Напоминание

«Формирование навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения».


Автор: Юпатова Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония" г.Пензы
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств «Гармония» г.Пензы.

Методическая разработка

на тему:

«Формирование навыков чтения нот с листа

на начальном этапе обучения».

Работа

преподавателя по классу фортепиано

МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Пензы

Юпатовой Т.Г.

Пенза, 2018

Формирование навыков чтения с нот с листа связано с последовательным

решением

целого

комплекса

практических

и

педагогических

задач.

При

регулярных

занятиях

чтением

с

листа

расширяется

музыкальный

кругозор

учащихся,

развивается

музыкальный

слух,

мышление,

облегчается

задача

организации пианистического аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка

на клавиатуре, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база

для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле.

Вопросы чтения с листа возникают остро тогда, когда педагог видит, как

порой

долго

и

мучительно

разбираются

и

выучиваются

учениками

пьесы.

Сколько

раздражения

и

негативных

эмоций

появляется

у

них,

когда

юные

музыканты сталкиваются с трудностями разбора нотного текста. Дело в том, что

обычно ученики видят лишь отдельно стоящие ноты и зрительно не понимают в

полном объеме тот материал, который им предлагается. Чтение с листа нотного

текста можно сравнить с чтением в школе. Когда мы читаем, то видим не

отдельные буквы, а слова, словосочетания, предложения и даже охватываем

взглядом

небольшой

отрывок

текста

и

понимаем

его

содержание.

Все

это

достигается путем чтения стихотворений, рассказов и чем больше, тем лучше.

Чем больше читаешь, тем увеличивается скорость чтения.

В музыке всё то же самое. В нотных произведениях существуют мотивы,

фразы, предложения, и музыкант должен научиться ими мыслить. В настоящее

время в музыкальной школе предмет называется «специальность и чтение с

листа», а раньше назывался просто «специальность». Значит, проблема чтения

нот

стоит

на

особом

месте.

Любому

педагогу,

да

и

музыканту,

понятно,

свободное чтение с листа – это интересный, приятный процесс обучения, а не

трудная и «мучительная» работа. Навык свободного чтения с листа позволяет

ученику самостоятельно знакомиться с различными произведениями классики и

эстрады.

Ученик

легче

овладевает

навыками

ансамблевой

игры

и

аккомпанемента. Но самое главное – процесс обучения становится гораздо легче

и развивает у учеников интерес к занятиям и любовь к музыке.

1

С чего же начинается формирование навыков чтения нот с листа? Со

знакомства

с

музыкальным

алфавитом.

Можно

использовать

3

круга

музыкального алфавита:

- первый круг – это 7 нотных последовательно расположенных по порядку,

где каждая из 7 нот может являться первой;

-

вт о р о й

к р у г

м у з ы к а л ь н о го

а л ф а в и т а

э т о

« т е р ц о в ы е

последовательности», где каждая из нот может быть первой;

- третий круг – это «квартовые» последовательности, где так же каждая из

нот может быть первой.

Все

эти

последовательности

нужно

проговаривать

с

учащимися

и

проигрывать на клавиатуре каждую клавишу.

Действия,

связанные

с

моторикой,

являются

наиболее

элементарным

звеном

формирования

навыков

чтения

нот

с

листа.

Формирование

такой

ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры,

начинается,

в

процессе

изучения

гамм

и

упражнений.

Гамму

надо

сыграть

приемом non legato в одну октаву, а затем сыграть разными штрихами, не глядя

на руки. Лучше всего выбрать гамму с использованием черных клавиш таких

как: ре, ля, си мажор, а позже минорные: до, соль, ре. Именно черные клавиши

будут служить надежным ориентиром для пальцев. Когда ребенок не смотрит на

руки, он концентрирует свое внимание на звучании и артикуляции.

С самых первых уроков идет освоение нотной графики с изучением 2-х

ключей

одновременно,

причем

пронумеровываем

каждую

линейку

и

в

скрипичном и в басовом ключе цифрами 1, 2, 3, 4 и 5. Дополнительная линейка

ноты

«до»

1-й

октавы

получили

номер

ноль.

Вопреки

традиции,

линейки

басового ключа считаются сверху вниз.

