Автор: Арутюнова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11
Населённый пункт: Краснодарский край Ленинградский район хутор Куликовский
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дет-
ский сад №11 хутора Куликовский муниципального образования
Ленинградский район
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬ-
НОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯ-
МИ
ВОСПИТАННИКОВ В НОВЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ
Воспитатель:
Арутюнова С.А.
Взаимодействие дошкольной образовательной
организации с семьями воспитанников в новых
социальных условиях.
В настоящее время заметно вырос интерес педагогов и руководителей до-
школьных организаций к работе с семьёй, что обусловлено динамикой разви-
тия социального института семьи в современных условиях модернизации
российского общества. Важнейшим фактором семейного воспитания считает-
ся его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чув-
ствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И.Р.Колтунова, Т.А.Марко-
ва, А.Г.Харчев). Стойкость, постоянство аоспитательных воздействий на де-
тей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отлича-
ют семью от других институтов.
Вопросы влияния семьи на воспитание личности разносторонне освеща-
ются в психолого – педагогических исследованиях:
- семья как форма воспроизводства жизни (Ю.П.Азаров, Л.К.Круглова,
Б.Г.Соколов и др.),
- семья как фактор образованности и развития ребёнка (М.И.Буянова,
Е.А.Волкова, Э.Д.Днепров), семья и воспитание ребёнка в ней (Г.М.Абрамо-
ва, Р.С.Буре, Л.В.Загик, В.С.Мухина и др.),
- культура семьи как фактор становления личности ребёнка (М.С.Каган,
Ц.П.Короленко, А.В.Мудрик, А.С.Спиваковская и др.) и т.д.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической значимо-
стью организационно – методических основ взаимодействия семьи и детско-
го сада, а также современным состоянием в практике ДОО работы в этом ас-
пекте.
Цель исследования –построить модель взаимодействия дошкольной образо-
вательной организации с семьёй с учётом новых социальных условий.
Объект исследования: взаимодействие семьи и дошкольной образователь-
ной организации.
Предмет исследования: процесс взаимодействия дошкольной организации с
семьёй в новых социальных условиях.
Гипотеза исследования построена на том, что процесс взаимодействия ДОО
с семьёй будет протекать эффективно при соблюдении следующих организа-
ционно – методических условий:
приобщение родителей воспитанников ДОО к педагогическому процес-
су;
изучение интересов, мнений и запросов родителей;
организация информационно – просветительской работы;
расширение средств и способов работы с родителями для объединения
усилий в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учрежде-
ния;
обеспечение пространства для личного роста участников объединения,
создание особой творческой атмосферы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследова-
ния были определены его задачи:
1.
Изучить теоретические основы проблемы взаимодействия семьи и
детского сада в новых социальных условиях.
2.
Изучить опыт экспериментального детского сада с семьёй, пробле-
мы семейного воспитания.
3.
Определить организационно – методические условия совершенство-
вания системы организации содержания деятельности дошкольной
организаций по взаимодействию с семьёй с учётом их потребностей.
4.
Смоделировать и частично апробировать программу взаимодействия
ДОО с семьёй.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался
комплекс методов исследования:
- изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источ-
ников;
- анализ и обобщение передовой практики работы дошкольной органи-
зации с семьёй;
- педагогическое наблюдение, письменные и устные опросы.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в
построении структурно – функциональной модели взаимодействия до-
школьной образовательной организации с семьёй.
Которая позволяет выявлять готовность семьи ответить на запросы
дошкольной организации; осуществлять дифференцированный подход
к выбору форм взаимодействия с семьёй, оценивать их результат.
В соответствии с поставленными задачами на первом этапе
исследования изучены теоретические основы проблемы взаимодей-
ствия семьи и детского сада в новых социальных условиях.
Проанализированы современные негативные тенденции в области
семейных образцов и семейных отношений; установлено, что сложно-
сти перехода к новой модели семейных отношений связаны с тем, что
формальные (семейный кодекс, государственная семейная политика) и
неформальные социально культурные ограничители(семейные нормы,
традиции, приоритеты) не соответствуют специфике современной мо-
дели семьи.
Тем не менее, в настоящее время происходит переоценка ценно-
стей, взглядов, и на первое место выходит семья, которая является
необходимой и первостепенной в воспитании личности ребёнка. Это
доказывают исследования, проведённые Т.А.Антоновой, Е.П.Арнауто-
вой, В.П. Дубровой, О.Л.Зверевой и другими. Опираясь на результы ис-
следований, наблюдения массовой практики, можно говорить об акту-
альности проблемы взаимоотношений в социально – психологической
подсистеме «родители – ребёнок», которая определяется, во-первых,
психологическим климатом семьи.
