Напоминание

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ


Автор: Арутюнова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11
Населённый пункт: Краснодарский край Ленинградский район хутор Куликовский
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дет-

ский сад №11 хутора Куликовский муниципального образования

Ленинградский район

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬ-

НОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯ-

МИ

ВОСПИТАННИКОВ В НОВЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ

УСЛОВИЯХ

Воспитатель:

Арутюнова С.А.

Взаимодействие дошкольной образовательной

организации с семьями воспитанников в новых

социальных условиях.

В настоящее время заметно вырос интерес педагогов и руководителей до-

школьных организаций к работе с семьёй, что обусловлено динамикой разви-

тия социального института семьи в современных условиях модернизации

российского общества. Важнейшим фактором семейного воспитания считает-

ся его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чув-

ствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И.Р.Колтунова, Т.А.Марко-

ва, А.Г.Харчев). Стойкость, постоянство аоспитательных воздействий на де-

тей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отлича-

ют семью от других институтов.

Вопросы влияния семьи на воспитание личности разносторонне освеща-

ются в психолого – педагогических исследованиях:

- семья как форма воспроизводства жизни (Ю.П.Азаров, Л.К.Круглова,

Б.Г.Соколов и др.),

- семья как фактор образованности и развития ребёнка (М.И.Буянова,

Е.А.Волкова, Э.Д.Днепров), семья и воспитание ребёнка в ней (Г.М.Абрамо-

ва, Р.С.Буре, Л.В.Загик, В.С.Мухина и др.),

- культура семьи как фактор становления личности ребёнка (М.С.Каган,

Ц.П.Короленко, А.В.Мудрик, А.С.Спиваковская и др.) и т.д.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической значимо-

стью организационно – методических основ взаимодействия семьи и детско-

го сада, а также современным состоянием в практике ДОО работы в этом ас-

пекте.

Цель исследования –построить модель взаимодействия дошкольной образо-

вательной организации с семьёй с учётом новых социальных условий.

Объект исследования: взаимодействие семьи и дошкольной образователь-

ной организации.

Предмет исследования: процесс взаимодействия дошкольной организации с

семьёй в новых социальных условиях.

Гипотеза исследования построена на том, что процесс взаимодействия ДОО

с семьёй будет протекать эффективно при соблюдении следующих организа-

ционно – методических условий:

приобщение родителей воспитанников ДОО к педагогическому процес-

су;

изучение интересов, мнений и запросов родителей;

организация информационно – просветительской работы;

расширение средств и способов работы с родителями для объединения

усилий в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка;

уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учрежде-

ния;

обеспечение пространства для личного роста участников объединения,

создание особой творческой атмосферы.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследова-

ния были определены его задачи:

1.

Изучить теоретические основы проблемы взаимодействия семьи и

детского сада в новых социальных условиях.

2.

Изучить опыт экспериментального детского сада с семьёй, пробле-

мы семейного воспитания.

3.

Определить организационно – методические условия совершенство-

вания системы организации содержания деятельности дошкольной

организаций по взаимодействию с семьёй с учётом их потребностей.

4.

Смоделировать и частично апробировать программу взаимодействия

ДОО с семьёй.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался

комплекс методов исследования:

- изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источ-

ников;

- анализ и обобщение передовой практики работы дошкольной органи-

зации с семьёй;

- педагогическое наблюдение, письменные и устные опросы.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в

построении структурно – функциональной модели взаимодействия до-

школьной образовательной организации с семьёй.

Которая позволяет выявлять готовность семьи ответить на запросы

дошкольной организации; осуществлять дифференцированный подход

к выбору форм взаимодействия с семьёй, оценивать их результат.

В соответствии с поставленными задачами на первом этапе

исследования изучены теоретические основы проблемы взаимодей-

ствия семьи и детского сада в новых социальных условиях.

Проанализированы современные негативные тенденции в области

семейных образцов и семейных отношений; установлено, что сложно-

сти перехода к новой модели семейных отношений связаны с тем, что

формальные (семейный кодекс, государственная семейная политика) и

неформальные социально культурные ограничители(семейные нормы,

традиции, приоритеты) не соответствуют специфике современной мо-

дели семьи.

Тем не менее, в настоящее время происходит переоценка ценно-

стей, взглядов, и на первое место выходит семья, которая является

необходимой и первостепенной в воспитании личности ребёнка. Это

доказывают исследования, проведённые Т.А.Антоновой, Е.П.Арнауто-

вой, В.П. Дубровой, О.Л.Зверевой и другими. Опираясь на результы ис-

следований, наблюдения массовой практики, можно говорить об акту-

альности проблемы взаимоотношений в социально – психологической

подсистеме «родители – ребёнок», которая определяется, во-первых,

психологическим климатом семьи.