Можно дать ученику задание: найди и сыграй клавишу, которая пишется на

4-й линейке в скрипичном ключе; на 1-й линейке в басовом ключе; нулевая

линейка правой рукой: между пятой и четвертой в басовом ключе левой руки

одновременно. А теперь сыграй «фа» 2-й октавы и скажи, на какой линейке она

2

пишется; клавишу «ми» малой октавы и назови ее месторасположение на нотном

стане.

Игра по нотам представляет для ребенка новые трудности. Целесообразно

свести круг проблем до минимума. Игра на начальном этапе одним пальцем

позволяет сконцентрировать внимание на правильном извлечении звука, пьесы

не должны быть сложными, играть ребенок должен глядя в ноты.

Давая ученику пьеску для чтения нот педагог должен спросить: «С какой

ноты ты начнешь игру? Твоя задача смотреть в ноты, определять куда и как

движется мелодия: скачкообразно, поступательным движением вверх или вниз».

Известно,

что

метроритмические

навыки

развиваются

у

детей

гораздо

быстрее и легче, чем навыки звуковысотности, поэтому некоторые педагоги не

уделяют метроритмическому воспитанию достаточного внимания.

Для

того,

чтобы

учащимся

было

легко

ориентироваться

в

ритме,

не

создавались ритмические трудности при чтении нот с листа, целесообразно

применять

специальные

ритмические

упражнения,

вычленяя

и

отдельно

прорабатывая соотношения ритмических фигур.

На

начальном

этапе

обучения

достаточно

двух

ритмических

фигур

(половинной и две четверти, или четверть и две восьмые). Например, - если я

буду

шагать

четвертными

длительностями,

а

ты

восьмыми,

во

сколько

раз

быстрее ты должен двигаться? Давай проиграем: ты восьмыми, а я четвертными,

а потом можно поменяться.

Начинать непосредственно чтение произведений с листа в начале обучения

целесообразно с облегчения задачи – с прочтения мелодии (воспроизведения

хлопками, голосом). Возможно так же использовать специальные упражнения:

- преподаватель играет пьесу, а ученик проговаривает вслух ноты.

- преподаватель начинает играть фразу, ученик продолжает ее, называя

вслух ноты, но не прерывая движения.

Таким образом, вырабатывается умение внимательно следить по нотам и

«смотреть - слышать» вперед.

3

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста,

немаловажную

роль

играет

так

называемые

фотографирование.

Ученику

показывают отрезок текста (мотив, фраза, предложение), которой он должен

заполнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения

ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. Очень полезно на всех

этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра

приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые не доступны

ему

в

сольном

исполнении,

дисциплинируют

волю,

тренирует

внимание,

помогает ощутить метроритмическое движение музыки.

Развивая навыки чтения с листа, которые играют большую роль в разборе и

разучивании пьес, хотелось бы подчеркнуть роль мышления в этом процессе

складывания

отдельных

звуков

в

единый

способ

исполнения,

хотя

бы

небольшого отрывка музыки. Следует с первых шагов добиваться, чтобы ученик

видел нотный текст группами по две-три-четыре ноты, в зависимости от того,

как они укладываются в мотивы, такты или слова.

Предположим, что ученик будет разбирать эту песенку самостоятельно.

Процесс

разбора

будет

следующим:

определение

ноты,

поиск

клавиши

и

извлечение звука. Но этот цикл будет повторяться на каждой ноте (даже если они

и

одинаковые).

При

этом

теряется

мелодическая

цепочка,

ритмическая

пульсация, а, может быть, даже интерес и терпение у ученика. А с помощью

педагога это будет выглядеть немного иначе.

Педагог просит назвать первые три нотки.

Ученик отвечает: «фа, фа, ми».

Затем педагог просит сыграть их.

4

Учащийся это делает свободно.

Далее педагог говорит: «Назови следующие три ноты».

Ученик называет их: «ре, ре, до».

«А теперь сыграй их!»

И ученик воспроизводит их на клавиатуре.

«А теперь сыграй целиком!».

Затем можно попросить сыграть и спеть. А потом сыграть без пения и

послушать, как звучит песенка.

