Напоминание

Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах


Автор: Имангулова Айгуль Робертовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ №23
Населённый пункт: г.Белебей, Башкортостан
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах
Раздел: дошкольное образование





Назад




2 подгруппа - 6-7 лет:

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Неде

ли

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

СЕНТЯБРЬ

1,2

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

3

Осень.

Овощи.

Огород.

учить детей отвечать на вопросы и задавать их;

систематизировать знания детей об осени и осенних

явлениях;

активировать словарь по данной теме;

воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в

природе.

Образование сущ-х единственного и множественного числа в

именительном и родительном падежах (помидор-помидоры-

помидоров).

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными

суффиксами.

Образование прилагательных от существительных (салат из

огурцов - огуречный).

Согласование притяжательных местоимений с

существительными (Чья это репа? Это моя репа).

Согласование прилагательных с существительными в роде,

числе.

Согласование числительных с существительными.

Согласование сущ-х с глаголами ед. и мн.ч (огурец растет-

огурцы растут).

Согласование прилагательных с сущ-ми в Р.п. ед.и мн.ч

(красный помидор- красные помидоры-красных помидоров).

Рассказывание по теме «Осень».

Составление описательных рассказов об

овощах.

Рассказ о «чудо-овоще».

Сравнительно-описательные рассказы.

Загадки-описания.

Рассказ по серии картин «Выращиваем

помидоры».

Уточнение

артикуляции звуков

[а], [у] звука [и]

Буквы А

1

4

Фрукты. Сад.

Образование сущ-х мн.ч в именительном и родительном

падежах (яблоко-яблоки-яблок).

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными

суффиксами.

Образование прилагательных от существительных (сок из

груш-грушевый).

Согласование притяжательных местоимений с

существительными (Это мой мандарин).

Согласование прилагательных с существительными в роде

и числе.

Согласование числительных с существительными.

Согласование существительного с глаголом ед. и мн. ч.

(Вишня висит. Вишни висят.)

Составление описательных рассказов о

фруктах по картам- схемам.

Загадки-описания

Уточнение

артикуляции и

произношения звука

[у].

Выделение звука в

конце слова.

Анализ звукового

ряда из двух и трех

гласных.

Определение места

звука в слове.

Выкладывание

буквы из счетных

палочек, веревочки,

печатание.

Звуки У

ОКТЯБРЬ

1

Лес: деревья,

грибы, ягоды

обучать

детей

составлению

описательного

рассказа

с

опорой на схему;

закреплять у детей умение правильно употреблять в речи

относительные прилагательные;

закреплять умение синтаксически верно строить

предложения;

упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

воспитывать у детей интерес к окружающей природе;

обобщать знания о деревьях.

Составление описательного рассказа о дереве с

использованием схемы описания.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука.

Определение места

звука в слове.

Выкладывание

буквы из фасоли,

печатание.

Звуки О

2

2

Моё тело.

Гигиена.

ЗОЖ.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука.

Определение места

звука в слове.

Выкладывание

буквы из фасоли,

печатание.

Звуки М,

МЬ

Буква М

Подбор признаков к предмету.

Образование мн. ч существительных.

Согласование числительных, местоимений,

наречий с существительными.

Составление и употребление в речи сложных

предложений с предлогом для.

Сказка «Великан и Гномик»

Загадки-описания.

Рассказы по темам:

- Портрет друга.

- Поход к врачу.

3

Сезонная

одежда.

Обувь.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука.

Определение места

звука в слове.

Выкладывание

буквы из круп,

печатание

Звуки

П, ПЬ

Буква П

Образование существительных мн. числа

именительного и родительного падежей.

Образование уменьшительно-ласкательной формы

существительных.

Образование прилагательных от

существительных.

Образование притяжательных местоимений и

прилагательных.

Подбор слов-антонимов.

Согласование прилагательных с

существительными.

Различение глаголов одевать - надевать.

Загадки-описания.

Сравнительно-

описательные

рассказы.

Рассказы по темам:

- Для чего нужна

одежда?

- Как ухаживать за

одеждой?

3

4

Моя семья.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука.

Определение места

звука в слове.

Выкладывание

буквы из фасоли,

счетных палочек,

печатание.

Звуки

Т,ТЬ

Буква Т

Согласование прилагательных с

существительными в роде и числе.

Образование притяжательных прилагательных и

согласование их с существительными.

Образование существительных мн.ч.

именительного и родительного падежей.

Образование существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Приставочные глаголы.

Обучение самостоятельной постановке вопросов.

