Напоминание

Технология критического мышления


Автор: Фадеева Наталья Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 183 с углубленным изучением предметов ХЭЦ
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Технология критического мышления на уроках физики как эффективный инструмент реализации ФГОС
Тема: Технология критического мышления
Раздел: среднее образование





Назад




Технология критического мышления на уроках физики как

эффективный инструмент реализации ФГОС

Фадеева Наталья Михайловна,

учитель физики,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 183

с углубленным изучением предметов

художественно - эстетического цикла»

высшая квалификационная категория

1

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………

3

Часть 1. Информационная компетентность………………………………………………

3

Часть 2. Технология РКМЧП (развитие критического мышления через письмо и чтение).

4

Заключение………………………………………………………………………………

7

Литература………………………………………………………………………………

8

Приложения …………………………………………………………………………….

9

2

Введение

«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это

открытие»,- эти слова Галилео Галилея как нельзя лучше подходят к современной концепции

образования, которая ставит своей целью развитие личности, способной к эффективной реали -

зации себя в сфере будущей профессиональной деятельности через формирование ключевых

компетенций школьников. Стандарты второго поколения опираются на деятельностный подход

к образованию. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические

способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во

внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким об -

разом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером

организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего

образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повы-

шает эффективность образования по следующим показателям:

• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

• более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельно -

го движения в изучаемой области;

• существенное повышение мотивации и интереса к учению;

• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе фор-

мирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение

знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой пред-

метной области познания.

Как же помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании

образовательных

технологий,

которые

направлены

на

необходимость

мыслительной

деятельности

и

коммуникативность,

развитие

критического

мышления,

познавательную

активность,

умение

работать

с

разнообразной

информацией.

Поэтому

тема

моего

самообразования звучит так; «Формирование информационной компетенции учащихся через

использование на уроках физики технологии РКМЧП (развитие критического мышления

через письмо и чтение).

Была сформулирована цель работы: формирование у учащихся информационной

компетенции.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1.

Определить содержание информационной компетентности учащихся.

2.

Определить критерии, показатели и уровни сформированности информационной

компетентности учащихся.

3.

Выбрать творчески приемы

и организационные формы учебной деятельности

учащихся в соответствии с технологией РКМЧП наиболее эффективных для развития ин-

формационной компетентности.

Часть 1. Информационная компетентность

Анализ научной литературы показал, что термины «компетенция», «компетентность»,

«информационная компетентность», «профессиональная компетентность», характеризующие

смысл компетентностного подхода в образовании, трактуются разными учеными в зависимости

от цели и контекста исследования. В качестве рабочего варианта определения понятия «компе-

тентность» примем следующее определение: компетентность – владение учеником совокупно-

стью качеств (знаний, умений, навыков), способов деятельности, включающей его личностное

отношение к предмету его деятельности (А.В. Хуторской).

3

Информационная компетентность учащихся – это интегральное качество личности, проявляющееся в

его готовности и способности к овладению информационными и специальными знаниями, умениями,

навыками продуктивного отбора, систематизации и хранения информации, использования информаци-

онных ресурсов, позволяющее вырабатывать, прогнозировать, проектировать и реализовывать опти-

мальные решения в различных сферах деятельности.

Сегодня существует противоречие между постоянно возрастающим объемом предмет-

ной информации и отсутствием оптимальных способов ее использования для создания целост-

ной естественно - научной картины мира. Поэтому к одной из главных задач в преподавании

школьной физики, я вижу задачу формирования «информационной» личности. Личности, вла-

деющей информационной компетентностью, а, следовательно, обладающая такими качествами

как информационная грамотность, критичиность мышления.

Критическое мышление - это не

отрицающее мышление, а мышление самостоятельное, творческое, мышление личности. Сле-

дует выделить основные свойства критического мышления:

1 . рефлексивность (умение работать не только со знаниями, но и с собственными

способами получения знаний),

2. прагматичность (умение применять полученные знания на практике),

3 . субъектность («личностность» получаемого знания, присвоенность его учеником,

встроенность в систему опыта).

В структуре информационной компетентности можно выделить следующие компонен-

ты:

ценностно-мотивационный,

когнитивный,

коммуникативный,

рефлексивно-оценочный

(Приложение I) [5].

