Автор: Фадеева Наталья Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 183 с углубленным изучением предметов ХЭЦ
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Технология критического мышления на уроках физики как эффективный инструмент реализации ФГОС
Тема: Технология критического мышления
Раздел: среднее образование
Технология критического мышления на уроках физики как
эффективный инструмент реализации ФГОС
Фадеева Наталья Михайловна,
учитель физики,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 183
с углубленным изучением предметов
художественно - эстетического цикла»
высшая квалификационная категория
1
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………
3
Часть 1. Информационная компетентность………………………………………………
3
Часть 2. Технология РКМЧП (развитие критического мышления через письмо и чтение).
4
Заключение………………………………………………………………………………
7
Литература………………………………………………………………………………
8
Приложения …………………………………………………………………………….
9
2
Введение
«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это
открытие»,- эти слова Галилео Галилея как нельзя лучше подходят к современной концепции
образования, которая ставит своей целью развитие личности, способной к эффективной реали -
зации себя в сфере будущей профессиональной деятельности через формирование ключевых
компетенций школьников. Стандарты второго поколения опираются на деятельностный подход
к образованию. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические
способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во
внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким об -
разом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером
организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего
образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повы-
шает эффективность образования по следующим показателям:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельно -
го движения в изучаемой области;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе фор-
мирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение
знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой пред-
метной области познания.
Как же помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании
образовательных
технологий,
которые
направлены
на
необходимость
мыслительной
деятельности
и
коммуникативность,
развитие
критического
мышления,
познавательную
активность,
умение
работать
с
разнообразной
информацией.
Поэтому
тема
моего
самообразования звучит так; «Формирование информационной компетенции учащихся через
использование на уроках физики технологии РКМЧП (развитие критического мышления
через письмо и чтение).
Была сформулирована цель работы: формирование у учащихся информационной
компетенции.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1.
Определить содержание информационной компетентности учащихся.
2.
Определить критерии, показатели и уровни сформированности информационной
компетентности учащихся.
3.
Выбрать творчески приемы
и организационные формы учебной деятельности
учащихся в соответствии с технологией РКМЧП наиболее эффективных для развития ин-
формационной компетентности.
Часть 1. Информационная компетентность
Анализ научной литературы показал, что термины «компетенция», «компетентность»,
«информационная компетентность», «профессиональная компетентность», характеризующие
смысл компетентностного подхода в образовании, трактуются разными учеными в зависимости
от цели и контекста исследования. В качестве рабочего варианта определения понятия «компе-
тентность» примем следующее определение: компетентность – владение учеником совокупно-
стью качеств (знаний, умений, навыков), способов деятельности, включающей его личностное
отношение к предмету его деятельности (А.В. Хуторской).
3
Информационная компетентность учащихся – это интегральное качество личности, проявляющееся в
его готовности и способности к овладению информационными и специальными знаниями, умениями,
навыками продуктивного отбора, систематизации и хранения информации, использования информаци-
онных ресурсов, позволяющее вырабатывать, прогнозировать, проектировать и реализовывать опти-
мальные решения в различных сферах деятельности.
Сегодня существует противоречие между постоянно возрастающим объемом предмет-
ной информации и отсутствием оптимальных способов ее использования для создания целост-
ной естественно - научной картины мира. Поэтому к одной из главных задач в преподавании
школьной физики, я вижу задачу формирования «информационной» личности. Личности, вла-
деющей информационной компетентностью, а, следовательно, обладающая такими качествами
как информационная грамотность, критичиность мышления.
Критическое мышление - это не
отрицающее мышление, а мышление самостоятельное, творческое, мышление личности. Сле-
дует выделить основные свойства критического мышления:
1 . рефлексивность (умение работать не только со знаниями, но и с собственными
способами получения знаний),
2. прагматичность (умение применять полученные знания на практике),
3 . субъектность («личностность» получаемого знания, присвоенность его учеником,
встроенность в систему опыта).
В структуре информационной компетентности можно выделить следующие компонен-
ты:
ценностно-мотивационный,
когнитивный,
коммуникативный,
рефлексивно-оценочный
(Приложение I) [5].