Но эффективность воспитания детей в семье зависит от единства
требований к ребёнку со стороны родителей и педагогов, от форм се-
мейного общения, в которых отчётливо проявляется обоюдный вклад
родителей в воспитании ребёнка, в поддержании стиля взаимодействия,
результирующего в формирование поведения, характерологических
особенностей и самосознания ребёнка.
В конце 90-х – начале 2000 года изменилась позиция родителей:
Они стали активными участниками процесса воспитания детей, в связи
с чем вновь актуальной стала проблема укрепления и развития тесной
связи и взаимодействия детского сада и семьи, что обеспечивает фор-
мирование основ полноценной, гармоничной личности.
Это отмечается и в основных правовых документах, определяю-
щие новые приоритеты развития дошкольного образования.
В основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответ-
ственность родители, а все остальные социальные институты призваны
поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Сегодня педагоги, воспитатели и родители должны рассматривать-
ся как партнёры в рамках целостного процесса социализации ребёнка.
Учитывая актуальность и сложность анализируемой проблемы
Опытно-экспериментальная работа была посвящена изучению
Психолого-педагогических основ взаимодействия ДОО с семьёй. Ис-
следование проводилось в МБДОУ №11 «Светлячок» Ленинградский
район, х.Куликовский Краснодарского края.
Основная цель исследования: определить организационно-методи-
ческие условия успешного взаимодействия ДОО с семьями в новых со-
циальных условиях.
Для достижении поставленной цели и проверки реализации обозначен-
ных задач были использованы следующие методы исследования: изу-
чение опыта работы ДОО, документации, опросы, беседы как с сотруд-
никами ДОО, так и с родителями воспитанников. Анализ проблем, с
которыми сталкивается педагогический коллектив с семьёй, показал,
что все затруднения связаны с отсутствием доверия, взаимопонимания
и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недоста-
точной их педагогической компетентностью.
Столкнувшись с этой проблемой, и попытавшись вскрыть причины
приведшие организацию к такой ситуации. Анализ полученных ре-
зультатов показал, что 75% педагогов желают, чтобы семья понимала
повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала, но как
это реально осуществить на практике, педагоги затрудняются опреде-
лить. Анализ практики работы педагогов и руководителя дошкольной
организации выявил два вида форм совместной работы с семьёй:
Традиционные и нетрадиционные. Однако часто используются стан-
дартные формы работы: родительские собрания, родительские комите-
ты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда
совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей
принимают участие. Нетрадиционные формы проведения мероприятий
фактически не проводятся.
По результатам анализа документации (планирования работы воспита-
телей) было установлено, что основной причиной отсутствия желаемо-
го сотрудничества с родителями является отсутствия ряда профессио-
нальных умений: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные
задачи взаимодействия с семьёй, наполнить их соответствующим со-
держанием, выбрать оптимальные методы; содержание родительских
собраний, консультаций недостаточно дифференцировано. Некоторые
воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают воз-
можности и условия жизни конкретных семей; довольно часто воспита-
тели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы рабо-
ты с семьёй.
На следующем этапе работы для определения перспектив разви-
тия организации, содержания работы и форм организации проводилось
анкетирование родителей, опрос. Родителям была предложена анкета,
результаты анализа которой, позволили определить их отношение к
психолого-педагогической информации и определить основные источ-
ники её получения:
60% родителей в воспитании детей пользуются своей интуицией;
46% пользуются педагогической литературой и литературой по
психологии;
40% обращаются за информацией к воспитателям;
26% обращаются за советом к другим родителям, друзьям.
Результаты беседы с сотрудниками ДОО показали, что коллективу
дошкольной организации в последнее время всё чаще приходится
сталкиваться с рядом негативных тенденций молодых семей: моло-
дые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки
через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.
Всё чаще коллектив сталкивается с проблемой низкого образова-
тельного уровня родителей (25% имею среднее и неполное сред-
нее образование). Родители не владеют в достаточной мере зна-
ниями возрастных и индивидуальных особенностей развития де-
тей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Результаты констатирующего эксперимента дали основания для прове-
дения следующего, формирующего этапа исследования.