Рассказы детей о маме.

Творческие рассказы детей «Как я

помогаю маме, бабушке».

Рассказы по темам:

- Моя семья.

- Наш семейный отдых.

НОЯБРЬ

1

Мой дом,

квартира.

Выложить букву

из счетных

палочек.

Печатать слоги,

слова,

предложения.

Полный анализ

слова вилка.

Преобразование

обратных слогов в

прямые.

Воспроизведение

Звуки

Д, ДЬ

Буква Д

Словообразование прилагательных от

существительных.

Образование мн. ч. существительных.

Согласование числительных с существительными.

Согласование существительных с

прилагательными.

Составление описательного рассказа с опорой

на схему.

Загадки-описания.

Рассказы по темам:

- Моя квартира.

- Моя комната (по плану).

4

слоговых рядов

(обратные и прямые

2

Мебель

Закрепить, что

«И» смягчает

предыдущую

согласную и она

читается мягко.

Выложить букву

из счетных

палочек.

Печатать слоги,

слова,

предложения.

Полный анализ

слова вилка.

Звук и

буква И

Расширение знания значения предлогов и употребление их

в самостоятельной речи. Закрепление предложно-

падежных конструкций.

Образование существительных ед. и мн. числа

именительного и родительного падежей.

Образование уменьшительно-ласкательной формы

существительных.

Образование прилагательных от существительных.

Согласование прилагательных с существительными.

Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, между,

около

Составление рассказа «Как изготавливают

мебель» по опорным словам.

Загадки-описания.

3

Посуда

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука.

Определение места

звука в слове.

Выкладывание

буквы из счетных

палочек, печатание.

Преобразование

обратных слогов в

прямые.

Воспроизведение

слоговых рядов

(обратные и прямые

слоги)

Звуки

Ф, ФЬ

Буква Ф

Образование ед. и мн. числа существительных

именительного и родительного падежей.

Образование уменьшительно-ласкательной формы

существительных.

Образование прилагательных от существительных.

Согласование существительных с притяжательными

местоимениями моя, мое, мои.

Составлять описательные рассказы.

Загадки-описания.

Рассказы по темам:

- Зачем нужна посуда?

- Сказка о любом предмете посуды.

5

4

Продукты

питания.

Наша пища.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука.

Определение

места звука в слове.

Выкладывание

буквы из счетных

палочек, печатание.

Отгадать слово,

состоящее из

первых звуков слов.

Полный анализ

слов.

Звуки

Н,НЬ

Буква Н

Согласование существительных и

прилагательных.

Образование мн. ч существительных.

Согласование числительных, местоимений,

наречий с существительными.

Образование относительных прилагательных от

существительных.

Употребление предлога для.

Подбор антонимов.

Подбор родственных слов.

Пересказ рассказа «Что вкуснее?».

Загадки-описания.

Рассказ по теме:

- Назови все, что нужно для борща.

II период обучения (декабрь,январь,февраль)

Неде

ли

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

ДЕКАБРЬ

1

Домашние

животные.

Вспомнить, что

«Ы» - гласный.

Уточнить – нет

слов,

начинающихся на

звук «Ы».

Определить

Звуки

Х, ХЬ

Буква Х

Звук и

буква Ы

Образование существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Образование притяжательных прилагательных.

Образование существительных с помощью

Рассказ о животных по картинкам.

Загадки-описания.

Рассказы по темам:

- Как люди ухаживают за домашними

животными.

- Если бы я был котенком.

6

позицию звука в

словах.

Выложить букву из

фасоли.

Напечатать букву,

слоги, слова.

суффикса -ищ.

Образование слов-антонимов.

Согласование числительных с существительными.

Закрепление предлогов. Составление

предложений с ними по теме.

Усвоение категории Тв. п.

Расскажи о своём любимом домашнем питомце.

2

Домашние

птицы.

«Э»- гласный.

Определение

места звука в

слове.

Выкладывание

буквы из фасоли,

печатание.

Звуко-слоговой

анализ слов

ЭТА, ЭТОТ

Выложить букву из

счетных палочек.

Печатать слоги,

слова,

предложения.

Полный анализ

слова вилка.

Звук и

буква Э

Образование слов с уменьшительно –

ласкательными суффиксами.

Активизация глаголов по теме.

Закрепление знаний детей о частях тела птицы.

Составление рассказа – описания

«Петушок» по опорным предметным

картинкам

Звуки В,

Вь Буква В

3

Дикие

Закрепить

Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о

Рассказ о животных по картинкам.