С целью определения уровней (начальный, допустимый, оптимальный) и показателей

сформированности информационной компетентности учащихся была подобрана система диа-

гностического обеспечения по каждому критерию, включающая: наблюдения; тестовые задания

на извлечение информации текста физического содержания, сопоставление информации из

разных частей текста, применение информации из текста физического содержания (Приложе -

ние II).

Анализ изученной литературы и практика работы позволяет сделать вывод о взаимосвя-

зи компонентов, показателей и критериев информационной компетентности [5].

Соотнеся дан-

ную информацию и методические основы технологии РКМЧП можно выдвинуть гипотезу о

том, что технология развития критического мышления является эффективным инструментом

формирования информационной компетентности учащихся.

Часть 2. Технология РКМЧП (развитие критического мышления через письмо и

чтение).

Уроки, выстроенные по технологии критического мышления, побуждают детей самих

задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Это позволяет активизировать интеллекту-

альную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения его личностное

начало. Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в.

американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечаю-

щую на вопрос: как учить мыслить. Урок, выстроенный на основании технологии РКМЧП, со-

стоит из трёх стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии (Приложение III).

Структура занятия в концепции «критического мышления» [1].

1 этап – стадия «Вызов». Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной

проблеме. Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами

может проходить в два этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). Хороший

прием, который может использоваться на данной стадии - это «мозговая атака». На стадии вы-

зова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?».

В процессе реализации стадии вызова важно:

4

1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой

темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем;

2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы.

При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;

3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому

ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить

свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке но-

вых идей [1

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

2 этап – стадия «Осмысление». На данной стадии ребенок под руководством учителя и

с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на пер -

вой стадии (что хочу знать). Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пере -

сказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение текста с помет -

ками («V» - уже знаю ; «+» - новое; «-» - противоречит взглядам; «?» - хочу узнать подробнее),

выписка из текста. Здесь активно применяется так называемая технология «инсерт/insert» .

На

стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией; причем приемы и методы

РКМЧП позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмыслен-

ным, при этом формируется когнитивный компонент информационной компетентности (владе -

ние системой знаний об информационной деятельности, владение способами сбора, перера -

ботки информации).

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой

информацией (печатный текст, фильм, лекция и т.д.). Работа ведется индивидуально или в па -

рах.

3 этап – стадия «Рефлексия». Размышление и обобщение того, что узнал учащийся на

уроке по данной проблеме. Учащийся соотносит «новую» и «старую» информацию. На этой

стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть

осуществлены: возврат к стадии вызова; возврат к ключевым словам; возврат к перевернутым

логическим цепочкам; возврат к кластерам.

На стадии рефлексии информация анализируется,

интерпретируется, творчески перерабатывается, формируется рефлексивно-оценочный компо -

нент информационной компетентности (заключается в осознании собственного уровня саморе -

гуляции личности, а также в расширении самосознания, самореализации).

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация

изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Таким образом, перед нами четкий технологический алгоритм урока (серии уроков), на -

бор

приемов,

методов,

взаимосвязь

их

с

формируемыми

компонентами

информационной

компетентности (Приложение III).

В качестве примера рассмотрим фрагменты сценария урока, в основу которого положе -

на технология РКМЧП.

Тема урока «Магнитные явления», 8 класс.

Цель урока: формировать у учащихся знания по теме магнитные явления;

формировать информационную компетентность.

Задачи:

образовательная:

1)

обобщить знания о магнитных явлениях;

2)

формировать знания о магнитном поле Земли и его свойствах;

развивающая

1)

развивать навыки поиска недостающей информации в информаци-

онном поле;

2)

развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательная

1)

формировать коммуникативные навыки учащихся;

2)

совершенствовать умение отстаивать свою точку зрения и вести

дискуссию;

3)

формировать умение видеть прекрасное и необычное в обыден-

5

ных вещах.

Стадия «Вызов». На экране проецируется зрительный ряд: амфоры, портрет Христо-

фора Колумба, картина «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова, стихотворение В.Я. Брюсова.

Учащимся в парах, а затем в группах предлагается определит, что объединяет этот ряд.

