Напоминание

"Открывая мир, раскрываем душу"


Автор: Петрова Лариса Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №46
Населённый пункт: г.Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: эссе "Моя педагогическая философия"
Тема: "Открывая мир, раскрываем душу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе «Моя педагогическая философия» Тема: «Открывая мир, раскрываем душу» Автор: учитель-дефектолог Петрова Л.В. МБДОУ №46, г.Невинномысск Добро пожаловать новый 2015 год! Какой путь впереди? Какие невиданные прежде просторы приоткрываешь перед человеком, а может - быть оставляешь какие-то тайны? 21 век - это время высоких информационных технологий, понимание роли и места человека в современном мире. Философский закон гласит: « Всё течёт, всё изменяется». Вот и её «величество» педагогика не стояла на месте. Эту науку всегда наполняли свежими мыслями, нетрадиционными идеями, оригинальными взгядами, новаторскими подходами люди, которые сопровождают дошкольное детство. Особенно хочется подчеркнуть роль учителя-дефектолога деятельность, которых, направлена на развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная педагогика заявила сегодня о создании новой философии образования, обеспечении свободного развития личности, раскрытии потенциала человеческой души, служит его стремлениям и способностям, возможностям и свершениям. Но так ли было всегда? Обращаясь к истории, задумываешься, о том , какая разная жизнь. Радуешься с пониманием и благодарностью относишься к « дару божьему», а иногда задумываешься о том, какими драматическими событиями наполняла она судьбы людей. К примеру, в рабовладельческом обществе дети с недостатками в развитии подлежали физическому уничтожению . Римский философ Сенега писал о полном истреблении уродов, которые рождаются обезображенными. Поступать так надо не из-за гнева, а руководствуясь правилами разума. Отделять негодное от здорового. В средневековье инквизиция стремилась устранять аномальных детей от участия в общественной жизни. В славянских государствах таких детей окружали ореолом святости. Смотрели как на « божьих людей». Если обратиться к Евангелии и услышать проповеди Иисуса, то он призывал не отгонять детей, а учиться у них, потому, что дети ближе к царству Божию. Это учение нашло отражение во взглядах и умах российского народа. С формированием Киевской Руси возникло чисто национальное явление – общественное призрение « убогих детей». В Киевской Руси, а затем и в Москве стали открываться приюты, дома, где воспитывались и готовились к труду дети с физическими недостатками. Эпоха Возрождения явила новый взгляд на природу человека, на цель и смысл его жизни. Во Франции в 1804 г. был принят « Кодекс Наполеона», в котором отразились положения, касавшиеся прав слепых, глухих и умственно отсталых детей.
Великий государь престола Российского, царь Пётр Алексеевич, обращал внимание на людей с физическими недостатками. Принимал официальные меры общественного признания. Его идеи продолжала Екатерина вторая. Наконец – то в 19 веке на лиц с проблемами в развитии смотрели не только как на социальную необходимость, но и как средство самосохранения общества. Уровень цивилизованности современного мира, авторитет нации находится в прямой зависимости от того, насколько бережно и трепетно государство заботится о таких детях. В 1926 г. в России совнарком в постановлении « Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детях», обратил внимание на обучение и развитие такой категории лиц. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека. В 1959 г. вышла в свет Декларация прав ребёнка « Великая хартия вольности для детей», так трактуется Конвенция о правах ребёнка, заявившая о себе в 1989 г. в которой говорится о выживании, развитии, обеспечении активного участия в жизни общества. В 1990 г. Всемирная декларация гласит о претворении в жизнь этих требований. В современный законе об образовании сосредоточены все приоритеты образования: гуманистический характер, общечеловеческие ценности, забота о жизни и здоровье человека. его свободном развитии и становлении. В кратком обзоре исторических событий, я подчеркнула мысль о том, как менялось общество в различных формациях и отношении государства к человеку. Я