Но эффективность воспитания детей в семье зависит от единства

требований к ребёнку со стороны родителей и педагогов, от форм се-

мейного общения, в которых отчётливо проявляется обоюдный вклад

родителей в воспитании ребёнка, в поддержании стиля взаимодействия,

результирующего в формирование поведения, характерологических

особенностей и самосознания ребёнка.

В конце 90-х – начале 2000 года изменилась позиция родителей:

Они стали активными участниками процесса воспитания детей, в связи

с чем вновь актуальной стала проблема укрепления и развития тесной

связи и взаимодействия детского сада и семьи, что обеспечивает фор-

мирование основ полноценной, гармоничной личности.

Это отмечается и в основных правовых документах, определяю-

щие новые приоритеты развития дошкольного образования.

В основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответ-

ственность родители, а все остальные социальные институты призваны

поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Сегодня педагоги, воспитатели и родители должны рассматривать-

ся как партнёры в рамках целостного процесса социализации ребёнка.

Учитывая актуальность и сложность анализируемой проблемы

Опытно-экспериментальная работа была посвящена изучению

Психолого-педагогических основ взаимодействия ДОО с семьёй. Ис-

следование проводилось в МБДОУ №11 «Светлячок» Ленинградский

район, х.Куликовский Краснодарского края.

Основная цель исследования: определить организационно-методи-

ческие условия успешного взаимодействия ДОО с семьями в новых со-

циальных условиях.

Для достижении поставленной цели и проверки реализации обозначен-

ных задач были использованы следующие методы исследования: изу-

чение опыта работы ДОО, документации, опросы, беседы как с сотруд-

никами ДОО, так и с родителями воспитанников. Анализ проблем, с

которыми сталкивается педагогический коллектив с семьёй, показал,

что все затруднения связаны с отсутствием доверия, взаимопонимания

и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недоста-

точной их педагогической компетентностью.

Столкнувшись с этой проблемой, и попытавшись вскрыть причины

приведшие организацию к такой ситуации. Анализ полученных ре-

зультатов показал, что 75% педагогов желают, чтобы семья понимала

повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала, но как

это реально осуществить на практике, педагоги затрудняются опреде-

лить. Анализ практики работы педагогов и руководителя дошкольной

организации выявил два вида форм совместной работы с семьёй:

Традиционные и нетрадиционные. Однако часто используются стан-

дартные формы работы: родительские собрания, родительские комите-

ты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда

совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей

принимают участие. Нетрадиционные формы проведения мероприятий

фактически не проводятся.

По результатам анализа документации (планирования работы воспита-

телей) было установлено, что основной причиной отсутствия желаемо-

го сотрудничества с родителями является отсутствия ряда профессио-

нальных умений: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные

задачи взаимодействия с семьёй, наполнить их соответствующим со-

держанием, выбрать оптимальные методы; содержание родительских

собраний, консультаций недостаточно дифференцировано. Некоторые

воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают воз-

можности и условия жизни конкретных семей; довольно часто воспита-

тели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы рабо-

ты с семьёй.

На следующем этапе работы для определения перспектив разви-

тия организации, содержания работы и форм организации проводилось

анкетирование родителей, опрос. Родителям была предложена анкета,

результаты анализа которой, позволили определить их отношение к

психолого-педагогической информации и определить основные источ-

ники её получения:

60% родителей в воспитании детей пользуются своей интуицией;

46% пользуются педагогической литературой и литературой по

психологии;

40% обращаются за информацией к воспитателям;

26% обращаются за советом к другим родителям, друзьям.

Результаты беседы с сотрудниками ДОО показали, что коллективу

дошкольной организации в последнее время всё чаще приходится

сталкиваться с рядом негативных тенденций молодых семей: моло-

дые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки

через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.

Всё чаще коллектив сталкивается с проблемой низкого образова-

тельного уровня родителей (25% имею среднее и неполное сред-

нее образование). Родители не владеют в достаточной мере зна-

ниями возрастных и индивидуальных особенностей развития де-

тей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Результаты констатирующего эксперимента дали основания для прове-

дения следующего, формирующего этапа исследования.