Таким

образом,

в

первом

случае,

когда

ребенок

разбирал

сам,

ему

недоставало осмысленности и понимания коротких мотивов. Во втором случае,

вместе

с

педагогом

повысился

слуховой

контроль,

появилась

цельность

исполнения благодаря формированию контуров фразировки. Закрепить метод

групповой читки можно, разучив еще две-три пьески на уроке.

В пьесе «Дождик» нужно складывать группу по четыре такта. А пьесу

«Петушок» можно сыграть с первого раза целиком, благодаря тому, что в левой

руке всего две нотки, а в правой руке все ноты одинаковые.

Что касается домашнего задания, то наряду с закреплением пройденных

песенок обязательно включить читку новой пьесы такого же уровня трудности.

5

Следующим этапом в развитии чтения с листа является непрерывность

чтения нот, т.е. навыка непрерывного внимания. Как только ученик усвоил ноты,

простой ритм, можно включить игру легких пьес в четыре руки с педагогом.

Надо

добиваться

длительной

концентрации

внимания,

непрерывности

мышления,

идущего

немного

впереди

движения

рук.

Здесь

очень

важно

подобрать

правильный

материал,

где

партия

ученика

должна

быть

очень

простой, удобной в расположении, а партия педагога представляет ровный пульс,

заменяя ученику счет.

Для

чтения

с

листа

в

четыре

руки

можно

пользоваться

пьесами

из

различных сборников для начального обучения, в которых представлены легкие

ансамбли. Например:

6

Переходить

к

более

трудным

пьесам

следует

не

раньше,

чем

будет

основательно закреплен предыдущий материал. Усложнение задач должно быть

почти незаметным для ученика.

Постепенно

формируется

«групповое

представление»,

т.е.

комплексное

восприятие текста. Это когда чтение группами нот дополняется непрерывностью

внимания,

благодаря

чему

исчезают

остановки

между

группами,

ученик

начинает видеть и слышать вперед не только одну ноту, а целый мотив, фразу.

Для

сочетания

группового

представления

и

непрерывного

чтения

с

едином

7

процессе рекомендуется вначале применять пьесы или этюды, основанные на

разложенных аккордах.

Хотелось бы отдельно остановиться на сборнике Л.А. Шалиной «Школа

беглого чтения нот с листа».

8

Сборник рассчитан на учащихся младших и средних классов. Материал

строится по трем разделам, и пьесы расположены с постепенным нарастанием

степени трудности. Первый раздел называется «Мелодия». Главным звеном этого

раздела

является

мелодия

с

ее

осмысленным

законченным

построением.

Мелодия

состоит

из

звуков,

которые

связаны

в

определенные

интервалы.

Начинаются пьесы с интервала «прима». Таких пьес мало и различаются они

только ритмическим рисунком. Мелодия в них расписана на две руки, чтобы

легче

было

услышать

окончание

каждой

фразы

и

дополнена

стихотворным

текстом. Постепенно количество интервалов увеличивается и пьесы наполняются

более ярким содержанием.

9

Второй раздел называется «гомофония». И представляет собой пьески с

мелодией,

украшенной

легким

аккомпанементом

в

виде

гармонических

интервалов, простых аккордов, и несколько пьесок содержат альбертиевы басы.

Играя

не

одно

произведение

с

такими

сопровождениями,

можно

научиться

подбирать

похожий

аккомпанемент

к

любой

мелодии.

В

этом

же

разделе

содержатся примеры таких танцевальных жанров как марш, полька, тарантелла,

вальс,

контрданс,

экосез,

а

так

же

песни

разных

народов

мира

русские,

английские, немецкие, итальянские, эстонские, белорусские, украинские.

10

Третий

раздел

называется

«полифония».

И

в

нем

содержатся

пьесы

с

несложными элементами полифонии. Раздел более сложный, т.к. здесь звучит не

одна мелодия, а как минимум две, и все они самостоятельны. От движения

голосов

зависит

и

вид

полифонии

подголосочная,

контрастная

или

имитационная.

11

Таким

образом,

освоение

навыков

чтения

с

листа

формируется

по

следующим направлениям:

1.

