Автор: Кирченко Мария Владимировна
Должность: воспитатель 1 кв.категории
Учебное заведение: МБДОУ №104
Населённый пункт: г. Владимир.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Кирченко Мария Владимировна
воспитатель 1 кв.категории
МБДОУ №104 г. Владимир.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
В статье рассматривается развитие эмоционального развития дошкольников.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье. Эмоции и чувства направляют детское внимание
на важные события, они готовят детей к определённым действиям и влияют на их
мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, дошкольники не в
состоянии в полной мере понять собственную мотивацию и потребности, а также
эффективно общаться с другими детьми.
Ключевые слова: дошкольник,
эмоции,мотивация,общение,взрослый,социальный и эмоциональный интеллект.
Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом
человеческого общества до момента систематического обучения.
Для этой стадии детства характерны:- максимальная потребность ребенка в
помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;
- максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов
потребностей (материальных, духовных, познавательных);
- минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и
чувства направляют детское внимание на важные события, они готовят детей к
определённым действиям и влияют на их мыслительный процесс. Без
эмоционального осознания, дошкольники не в состоянии в полной мере понять
собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с
другими детьми.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Говоря о
личности, мы рассматриваем ее как некий орган в структуре психики индивида,
ответственный за принятие решений и их последствия.
Отсюда становится ясно, что личностью не рождаются, ею становятся. Сама
проблема воспитания личности связана с определенной последовательностью
возникновения структуры психики индивида.
Кто-то должен стать посредником между «хочу» и «надо», желанием и
долгом, внутренними побуждениями и внешним миром. Такую посредническую
функцию в детском мире удостоен осуществлять взрослый.
Поэтому мы, воспитатели, должны научить наших воспитанников умению
регулировать эмоциональное состояние.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО
является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье.
Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального
интеллекта, а именно: контролировать свои чувства так, чтобы они не
“переливались через край”; сознательно влиять на свои эмоции; определять
свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; эффективно общаться
с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого
человека, сочувствовать ему.
Но результаты мониторингов показывают:
1) у детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по
отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
2) у детей недостаточно выработаны положительные черты характера,
способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
3) у детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных
ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими
людьми с ориентацией на метод переживания.
А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному,
физическому, эмоциональному развитию ребенка.
И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и
образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта
детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую
aктуальность.
Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте,
по мнению известных психологов, является весьма прочным и принимает
характер установки. Поэтому перед нами стоит цель: формировать
эмоционально – мотивационную установку дошкольника по отношению к
себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
развивать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в
обществе. Из цели вытекают следующие основные задачи: воспитывать в них
такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление
заботиться о них; развивать адекватную оценочную деятельность,
направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков
окружающих людей; воспитывать интерес к окружающим людям, развивать
чувства понимания и потребности в общении; формировать у детей умения и
навыки практического владения выразительными движениями – мимикой,
жестами, пантомимикой.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и
параллельное развитие четырех основных функций:
1) самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
2) самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
3) социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
4) управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение
поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Чувства и эмоции , как и другие психические процессы, проходят на
протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии
эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.
Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами
поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам
начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться
эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к
сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание
человеком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных
отношений).
Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы
«прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро
усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это
формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Таким
образом, главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по
отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова,
поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности ,
обучать способам выражения сочувствия, внимания. Нельзя разрешать ребенку
проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и
тем более подкреплять эти эмоции действиями.
Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном
возрасте являются: сам взрослый, как носитель этих эмоций, вся окружающая
ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с
эмоциями можно с четырехлетнего возраста.
Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из
трех блоков.
Первый блок - «Азбука эмоций» направлен на знакомство детей с базовыми
эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через
ролевые образы; освоение понятийного содержания слов, обозначающих
эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым
состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и
понимание детьми собственных эмоций и других людей; обогащение
представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и
содействия.
Второй блок - «Эмоциональные стратегии межличностного
взаимодействия» направлен на формирование у детей навыков вербального и
невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями
партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого;
моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к
пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор
оптимальных способов поведения; обучение способам вербального и
невербального «поглаживания»; овладение механизмами идентификации,
интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного
взаимодействия.
Третий блок - «Хозяин своих чувств» направлен на обучение детей
эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального
содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному
выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми
способами, конструктивным способам управления собственным поведением и
эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и
саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать
следующие формы и методы:
-комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей
определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося
утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
- оптимизация двигательной деятельности через
организацию физкультурно оздоровительных мероприятий.
Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но
четыре основных компонента в них должны быть обязательными:
1)Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики – поднятие
мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.
2)Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на
психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные
закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.
3)Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во
время ее детям задаются определенные психологические требования. На
остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на
психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры,
развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и
местоположению.
4) Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики
утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.
Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно
взаимосвязаны.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников
необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих
воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать
для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его
полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети
должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в
приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к
личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со
сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений
укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой
особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.
В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта нужно
использовать следующие формы: папки – передвижки, информационные
стенды, консультации психолога, психологические тренинги, беседы,
проекты, групповые родительские собрания и открытые занятия .
Организованная педагогическая работа с детьми и их родителями может
обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже
полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Поэтому дошкольное образовательное учреждение, являющееся начальным
звеном системы образования, имеет свою специфику, определяемую не только
возрастными возможностями, но и условиями жизнедеятельности в них детей.
Современный детский сад, должен стать местом, где ребенок получает
возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного
контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания,
деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание –
вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала
дошкольника.
Список литературы:
1. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы
дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный
университет (МПСУ), 2016. - 757 c.
2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2010.
- 160 c.
3. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь,
эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Академия развития, 2014. - 144 c.
4.Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника.
5.Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/
Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс,
2006.
6.Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и
детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия
7.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для
родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.
8. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет. -
М.: Учитель, 2014. - 204 c.