Для привлечения родителей к деятельности дошкольной организации
была разработана специальная методика, которая включает три этапа:
первый – актуализация потребностей родителей в образовании соб-
ственного ребёнка;
второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на об-
разовательные услуги в дошкольном учреждении;
третий – партнёрство педагогов и родителей в деятельности дошколь-
ной организации, в основу которого заложены идеи гуманизации отно-
шений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на лич-
ностно-деятельный подход.
Для реализации этой методики в дошкольной организации использовались
коллективные и индивидуальные формы деятельности.
Внедрение такой методики позволяет создать усложнённую систему ра-
боты с родителями, представленную двумя блоками:
1.
Организация информационно-просветительской деятельности.
2.
Привлечение родителей в общественное правление ДОО.
При составлении плана работы с семьями учитывались социальное по-
ложение, образовательный уровень родителей, их проблемы и запросы.
Новой формой работы стала организация семейного дискуссионного видеоса-
лона. С этой целью были подобраны социальные видеоролики для совместно-
го просмотра. Дискуссионная форма общения с родителями позволяла во-
влечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствовала выра-
ботке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на при-
обретённые навыки и накопленный опыт. Главный принцип взаимодействия –
уважение к позиции и мнения каждого участника.
Результаты завершающего этапа исследования позволили сделать выво-
ды о том, что работа родителей и педагогов в условиях дошкольной организа-
ции приобрела ярко выраженный специфический характер сотрудничества,
так как изменились и содержания и формы взаимоотношений между родите-
лями и работниками дошкольной организации. Это стало возможным благо-
даря целесообразно организованному взаимодействию, направленному на
поэтапное формирование активной педагогической позиции родителей. Реша-
ющим условием положительного направления взаимодействия являются до-
верительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями.
Таким образом, в ходе исследования нашла подтверждение выдвинутая
гипотеза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Азаров
Ю.П.
Семейная
педагогика:
Педагогика
Любви
и
свобо-
ды.М.,1993.
2.
Арнаутова Е.П. Педагогика и семья.-М.: Какрапуз, 2001.-264с.
3.
Вахрушева И.Г., БлиноваЛ.Ф.Путь к успеху. Пособие по работе с ро-
дителями для ДОУ/под общ.ред.И.Г.Вахрушевой.-Казань,2007.
4.
Воспитание дошкольников в семье: вопросы теории и методики/под
ред.Т.А.Марковой.-М.:Педагогика, 1979.-192с.
5.
Давыдова О.И. работа с родителямивДОУ.-М.:Айрис-Пресс, 2006.
6.
ДороноваТ.Н.Взаимодействие
ДОУ
с
родителями.-:,
Линка-
Пресс,2002.
7.
ДороноваТ.Н.Взаимодействие дошкольного учреждения с родителя-
ми//Дошкольное воспитание.-№1, 2004.
8.
Козлова А.В.Работа ДОУ с семьёй.-М:ТЦ «Сфера», 2007.
9.
Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Воспитание без ошибок. Книга для
трудных родителей.-СПб:Издательство: Речь,,2008.
10.Морозова
О.П.Трансформация
социального
института
семьи
в
современных
условиях(региональный
аспект).
Автореферат
дисс.
канд.соц. наук.-Пенза, 1012.
11. Степанова Ю.Б. Трансформация института семьи в современных
российских
условиях:
Автореф.дис.насоиск.учен.степ.канд.соци-
ол.наук.-Саратов: 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Бланк интересов семьи
Мы рады, что Ваш ребёнок в этом году будет посещать группу, работающую
по примерной основной образовательной программе дошкольного образова-
ния «Радуга» , предназначенной для работы с детьми от 2 месяцев до 8
лет,Т.Н.Дороновой. мы очень рассчитываем на сотрудничество с Вами и бу-
дем очень рады, если члены вашей семьи примут активное участие в реализа-
ции программы.
Чтобы мы имели представление о том, как именно Вы хотели бы участвовать
в программе, заполните, пожалуйста, эту анкету, отметив в списке то, что Вас
наиболее привлекает.Спасибо!
Ф.И.О. родителя-------------------------------------------------------------------------------
Имя ребёнка----------------------------------------------------------------------------------
Мне по силам (интересно) принимать участие в следующем.
Посещение родительских собраний.
Образовательную деятельность с детьми в группе.
(Если да, то укажите образовательную деятельность, которая доставит Вам
особое удовольствие: познавательная деятельность, художественное творче-
ство, развивающие игры, музыка, кулинария).
Изготовление или оборудование чего-либо (оборудование игровой пло-
щадки, пошив одежды для кукол и др).
Помощь в организации прогулок (экскурсий – в группах более старше-
го возраста).
