Эссе «Моя педагогическая философия»
Тема: «Открывая мир, раскрываем душу»
Автор: учитель-дефектолог Петрова Л.В. МБДОУ №46, г.Невинномысск
Добро пожаловать новый 2015 год! Какой путь впереди? Какие невиданные
прежде просторы приоткрываешь перед человеком, а может - быть
оставляешь какие-то тайны?
21 век - это время высоких информационных технологий, понимание роли и
места человека в современном мире.
Философский закон гласит: « Всё течёт, всё изменяется». Вот и её
«величество» педагогика не стояла на месте. Эту науку всегда наполняли
свежими мыслями, нетрадиционными идеями, оригинальными взгядами,
новаторскими подходами люди, которые сопровождают дошкольное детство.
Особенно хочется подчеркнуть роль учителя-дефектолога деятельность,
которых, направлена на развитие и социализацию детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Коррекционная педагогика заявила сегодня о создании новой философии
образования, обеспечении свободного развития личности, раскрытии
потенциала человеческой души, служит его стремлениям и способностям,
возможностям и свершениям.
Но так ли было всегда? Обращаясь к истории, задумываешься, о том , какая
разная жизнь. Радуешься с пониманием и благодарностью относишься к «
дару божьему», а иногда задумываешься о том, какими драматическими
событиями наполняла она судьбы людей.
К примеру, в рабовладельческом обществе дети с недостатками в развитии
подлежали физическому уничтожению .
Римский философ Сенега писал о полном истреблении уродов, которые
рождаются обезображенными. Поступать так надо не из-за гнева, а
руководствуясь правилами разума. Отделять негодное от здорового.
В средневековье инквизиция стремилась устранять аномальных детей от
участия в общественной жизни.
В славянских государствах таких детей окружали ореолом святости.
Смотрели как на « божьих людей».
Если обратиться к Евангелии и услышать проповеди Иисуса, то он призывал
не отгонять детей, а учиться у них, потому, что дети ближе к царству Божию.
Это учение нашло отражение во взглядах и умах российского народа.
С формированием Киевской Руси возникло чисто национальное явление –
общественное призрение « убогих детей».
В Киевской Руси, а затем и в Москве стали открываться приюты, дома, где
воспитывались и готовились к труду дети с физическими недостатками.
Эпоха Возрождения явила новый взгляд на природу человека, на цель и
смысл его жизни.
Во Франции в 1804 г. был принят « Кодекс Наполеона», в котором отразились
положения, касавшиеся прав слепых, глухих и умственно отсталых детей.
Великий государь престола Российского, царь Пётр Алексеевич, обращал
внимание на людей с физическими недостатками.
Принимал официальные меры общественного признания. Его идеи
продолжала Екатерина вторая.
Наконец – то в 19 веке на лиц с проблемами в развитии смотрели не только
как на социальную необходимость, но и как средство самосохранения
общества.
Уровень цивилизованности современного мира, авторитет нации находится в
прямой зависимости от того, насколько бережно и трепетно государство
заботится о таких детях.
В 1926 г. в России совнарком в постановлении « Об учреждениях для
глухонемых, слепых и умственно отсталых детях», обратил внимание на
обучение и развитие такой категории лиц.
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию
прав человека.
В 1959 г. вышла в свет Декларация прав ребёнка « Великая хартия вольности
для детей», так трактуется Конвенция о правах ребёнка, заявившая о себе в
1989 г. в которой говорится о выживании, развитии, обеспечении активного
участия в жизни общества.
В 1990 г. Всемирная декларация гласит о претворении в жизнь этих
требований.
В современный законе об образовании сосредоточены все приоритеты
образования: гуманистический характер, общечеловеческие ценности, забота
о жизни и здоровье человека. его свободном развитии и становлении.
В кратком обзоре исторических событий, я подчеркнула мысль о том, как
менялось общество в различных формациях и отношении государства к
человеку.
Я учитель-дефектолог ( тифлопедагог) и меня не оставляет равнодушным тот
факт, что за последние 10 лет по данным ВОЗ во всех странах мира
качественно и количественно изменился состав контингента детей с
нарушениями зрения.
В связи с изменениями этиологии и клинических форм глазных заболеваний,
уменьшилось только число тотально слепых. Но, к сожалению, увеличилось
количество слабовидящих с остротой зрения 0, 05-0,1 и частично видящих
0,01-0,04.