После социализации мнений по этому вопросу работа учащихся организуется с помощью прие -

ма «Верные и неверные утверждения». Учащиеся вырабатывают единое мнение группы по во-

просу «Верите ли вы, что…»

1)

магнитные и электрические явления связаны между собой;

2)

магнитные свойства вещества не зависят от движения электронов;

3)

магнитные полюса Земли не меняются местами;

4)

нельзя изготовить магнить в виде шара;

5)

стрелка компаса всегда показывает на Полярную звезду;

6)

амфоры могут сохранять магнитное поле с течением времени

и социализируют его.

На этом этапе урока формируется ценностно-мотивационный компонент информацион-

ной компетентности. Функции этого этапа: мотивационная, информационная, коммуникацион -

ная.

Стадия «Осмысление». Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстами.

По ходу чтения ребята маркируют тексты («V» - уже знаю ; «+» - новое; «-» - противоречит вз -

глядам; «?» - есть вопрос), после социализации и обсуждения новой информации в группах, за -

полняют таблицу «ЗХУ», коллективно прорабатывают вторую часть таблицы «Источники ин-

формации»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации:

При такой работе эффективно формируется когнитивный, информационный, коммуника-

тивный компонент информационной компетентности. Функции этого этапа: информационная,

систематизационная, мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

Стадия «Рефлексия». На этом этапе происходит возврат к верным и неверным утвер-

ждениям, предъявленным на этапе вызова, происходит их коррекция, вырабатывается единый и

верный взгляд на предложенные вопросы. Затем, учащимся предлагается выделить самые ин-

тересные, на их взгляд, понятия урока и по одному из понятий написать синквейн.

Правила написания синквейна:

1 строка: тема одним словом (обычно существительное);

2 строка: описание темы (два прилагательных);

3 строка: описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия);

4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов);

5 строка: повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Такая организация работы способствует формированию рефлексивной составляющей ин -

формационной компетентности. Функции этого этапа коммуникационная, информационная,

мотивационная, оценочная.

Практика показала, что можно выделить несколько приемов и методов технологии РК-

МЧП для каждого этапа урока, которые наиболее эффективно формируют информационную

компетентность.

Стадия «Вызов»- прием «Верные и неверные утверждения», игра «Как вы думаете», вы -

деление ключевых слов.

Стадия «Осмысление» - метод «Инсерт» (чтение и маркировка текста), таблица «ЗХУ».

6

Стадия «Рефлексия» - прием «Синквейн», возврат к стадии вызова и корректировка мне -

ний, составление «толстых» и «тонких» вопросов.

Уроки, основанные на технологии критического мышления, позволяют выявить наибо -

лее важные, запоминающиеся понятия, дают возможность в яркой форме проработать понятий -

ный аппарат с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрыть творческие способности.

Заключение

Тема самообразования «Формирование информационной компетенции учащихся че-

рез использование на уроках физики технологии РКМЧП (развитие критического мышле-

ния через письмо и чтение)» реализуется, начиная с 2011-2012 учебного года. За это время

разработан ряд уроков с использованием технологии РКМЧП по темам «Давление» (7 класс),

«Магнитные явления» (8 класс), «Законы Ньютона» (9 класс), «Законы сохранения в механике»

(10 класс), «Элементы специальной теории относительности» (11 класс).

В сентябре 2011-2012 учебного года (в 7, 10 классах) и мае 2012-2013 учебного года

(в 8, 11 классах) была проведена диагностика

уровня сформированности информационной

компетентности учащихся (приложение IV). Анализ полученных результатов позволяет конста-

тировать факт повышения уровня сформированности информационной компетентности уча-

щихся.

7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Богатенкова Н.В. Технология развития критического мышления на уроках истории

и краеведения / Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001.

2.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М .: Просве-

щение, 1996.

3.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей

общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб.-

М.: Просвещение, 2011.

4.

Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-

Бек, И.В. Муштавинская - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

5.

Хурум Р.Ю. Формирование информационной компетентности учащихся в условиях

профильного обучения общеобразовательной школы. Автореферат диссертации на

соискание степени кандидата педагогических наук. – Майкоп, 2010.

8

Приложение I.