Для привлечения родителей к деятельности дошкольной организации

была разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый – актуализация потребностей родителей в образовании соб-

ственного ребёнка;

второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на об-

разовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий – партнёрство педагогов и родителей в деятельности дошколь-

ной организации, в основу которого заложены идеи гуманизации отно-

шений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на лич-

ностно-деятельный подход.

Для реализации этой методики в дошкольной организации использовались

коллективные и индивидуальные формы деятельности.

Внедрение такой методики позволяет создать усложнённую систему ра-

боты с родителями, представленную двумя блоками:

1.

Организация информационно-просветительской деятельности.

2.

Привлечение родителей в общественное правление ДОО.

При составлении плана работы с семьями учитывались социальное по-

ложение, образовательный уровень родителей, их проблемы и запросы.

Новой формой работы стала организация семейного дискуссионного видеоса-

лона. С этой целью были подобраны социальные видеоролики для совместно-

го просмотра. Дискуссионная форма общения с родителями позволяла во-

влечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствовала выра-

ботке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на при-

обретённые навыки и накопленный опыт. Главный принцип взаимодействия –

уважение к позиции и мнения каждого участника.

Результаты завершающего этапа исследования позволили сделать выво-

ды о том, что работа родителей и педагогов в условиях дошкольной организа-

ции приобрела ярко выраженный специфический характер сотрудничества,

так как изменились и содержания и формы взаимоотношений между родите-

лями и работниками дошкольной организации. Это стало возможным благо-

даря целесообразно организованному взаимодействию, направленному на

поэтапное формирование активной педагогической позиции родителей. Реша-

ющим условием положительного направления взаимодействия являются до-

верительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями.

Таким образом, в ходе исследования нашла подтверждение выдвинутая

гипотеза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Азаров

Ю.П.

Семейная

педагогика:

Педагогика

Любви

и

свобо-

ды.М.,1993.

2.

Арнаутова Е.П. Педагогика и семья.-М.: Какрапуз, 2001.-264с.

3.

Вахрушева И.Г., БлиноваЛ.Ф.Путь к успеху. Пособие по работе с ро-

дителями для ДОУ/под общ.ред.И.Г.Вахрушевой.-Казань,2007.

4.

Воспитание дошкольников в семье: вопросы теории и методики/под

ред.Т.А.Марковой.-М.:Педагогика, 1979.-192с.

5.

Давыдова О.И. работа с родителямивДОУ.-М.:Айрис-Пресс, 2006.

6.

ДороноваТ.Н.Взаимодействие

ДОУ

с

родителями.-:,

Линка-

Пресс,2002.

7.

ДороноваТ.Н.Взаимодействие дошкольного учреждения с родителя-

ми//Дошкольное воспитание.-№1, 2004.

8.

Козлова А.В.Работа ДОУ с семьёй.-М:ТЦ «Сфера», 2007.

9.

Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Воспитание без ошибок. Книга для

трудных родителей.-СПб:Издательство: Речь,,2008.

10.Морозова

О.П.Трансформация

социального

института

семьи

в

современных

условиях(региональный

аспект).

Автореферат

дисс.

канд.соц. наук.-Пенза, 1012.

11. Степанова Ю.Б. Трансформация института семьи в современных

российских

условиях:

Автореф.дис.насоиск.учен.степ.канд.соци-

ол.наук.-Саратов: 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Бланк интересов семьи

Мы рады, что Ваш ребёнок в этом году будет посещать группу, работающую

по примерной основной образовательной программе дошкольного образова-

ния «Радуга» , предназначенной для работы с детьми от 2 месяцев до 8

лет,Т.Н.Дороновой. мы очень рассчитываем на сотрудничество с Вами и бу-

дем очень рады, если члены вашей семьи примут активное участие в реализа-

ции программы.

Чтобы мы имели представление о том, как именно Вы хотели бы участвовать

в программе, заполните, пожалуйста, эту анкету, отметив в списке то, что Вас

наиболее привлекает.Спасибо!

Ф.И.О. родителя-------------------------------------------------------------------------------

Имя ребёнка----------------------------------------------------------------------------------

Мне по силам (интересно) принимать участие в следующем.

Посещение родительских собраний.

Образовательную деятельность с детьми в группе.

(Если да, то укажите образовательную деятельность, которая доставит Вам

особое удовольствие: познавательная деятельность, художественное творче-

ство, развивающие игры, музыка, кулинария).

Изготовление или оборудование чего-либо (оборудование игровой пло-

щадки, пошив одежды для кукол и др).

Помощь в организации прогулок (экскурсий – в группах более старше-

го возраста).

Организация праздников.