7

животные

зимой.

характеристику

звуков.

Определять место

в словах.

Напечатать буквы,

слоги, слова,

предложения.

диких животных; учить образовывать прилагательные и

существительные с помощью уменьшительно-

ласкательных суффиксов; закреплять употребление сущ-

ых в И.п. и Р.п. мн.ч.

Обучать детей образованию притяжательных

прилагательных.

закреплять у детей навык использования в речи простых

предлогов:на, с, под, над, за, в;

упражнять в подборе имен прилагательных к именам

существительным по теме;

развивать навыки словообразования.

воспитывать любознательность, доброту, любовь к

окружающей природе.

Загадки-описания.

Рассказ по теме:

- Если бы я был зайчонком.

Пересказ сказки «О чём рассказал ёжик?»

«Учим слова и предложения»

2 тетрадь

стр. 6

Расскажи о своём любимом домашнем питомце.

Звуки

Ф-В

4

Зима.

Приметы

зимы

Звуко-слоговой

анализ слов ДЕТИ,

ВЕТКА

Буква Е

Подбор однородных определений к

слову зима, образование новых слов. Усвоение

категории родительного падежа. Составление

сложных предложений со значением

противопоставления. Привлечение внимания

детей к предстоящим изменениям в природе: день

стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля

покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто

бывают морозы, деревья и кустарники стоят без

листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег.

Пересказ рассказа «Гостья - зима» с

опорой на вопросы логопеда. Усвоение

переносного значения слов

5

Новый год.

Познакомить с

буквой Ё.

Определять место

звука в словах.

Напечатать буквы,

слоги, слова,

Буква Ё

Закреплять знания об атрибутах новогоднего праздника.

Ввести в активный словарь: хоровод, гирлянда, бусы,

украшения, карнавал, Снегурочка, дед Мороз, ;

новогодний, праздничный, веселый, добрый, блестящий, и

д.р.

Составление рассказа по картине «Новогодний

праздник»

Составление рассказа – описания «Ёлочная

игрушка»» по опорным предметным картинкам

Звуки

Л, ЛЬ

Буква Л

8

предложения.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука.

Определение

места звука в

слове.

Выкладывание

буквы из круп,

печатание.

Звуко-слоговой

анализ слова

ВОЛКИ.

Чтение и

печатание

предложений,

Ударение.

Учить согласовывать прилагательные с

существительными в роде и числе. Четко проговаривая

окончания слов.

Употреблять существительные ед. и множ.числа,

уменьшительно- ласкательную форму существительных.

Развитие речи: упражнять в составлении рассказа-

описания по сюжетной картинке.

Учить проявлять положительные эмоции в атмосфере

праздничного настроения.

Воспитывать умение правильно проявлять, выражать свои

эмоции, работать в коллективе.

ЯНВАРЬ

1,2

КАНИКУЛЫ

3

Зимние

забавы

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука.

Определить место

звука в словах.

Печатать буквы,

слова,

предложения.

Звуко-слоговой

анализ слов

Звуки

Г-Гь

Относительные прилагательные.

Родительный падеж множественного числа

существительных.

Родительный падеж множественного числа

существительных.

Согласование сущ. и числительного в Дательном

падеже.

(Я рад одной сне

жинке, двум

снежинкам…)

Рассказы по темам:

- Зимние забавы.

- Зимние изменения в природе.

Звуки

Г-К

9

Гена, книга

Чтение и

печатание слов по

следам анализа.

4.

На

кормушке.

Зимующие

птицы

Уточнение

артикуляции и

произношения

звуков.

Определить

позицию звука в

слове.

Отгадать слово,

состоящее из

первых звуков

слов.

Печатать буквы,

слова,

предложения.

Звуко-слоговой

анализ слов

СЛОН, ЛОСЬ;

САМ, САМА,

САМИ.

Звук и

буква С

Образование сущ. в ед. и мн. ч. в разных падежах.

- Употребление сложных предлогов.

- Согласование сущ. и числит. в роде, числе, падеже.

- Образование притяж. прил.

- Образование глаголов с помощью приставок.

- Образование сложных слов – большие глаза –

большеглазая…

Рассказ - описание птицы.

Рассказы по темам:

- Поможем птицам зимой.

- Как построить кормушку.

отгадывание и толкование загадок по теме.

- составление описательных рассказов о зиме, о

заснеженных улицах города

Звук Сь

Звуки С-Сь

ФЕВРАЛЬ

1

Мой город.

Улица. ПДД.

