Автор: Имангулова Айгуль Робертовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ №23
Населённый пункт: г.Белебей, Башкортостан
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах
Раздел: дошкольное образование
2 подгруппа - 6-7 лет:
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Неде
ли
Лексическая
тема
Формирование
фонетической стороны речи
Лексико-грамматический строй речи
Связная речь
СЕНТЯБРЬ
1,2
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
3
Осень.
Овощи.
Огород.
учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
систематизировать знания детей об осени и осенних
явлениях;
активировать словарь по данной теме;
воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в
природе.
Образование сущ-х единственного и множественного числа в
именительном и родительном падежах (помидор-помидоры-
помидоров).
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Образование прилагательных от существительных (салат из
огурцов - огуречный).
Согласование притяжательных местоимений с
существительными (Чья это репа? Это моя репа).
Согласование прилагательных с существительными в роде,
числе.
Согласование числительных с существительными.
Согласование сущ-х с глаголами ед. и мн.ч (огурец растет-
огурцы растут).
Согласование прилагательных с сущ-ми в Р.п. ед.и мн.ч
(красный помидор- красные помидоры-красных помидоров).
Рассказывание по теме «Осень».
Составление описательных рассказов об
овощах.
Рассказ о «чудо-овоще».
Сравнительно-описательные рассказы.
Загадки-описания.
Рассказ по серии картин «Выращиваем
помидоры».
Уточнение
артикуляции звуков
[а], [у] звука [и]
Буквы А
1
4
Фрукты. Сад.
Образование сущ-х мн.ч в именительном и родительном
падежах (яблоко-яблоки-яблок).
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Образование прилагательных от существительных (сок из
груш-грушевый).
Согласование притяжательных местоимений с
существительными (Это мой мандарин).
Согласование прилагательных с существительными в роде
и числе.
Согласование числительных с существительными.
Согласование существительного с глаголом ед. и мн. ч.
(Вишня висит. Вишни висят.)
Составление описательных рассказов о
фруктах по картам- схемам.
Загадки-описания
Уточнение
артикуляции и
произношения звука
[у].
Выделение звука в
конце слова.
Анализ звукового
ряда из двух и трех
гласных.
Определение места
звука в слове.
Выкладывание
буквы из счетных
палочек, веревочки,
печатание.
Звуки У
ОКТЯБРЬ
1
Лес: деревья,
грибы, ягоды
обучать
детей
составлению
описательного
рассказа
с
опорой на схему;
закреплять у детей умение правильно употреблять в речи
относительные прилагательные;
закреплять умение синтаксически верно строить
предложения;
упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
воспитывать у детей интерес к окружающей природе;
обобщать знания о деревьях.
Составление описательного рассказа о дереве с
использованием схемы описания.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука.
Определение места
звука в слове.
Выкладывание
буквы из фасоли,
печатание.
Звуки О
2
2
Моё тело.
Гигиена.
ЗОЖ.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука.
Определение места
звука в слове.
Выкладывание
буквы из фасоли,
печатание.
Звуки М,
МЬ
Буква М
Подбор признаков к предмету.
Образование мн. ч существительных.
Согласование числительных, местоимений,
наречий с существительными.
Составление и употребление в речи сложных
предложений с предлогом для.
Сказка «Великан и Гномик»
Загадки-описания.
Рассказы по темам:
- Портрет друга.
- Поход к врачу.
3
Сезонная
одежда.
Обувь.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука.
Определение места
звука в слове.
Выкладывание
буквы из круп,
печатание
Звуки
П, ПЬ
Буква П
Образование существительных мн. числа
именительного и родительного падежей.
Образование уменьшительно-ласкательной формы
существительных.
Образование прилагательных от
существительных.
Образование притяжательных местоимений и
прилагательных.
Подбор слов-антонимов.
Согласование прилагательных с
существительными.
Различение глаголов одевать - надевать.
Загадки-описания.
Сравнительно-
описательные
рассказы.
Рассказы по темам:
- Для чего нужна
одежда?
- Как ухаживать за
одеждой?
3
4
Моя семья.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука.
Определение места
звука в слове.
Выкладывание
буквы из фасоли,
счетных палочек,
печатание.
Звуки
Т,ТЬ
Буква Т
Согласование прилагательных с
существительными в роде и числе.
Образование притяжательных прилагательных и
согласование их с существительными.
Образование существительных мн.ч.
именительного и родительного падежей.
Образование существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Приставочные глаголы.
Обучение самостоятельной постановке вопросов.
Рассказы детей о маме.
Творческие рассказы детей «Как я
помогаю маме, бабушке».
Рассказы по темам:
- Моя семья.
- Наш семейный отдых.
НОЯБРЬ
1
Мой дом,
квартира.
Выложить букву
из счетных
палочек.