Придумывание с воспитателями каких-то нововведений в группе.

Подбор дома нужных материалов для работы в центрах активности.

Посещение мероприятий с участием других родителей.

Участие в группе взаимной поддержки.

Другое.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги дет-

ского сада, прожили вместе. Много в этом году было сделано нового, ин-

тересного. Были и трудности.

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше

мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для

общения.

Пожалуйста, внимательно прочитайте приведённые ниже вопросы и от-

метьте выбранный Вами ответ или допишите свой ответ на вопрос.

1.

Считаете ли вы, что Ваш ребёнок с удовольствием посещает дет-

ский сад?

- по настроению,

-да,

-нет.

2. Для чего, по Вашему мнению, ребёнку необходимо ходить в детский

сад?

- ребёнка не с кем оставить дома,

-для подготовки к поступлению в школу,

-для общения со сверстниками,

- для развития способностей,

- другое----------------------------------------------------------------------------------------

3.Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребёнка?

- затруднения в выборе правильного наказания,

- трудности с поведением,

-трудности с организацией свободного времени ребёнка,

- отсутствие друзей у ребёнка,

- другое-----------------------------------------------------------------------------------------

4. Укажите, пожалуйста, источник, из которого вы получаете информацию о

воспитании ребёнка?

- друзья,

- воспитатели детского сада,

- телевидение,

- книги, журналы, газеты,

- другое-----------------------------------------------------------------------------------------

5. Нужна ли Вам помощь в воспитании ребёнка?

- да,

- нет,

- иногда.

6. Какую информацию Вам хотелось бы получать, общаясь с воспитателями

детского сада?

- о рациональном воспитании,

- о психологических особенностях дошкольников,

- об их домашнем досуге,

- о методах воспитания детей,

- о правильной подготовке к школе,

- другое-----------------------------------------------------------------------------------------

7. Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны?

- переписка с воспитателями,

- информационные стенды,

- групповые собрания,

- личные беседы с воспитателями,

- другое----------------------------------------------------------------------------------------

8. Вы предпочитаете, чтобы общение с педагогами происходило:

- в деловой атмосфере,

- за чашкой чая,

- другое----------------------------------------------------------------------------------------

9. Что нового Вы узнали о воспитании детей из общения с педагогами?

- чем занять ребёнка дома,

- как развить творчество ребёнка,

- как преодолеть его непослушание,

- как развить его память и мышление,

- другое-----------------------------------------------------------------------------------------

10. В решении каких вопросов Вы хотели бы получить помощь от педагогов

детского сада?

11. Что Вы хотели пожелать воспитателям дошкольной организации?

Какой вы родитель?

Тест

Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с

детьми (в скобках указывается количество балов).

1.

Сколько раз тебе повторять? (2)

2.

Посоветуй мне, пожалуйста… (1)

3.

Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)

4.

И в кого ты такой уродился?! (2)

5.

Какие у тебя замечательные друзья! (1)

6.

Ну на кого ты похож(а)? (2)

7.

Я в твои годы!.. (2)

8.

Ты моя опора и помощник (ца)! (1)

9.

Ну что за друзья у тебя? (2)

10.О чём ты только думаешь? (2)

11.Какая (ой) ты у меня умница! (1)

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)

13.У всех дети как дети, а ты… (2)

14.Какой ты у меня сообразительный (ая)! (1)

Оценка результатов:

5-7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважа-

ет, ваши отношения способствуют становлению его личности.

8-10 баллов: У Вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонима-

ние его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на

него самого.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его разви-

тие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Анкета

для родителей « Стратегия воспитания ребёнка в семье»

ДА НЕТ ИНОГДА

1.

Создаёте ли Вы у ребёнка уверенность

в том, что его любят, о нём заботятся?

Ласково и нежно разговариваете с ним,

осуществляя тактильный контакт

(обнимать, гладить по голове и т.д).

2.

Всегда ли Вы отзываетесь на потребность

ребёнка в общении, а в случае невозможности,

доброжелательно мотивируете свой отказ

(«Извини, я сейчас не могу этого сделать,

потому что должна закончить приготовление

обеда»)?

3.

Всегда ли заинтересованно, с вниманием

и уважением относитесь к вопросам,

которые задаёт Вам ребёнок, его просьбам

и жалобам. Умеете ли успокоить, помочь

отыскать какие то иные источники утешения?

4.

Говорите ребёнку, что его не любят?

5.

Оставляете ребёнка одного?

6.

Обсуждаете вместе с ребёнком забавные

истории, «критические» ситуации:

кто прав не прав и почему?