С целью определения уровней (начальный, допустимый, оптимальный) и показателей
сформированности информационной компетентности учащихся была подобрана система диа-
гностического обеспечения по каждому критерию, включающая: наблюдения; тестовые задания
на извлечение информации текста физического содержания, сопоставление информации из
разных частей текста, применение информации из текста физического содержания (Приложе -
ние II).
Анализ изученной литературы и практика работы позволяет сделать вывод о взаимосвя-
зи компонентов, показателей и критериев информационной компетентности [5].
Соотнеся дан-
ную информацию и методические основы технологии РКМЧП можно выдвинуть гипотезу о
том, что технология развития критического мышления является эффективным инструментом
формирования информационной компетентности учащихся.
Часть 2. Технология РКМЧП (развитие критического мышления через письмо и
чтение).
Уроки, выстроенные по технологии критического мышления, побуждают детей самих
задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Это позволяет активизировать интеллекту-
альную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения его личностное
начало. Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в.
американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечаю-
щую на вопрос: как учить мыслить. Урок, выстроенный на основании технологии РКМЧП, со-
стоит из трёх стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии (Приложение III).
Структура занятия в концепции «критического мышления» [1].
1 этап – стадия «Вызов». Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной
проблеме. Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами
может проходить в два этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). Хороший
прием, который может использоваться на данной стадии - это «мозговая атака». На стадии вы-
зова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?».
В процессе реализации стадии вызова важно:
4
1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой
темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем;
2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы.
При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;
3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому
ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить
свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке но-
вых идей [1
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
2 этап – стадия «Осмысление». На данной стадии ребенок под руководством учителя и
с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на пер -
вой стадии (что хочу знать). Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пере -
сказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение текста с помет -
ками («V» - уже знаю ; «+» - новое; «-» - противоречит взглядам; «?» - хочу узнать подробнее),
выписка из текста. Здесь активно применяется так называемая технология «инсерт/insert» .
На
стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией; причем приемы и методы
РКМЧП позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмыслен-
ным, при этом формируется когнитивный компонент информационной компетентности (владе -
ние системой знаний об информационной деятельности, владение способами сбора, перера -
ботки информации).
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой
информацией (печатный текст, фильм, лекция и т.д.). Работа ведется индивидуально или в па -
рах.
3 этап – стадия «Рефлексия». Размышление и обобщение того, что узнал учащийся на
уроке по данной проблеме. Учащийся соотносит «новую» и «старую» информацию. На этой
стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть
осуществлены: возврат к стадии вызова; возврат к ключевым словам; возврат к перевернутым
логическим цепочкам; возврат к кластерам.
На стадии рефлексии информация анализируется,
интерпретируется, творчески перерабатывается, формируется рефлексивно-оценочный компо -
нент информационной компетентности (заключается в осознании собственного уровня саморе -
гуляции личности, а также в расширении самосознания, самореализации).
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация
изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Таким образом, перед нами четкий технологический алгоритм урока (серии уроков), на -
бор
приемов,
методов,
взаимосвязь
их
с
формируемыми
компонентами
информационной
компетентности (Приложение III).
В качестве примера рассмотрим фрагменты сценария урока, в основу которого положе -
на технология РКМЧП.
Тема урока «Магнитные явления», 8 класс.
Цель урока: формировать у учащихся знания по теме магнитные явления;
формировать информационную компетентность.
Задачи:
образовательная:
1)
обобщить знания о магнитных явлениях;
2)
формировать знания о магнитном поле Земли и его свойствах;
развивающая
1)
развивать навыки поиска недостающей информации в информаци-
онном поле;
2)
развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательная
1)
формировать коммуникативные навыки учащихся;
2)
совершенствовать умение отстаивать свою точку зрения и вести
дискуссию;
3)
формировать умение видеть прекрасное и необычное в обыден-
5
ных вещах.
Стадия «Вызов». На экране проецируется зрительный ряд: амфоры, портрет Христо-
фора Колумба, картина «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова, стихотворение В.Я. Брюсова.
Учащимся в парах, а затем в группах предлагается определит, что объединяет этот ряд.