Уточнить

артикуляцию и

произношение

звуков, закрепить

Звук и

буква З

Согласование прилагательных с

существительными в роде и числе.

Рассказ по опорным предметным

картинкам «Дети на прогулке».

Сравнительно-описательные рассказы..

10

характеристики

звуков. Звуко-

слоговой анализ

слов КОЗЫ,

ЗИМА, ЗОНТ,

ЗИНА.

Дифференциация

звуков.

Печатать буквы,

слоги, слова,

предложения.

Звонкие и глухие

согласные.

Звуки

З-Зь

Согласование числительных с существительными.

Подбор родственных слов.

Словообразование существительных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Закрепление в речи предлогов.

Звуки

С-З

2

Профессии

наших

родителей.

Уточнить

артикуляцию и

произношение

звуков, закрепить

характеристики

Звуко-слоговой

анализ слов БАНТ,

БИНТ.

Дифференциация

звуков.

Мягкие и твердые

звуки.

Печатать буквы,

слоги, слова,

предложения.

Звонкие и глухие

согласные

Звук и

буква Б

Образование существительных от глаголов.

Формирование навыка словообразования.

Подбор подходящих по смыслу определений.

Составление рассказа о профессиях

родителей по вопросам логопеда.

Составление рассказа с элементами

творчества «Кем я хочу быть?»

Звуки

Б-Бь

Звуки П-Б

3

Наша армия.

Военные

Закрепить

характеристику

Звук и

буква Ш

Дать представления о государственном празднике – день

защитника Отечества. О роли российской армии.

Составление рассказов «В каких войсках хочу

служить», «Где служил мой папа».

11

профессии.

звуков.

Преобразование слов

МЫШКА-МИШКА.

Составление схем,

чтение. Правописание

слога ШИ.

Дифференциация

звуков.

Развивать

фонематический

слух.

Печатать буквы, слоги,

слова, предложения.

Ударение

Ввести названия военных профессий: летчик, танкист,

моряк в активный словарь.

Формировать навык диалогической речи в процессе

беседы. Закреплять умение отвечать на вопросы простыми

предложениями.

Развитие речи: упражнять в составлении рассказа-

описания по сюжетной картинке и опорной схеме. Учить

пересказывать тексты из 3-4 простых предложений

(помощь педагога); вступать в диалог и поддерживать его.

Воспитывать уважение к мужчине-воину, патриотические

чувства

Звук и

буква Ш

Звуки С-Ш

4

Животные

жарких и

холодных

стран.

Дифференциация

звуков [р]-[рь]

Буква Я

Образование существительных мн. ч.

именительного и родительного падежей.

Образование сложных прилагательных.

Образование притяжательных прилагательных.

Составление сложноподчиненных предложений с

союзом потому что.

Подбор прилагательных к слову животные.

Беседа по картине «Саванна»

Притяжательные прилага

тельные «Кто спрятался в джунглях?»

Звук и

буква Р

Звук

РЬ

12

III период обучения (март, апрель, май)

Неде

ли

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

МАРТ

1

Международ

ный женский

день.

Уточнить

артикуляцию и

произношение

звука.

Развивать

фонематичес

кий слух.

Определить

позицию в

словах.

Печатать буквы,

слоги, слова,

предложения.

Самостоятельное

составление схем

слов.

Слова сложной

слоговой

структуры.

Звуки

Р-Рь

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными

суффиксами.

- Образование сущ-х в И., Д., В., П. п мн.ч.

- Образование однокоренных слов.

- Согласование прилагательных с сущ-ми в роде, числе.

- Согласование числит-х с сущ-ми в роде, числе и

Рассказы по темам:

- Моя мама.

- Подарок маме (по плану). Составление

рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной

картине с придумыванием предшествующих и

последующих событий.

Звуки

Р-Л

Звуки

Р-Л-Рь-Ль

2

Ранняя

весна.

Приметы

весны.

Уточнить

артикуляцию и

произношение

звука.

Развивать

фонематический

слух.

Закрепить, что

всегда твердый.

Звук и буква

Ж

Образование существительных мн.ч.

именительного и родительного падежей (лужа -

лужи-луж).

Образование существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Согласование прилагательных с

Составлять рассказ о весне по

картинно-графическому плану.

Загадки-описания.

Звуки Ж-З

Звуки Ж-Ш

13

Определить

позицию в

словах.

Печатать буквы,

слоги, слова,

предложения.

существительными в роде и числе.

Подбор антонимов к словам

3

Перелётные

птицы.

