Автор: Кострыкина Елена Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №145 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Роль сказки в нравственном воспитании ребенка" Раздел: дошкольное образование
«Роль сказки в нравственном воспитании ребенка»
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности
следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к
миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло.
Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же
моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло.
Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с
моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и
нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с
помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут
педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно,
чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены
мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,
подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными
качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек
это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый
молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий
Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он
будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал,
приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай
старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда
заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,
трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним
нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не
отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок»,
«Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит
в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У
страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и
тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных
сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»,
«Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как
мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется
(«Бобовое зернышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою
сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец
всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и
отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое
размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних
причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме
персонифицированной мысли, например в форме проницательного и
способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную
ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере,
помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его
странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами.
Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами,
необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке
старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы
вызвать само рефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он
дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха,
являющееся... одной из особенностей целостной личности» (К.Г. Юнг).
Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои
моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как
добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные
качества других («Мороз Иванович»).
Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы,
например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с
животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают
человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание,
недоступные человеку» («Иван-царевич и серый волк»).
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся
цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет -
нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются
во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование).
Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный
репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно
относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные
сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об
утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и
дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно
проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е.
когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на
другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с
дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и
мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство
защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не
одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение
поручения ложится на самого ребенка.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды
народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего
дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб.:
Детство-Пресс, 2009.
2.
Большой подарок для самых маленьких.: Русские народные сказки,
песенки, потешки и прибаутки. Сост. Бирюкова Ю. - М., 2006.
3.
Где это видано? Небылицы, перевертыши, сказки. Сост. Астахова Н. -
М.,2009.
4.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.
5.
Котенька-коток: Русские народные детские песенки. Сост. Науменко
Г.Н. – М.:Дом, 1994.
6.
Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным
творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.