После социализации мнений по этому вопросу работа учащихся организуется с помощью прие -
ма «Верные и неверные утверждения». Учащиеся вырабатывают единое мнение группы по во-
просу «Верите ли вы, что…»
1)
магнитные и электрические явления связаны между собой;
2)
магнитные свойства вещества не зависят от движения электронов;
3)
магнитные полюса Земли не меняются местами;
4)
нельзя изготовить магнить в виде шара;
5)
стрелка компаса всегда показывает на Полярную звезду;
6)
амфоры могут сохранять магнитное поле с течением времени
и социализируют его.
На этом этапе урока формируется ценностно-мотивационный компонент информацион-
ной компетентности. Функции этого этапа: мотивационная, информационная, коммуникацион -
ная.
Стадия «Осмысление». Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстами.
По ходу чтения ребята маркируют тексты («V» - уже знаю ; «+» - новое; «-» - противоречит вз -
глядам; «?» - есть вопрос), после социализации и обсуждения новой информации в группах, за -
полняют таблицу «ЗХУ», коллективно прорабатывают вторую часть таблицы «Источники ин-
формации»
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации:
При такой работе эффективно формируется когнитивный, информационный, коммуника-
тивный компонент информационной компетентности. Функции этого этапа: информационная,
систематизационная, мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).
Стадия «Рефлексия». На этом этапе происходит возврат к верным и неверным утвер-
ждениям, предъявленным на этапе вызова, происходит их коррекция, вырабатывается единый и
верный взгляд на предложенные вопросы. Затем, учащимся предлагается выделить самые ин-
тересные, на их взгляд, понятия урока и по одному из понятий написать синквейн.
Правила написания синквейна:
1 строка: тема одним словом (обычно существительное);
2 строка: описание темы (два прилагательных);
3 строка: описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия);
4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов);
5 строка: повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Такая организация работы способствует формированию рефлексивной составляющей ин -
формационной компетентности. Функции этого этапа коммуникационная, информационная,
мотивационная, оценочная.
Практика показала, что можно выделить несколько приемов и методов технологии РК-
МЧП для каждого этапа урока, которые наиболее эффективно формируют информационную
компетентность.
Стадия «Вызов»- прием «Верные и неверные утверждения», игра «Как вы думаете», вы -
деление ключевых слов.
Стадия «Осмысление» - метод «Инсерт» (чтение и маркировка текста), таблица «ЗХУ».
6
Стадия «Рефлексия» - прием «Синквейн», возврат к стадии вызова и корректировка мне -
ний, составление «толстых» и «тонких» вопросов.
Уроки, основанные на технологии критического мышления, позволяют выявить наибо -
лее важные, запоминающиеся понятия, дают возможность в яркой форме проработать понятий -
ный аппарат с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрыть творческие способности.
Заключение
Тема самообразования «Формирование информационной компетенции учащихся че-
рез использование на уроках физики технологии РКМЧП (развитие критического мышле-
ния через письмо и чтение)» реализуется, начиная с 2011-2012 учебного года. За это время
разработан ряд уроков с использованием технологии РКМЧП по темам «Давление» (7 класс),
«Магнитные явления» (8 класс), «Законы Ньютона» (9 класс), «Законы сохранения в механике»
(10 класс), «Элементы специальной теории относительности» (11 класс).
В сентябре 2011-2012 учебного года (в 7, 10 классах) и мае 2012-2013 учебного года
(в 8, 11 классах) была проведена диагностика
уровня сформированности информационной
компетентности учащихся (приложение IV). Анализ полученных результатов позволяет конста-
тировать факт повышения уровня сформированности информационной компетентности уча-
щихся.
7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Богатенкова Н.В. Технология развития критического мышления на уроках истории
и краеведения / Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001.
2.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М .: Просве-
щение, 1996.
3.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб.-
М.: Просвещение, 2011.
4.
Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-
Бек, И.В. Муштавинская - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
5.
Хурум Р.Ю. Формирование информационной компетентности учащихся в условиях
профильного обучения общеобразовательной школы. Автореферат диссертации на
соискание степени кандидата педагогических наук. – Майкоп, 2010.
8
Приложение I.