Уточнить

артикуляцию и

произношение

звука.

Развивать

фонематический

слух.

Определить

позицию в

словах.

Составление схем

со стечением

согласных.

Печатать буквы,

слоги, слова,

предложения.

Звук и буква

Ц

Образование существительных мн.ч.

именительного и родительного падежа.

Образование сложных прилагательных.

Образование приставочных глаголов.

Согласование числительных с существительными.

Подбор слов-антонимов.

Правильное употребление предлогов: в, на, из, из-

за, из-под, над.

Пересказ рассказа И. Соколова-

Микитова «Улетают журавли».

Рассказы-описания

Звуки

С-Ц

14

4

Домашние

помощники.

Бытовая

техника.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука.

Всегда твердый.

Определить

позицию в

словах.

Печатать буквы,

слоги, слова,

предложения.

Упражнения с

разрезной

азбукой.

Схема

предложения.

Звук и буква

Ч

Звуки Ч-Ть

Звуки Ч-Сь

согласование числит-х с сущ-и в роде, числе и падеже.

- употребление сложных предлогов (с, из-под, из-за)

- образование притяжательных прилагательных

- дифференциация глаголов совершенного и

несовершенного вида.

- образование сравнительной степени прилагат-х.

- образование относительных прил-х.

- Отгадывание и толкование загадок;

- составление описательных рассказов о

предметах бытовой техники.

5

Офис.

Оргтехника.

Закрепление

артикуляции и

произношения

звуков.

Закрепить, что

всегда мягкий.

Определить

позицию в

словах.

Печатать буквы,

слоги, слова,

предложения.

Буква Ю

Звук и буква

Щ

Звуки Ч-Щ

Формирование словаря глаголов.

Образование сущ. в разных падежах: Р.п., Т.п., П.п.

- Образование глаголов с помощью приставок.

- Соглас-е числит-х с сущ-и в роде, числе и падеже.

- Образование притяжательных прилагательных:

воспитательские, врачебные, хирургические.

Отгадай загадки и выучи понравившуюся

Учим слова и предложения стр. 10 тетрадь 3

15

АПРЕЛЬ

1

Комнатные

растения.

Закрепить

характеристику

звуков

Закрепление

представлений о

мягкости

согласных.

Закрепление

ударения.

Звуки Щ-

Сь

Звуки Щ-

Ть

Звуки Щ-

Ч-Сь-ТЬ

Расширить знания детей о комнатных растениях.

Согласование прилагательных с существительными в роде

и числе.

Составлять рассказа о комнатных растениях

по картинкам.

Загадки-описания.

16

2

Космос

Мягкие

согласные.

Обозначение

мягкости при

помощи гласных.

Печатание слов,

предложений.

Звуквой анализ и

синтез обратного

слога.

Буква Й

Звуки Й-Ль

Образование существительных мн.ч.

именительного и родительного падежей.

Подбор слов-антонимов, слов-синонимов

Согласование числительных с существительными.

Правильное употребление предлогов: на, в, из,

под, с.

Работа с деформированными

предложениями

3

Насекомые

Упражнения с

разрезной

азбукой. Чтение,

печатание.

Ударение. Схема

предложения.

Свистящие и

шипящие

учить

детей

преобразованию

глаголов

единственного

числа в множественное число.

упражнять детей в отгадывании насекомых по

совершаемым действиям;

развивать умение употреблять существительные в форме

родительного падежа множественного числа;

закреплять

употребление

предлогов

при

составлении

предложений.

воспитывать у детей любовь и бережное отношение к

красивым местам и их обитателям.

Составление описательно рассказа о

насекомом с опорой на схему. «Насекомые»

4

Первоцветы

Упражнения с

разрезной

азбукой. Чтение,

печатание.

Ударение. Схема

предложения.

Р-Л-Рь-Ль

- образование сущ-х мн. числа в разных падежах;

- согласование сущ-х с числительными;

- употребление предлогов;

- образование глаголов с помощью приставок.

Составление описательного рассказа о цветах

с опорой на схему.

.

17

МАЙ

1

Весенние

сельхоз

работы.

Откуда хлеб

пришел.

Работа над

техникой чтения.

Ударение.

Чтение и

печатание

предложений.

Гласные

звуки

Словообразование относительных прилагательных (от

существительных зерно, пшеница, рожь).

Словообразование родственных слов от слова хлеб.

Упражнение в употреблении в речи синонимов.

Образование существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Сопоставление белого пшеничного батона и

черного ржаного «кирпичика».

Рассматривание репр. картины И.И.Шишкина

«Рожь».

