- Застегивание пуговиц, крючков, молний, липучек

- Конструирование

дидактические игры и упражнения

- Игры с материалами дидактического уголка: вкладыши, коробки, втулки,

мозаика, кубики….

- Игры на развитие анализаторов: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус;

бытовые и игровые ситуации

- Сюжетно-отобразительные игры

- Ролевые действия и ролевые игры: мама, врач, шофер.

- Наблюдения окружающего

- Общение в режимных моментах

элементарное экспериментирование

- Игры с водой, песком

- Игры на выявление свойств предметов и материалов, с красками, бумагой

- Игры на развитие анализаторов: слух, осязание

наблюдение в природе

- Наблюдение за трудом в природе: за деревьями, за листопадом, снегом,

цветущими растениями и т.д.

-

Элементарные

трудовые

поручения:

собрать

листочки,

камешки,

природный материал.

- Поделки из песка, снега.

Литература:

1.

Приказ Мин.обр. науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».

2.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,

М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой, М, Мозаика - Синтез, 2015 г.

3.

Дёмина Е.С. «Развитие и обучение детей раннего дошкольного возраста»

Творческий центр, М, 2014 г.



В раздел образования