Организация праздников.
Придумывание с воспитателями каких-то нововведений в группе.
Подбор дома нужных материалов для работы в центрах активности.
Посещение мероприятий с участием других родителей.
Участие в группе взаимной поддержки.
Другое.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги дет-
ского сада, прожили вместе. Много в этом году было сделано нового, ин-
тересного. Были и трудности.
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше
мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для
общения.
Пожалуйста, внимательно прочитайте приведённые ниже вопросы и от-
метьте выбранный Вами ответ или допишите свой ответ на вопрос.
1.
Считаете ли вы, что Ваш ребёнок с удовольствием посещает дет-
ский сад?
- по настроению,
-да,
-нет.
2. Для чего, по Вашему мнению, ребёнку необходимо ходить в детский
сад?
- ребёнка не с кем оставить дома,
-для подготовки к поступлению в школу,
-для общения со сверстниками,
- для развития способностей,
- другое----------------------------------------------------------------------------------------
3.Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребёнка?
- затруднения в выборе правильного наказания,
- трудности с поведением,
-трудности с организацией свободного времени ребёнка,
- отсутствие друзей у ребёнка,
- другое-----------------------------------------------------------------------------------------
4. Укажите, пожалуйста, источник, из которого вы получаете информацию о
воспитании ребёнка?
- друзья,
- воспитатели детского сада,
- телевидение,
- книги, журналы, газеты,
- другое-----------------------------------------------------------------------------------------
5. Нужна ли Вам помощь в воспитании ребёнка?
- да,
- нет,
- иногда.
6. Какую информацию Вам хотелось бы получать, общаясь с воспитателями
детского сада?
- о рациональном воспитании,
- о психологических особенностях дошкольников,
- об их домашнем досуге,
- о методах воспитания детей,
- о правильной подготовке к школе,
- другое-----------------------------------------------------------------------------------------
7. Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны?
- переписка с воспитателями,
- информационные стенды,
- групповые собрания,
- личные беседы с воспитателями,
- другое----------------------------------------------------------------------------------------
8. Вы предпочитаете, чтобы общение с педагогами происходило:
- в деловой атмосфере,
- за чашкой чая,
- другое----------------------------------------------------------------------------------------
9. Что нового Вы узнали о воспитании детей из общения с педагогами?
- чем занять ребёнка дома,
- как развить творчество ребёнка,
- как преодолеть его непослушание,
- как развить его память и мышление,
- другое-----------------------------------------------------------------------------------------
10. В решении каких вопросов Вы хотели бы получить помощь от педагогов
детского сада?
11. Что Вы хотели пожелать воспитателям дошкольной организации?
Какой вы родитель?
Тест
Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с
детьми (в скобках указывается количество балов).
1.
Сколько раз тебе повторять? (2)
2.
Посоветуй мне, пожалуйста… (1)
3.
Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)
4.
И в кого ты такой уродился?! (2)
5.
Какие у тебя замечательные друзья! (1)
6.
Ну на кого ты похож(а)? (2)
7.
Я в твои годы!.. (2)
8.
Ты моя опора и помощник (ца)! (1)
9.
Ну что за друзья у тебя? (2)
10.О чём ты только думаешь? (2)
11.Какая (ой) ты у меня умница! (1)
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)
13.У всех дети как дети, а ты… (2)
14.Какой ты у меня сообразительный (ая)! (1)
Оценка результатов:
5-7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважа-
ет, ваши отношения способствуют становлению его личности.
8-10 баллов: У Вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонима-
ние его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на
него самого.
11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его разви-
тие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Анкета
для родителей « Стратегия воспитания ребёнка в семье»
ДА НЕТ ИНОГДА
1.
Создаёте ли Вы у ребёнка уверенность
в том, что его любят, о нём заботятся?
Ласково и нежно разговариваете с ним,
осуществляя тактильный контакт
(обнимать, гладить по голове и т.д).
2.
Всегда ли Вы отзываетесь на потребность
ребёнка в общении, а в случае невозможности,
доброжелательно мотивируете свой отказ
(«Извини, я сейчас не могу этого сделать,
потому что должна закончить приготовление
обеда»)?
3.
Всегда ли заинтересованно, с вниманием
и уважением относитесь к вопросам,
которые задаёт Вам ребёнок, его просьбам
и жалобам. Умеете ли успокоить, помочь
отыскать какие то иные источники утешения?
4.
Говорите ребёнку, что его не любят?
5.
Оставляете ребёнка одного?
6.