Представьте, что вам в глаза попала соринка. Вы ощущаете неприятность,
испытываете дискомфорт.
Но вот накрахмаленная салфетка или мягкий тампон устранили недуг и вы в
порядке. Снова бодры, веселы и жизнь вам кажется прекрасной и
удивительной, ведь вы -видите!
А теперь другая картинка, у 3- летнего малыша специальной « заклейкой»
выключен лучше видящий глаз ( с помощью оклюдора осуществляется
коррекция для устранения амблиопии и косоглазия), а другой глаз, который
тоже имеет определённое нарушение, смотрит на мир из « королевства
кривых зеркал».
Моя педагогическая и человеческая миссия состоит в том, чтобы помочь
детям вернуть утраченное зрение.
Если сказать на языке науки « преодолеть сенсорно-перцептивную
депривацию».
Мы партнёры и товарищи идём по дороге, название которой – жизнь.
Я делюсь с ними знаниями, мыслями, идеями. Своим жизненным опытомю
отдаю частичку души и сердца.
А потом они доверяют мне свои тайны и секреты. Делятся мечтами и
проблемами, мыслят, рассуждают о том, что познали или о чём ещё хотели бы
узнать.
А я учусь и познаю мир детства глазами моих маленьких « глазастиков» –
педагогов.
Мои « учителя» не могут в полной мере взаимодействовать с окружающей
средой и ёлочка для них не такая уж зелёная, и море не глубокое, а горы и
вовсе не далёкие.
Поэтому главная задача, которую осуществляю я и мои коллеги, это помочь
ребёнку преодолеть депривационный эффект, возникший в раннем возрасте.
Коррекционно –развивающее сопровождение строится с учётом принципов:
системности, последовательности , возрастных и психофизических
особенностей, характера, имеющихся нарушений( онтогенетический
принцип), принципа коррекционной направленности.
Осуществляем индивидуальный и дифференцированный подход в учебно-
развивающей деятельности.
Основываясь на теории Л.С. Выготского о развитии высших психических
функций, П.К. Анохина о зрительном воспитании, психофизических основ
Б.М. Теплова, А .Н. Леонтьева кожно-оптических ощущений.
Знаете ли вы, что дети общаются с предметами с помощью кожного «
зрения», феномен которого был известен в 18 веке.
В. М. Бехтерев наблюдал пациентку, которая различала хроматические и
ахроматические цвета и простые графические изображения.
Высоко - развитое чувство имела Роза Кулешова. Она была способна читать
плоский шрифт, распознавать цветные и чёрно-белые изображения.
Цветовые тона людьми с утраченным зрением делятся на : 1) « гладкие» или
« скользящие» -голубой и жёлтый цвета; 2) « притягивающие» или « вязкие» -
красный, зелёный и синий; 3) « шероховатый» или « тормозящие» движения
рук- оранжевый. Фиолетовый.
Занятия строю на полисенсорной основе так, чтобы ребёнок мог понюхать,
пощупать, попробовать, услышать, увидеть окружающие его предметы.
Развиваю при помощи сохранных анализаторов и остаточного зрения –
зрительное восприятие.
Затем формирую представления. Развиваю память, внимание. Мышление и
речь.
Я мечтаю видеть своих воспитанников честными, добрыми, порядочными
людьми, уверенными в себе и значимыми в жизни.
Чтобы в любом обществе чувствовали себя уютно и комфортно. Могли
спорить, шутить, острить, быть « душой компании».
И здесь же проявили себя эрудированными собеседниками, и никогда не
вспоминали, что в детстве смотрели на мир через линзы очков.
Сегодня меня встречают карие, голубые. Зелёные глаза и улыбаются.
А в них отражается зелёная травка с изумрудной капелькой росы, ярко-
жёлтые нарциссы. Алые тюльпаны. Эти же глаза считают точечки на спинке «
божьей коровки».
На меня смотрят: пытливые. Умные, озорные, добрые, а самое главное лучше
видящие глаза.
Я испытываю особенную гордость и радость за своё дело, когда встречаю
благодарные глаза родителей моих воспитанников.
Я живу, я счастлива, я верю в то, что делаю.
Желаю всем людям мирного неба, счастья и здоровья!
С уважением
Учитель-дефектолог МБДОУ № 46
Л.В. Петрова