Пересказ рассказа М.Пришвина «Лисичкин

хлеб»

2

День

Победы.

Закрепление

произношения и

различение

звуков.

Чтение и

печатание

предложений.

Мягкие и

твердые

согласные

Образование

существительных

мн.

ч.

и

согласование их с прилагательными.

Составление предложений с предлогами.

Образование существительных мн.ч.

именительного и родительного падежей.

Чтение и пересказ рассказов об армии,

о победе.

3

Обследовани

е речи детей

18

4

Обследовани

е речи детей

1 подгруппа – 5-6 лет:

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Нед

ели

Лексическ

ая

тема

Формирование

фонетической стороны

речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

СЕНТЯБРЬ

1,2

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

3

Осень.

Овощи.

Огород.

Развитие слухового внимания и

восприятия на неречевых звуках

учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

систематизировать знания детей о поведении животных в

осенний период;

активизировать

словарь

по

теме

«Осень»,

«Сад»,

«Огород»;

закреплять умение образовывать имена существительные

во множественном числе.

воспитывать у детей литературно-художественный вкус,

способность понимать и чувствовать настроение героев

произведения.

Пересказ рассказа Н.

Сладкова «Осень на

пороге» с использованием

магнитной доски

4

Фрукты. Сад.

Развитие слухового внимания и

восприятия на речевых звуках

Образование сущ-х мн.ч в именительном и родительном

падежах (яблоко-яблоки-яблок).

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными

Составление описательных

рассказов о фруктах по

картам- схемам.

19

суффиксами.

Образование прилагательных от существительных (сок из

груш-грушевый). Согласование притяжательных

местоимений с существительными (Это мой мандарин).

Согласование прилагательных с существительными в роде

и числе.

ОКТЯБРЬ

1

Лес: деревья,

грибы, ягоды

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [у]

Буква У

обучать детей составлению описательного рассказа с

опорой на схему;

закреплять у детей правильное употребление в речи

относительных прилагательных;

развивать умение задавать вопросы;

обобщать знания о деревьях.

воспитывать бережное отношение детей к природе.

Составление

описательного рассказа о

дереве с использованием

схемы описания.

2

Моё тело.

Гигиена.

ЗОЖ.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [а]

Буква А

Учить дифференцировать глаголы совершенного и

несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы;

закреплять умение образовывать существительные с

помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

развивать словарь антонимов.

Перессказ басни

Л.Толстого «Старый дед и

внучек»

3

Сезонная

одежда.

Обувь.

Уточнение артикуляции и

произношения звука [а]-[у]

обучать детей составлению описательного рассказа;

расширять и активизировать словарь детей по теме

«Одежда»;

упражнять в употреблении распространенных

предложений;

воспитание навыков самообслуживания.

Составление

описательного рассказа с

опорой на схему.

4

Моя семья.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [п]

Буква П

Дать знания о членах семьи (по рассматриванию картины),

называние членов семьи, учить понимать роль взрослых и

детей в семье. Работать над пониманием родственных

связей. Обогащать словарь по теме : мама, папа, дочь, сын,

дедушка, бабушка, внучка, внук. Знакомить с понятием

«Отчество». Учить отвечать на вопросы простыми

предложениями из 2-4 слов. Упражнять в согласовании

прилагательных и существительных в роде и числе,

- составление

описательных рассказов по

плану.

- составление рассказа из

личного опыта «Как мы

проводим выходные».

20

употреблять существительные в ед.и множ.числе

(акцентировать внимание на окончания слов), употреблять

уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развитие речи: диалогическая речь - вводить в активную

речь вопросительные слова, учить пересказу текста с

опорой на картинный план, подбирать несколько слов-

определений к одному объекту.

НОЯБРЬ

1

Мой дом,

квартира.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [о]

Буква О

Закрепление умения составлять предложения с опорой на

предметные картинки. Упражнять в образовании

прилагательных от существительных

Составление рассказа по

сюжетной картине «Один

дома» с придумыванием

начала рассказа

2

Мебель

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [и]

Буква И

Согласование прилагательных с существительными.

Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, между,

около

Расскажи какая мебель есть

у тебя дома, сравни её с

мебелью садика

Расскажи какие части есть

у стола, стула

Игра: «Мебельный

магазин»

Составление

описательного рассказа:

«Детская комната» по

картине

3

Посуда

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [м]

Буква М

Образование ед. и мн. числа существительных

именительного и родительного падежей.

Образование уменьшительно-ласкательной формы

существительных.