Печатать слоги,
слова,
предложения.
Полный анализ
слова вилка.
Преобразование
обратных слогов в
прямые.
Воспроизведение
Звуки
Д, ДЬ
Буква Д
Словообразование прилагательных от
существительных.
Образование мн. ч. существительных.
Согласование числительных с существительными.
Согласование существительных с
прилагательными.
Составление описательного рассказа с опорой
на схему.
Загадки-описания.
Рассказы по темам:
- Моя квартира.
- Моя комната (по плану).
4
слоговых рядов
(обратные и прямые
2
Мебель
Закрепить, что
«И» смягчает
предыдущую
согласную и она
читается мягко.
Выложить букву
из счетных
палочек.
Печатать слоги,
слова,
предложения.
Полный анализ
слова вилка.
Звук и
буква И
Расширение знания значения предлогов и употребление их
в самостоятельной речи. Закрепление предложно-
падежных конструкций.
Образование существительных ед. и мн. числа
именительного и родительного падежей.
Образование уменьшительно-ласкательной формы
существительных.
Образование прилагательных от существительных.
Согласование прилагательных с существительными.
Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, между,
около
Составление рассказа «Как изготавливают
мебель» по опорным словам.
Загадки-описания.
3
Посуда
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука.
Определение места
звука в слове.
Выкладывание
буквы из счетных
палочек, печатание.
Преобразование
обратных слогов в
прямые.
Воспроизведение
слоговых рядов
(обратные и прямые
слоги)
Звуки
Ф, ФЬ
Буква Ф
Образование ед. и мн. числа существительных
именительного и родительного падежей.
Образование уменьшительно-ласкательной формы
существительных.
Образование прилагательных от существительных.
Согласование существительных с притяжательными
местоимениями моя, мое, мои.
Составлять описательные рассказы.
Загадки-описания.
Рассказы по темам:
- Зачем нужна посуда?
- Сказка о любом предмете посуды.
5
4
Продукты
питания.
Наша пища.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука.
Определение
места звука в слове.
Выкладывание
буквы из счетных
палочек, печатание.
Отгадать слово,
состоящее из
первых звуков слов.
Полный анализ
слов.
Звуки
Н,НЬ
Буква Н
Согласование существительных и
прилагательных.
Образование мн. ч существительных.
Согласование числительных, местоимений,
наречий с существительными.
Образование относительных прилагательных от
существительных.
Употребление предлога для.
Подбор антонимов.
Подбор родственных слов.
Пересказ рассказа «Что вкуснее?».
Загадки-описания.
Рассказ по теме:
- Назови все, что нужно для борща.
II период обучения (декабрь,январь,февраль)
Неде
ли
Лексическая
тема
Формирование
фонетической стороны речи
Лексико-грамматический строй речи
Связная речь
ДЕКАБРЬ
1
Домашние
животные.
Вспомнить, что
«Ы» - гласный.
Уточнить – нет
слов,
начинающихся на
звук «Ы».
Определить
Звуки
Х, ХЬ
Буква Х
Звук и
буква Ы
Образование существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Образование притяжательных прилагательных.
Образование существительных с помощью
Рассказ о животных по картинкам.
Загадки-описания.
Рассказы по темам:
- Как люди ухаживают за домашними
животными.
- Если бы я был котенком.
6
позицию звука в
словах.
Выложить букву из
фасоли.
Напечатать букву,
слоги, слова.
суффикса -ищ.
Образование слов-антонимов.
Согласование числительных с существительными.
Закрепление предлогов. Составление
предложений с ними по теме.
Усвоение категории Тв. п.
Расскажи о своём любимом домашнем питомце.
2
Домашние
птицы.
«Э»- гласный.
Определение
места звука в
слове.
Выкладывание
буквы из фасоли,
печатание.
Звуко-слоговой
анализ слов
ЭТА, ЭТОТ
Выложить букву из
счетных палочек.
Печатать слоги,
слова,
предложения.
Полный анализ
слова вилка.
Звук и
буква Э
Образование слов с уменьшительно –
ласкательными суффиксами.
Активизация глаголов по теме.
Закрепление знаний детей о частях тела птицы.
Составление рассказа – описания
«Петушок» по опорным предметным
картинкам
Звуки В,
Вь Буква В
3
Дикие
Закрепить
Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о
Рассказ о животных по картинкам.
7
животные
зимой.
характеристику
звуков.
Определять место
в словах.
Напечатать буквы,
слоги, слова,
предложения.
диких животных; учить образовывать прилагательные и
существительные с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов; закреплять употребление сущ-
ых в И.п. и Р.п. мн.ч.
Обучать детей образованию притяжательных
прилагательных.
