Автор: Готовцева Лена Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Усть-Алданский улус с.Борогонцы
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов проектной методики на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Использование приемов проектной методики на уроках
английского языка
Использование проектных приёмов нельзя назвать новым
словом в школьном обучении. Проекты многолики и
многогранны, теперь чуть ли не каждое новое слово называют
проектом, но это не так. У проектов своя философия,
методология и практика.
Краткая историческая справка:
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный
вперед”. Французское слово “projet” переводится как
“намерение, которое будет осуществлено в будущем”. В целом
метод проектов – это такая организация обучения, при которой
учащиеся приобретают знания в процессе планирования и
выполнения практических заданий – проектов.
Относительно иностранного языка, проект – это
“самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками
работа, где происходит интеграция четырех видов
деятельности.
В чем суть проектного обучения? Стимулировать интерес
учеников к проблеме, для решения которой необходимы
определенные знания и показать практическое применений
полученных знаний на практике.
Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый
ряд достоинств. Работа над проектами способствует:
повышению значимости языка как средства общения;
развитию умения работать в коллективе;
расширению кругозора учащихся;
повышению мотивации учащихся4
поощрению творчества;
воспитание самостоятельности;
интеграция всех четырех видов речевой деятельности;
развитию обще учебных умений.
Основные требования к использованию данного метода:
наличие социально или личностно значимой проблемы,
требующей интегрированных знаний и путей решения;
теоретическая, практическая, познавательная значимость
результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)
деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта (с
указанием поэтапных материалов);
использование исследовательских методов:
o
определение проблемы;
o
определение задач исследования;
o
выдвижение гипотез;
o
обсуждение методов;
o
оформление результатов;
o
анализ данных;
o
выводы.
Существуют определённые принципы проектной деятельности:
вариативности (использование индивидуальной, парной,
групповой форм работы, выбор темы и различных
упражнений, изучение текстов таких, как диалоги,
таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);
решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать,
а значит – учиться);
самостоятельности (уточнение формулировки задачи,
выбор формы проекта, распределение заданий в группе,
систематизация промежуточных материалов);
создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие
страха перед общением на иностранном языке помогает
лучше усваивать трудные темы программы);
учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если
процесс учащимся нравится);
личностного фактора (проектная работа предоставляет
ребятам возможность думать и говорить о себе, своей
жизни, своих интересах, увлечениях);
адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с
которым он не сможет справиться, при выборе задания
следует учитывать возрастные особенности, учебные
возможности, этап работы над проектом).
Используя проектную методику, основной целью является
следующая – научить учащихся самостоятельно приобретать
знания и умело применять их на практике.
При использовании проектной технологии перед учителем стоят
следующие задачи:
развитие познавательных умений и навыков;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
критически мыслить.
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С.
Полат предлагает пять основных критерий, по которым
различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные,
практико-ориентированные.
2. По признаку предметно-содержательной области:
моно проекты,
межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
внутренние или региональные,
международные.
4. По количеству участников проекта:
личностные,
парные,
групповые.
5. По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.
Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:
1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты
(Information and Research projects).
2. Проекты-интервью (Survey projects).
3. Проект-производство (Production projects).
4. Проекты-ролевые игры и драматические представления
(Performance and Organisational projects).
Проектная деятельность требует большой подготовки.
Необходимо продумать весь ход работы, методы и формы,
промежуточный и итоговой контроль, просчитать результат,
распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта.
Работа над творческими проектами включает в себя три этапа:
I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем,
объединение в группы, составление плана проектной работы и
формулировка цели, сбор материала).
II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск
источников необходимой информации и сбор материала, анализ,
возможных трудностей).
III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их
защита, обсуждение полученных результатов).
Для более подробного рассмотрения этапов работы,
представляю алгоритм:
1 шаг – Определение темы.
2 шаг – Определение финального продукта.
3 шаг – Определение структуры и времени.
4 шаг – Сбор информации.
5 шаг – Переработка информации и обсуждение.
6 шаг – Систематизация и подготовка презентации.
7 шаг – Презентация.
8 шаг – Вывод и рецензирование.
В зависимости от уровня и возраста подготовки учащихся
проект может представлять собой коллаж, объявление, афишу,
оформление ранее проведенных исследований, интервью,
отчеты о посещении различных мест с иллюстрациями и
фотографиями, картами, а также электронные ваприанты:
сайты и презентации.
В период выполнения проектов у школьников развиваются
следующие умения:
– общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной
литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления
по теме и т. д.;
– специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной
форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться
двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме,
составлять сообщения и др.;
– собственно коммуникативные умения по видам речевой
деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.
Особенностью системы выполнения проектов – совместная
творческая работа учителя и учащегося.
В целом в работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников
информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной
работы учеников над проектом.
Если проанализировать деятельность учителя во время проекта,
то на начальном этапе учитель превращается в организатора
познавательной деятельности. Из авторитетного источника
информации учитель становится соучастником
исследовательского, творческого процесса, наставником,
консультантом, организатором самостоятельной деятельности
учащихся.
В результате работы по проектной методике в течение трех
лет, мною отмечены следующие положительные
результаты обучения:
Учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по
учебной теме, расширив тем самым словарный запас и
кругозор, закрепили имеющиеся грамматические. навыки.
Повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт
работы в парах, группах сменного состава.
Повысили уровень автономности учащихся посредством
самоорганизации в проведении исследовательский, творческой
работы.
Практической частью методического объединения является
проект на уроке иностранного языка при изучении
страноведческой темы. Метод проектов реализуется в данном
случае через групповую работу с опережающей подготовкой.
Целью данного проекта является создание учебно-
информационного пособия “Австралия. Взгляд изнутри”.
При проведении урока по методу проекта прослеживаются
следующие этапы:
Подготовительный этап – разбиение на группы,
выделение подтем.
Основной этап – распределение обязанностей, работа по
поиску, отбору и компоновке информации и иллюстраций:
o
первый шаг – поиск информации (география, история,
политика и т.д.)
o
второй шаг – анализ и сопоставление найденной
информации со школьной программы;
o
третий шаг – отображение информации в форме
страноведческой статьи, подготовка иллюстративных
таблиц для каждой группы, подготовка вопросов и
тестов.
Заключительный этап – представление презентации и ее
оценивание.