Образование прилагательных от существительных.

Согласование существительных с притяжательными

местоимениями моя, мое, мои.

Составлять описательные

рассказы.

Рассказы по темам:

- Зачем нужна посуда?

- Сказка о любом предмете

посуды.

21

4

Продукты

питания.

Наша пища.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [н]

Буква Н

Упражнять в употреблении различных форм имени

существительного; закреплять навык правильного

использования в речи простых и сложных предлогов.

Пересказ рассказа

М.Пришвина «Лисичкин

хлеб»

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

ДЕКАБРЬ

1

Домашние

животные.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [ть]

Буква Т

Образование существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Образование притяжательных прилагательных.

Образование существительных с помощью суффикса -ищ.

Образование слов-антонимов.

Уточнение и расширение

словаря по теме.

Придумай начало сказки,

про котёнка.

Составь рассказ используя

заданные слова

2

Домашние

птицы.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [к]

Буква К

Образование слов с уменьшительно – ласкательными

суффиксами.

Активизация глаголов по теме.

Закрепление знаний детей о частях тела птицы.

Составление рассказа –

описания «Петушок» по

опорным предметным

картинкам

3

Дикие

Активизация и закрепление лексического материала по

Составление

22

животные

зимой.

теме «Дикие животные и их детёныши». Расширение и

закрепление словаря признаков и действий. Закрепление

правильного употребления в речи предлогов НА, В, ЗА,

ПОД. Обучение составлению предложений с союзом А.

описательного рассказа о

диких животных с

использованием схемы

Рассказ по опорным

предметным картинкам

«Кто как зиму проводит»

4

Зима.

Приметы

зимы.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [к]- [кь]

Буква К

Подбор однородных определений к

слову зима, образование новых слов. Усвоение категории

родительного падежа. Составление сложных предложений

со значением противопоставления. Привлечение внимания

детей к предстоящим изменениям в природе: день стал

короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается

снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы,

деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет,

птиц мало, выпал снег.

Уточнение и расширение

словаря по теме.

5

Новый год.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [б]

Буква Б

Закреплять умение подбирать прилагательные к

существительным; упражнять в употреблении предлога

без и имен сущ-ых в различных падежах.

Составление рассказа по

опорным предметным

картинкам на новогоднюю

тематику

ЯНВАРЬ

1,2

КАНИКУЛЫ

3

Зимние

забавы.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [бь]

Буква Б

Относительные прилагательные.

Родительный падеж множественного числа

существительных.

Согласование сущ. и числительного в дательном падеже.

(Я рад одной снежинке, двум снежинкам…)

Рассказы по темам:

- Зимние забавы.

- Зимние изменения в

природе.

4

На

кормушке.

Уточнение

артикуляции и

Буква Э

Накопление и активизация словаря по теме. Употребление

предлога НА. Составление предложений с предлогом НА

отгадывание и толкование

загадок по теме.

23

Зимующие

птицы

произношения

звука [э]

по схеме.

- составление

описательных рассказов о

зимующих птицах.

Составление рассказа по

серии картинок.

ФЕВРАЛЬ

1

Мой город.

Улица. ПДД.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [г]-[гь]

Буква Г

учить образовывать прилагательные от существительных;

развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Составление

описательного рассказа о

нашем городе.

2

Профессии

наших

родителей.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [л]-[ль]

Буква Л

Учить называть профессии по месту работы или роду

занятия; закреплять употребление существительных в

Тв.п.; упражнять в образовании сущ-ыхмн.ч. Р.п.

Составление

описательного рассказа о

профессии мам с

использованием схемы

3

Наша армия.

Военные

профессии.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [ы]

Буква Ы

Обучать образованию прилагательных от

существительных; закреплять умение согласовывать

числительные два и пять с существительными.

Составление рассказа

«Граница Родины — на

замке» по серии сюжетных

картин

4

Животные

жарких и

холодных

стран.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [с]

Буква С

Образование сущ. в ед. и мн. ч. в разных падежах.

- Согласование сущ. и числит. в роде, числе, падеже.

- Образование притяж. прил.

- Образование глаголов с помощью приставок.

- Образование сложных слов – большие глаза –

большеглазая…

отгадывание и толкование

загадок по теме.

- составление

описательных рассказов о

животных Севера.

III период обучения (март, апрель, май)

МАРТ

1

Международ

ный женский

Уточнение

артикуляции и

Буква С

Учить называть профессии по месту работы или роду

занятия; закреплять употребление существительных в

Составление

описательного рассказа о

24

день.