Обсуждаете вместе с ребёнком забавные
истории, «критические» ситуации:
кто прав не прав и почему?
7.
Запрещаете ли Вы детям бить и обижать
других ребят, животных, уничтожать
насекомых, бездумно рвать траву,
ломать деревья и кустарники?
8.
Поддерживаете ли Вы любые успехи
ребёнка, его стремление научиться делать
что-то, помогаете оценивать достигнутые
результаты?
9.
Предоставляете ли ребёнку право выбора?
Анкета
Создание безопасного климата в семье
Ответьте на вопросы: да, нет, иногда.
_ Следите ли Вы за статьями в журналах, программах по ТV и интернету на
тему о воспитании? Читаете ли вы время от времени книги на эту тему?
_ Ваш ребёнок совершил проступок. Задумаетесь ли Вы в таком случае, не
является ли его поведение результатом вашего воспитания?
_ Единодушны ли Вы с супругом в воспитании детей?
_ Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли Вы её, даже если
при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
_ Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это
действительно необходимо?
_ Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педаго-
гических принципов?
_ Сознаёте ли Вы среда, окружающая ребёнка, оказывает на него суще-
ственное влияние?
_ Признаёте ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для
гармоничного развития ребёнка?
_ Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чём-либо своего ребёнка?
_ Неприятно ли вам «отделываться» от ребёнка фразой типа «У меня нет
времени» или «Подождите, пока я закончу работу»?
А теперь подсчитайте очки:
Да – 2 очка
Иногда – 1 очко
Нет – 0
Менее 6 очков: О настоящем воспитании вы имеете весьма смутное пред-
ставление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не упо-
вать на эту поговорку и, не мешкая, заняться повышением своего образова-
ния в этой области.
От 7 до 14 очков: Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но всё же
кое в чём над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы заду-
маться. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвя-
тить детям, забыв на время приятелей и производственные, а также до-
машние проблемы.и, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков: Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязан-
ностями. И, тем не менее, вам ещё необходимо кое – что улучшить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План взаимодействия ДОО с семьёй
План взаимодействия ДОО с семьёй.
Цель: развитие педагогического сотрудничества с родителями воспитанни-
ков. Включение семьи в образовательное пространство ДОО.
Анкетирование родителей (уровень
удовлетворённости взаимодействием
с ДОО)
2018г.
Воспитатели всех воз-
растных групп
Консультация «Совершенствование
взаимодействия педагога и роди-
телей как фактор психологического
комфорта ребёнка в семье и д/с»
2018г.
Воспитатели всех воз-
растных групп. Родите-
ли.
Семинар – практикум «Особенности
взаимодействия взрослого и ребёнка
в совместной деятельности»
2018г.
Воспитатель старшей
группы
Участие родителей различных про-
фессий в игровых проектах в дет-
ском саду.
2018-
2019г.
Воспитатели всех воз-
растных групп. Родите-
ли.
Презентация семейных проектов
2018г.
Воспитатели всех воз-
растных групп. Родите-
ли.
Конкурс «Семья года» по активному
участию семьи в жизни детского
сада.
2019г.
Заведующий ДОО. Роди-
тели.
Участие в общесадовском проекте
«Наш любимый детский сад»
2019г.
Все педагоги. Родители.
Круглый стол «Метод проектов, как
средство повышения качества взаи-
модействия ДОО и семьи»
2019г.
Все педагоги. Родители.
Совет педагогов и родителей «Взаи-
модействие с родителями : от со-
трудничества к партнёрству. Итоги и
перспективы»
2019г.
Все педагоги и родители
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПАМЯТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕТИ УЧАТСЯ У ЖИЗНИ (памятка старшим)
Если ребёнка часто критикуют, он учится ненавидеть.
Если его часто упрекают, у него возникает комплекс вины.
Если высмеивают – становится замкнутым.
Ваша невежливость выращивает его грубость.
Ваша несправедливость – его нечестность.
Ничто так не подрывает уважение к старшим как невыполненное обещание
или обман.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится быть терпимым к другим и ему
не грозит одиночество и беззащитность.
Если его часто подбадривают, учится верить в себя.
Если не забывают одобрять его хорошие поступки и мысли, учится ценить
себя и быть благодарным.
Если растёт в дружелюбии, научится находить дружбу и любовь.
ПЕДАГОГИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне:
«Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он
есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы
живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сего-
дняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого
другого человека.
Я принимаю ребёнка….
Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, про-
щаю.
Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его лю-
блю.
Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его лю-
бить, и тем своём я возвышаюсь в духе своём».