7.

Запрещаете ли Вы детям бить и обижать

других ребят, животных, уничтожать

насекомых, бездумно рвать траву,

ломать деревья и кустарники?

8.

Поддерживаете ли Вы любые успехи

ребёнка, его стремление научиться делать

что-то, помогаете оценивать достигнутые

результаты?

9.

Предоставляете ли ребёнку право выбора?

Анкета

Создание безопасного климата в семье

Ответьте на вопросы: да, нет, иногда.

_ Следите ли Вы за статьями в журналах, программах по ТV и интернету на

тему о воспитании? Читаете ли вы время от времени книги на эту тему?

_ Ваш ребёнок совершил проступок. Задумаетесь ли Вы в таком случае, не

является ли его поведение результатом вашего воспитания?

_ Единодушны ли Вы с супругом в воспитании детей?

_ Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли Вы её, даже если

при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

_ Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это

действительно необходимо?

_ Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педаго-

гических принципов?

_ Сознаёте ли Вы среда, окружающая ребёнка, оказывает на него суще-

ственное влияние?

_ Признаёте ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для

гармоничного развития ребёнка?

_ Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чём-либо своего ребёнка?

_ Неприятно ли вам «отделываться» от ребёнка фразой типа «У меня нет

времени» или «Подождите, пока я закончу работу»?

А теперь подсчитайте очки:

Да – 2 очка

Иногда – 1 очко

Нет – 0

Менее 6 очков: О настоящем воспитании вы имеете весьма смутное пред-

ставление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не упо-

вать на эту поговорку и, не мешкая, заняться повышением своего образова-

ния в этой области.

От 7 до 14 очков: Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но всё же

кое в чём над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы заду-

маться. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвя-

тить детям, забыв на время приятелей и производственные, а также до-

машние проблемы.и, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков: Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязан-

ностями. И, тем не менее, вам ещё необходимо кое – что улучшить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План взаимодействия ДОО с семьёй

План взаимодействия ДОО с семьёй.

Цель: развитие педагогического сотрудничества с родителями воспитанни-

ков. Включение семьи в образовательное пространство ДОО.

Анкетирование родителей (уровень

удовлетворённости взаимодействием

с ДОО)

2018г.

Воспитатели всех воз-

растных групп

Консультация «Совершенствование

взаимодействия педагога и роди-

телей как фактор психологического

комфорта ребёнка в семье и д/с»

2018г.

Воспитатели всех воз-

растных групп. Родите-

ли.

Семинар – практикум «Особенности

взаимодействия взрослого и ребёнка

в совместной деятельности»

2018г.

Воспитатель старшей

группы

Участие родителей различных про-

фессий в игровых проектах в дет-

ском саду.

2018-

2019г.

Воспитатели всех воз-

растных групп. Родите-

ли.

Презентация семейных проектов

2018г.

Воспитатели всех воз-

растных групп. Родите-

ли.

Конкурс «Семья года» по активному

участию семьи в жизни детского

сада.

2019г.

Заведующий ДОО. Роди-

тели.

Участие в общесадовском проекте

«Наш любимый детский сад»

2019г.

Все педагоги. Родители.

Круглый стол «Метод проектов, как

средство повышения качества взаи-

модействия ДОО и семьи»

2019г.

Все педагоги. Родители.

Совет педагогов и родителей «Взаи-

модействие с родителями : от со-

трудничества к партнёрству. Итоги и

перспективы»

2019г.

Все педагоги и родители

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПАМЯТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЕТИ УЧАТСЯ У ЖИЗНИ (памятка старшим)

Если ребёнка часто критикуют, он учится ненавидеть.

Если его часто упрекают, у него возникает комплекс вины.

Если высмеивают – становится замкнутым.

Ваша невежливость выращивает его грубость.

Ваша несправедливость – его нечестность.

Ничто так не подрывает уважение к старшим как невыполненное обещание

или обман.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится быть терпимым к другим и ему

не грозит одиночество и беззащитность.

Если его часто подбадривают, учится верить в себя.

Если не забывают одобрять его хорошие поступки и мысли, учится ценить

себя и быть благодарным.

Если растёт в дружелюбии, научится находить дружбу и любовь.

ПЕДАГОГИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне:

«Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он

есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы

живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сего-

дняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого

другого человека.

Я принимаю ребёнка….

Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, про-

щаю.

Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его лю-

блю.

Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его лю-

бить, и тем своём я возвышаюсь в духе своём».



В раздел образования