Взаимосвязь компонентов, показателей и критериев сформированности информационной компетентности учащихся

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Компоненты:

ценностно-мотивационный, когнитивный, технико-технологический,

коммуникативный, рефлексивный

Критерии сформированности информационной компетентности:

мотивационный

когнитивный

информационный

рефлексивно-оценочный

-

и н т е р е с

к

р а б о т е

с

информацией;

- понимания

сущно сти

инф о рмацио нных

процессов;

- осмысление надобности работы

с

и н ф о р м а ц и о н н ы м и

технологиями;

- осознание потребностей работы

с информацией.

- умение и знание методов работы

с информацией;

-

в л а д е н и е

с п о с о б а м и

информационного

познания:

п о и с к а ,

о т б о р а ,

структурирования,

системного

анализа и хранения;

- находить нужную информацию

в различных источниках;

-

с о б и р а т ь

т е м а т и ч е с к у ю

информацию;

-

у м е н и е

п е р е р а б а т ы в а т ь ,

анализировать,

систематизировать

информацию;

-

формализация,

сравнение,

обобщение, синтез с имеющими

базами знаний;

-

критиче ско е

о с м ы с л е н и е

информации.

-

п р и м е н я т ь

с р е д с т в а

информационных

технологий

для

подготовки

и

получения

информации;

- систематизировать

п р е д л о ж е н н у ю

и л и

самостоятельно

подобранную

информацию

по

за да нны м

признакам;

- трансформировать информацию,

и с х о д я

и з

ц е л и

коммуникативного

взаимодействия и особенностей

предполагаемого

п р од у кт а

деятельности;

-

у м е н и е

у с т а н а в л и в а т ь

отношения

с

другими

людьми,

работать в команде, вступать в

д и с ку с с и ю ,

в ы р а б а т ы в а т ь

собственное мнение и защищать

его.

-

у м е н и е

в к л ю ч а т ь с я

в

информационную деятельность;

-

совершенствование

сво и х

и н ф о рм а ц и о н н ы х

з н а н и й ,

умений;

-

аргументировать

собственные

высказывания,

находить ошибки

в

получаемой

информации

вносить

предложения

по

их

исправлению;

- устанавливать

ассоциативные и

практически

целесообразные

связи между информационными

сообщениями

и

собственными

базами знаний;

-

уметь

вычленять

главное

в

информационном

сообщении

и

соотносить

с

собственными

семантическими

с е т я м и

и

фреймами.

9

Приложение II.

10

Приложение III.

Взаимосвязь технологического этапа урока,

методов, приемов технологии РКМЧП

и формируемых компонентов информационной компетентности.

Фаза уро-

ка

Технологические эта-

пы

Возможные приемы

и методы

Компоненты

информационной

компетентности

I стадия

Вызов:

актуали-

зация

имеющихся

зна-

ний;

пробу-

ждение интереса к по-

лучению новой инфор-

мации;

поста-

новка

учащимся

соб-

ственных целей обуче-

ния.

Составление

списка известной информации

рассказ-предполо-

жение по ключевым словам;

графическая

си-

стематизация материала: класте-

ры, таблицы;

выбор среди вер-

ных и неверных утверждений;

перепутанные ло-

гические цепочки.

Мотивационный

II стадия

Осмысление со-

держания:

получе-

ние новой информации;

коррек-

тировка

учащимся

по-

ставленных целей обу-

чения.

Методы

активного

чте-

ния:

маркировка

вос-

приятия текста с использованием

значков «V», «+», «-»,«?»;

ведение

различ-

ных записей типа бортовых жур-

налов;

поиск ответов на

вопросы, поставленные в первой

части занятия.

Когнитивный,

информационный

III стадия

Рефлексия:

размыш-

ление, рождение нового

знания;

поста-

новка учащимся новых

целей обучения.

Заполнение

кла-

стеров, таблиц;

установление

причинно-следственных

связей

между блоками информации;

возврат

к

ключе-

вым словам, верным и неверным

утверждениям;

ответы на постав-

ленные вопросы;

организация

уст-

ных и письменных круглых сто-

лов;

организация

раз-

личных видов дискуссий;

написание

твор-

ческих работ;

исследования

по

отдельным вопросам темы и т.д.

Информационный,

рефлексивно-оценочный

11

Приложение IV.

12



В раздел образования