Автор: Заиграева Светлана Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Ильинская СОШ"
Населённый пункт: Ильинка, Прибайкальский район
Наименование материала: Конспект открытого урока математики
Тема: Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Десятичные дроби"
Раздел: среднее образование
Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Десятичные дроби"
Цель урока:
обобщить теоретические и практические знания учащихся по
теме: «Десятичные дроби».
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: совершенствовать навыки действий с десятичными
дробями; закрепить умение решать задачи на сложение и вычитание
десятичных дробей; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм,
уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность,
самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение
учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания,
контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и
исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную
самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Задачи:
- образовательные: систематизировать знания о сложении и вычитании,
умножении и делении, об округлении десятичных дробей, сформировать
представление о значении дроби в жизни человека.
-развивающие: способствовать развитию обобщения, аналитико
- синтетического мышления, памяти и внимания, развивать познавательный
интерес.
-воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной
степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Одной из
форм реализации данного метода-это проведение дидактических игр. В своей
практике использую различные игры на разных этапах урока. Мой урок-
обобщения знаний, на котором нужно решить много типов заданий. Игровой
метод задаёт темп, объём материала, играя восполняются пробелы, развивается
устойчивый познавательный интерес учащихся.
План урока:
1.
Организационный момент
2.
Мотивация к учебной деятельности
3.
Постановка целей и задач урока.
4.
Постановка и решение учебных задач
5.
Физкультминутка
6.
Разрешение проблемы. Обобщение знаний
7.
Рефлексия
8.
Домашнее задание
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
флажки трёх цветов, кроссворды.
Ход урока:
1. Организационный момент
Дети распределены в группы по желанию. На предыдущем уроке была дана
учебная задача, учащиеся, успешно справившиеся с ней –капитаны,
набирали себе группу-6 чел.
2. Мотивация к учебной деятельности
Используется знакомая красочная картинка, которая дает положительный
настрой на урок.
Учитель: Учение о дробях всегда считалось трудным.
У немцев сохранилась пословица:
«ПОПАСТЬ В ДРОБИ»
-Как вы думаете, что она означает?
(Попасть в тяжёлое, трудное положение).
3. Постановка целей и задач урока. Историческая справка
Учитель: На прошлых уроках мы немало уже узнали о десятичных дробях.
Давайте вспомним, что мы знаем о десятичных дробях?
Примерные ответы учеников: научились читать и записывать, сравнивать и
округлять, складывать и вычитать десятичные дроби, а также умножать и
делить дроби.
Учитель: Мы уже научились выполнять действия с десятичными дробями. А
теперь давайте попробуем cформулировать цель сегодняшнего урока.
Примерные ответы учеников: повторить действия с дробями при решении
примеров, уравнений и задач. Подготовиться к контрольной работе.
(сообщение ученика)
Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый ученый
Средневековья, аль-Каши Джемшид ибн Масуд, работавший в городе
Самарканд в начале 15 века.
Этот восточный ученый записывал десятичные дроби, так же как и мы, но
дробную часть он выделял красными чернилами или отделял вертикальной
чертой. Но в Европе об этом не знали, и только через 150 лет фламандский
инженер и ученый СТЕВИН СИМОН заново изобрел десятичные дроби. И
записывал их довольно сложно, например (слайд 6). Запятая для отделения
целой части от дробной стала использоваться только в XVII веке. Именно
Стевина и считают изобретателем десятичных дробей.
Запятая в записи дробей впервые встречается в 1592г., а в 1617г. шотландский
математик Джон Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа
либо запятой, либо точкой. В русском языке слово «дробь» появилось в 18 веке,
оно происходило от глагола «дробить»- разбивать на части. Дроби в первых
учебниках так и назывались- «ломаные числа».
4. Постановка и решение учебных задач
Итак, начнем с разминки. (Фронтальная работа)
Прочитайте десятичные дроби. (слайд 8).
1.
(слайд 9):
Сравнить числа 21,83 20,83;
43,5 43,12;
1,6 1,589;
0,26 0,278
2.
Вычислить:
5,1 + 3 =
7,5 + 8,2 =
8 + 2,1 =
4,7 + 16 =
7,9 – 5 =
8,4 – 8,1 =
1,5*3=
25,5:5=
4,125*100=
4,125*100=
Внимание! Внимание! Срочная телеграмма (слайд 11):
Дорогие ученики 5 «в» класса! Обращаются к вам за помощью ваши любимые
оценки. Нас похитили инопланетяне. Они хотят, чтобы дети на Земле плохо
учились. Спасите нас!!! Ваши Четверка и Пятерка.