Взаимосвязь компонентов, показателей и критериев сформированности информационной компетентности учащихся
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Компоненты:
ценностно-мотивационный, когнитивный, технико-технологический,
коммуникативный, рефлексивный
Критерии сформированности информационной компетентности:
мотивационный
когнитивный
информационный
рефлексивно-оценочный
-
и н т е р е с
к
р а б о т е
с
информацией;
- понимания
сущно сти
инф о рмацио нных
процессов;
- осмысление надобности работы
с
и н ф о р м а ц и о н н ы м и
технологиями;
- осознание потребностей работы
с информацией.
- умение и знание методов работы
с информацией;
-
в л а д е н и е
с п о с о б а м и
информационного
познания:
п о и с к а ,
о т б о р а ,
структурирования,
системного
анализа и хранения;
- находить нужную информацию
в различных источниках;
-
с о б и р а т ь
т е м а т и ч е с к у ю
информацию;
-
у м е н и е
п е р е р а б а т ы в а т ь ,
анализировать,
систематизировать
информацию;
-
формализация,
сравнение,
обобщение, синтез с имеющими
базами знаний;
-
критиче ско е
о с м ы с л е н и е
информации.
-
п р и м е н я т ь
с р е д с т в а
информационных
технологий
для
подготовки
и
получения
информации;
- систематизировать
п р е д л о ж е н н у ю
и л и
самостоятельно
подобранную
информацию
по
за да нны м
признакам;
- трансформировать информацию,
и с х о д я
и з
ц е л и
коммуникативного
взаимодействия и особенностей
предполагаемого
п р од у кт а
деятельности;
-
у м е н и е
у с т а н а в л и в а т ь
отношения
с
другими
людьми,
работать в команде, вступать в
д и с ку с с и ю ,
в ы р а б а т ы в а т ь
собственное мнение и защищать
его.
-
у м е н и е
в к л ю ч а т ь с я
в
информационную деятельность;
-
совершенствование
сво и х
и н ф о рм а ц и о н н ы х
з н а н и й ,
умений;
-
аргументировать
собственные
высказывания,
находить ошибки
в
получаемой
информации
вносить
предложения
по
их
исправлению;
- устанавливать
ассоциативные и
практически
целесообразные
связи между информационными
сообщениями
и
собственными
базами знаний;
-
уметь
вычленять
главное
в
информационном
сообщении
и
соотносить
с
собственными
семантическими
с е т я м и
и
фреймами.
9
Приложение II.
10
Приложение III.
Взаимосвязь технологического этапа урока,
методов, приемов технологии РКМЧП
и формируемых компонентов информационной компетентности.
Фаза уро-
ка
Технологические эта-
пы
Возможные приемы
и методы
Компоненты
информационной
компетентности
I стадия
Вызов:
–
актуали-
зация
имеющихся
зна-
ний;
–
пробу-
ждение интереса к по-
лучению новой инфор-
мации;
–
поста-
новка
учащимся
соб-
ственных целей обуче-
ния.
–
Составление
списка известной информации
–
рассказ-предполо-
жение по ключевым словам;
–
графическая
си-
стематизация материала: класте-
ры, таблицы;
–
выбор среди вер-
ных и неверных утверждений;
–
перепутанные ло-
гические цепочки.
Мотивационный
II стадия
Осмысление со-
держания:
–
получе-
ние новой информации;
–
коррек-
тировка
учащимся
по-
ставленных целей обу-
чения.
Методы
активного
чте-
ния:
–
маркировка
вос-
приятия текста с использованием
значков «V», «+», «-»,«?»;
–
ведение
различ-
ных записей типа бортовых жур-
налов;
–
поиск ответов на
вопросы, поставленные в первой
части занятия.
Когнитивный,
информационный
III стадия
Рефлексия:
–
размыш-
ление, рождение нового
знания;
–
поста-
новка учащимся новых
целей обучения.
–
Заполнение
кла-
стеров, таблиц;
–
установление
причинно-следственных
связей
между блоками информации;
–
возврат
к
ключе-
вым словам, верным и неверным
утверждениям;
–
ответы на постав-
ленные вопросы;
–
организация
уст-
ных и письменных круглых сто-
лов;
–
организация
раз-
личных видов дискуссий;
–
написание
твор-
ческих работ;
–
исследования
по
отдельным вопросам темы и т.д.
Информационный,
рефлексивно-оценочный
11
Приложение IV.
12