произношения

звука [сь]

Тв.п.; упражнять в образовании сущ-ыхмн.ч. Р.п.

маме по собственному

рисунку

2

Ранняя весна.

Приметы

весны.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [ш]

Буква Ш

Упражнять в образовании и практическом использовании в

речи притяжательных и относительных прилагательных;

учить классифицировать времена года; отрабатывать

падежные окончания имен существительных ед.ч и мн.ч.

Пересказ рассказа

К.Д.Ушинского «Четыре

желания»

3

Перелётные

птицы.

Уточнение артикуляции и

произношения звука [с]- [ш]

Расширение глагольного словаря и словаря

существительных по теме.

Составление

описательного рассказа о

птицах с опорой на схему

4

Домашние

помощники.

Бытовая

техника.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [х]- [хь]

Буква Х

учить

детей

преобразованию

глаголов

единственного

числа в множественное число.

упражнять детей в отгадывании насекомых по

совершаемым действиям;

развивать умение употреблять существительные в форме

родительного падежа множественного числа;

закреплять

употребление

предлогов

при

составлении

предложений.

воспитывать у детей любовь и бережное отношение к

красивым местам и их обитателям.

- отгадывание и толкование

загадок.

- составление рассказа-

сравнения о мебели и

электроприборах.

4

Офис.

Оргтехника.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [в]- [вь]

Буква В

Классификация картинок по тематическим признакам с

целью усвоения категории дательного падежа. Развивать

навыки словообразования и словоизменения.

- Отгадывание и

толкование загадок по

теме.

АПРЕЛЬ

1

Комнатные

растения.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [з]

Буква З

Упражнять в образовании и практическом использовании в

речи притяжательных и относительных прилагательных;

учить классифицировать времена года; отрабатывать

падежные окончания имен существительных ед.ч и мн.ч.

Пересказ рассказа

К.Д.Ушинского «Четыре

желания»

2

Космос.

Уточнение

Буква З

Образование существительных мн.ч. именительного и

Работа с

25

артикуляции и

произношения

звука [зь]

родительного падежей.

Подбор слов-антонимов, слов-синонимов

Согласование числительных с существительными.

Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.

деформированными

предложениями

3

Насекомые

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [ж]

Буква Ж

учить

детей

преобразованию

глаголов

единственного

числа в множественное число.

упражнять детей в отгадывании насекомых по

совершаемым действиям;

развивать умение употреблять существительные в форме

родительного падежа множественного числа;

закреплять

употребление

предлогов

при

составлении

предложений.

воспитывать у детей любовь и бережное отношение к

красивым местам и их обитателям.

Составление описательно

рассказа о насекомом с

опорой на схему.

«Насекомые»

4

Первоцветы

Уточнение артикуляции и

произношения звука [з]- [ж]

- образование сущ-х мн. числа в разных падежах;

- согласование сущ-х с числительными;

- употребление предлогов;

- образование глаголов с помощью приставок.

Рассказ: «Какие цветы

цветут на нашем участке»

описательный рассказ

«Цветок»

Расскажи, какие цветы тебе

нравятся и почему.

Расскажи из каких частей

состоит цветок.

МАЙ

1

Весенние

сельхоз

работы.

Откуда хлеб

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [д]- [дь]

Буква Д

Упражнять в употреблении различных форм имени

существительного; закреплять навык правильного

использования в речи простых и сложных предлогов.

Пересказ – инсценировка

сказки « Колосок» с

использованием серии

сюжетных картин.

26

пришел.

2

День

Победы.

Уточнение

артикуляции и

произношения

звука [ф]- [фь]

Буква Ф

Образование существительных мн. ч. и согласование

их с прилагательными.

Составление предложений с предлогами.

Образование существительных мн.ч. именительного и

родительного падежей.

Чтение и пересказ

рассказов об армии, о

победе.

3, 4

Диагностика

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

владеть элементарными навыками пересказа;

владеть навыками диалогической речи;

владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и

глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания

слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;

использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий,

прилагательных, местоимений и т. д.);

владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах

программы

Список литературы

1.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч.

Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических

работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)

2.

Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В.,ТумановаТ.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для

детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)

3.

Гомзяк О.С. «Говори правильно в 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе. (М.: Издательство

«ГНОМ иД» 2010)

4.

Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)

5.

Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического

недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)

6.

Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

7.

«Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет (в соответствии с ФГТ)». Блочно-тематическое планирование/ Э.Ф. Курмаева)

28

29



В раздел образования