учитель-дефектолог ( тифлопедагог) и меня не оставляет равнодушным тот факт, что за последние 10 лет по данным ВОЗ во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения. В связи с изменениями этиологии и клинических форм глазных заболеваний, уменьшилось только число тотально слепых. Но, к сожалению, увеличилось количество слабовидящих с остротой зрения 0, 05-0,1 и частично видящих 0,01-0,04. Представьте, что вам в глаза попала соринка. Вы ощущаете неприятность, испытываете дискомфорт. Но вот накрахмаленная салфетка или мягкий тампон устранили недуг и вы в порядке. Снова бодры, веселы и жизнь вам кажется прекрасной и удивительной, ведь вы -видите! А теперь другая картинка, у 3- летнего малыша специальной « заклейкой» выключен лучше видящий глаз ( с помощью оклюдора осуществляется коррекция для устранения амблиопии и косоглазия), а другой глаз, который тоже имеет определённое нарушение, смотрит на мир из « королевства кривых зеркал».
Моя педагогическая и человеческая миссия состоит в том, чтобы помочь детям вернуть утраченное зрение. Если сказать на языке науки « преодолеть сенсорно-перцептивную депривацию». Мы партнёры и товарищи идём по дороге, название которой – жизнь. Я делюсь с ними знаниями, мыслями, идеями. Своим жизненным опытомю отдаю частичку души и сердца. А потом они доверяют мне свои тайны и секреты. Делятся мечтами и проблемами, мыслят, рассуждают о том, что познали или о чём ещё хотели бы узнать. А я учусь и познаю мир детства глазами моих маленьких « глазастиков» – педагогов. Мои « учителя» не могут в полной мере взаимодействовать с окружающей средой и ёлочка для них не такая уж зелёная, и море не глубокое, а горы и вовсе не далёкие. Поэтому главная задача, которую осуществляю я и мои коллеги, это помочь ребёнку преодолеть депривационный эффект, возникший в раннем возрасте. Коррекционно –развивающее сопровождение строится с учётом принципов: системности, последовательности , возрастных и психофизических особенностей, характера, имеющихся нарушений( онтогенетический принцип), принципа коррекционной направленности. Осуществляем индивидуальный и дифференцированный подход в учебно- развивающей деятельности. Основываясь на теории Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, П.К. Анохина о зрительном воспитании, психофизических основ Б.М. Теплова, А .Н. Леонтьева кожно-оптических ощущений. Знаете ли вы, что дети общаются с предметами с помощью кожного « зрения», феномен которого был известен в 18 веке. В. М. Бехтерев наблюдал пациентку, которая различала хроматические и ахроматические цвета и простые графические изображения. Высоко - развитое чувство имела Роза Кулешова. Она была способна читать плоский шрифт, распознавать цветные и чёрно-белые изображения. Цветовые тона людьми с утраченным зрением делятся на : 1) « гладкие» или « скользящие» -голубой и жёлтый цвета; 2) « притягивающие» или « вязкие» - красный, зелёный и синий; 3) « шероховатый» или « тормозящие» движения рук- оранжевый. Фиолетовый. Занятия строю на полисенсорной основе так, чтобы ребёнок мог понюхать, пощупать, попробовать, услышать, увидеть окружающие его предметы. Развиваю при помощи сохранных анализаторов и остаточного зрения – зрительное восприятие. Затем формирую представления. Развиваю память, внимание. Мышление и речь. Я мечтаю видеть своих воспитанников честными, добрыми, порядочными людьми, уверенными в себе и значимыми в жизни.
Чтобы в любом обществе чувствовали себя уютно и комфортно. Могли спорить, шутить, острить, быть « душой компании». И здесь же проявили себя эрудированными собеседниками, и никогда не вспоминали, что в детстве смотрели на мир через линзы очков. Сегодня меня встречают карие, голубые. Зелёные глаза и улыбаются. А в них отражается зелёная травка с изумрудной капелькой росы, ярко- жёлтые нарциссы. Алые тюльпаны. Эти же глаза считают точечки на спинке « божьей коровки». На меня смотрят: пытливые. Умные, озорные, добрые, а самое главное лучше видящие глаза. Я испытываю особенную гордость и радость за своё дело, когда встречаю благодарные глаза родителей моих воспитанников. Я живу, я счастлива, я верю в то, что делаю. Желаю всем людям мирного неба, счастья и здоровья! С уважением Учитель-дефектолог МБДОУ № 46 Л.В. Петрова


В раздел образования