Напоминание

"Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"


Автор: Кирченко Мария Владимировна
Должность: воспитатель 1 кв.категории
Учебное заведение: МБДОУ №104
Населённый пункт: г. Владимир.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"
Дата публикации: 23.10.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кирченко Мария Владимировна

воспитатель 1 кв.категории

МБДОУ №104 г. Владимир.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

В статье рассматривается развитие эмоционального развития дошкольников.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-

коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие

социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье. Эмоции и чувства направляют детское внимание

на важные события, они готовят детей к определённым действиям и влияют на их

мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, дошкольники не в

состоянии в полной мере понять собственную мотивацию и потребности, а также

эффективно общаться с другими детьми.

Ключевые слова: дошкольник,

эмоции,мотивация,общение,взрослый,социальный и эмоциональный интеллект.

Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом

человеческого общества до момента систематического обучения.

Для этой стадии детства характерны:- максимальная потребность ребенка в

помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

- максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов

потребностей (материальных, духовных, познавательных);

- минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и

чувства направляют детское внимание на важные события, они готовят детей к

определённым действиям и влияют на их мыслительный процесс. Без

эмоционального осознания, дошкольники не в состоянии в полной мере понять

собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с

другими детьми.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Говоря о

личности, мы рассматриваем ее как некий орган в структуре психики индивида,

ответственный за принятие решений и их последствия.

Отсюда становится ясно, что личностью не рождаются, ею становятся. Сама

проблема воспитания личности связана с определенной последовательностью

возникновения структуры психики индивида.

Кто-то должен стать посредником между «хочу» и «надо», желанием и

долгом, внутренними побуждениями и внешним миром. Такую посредническую

функцию в детском мире удостоен осуществлять взрослый.

Поэтому мы, воспитатели, должны научить наших воспитанников умению

регулировать эмоциональное состояние.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО

является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и

чувства принадлежности к своей семье.

Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального

интеллекта, а именно: контролировать свои чувства так, чтобы они не

“переливались через край”; сознательно влиять на свои эмоции; определять

свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; эффективно общаться

с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого

человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов показывают:

1) у детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по

отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;

2) у детей недостаточно выработаны положительные черты характера,

способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;

3) у детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных

ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими

людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному,

физическому, эмоциональному развитию ребенка.

И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и

образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта

детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую

aктуальность.

Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте,

по мнению известных психологов, является весьма прочным и принимает

характер установки. Поэтому перед нами стоит цель: формировать

эмоционально – мотивационную установку дошкольника по отношению к

себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

развивать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в

обществе. Из цели вытекают следующие основные задачи: воспитывать в них

такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление

заботиться о них; развивать адекватную оценочную деятельность,

направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков

окружающих людей; воспитывать интерес к окружающим людям, развивать

чувства понимания и потребности в общении; формировать у детей умения и

навыки практического владения выразительными движениями – мимикой,

жестами, пантомимикой.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и

параллельное развитие четырех основных функций:

1) самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);

2) самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

3) социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);

4) управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение

поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Чувства и эмоции , как и другие психические процессы, проходят на

протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии

эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.

Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами

поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам

начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться

эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к

сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание

человеком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных

отношений).

Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы

«прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро

усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это

формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Таким

образом, главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по

отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова,

поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности ,

обучать способам выражения сочувствия, внимания. Нельзя разрешать ребенку

проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и

тем более подкреплять эти эмоции действиями.

Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном

возрасте являются: сам взрослый, как носитель этих эмоций, вся окружающая

ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с

эмоциями можно с четырехлетнего возраста.

Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из

трех блоков.

Первый блок - «Азбука эмоций» направлен на знакомство детей с базовыми

эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через

ролевые образы; освоение понятийного содержания слов, обозначающих

эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым

состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и

понимание детьми собственных эмоций и других людей; обогащение

представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и

содействия.

Второй блок - «Эмоциональные стратегии межличностного

взаимодействия» направлен на формирование у детей навыков вербального и

невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями

партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого;

моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к

пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор

оптимальных способов поведения; обучение способам вербального и

невербального «поглаживания»; овладение механизмами идентификации,

интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного

взаимодействия.

Третий блок - «Хозяин своих чувств» направлен на обучение детей

эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального

содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному

выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми

способами, конструктивным способам управления собственным поведением и

эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и

саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать

следующие формы и методы:

-комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей

определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося

утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.

- оптимизация двигательной деятельности через

организацию физкультурно оздоровительных мероприятий.

Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но

четыре основных компонента в них должны быть обязательными:

1)Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики – поднятие

мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.

2)Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на

психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные

закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.

3)Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во

время ее детям задаются определенные психологические требования. На

остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на

психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры,

развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и

местоположению.

4) Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики

утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно

взаимосвязаны.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников

необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих

воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать

для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его

полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети

должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в

приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к

личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со

сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений

укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой

особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта нужно

использовать следующие формы: папки – передвижки, информационные

стенды, консультации психолога, психологические тренинги, беседы,

проекты, групповые родительские собрания и открытые занятия .

Организованная педагогическая работа с детьми и их родителями может

обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже

полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Поэтому дошкольное образовательное учреждение, являющееся начальным

звеном системы образования, имеет свою специфику, определяемую не только

возрастными возможностями, но и условиями жизнедеятельности в них детей.

Современный детский сад, должен стать местом, где ребенок получает

возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного

контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.

Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания,

деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание –

вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала

дошкольника.

Список литературы:

1. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы

дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный

университет (МПСУ), 2016. - 757 c.

2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2010.

- 160 c.

3. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь,

эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Академия развития, 2014. - 144 c.

4.Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника.

5.Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/

Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс,

2006.

6.Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и

детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия

7.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для

родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.

8. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет. -

М.: Учитель, 2014. - 204 c.



В раздел образования