Учитель: «Нам надо отправляться на поиски Четверки и Пятерки.
Каждая команда - экипаж космического корабля. Но какого корабля? Прежде
чем отправиться в путешествие, нужно выяснить название вашего корабля.
Помните, как говорил капитан Врунгель? «Как вы яхту назовете, так она и
поплывет!» Сейчас все вы получите карточки с кроссвордами. Правильно
отгадав их, вы сможете прочесть выделенное слово. Это и будет название
вашего корабля». (Групповая работа)
1.
Единица измерения длины.
2.
Часть прямой, соединяющая две точки.
3.
Знак математического действия.
4.
Результат вычитания.
5.
Число 2 в записи
7
2
.
6.
Число V (римская запись). (Молния)
1.
Единица измерения длины.
2.
Часть прямой, соединяющая две точки.
3.
Число 7 в записи
7
2
.
4.
Число VII (римская запись).
5.
Единица измерения массы, равная 1000 кг.
6.
Линия, не имеющая ни начала, ни конца. (Метеор)
1.
Число 7 в записи
7
2
.
2.
Прямоугольник, у которого все стороны равны.
3.
Единица измерения длины.
4.
Часть прямой, соединяющая две точки.
5.
Обыкновенная, десятичная……
6.
Результат сложения. (Звезда)
Итак, у нас 3 команды. Проверим готовность членов экипажей. Открыли
тетради, записали число. Классная работа.
4. Решение задач (Индивидуальная и групповая работа.)
Космический корабль к взлету готов (слайд 12). Для запуска двигателей
необходимо выполнить действия (слайд 13):
(4,2-1,504:0,4)·0,3+4,868=
(За выполнение заданий каждого этапа экипажи получают флажки, согласно
слайду 24)
Итак, мы отправляемся в путешествие. Мы пролетаем над страной Загадочная.
Чтобы путешествие было успешным решите задачу: « Какой знак надо
поставить между 4 и5, чтобы получить число больше 4, но меньше 5.» (Слайд
14)
«Внимание! Внимание! Срочное сообщение экипажу космического
корабля. Вам угрожает столкновение с кометой, чтобы его избежать, вам
необходимо выполнить следующее задание» (слайд 16):
Температура ядра кометы приближенно равна 107,8946˚ С. Округлите данное
число: а) до десятых; б) до сотых; в) до тысячных; г) до единиц; д) до сотен.
Ответ: а) 107,9; б) 107,89; в) 107,895; г) 108; д) 100.
7.
Физкультминутка
8.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!
Теперь вы все отдохнули,
Прежняя
забота.
Нужно продолжать путешествие!
«Срочное сообщение 5 «в» классу (слайд 17). Топливо на борту на исходе.
Чтобы произошла стыковка с грузовым кораблем для заправки, решите
следующую задачу» (слайд 18):
Задача. Масса космического корабля 5,37 т, а масса топлива в 6 раз больше
больше. Найдите массу корабля с топливом на борту. Ответ: 37,59 т. (слайд 18)
«Экипажу корабля. Вы попали под метеоритный дождь (слайд 19), и
корабль получил серьезные повреждения. Для осуществления ремонта
необходимо решить задачу» (слайд 20):
1) 32+18=5;
2) 3+108=408;
3) 42+17=212;
4) 736-336=4;
5) 63-27=603;
6) 57- 4=17.
Ответ: 1) 3,2+1,8=5;
2) 3+1,08=4,08;
3) 4,2+17=21,2;
4) 7,36-3,36=4;
5) 63-2,7=60,3; 6) 5,7- 4=1,7.
(слайд 21) «Что голубчики?.. Хороших оценок вам захотелось? Вот и
попали в плен к космическим пиратам. Невредимыми вам не уйти, если не
справитесь с заданием. Решите уравнение» (слайд 22):
Ответ: 1,52
(слайд23) «Вы успешно справились с задачей. Счастливого возвращения на
Землю», а чтобы не скучно было лететь обратно, найдите среднее
арифметическое набранных вами баллов и ответ округлите до единиц (слайд
24):
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Выставление оценок наиболее активным учащимся. Какова была цель урока?
Справились ли мы с поставленной целью?
6. Рефлексия
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.
Сегодня на уроке:
-Мне понравилось…
-У меня всё получилось…
-Особенно мне понравилось…
-Я встретился с трудностями…
-Я думаю, что мне нужно…
-Я хочу…
7. Задание на дом
Контрольная работа № 8 стр.
№1- «3»
№1,2- «4»
№1,2,3- «5».
Творческое: придумать и оформить сказку о десятичных дробях (по желанию)