Визуальный

анализ

(способность

ученика,

глядя

в

нотный

текст,

проанализировать его, выхватить взглядом разные элементы мелодии и

осознать

их;

научиться

воспринимать

мелодический

оборот,

интервал,

аккорд как графический рисунок, т.е. видеть движение вверх или вниз,

«повороты»

мелодии,

ноты

на

основных

линейках,

между

ними,

на

добавочных, над ними и под ними);

2.

Позиционная игра (выработать умение пользоваться нужной позицией рук

и

рациональной

аппликатурой

для

исполнения

того

или

иного

мелодического

оборота,

интервала

и

т.д.;

это

достигается

развитием

тактильной памяти с помощью игры гамм, упражнений, этюдов);

3.

Умение ориентироваться в пространстве (вырабатываются такие понятия

как

«лево-право»,

«выше-ниже»,

«над-под»,

«перед-зад»;

зачастую

маленькие дети часто путаются в таких понятиях как «высокий-низкий»,

«длинный-короткий», «размер», т.к. в повседневной жизни они означают

совершенно другое, нежели в музыке; поэтому необходимо заниматься

проработкой этих моментов);

4.

Игра

«наощупь»

(начинающий

музыкант

должен

с

первых

занятий

научиться играть не глядя на руки при игре по нотам; необходимо достичь

умения, следить глазами за нотами, а руки повторяют «движения глаз»;

полезно играть в игру «вслепую»; закрыв глаза и не глядя на клавиатуру,

находить группы из двух-трех черных клавиш, играть короткие звукоряды,

интервалы, аккорды);

5.

Развитие

зрительной

памяти

(позволяет

читать

текст

«с

забеганием

вперед», руки доигрывают такт, а глаза уже смотрят на следующий; для

выработки этого умения полезно прикрывать тот такт, который играет

ученик

для

того,

чтобы

он

доиграл

его

по

памяти

или

предложить

12

запомнить

зрительно

мотив,

фразу,

интервал

или

аккорд

по

нотам

и

повторить на инструменте);

6.

Выработка умения видеть «вертикаль» при чтении с листа двумя руками

(для хорошей ориентировки в «вертикалях» необходимо точное понимание

музыкальной доли, метроритма);

7.

Приучить

юного

музыканта

к

тому,

что

без

предварительного

теоретического осмысленного анализа нельзя приступать к чтению с

листа (сначала мыслительный процесс, потом – воспроизведение).

Формирование навыка чтение нотного текста тесно взаимосвязано с общим

музыкально

пианистическим

развитием

ребенка.

Наилучшие

результаты

навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с

первых шагов обучения пианиста. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся,

систематически

играя

с

листа,

двигаются

вперед

значительно

быстрее

и

увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен

использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить ученикам

любовь к чтению с листа.

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Адамовский Я. Игра с листа на фортепиано. (Gra a vista na fortepianie)

тет. 186. – Варшава, 1982.

2.Баренбойм Л.А. Педагогические размышления. Советская музыка 1967,

№ 6

3.Брянская Ф., Ефимова Л., Ляховицкая С. Пособие по чтению нот с листа

4.Брянская Ф. Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в

первые годы обучения. тет.166. – Варшава, 1976.

5.Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа. – М., 1960.

6.Готлиб А. Заметки о чтении с листа //Советская музыка. 1958.№3.

7. Жакович В.В.. Чтение с листа//Ростов-на-Дону - «Феникс», 2015.

8.Серебровский И. Б. К вопросу о развитии навыка чтения нот с листа. –

Л., 1963.

9.Смирнова Т. Программа. Класс специального фортепиано. Интенсивный

курс. – М., 2002 .

10.Современный пианист под ред. Соколова, Москва 1970.,Л.

11. Тимакин Е.М.. Воспитание пианиста//Москва. Советский композитор.

1989.

12.

Цатурян

К.А.

Чтение

с

листа

как

метод

работы

с

учащимися-

пианистами // Вопросы инструментальной подготовки. – М., 1971.

13.

Шалина

Л.А..

Школа

беглого

чтения

с

листа//

Ростов-на-Дону

-

«Феникс», 2016.

14



В раздел образования