закреплять у детей навык использования в речи простых
предлогов:на, с, под, над, за, в;
упражнять в подборе имен прилагательных к именам
существительным по теме;
развивать навыки словообразования.
воспитывать любознательность, доброту, любовь к
окружающей природе.
Загадки-описания.
Рассказ по теме:
- Если бы я был зайчонком.
Пересказ сказки «О чём рассказал ёжик?»
«Учим слова и предложения»
2 тетрадь
стр. 6
Расскажи о своём любимом домашнем питомце.
Звуки
Ф-В
4
Зима.
Приметы
зимы
Звуко-слоговой
анализ слов ДЕТИ,
ВЕТКА
Буква Е
Подбор однородных определений к
слову зима, образование новых слов. Усвоение
категории родительного падежа. Составление
сложных предложений со значением
противопоставления. Привлечение внимания
детей к предстоящим изменениям в природе: день
стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля
покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто
бывают морозы, деревья и кустарники стоят без
листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег.
Пересказ рассказа «Гостья - зима» с
опорой на вопросы логопеда. Усвоение
переносного значения слов
5
Новый год.
Познакомить с
буквой Ё.
Определять место
звука в словах.
Напечатать буквы,
слоги, слова,
Буква Ё
Закреплять знания об атрибутах новогоднего праздника.
Ввести в активный словарь: хоровод, гирлянда, бусы,
украшения, карнавал, Снегурочка, дед Мороз, ;
новогодний, праздничный, веселый, добрый, блестящий, и
д.р.
Составление рассказа по картине «Новогодний
праздник»
Составление рассказа – описания «Ёлочная
игрушка»» по опорным предметным картинкам
Звуки
Л, ЛЬ
Буква Л
8
предложения.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука.
Определение
места звука в
слове.
Выкладывание
буквы из круп,
печатание.
Звуко-слоговой
анализ слова
ВОЛКИ.
Чтение и
печатание
предложений,
Ударение.
Учить согласовывать прилагательные с
существительными в роде и числе. Четко проговаривая
окончания слов.
Употреблять существительные ед. и множ.числа,
уменьшительно- ласкательную форму существительных.
Развитие речи: упражнять в составлении рассказа-
описания по сюжетной картинке.
Учить проявлять положительные эмоции в атмосфере
праздничного настроения.
Воспитывать умение правильно проявлять, выражать свои
эмоции, работать в коллективе.
ЯНВАРЬ
1,2
КАНИКУЛЫ
3
Зимние
забавы
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука.
Определить место
звука в словах.
Печатать буквы,
слова,
предложения.
Звуко-слоговой
анализ слов
Звуки
Г-Гь
Относительные прилагательные.
Родительный падеж множественного числа
существительных.
Родительный падеж множественного числа
существительных.
Согласование сущ. и числительного в Дательном
падеже.
(Я рад одной сне
жинке, двум
снежинкам…)
Рассказы по темам:
- Зимние забавы.
- Зимние изменения в природе.
Звуки
Г-К
9
Гена, книга
Чтение и
печатание слов по
следам анализа.
4.
На
кормушке.
Зимующие
птицы
Уточнение
артикуляции и
произношения
звуков.
Определить
позицию звука в
слове.
Отгадать слово,
состоящее из
первых звуков
слов.
Печатать буквы,
слова,
предложения.
Звуко-слоговой
анализ слов
СЛОН, ЛОСЬ;
САМ, САМА,
САМИ.
Звук и
буква С
Образование сущ. в ед. и мн. ч. в разных падежах.
- Употребление сложных предлогов.
- Согласование сущ. и числит. в роде, числе, падеже.
- Образование притяж. прил.
- Образование глаголов с помощью приставок.
- Образование сложных слов – большие глаза –
большеглазая…
Рассказ - описание птицы.
Рассказы по темам:
- Поможем птицам зимой.
- Как построить кормушку.
отгадывание и толкование загадок по теме.
- составление описательных рассказов о зиме, о
заснеженных улицах города
Звук Сь
Звуки С-Сь
ФЕВРАЛЬ
1
Мой город.
Улица. ПДД.
Уточнить
артикуляцию и
произношение
звуков, закрепить
Звук и
буква З
Согласование прилагательных с
существительными в роде и числе.
Рассказ по опорным предметным
картинкам «Дети на прогулке».
Сравнительно-описательные рассказы..
10
характеристики
звуков. Звуко-
слоговой анализ
слов КОЗЫ,
ЗИМА, ЗОНТ,
ЗИНА.
Дифференциация
звуков.
Печатать буквы,
слоги, слова,
предложения.
Звонкие и глухие
согласные.
Звуки
З-Зь
Согласование числительных с существительными.
Подбор родственных слов.
Словообразование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Закрепление в речи предлогов.
Звуки
С-З
2
Профессии
наших
родителей.
