Напоминание

Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста.


Автор: Короткова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №85 "Колокольчик" комбинированного вида "
Населённый пункт: г. Великого Новгорода
Наименование материала: Статья
Тема: Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пальчиковая гимнастика для развития речи детей

раннего возраста.

Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним.

Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

Хорошая речь – важнейшее условие

всестороннего развития ребёнка. Чем

богаче и правильнее речь, тем легче

ему

высказывать

свои

мысли,

тем

шире

возможности

в

познании

окружающей

действительно сти,

содержательнее

и

полноценнее

отношения

со

сверстниками

и

взрослыми, активнее осуществляется

его психическое развитие. Поэтому

так

важно

уже

в

раннем

возрасте

уделять

внимание

формированию

речи детей.

Выдающийся

педагог

В.

А.Сухомлинский

отмечал:

«Истоки

способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой

мысли».

Таким образом «Есть все основания рассматривать

кисть руки как орган речи – такой же артикуляционный аппарат. С этой точки

зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» (М. М. Кольцова).

Научно

установлено,

что

уровень

развития

речи

детей

находится

в

прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев

рук.

Важную роль в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста

играет

пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-

либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря таким

играм

ребёнок

получает

разнообразные

сенсорные

впечатления,

у

него

развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры

формируют

добрые

взаимоотношения

между

детьми,

а

также

между

взрослым и ребёнком.

Простые движения помогают убрать напряжение не

только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны

улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся

кисть, тем лучше ребенок говорит.

«Дружные пальчики»

-

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

-

С этим пальцем в лес ходил.

-

С этим пальцем щи варил.

-

С этим пальцем кашу ел.

-

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«Овощи»

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох

– Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов:

«Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

«Мои вещи»

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,

Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки

В ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю

Над головой.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь

партнёра по игре).

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

Поочерёдно гладим одну руку другой.

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети

могли представить себя, например, в роли маленькой рыбки, или веселого

забавного котёнка и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазёры. Они

легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального

действа.

Пять маленьких рыбок играли в реке…

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

Плывите скорей, чтобы не проглотил!

«Рыбки»

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!”

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

А третья сказала:

“Мне хочется спать!”

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!”

Ладони сомкнуты, чуть

округлены. Выполняем

волнообразные движения в

воздухе.

Руки прижаты друг к

другу; переворачиваем их с

боку на бок.

Ладони сомкнуты, чуть

округлены. Выполняем ими

"ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми

ладонями (отрицательный

жест).

Ладони поворачиваем на

тыльную сторону одной из

рук (рыбка спит).

Быстро качаем ладонями

(дрожь).

Запястья соединены;

ладони раскрываются и

соединяются (рот).

Нет

необходимости

разучивать

с

детьми

стихотворения.

Играя

с

пальчиками, они легко запоминают их уже после нескольких прочтений. Дети

довольно

быстро

начинают

связывать

в

сознании

зрительные

образы

с

соответствующим текстом.

Чтоб флажок на доме был,

А у дома ёжик жил.

Выполняя

пальчиками

различные

упражнения,

ребёнок

достигает

хорошего

развития

мелкой

моторики

рук,

которая

не

только

оказывает

благоприятное

влияние

на

развитие

речи (так

как

при

этом

индуктивно

происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает

ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают

хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного

обучения в школе.

Воспитатель: Короткова Людмила Владимировна



В раздел образования