Напоминание

Использование приемов проектной методики на уроках английского языка


Автор: Готовцева Лена Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Усть-Алданский улус с.Борогонцы
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов проектной методики на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Использование приемов проектной методики на уроках

английского языка

Использование проектных приёмов нельзя назвать новым

словом в школьном обучении. Проекты многолики и

многогранны, теперь чуть ли не каждое новое слово называют

проектом, но это не так. У проектов своя философия,

методология и практика.

Краткая историческая справка:

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный

вперед”. Французское слово “projet” переводится как

“намерение, которое будет осуществлено в будущем”. В целом

метод проектов – это такая организация обучения, при которой

учащиеся приобретают знания в процессе планирования и

выполнения практических заданий – проектов.

Относительно иностранного языка, проект – это

“самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками

работа, где происходит интеграция четырех видов

деятельности.

В чем суть проектного обучения? Стимулировать интерес

учеников к проблеме, для решения которой необходимы

определенные знания и показать практическое применений

полученных знаний на практике.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый

ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

повышению значимости языка как средства общения;

развитию умения работать в коллективе;

расширению кругозора учащихся;

повышению мотивации учащихся4

поощрению творчества;

воспитание самостоятельности;

интеграция всех четырех видов речевой деятельности;

развитию обще учебных умений.

Основные требования к использованию данного метода:

наличие социально или личностно значимой проблемы,

требующей интегрированных знаний и путей решения;

теоретическая, практическая, познавательная значимость

результатов;

самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)

деятельность учащихся;

структурирование содержательной части проекта (с

указанием поэтапных материалов);

использование исследовательских методов:

o

определение проблемы;

o

определение задач исследования;

o

выдвижение гипотез;

o

обсуждение методов;

o

оформление результатов;

o

анализ данных;

o

выводы.

Существуют определённые принципы проектной деятельности:

вариативности (использование индивидуальной, парной,

групповой форм работы, выбор темы и различных

упражнений, изучение текстов таких, как диалоги,

таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);

решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать,

а значит – учиться);

самостоятельности (уточнение формулировки задачи,

выбор формы проекта, распределение заданий в группе,

систематизация промежуточных материалов);

создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие

страха перед общением на иностранном языке помогает

лучше усваивать трудные темы программы);

учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если

процесс учащимся нравится);

личностного фактора (проектная работа предоставляет

ребятам возможность думать и говорить о себе, своей

жизни, своих интересах, увлечениях);

адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с

которым он не сможет справиться, при выборе задания

следует учитывать возрастные особенности, учебные

возможности, этап работы над проектом).

Используя проектную методику, основной целью является

следующая – научить учащихся самостоятельно приобретать

знания и умело применять их на практике.

При использовании проектной технологии перед учителем стоят

следующие задачи:

развитие познавательных умений и навыков;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

самостоятельно конструировать свои знания;

интегрировать знания из различных областей наук;

критически мыслить.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С.

Полат предлагает пять основных критерий, по которым

различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

исследовательские,

творческие,

ролево-игровые,

информационные,

практико-ориентированные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

моно проекты,

межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

внутренние или региональные,

международные.

4. По количеству участников проекта:

личностные,

парные,

групповые.

5. По продолжительности проекта:

краткосрочные,

средней продолжительности,

долгосрочные.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты

(Information and Research projects).

2. Проекты-интервью (Survey projects).

3. Проект-производство (Production projects).

4. Проекты-ролевые игры и драматические представления

(Performance and Organisational projects).

Проектная деятельность требует большой подготовки.

Необходимо продумать весь ход работы, методы и формы,

промежуточный и итоговой контроль, просчитать результат,

распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта.

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа:

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем,

объединение в группы, составление плана проектной работы и

формулировка цели, сбор материала).

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск

источников необходимой информации и сбор материала, анализ,

возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их

защита, обсуждение полученных результатов).

Для более подробного рассмотрения этапов работы,

представляю алгоритм:

1 шаг – Определение темы.

2 шаг – Определение финального продукта.

3 шаг – Определение структуры и времени.

4 шаг – Сбор информации.

5 шаг – Переработка информации и обсуждение.

6 шаг – Систематизация и подготовка презентации.

7 шаг – Презентация.

8 шаг – Вывод и рецензирование.

В зависимости от уровня и возраста подготовки учащихся

проект может представлять собой коллаж, объявление, афишу,

оформление ранее проведенных исследований, интервью,

отчеты о посещении различных мест с иллюстрациями и

фотографиями, картами, а также электронные ваприанты:

сайты и презентации.

В период выполнения проектов у школьников развиваются

следующие умения:

– общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной

литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления

по теме и т. д.;

– специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной

форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться

двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме,

составлять сообщения и др.;

– собственно коммуникативные умения по видам речевой

деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Особенностью системы выполнения проектов – совместная

творческая работа учителя и учащегося.

В целом в работе над проектом учитель:

помогает ученикам в поиске нужных источников

информации;

сам является источником;

координирует весь процесс;

поощряет учеников;

поддерживает непрерывную обратную связь для успешной

работы учеников над проектом.

Если проанализировать деятельность учителя во время проекта,

то на начальном этапе учитель превращается в организатора

познавательной деятельности. Из авторитетного источника

информации учитель становится соучастником

исследовательского, творческого процесса, наставником,

консультантом, организатором самостоятельной деятельности

учащихся.

В результате работы по проектной методике в течение трех

лет, мною отмечены следующие положительные

результаты обучения:

Учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по

учебной теме, расширив тем самым словарный запас и

кругозор, закрепили имеющиеся грамматические. навыки.

Повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт

работы в парах, группах сменного состава.

Повысили уровень автономности учащихся посредством

самоорганизации в проведении исследовательский, творческой

работы.

Практической частью методического объединения является

проект на уроке иностранного языка при изучении

страноведческой темы. Метод проектов реализуется в данном

случае через групповую работу с опережающей подготовкой.

Целью данного проекта является создание учебно-

информационного пособия “Австралия. Взгляд изнутри”.

При проведении урока по методу проекта прослеживаются

следующие этапы:

Подготовительный этап – разбиение на группы,

выделение подтем.

Основной этап – распределение обязанностей, работа по

поиску, отбору и компоновке информации и иллюстраций:

o

первый шаг – поиск информации (география, история,

политика и т.д.)

o

второй шаг – анализ и сопоставление найденной

информации со школьной программы;

o

третий шаг – отображение информации в форме

страноведческой статьи, подготовка иллюстративных

таблиц для каждой группы, подготовка вопросов и

тестов.

Заключительный этап – представление презентации и ее

оценивание.



В раздел образования