Уточнить
артикуляцию и
произношение
звуков, закрепить
характеристики
Звуко-слоговой
анализ слов БАНТ,
БИНТ.
Дифференциация
звуков.
Мягкие и твердые
звуки.
Печатать буквы,
слоги, слова,
предложения.
Звонкие и глухие
согласные
Звук и
буква Б
Образование существительных от глаголов.
Формирование навыка словообразования.
Подбор подходящих по смыслу определений.
Составление рассказа о профессиях
родителей по вопросам логопеда.
Составление рассказа с элементами
творчества «Кем я хочу быть?»
Звуки
Б-Бь
Звуки П-Б
3
Наша армия.
Военные
Закрепить
характеристику
Звук и
буква Ш
Дать представления о государственном празднике – день
защитника Отечества. О роли российской армии.
Составление рассказов «В каких войсках хочу
служить», «Где служил мой папа».
11
профессии.
звуков.
Преобразование слов
МЫШКА-МИШКА.
Составление схем,
чтение. Правописание
слога ШИ.
Дифференциация
звуков.
Развивать
фонематический
слух.
Печатать буквы, слоги,
слова, предложения.
Ударение
Ввести названия военных профессий: летчик, танкист,
моряк в активный словарь.
Формировать навык диалогической речи в процессе
беседы. Закреплять умение отвечать на вопросы простыми
предложениями.
Развитие речи: упражнять в составлении рассказа-
описания по сюжетной картинке и опорной схеме. Учить
пересказывать тексты из 3-4 простых предложений
(помощь педагога); вступать в диалог и поддерживать его.
Воспитывать уважение к мужчине-воину, патриотические
чувства
Звук и
буква Ш
Звуки С-Ш
4
Животные
жарких и
холодных
стран.
Дифференциация
звуков [р]-[рь]
Буква Я
Образование существительных мн. ч.
именительного и родительного падежей.
Образование сложных прилагательных.
Образование притяжательных прилагательных.
Составление сложноподчиненных предложений с
союзом потому что.
Подбор прилагательных к слову животные.
Беседа по картине «Саванна»
Притяжательные прилага
тельные «Кто спрятался в джунглях?»
Звук и
буква Р
Звук
РЬ
12
III период обучения (март, апрель, май)
Неде
ли
Лексическая
тема
Формирование
фонетической стороны речи
Лексико-грамматический строй речи
Связная речь
МАРТ
1
Международ
ный женский
день.
Уточнить
артикуляцию и
произношение
звука.
Развивать
фонематичес
кий слух.
Определить
позицию в
словах.
Печатать буквы,
слоги, слова,
предложения.
Самостоятельное
составление схем
слов.
Слова сложной
слоговой
структуры.
Звуки
Р-Рь
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
- Образование сущ-х в И., Д., В., П. п мн.ч.
- Образование однокоренных слов.
- Согласование прилагательных с сущ-ми в роде, числе.
- Согласование числит-х с сущ-ми в роде, числе и
Рассказы по темам:
- Моя мама.
- Подарок маме (по плану). Составление
рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной
картине с придумыванием предшествующих и
последующих событий.
Звуки
Р-Л
Звуки
Р-Л-Рь-Ль
2
Ранняя
весна.
Приметы
весны.
Уточнить
артикуляцию и
произношение
звука.
Развивать
фонематический
слух.
Закрепить, что
всегда твердый.
Звук и буква
Ж
Образование существительных мн.ч.
именительного и родительного падежей (лужа -
лужи-луж).
Образование существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Согласование прилагательных с
Составлять рассказ о весне по
картинно-графическому плану.
Загадки-описания.
Звуки Ж-З
Звуки Ж-Ш
13
Определить
позицию в
словах.
Печатать буквы,
слоги, слова,
предложения.
существительными в роде и числе.
Подбор антонимов к словам
3
Перелётные
птицы.
Уточнить
артикуляцию и
произношение
звука.
Развивать
фонематический
слух.
Определить
позицию в
словах.
Составление схем
со стечением
согласных.
Печатать буквы,
слоги, слова,
предложения.
Звук и буква
Ц
Образование существительных мн.ч.
именительного и родительного падежа.
Образование сложных прилагательных.
Образование приставочных глаголов.
Согласование числительных с существительными.
Подбор слов-антонимов.
Правильное употребление предлогов: в, на, из, из-
за, из-под, над.
Пересказ рассказа И. Соколова-
Микитова «Улетают журавли».
Рассказы-описания
Звуки
С-Ц
14
4
Домашние
помощники.
Бытовая
техника.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука.
Всегда твердый.
Определить
позицию в
словах.
Печатать буквы,
слоги, слова,
предложения.
Упражнения с
разрезной
азбукой.
Схема
предложения.
Звук и буква
Ч
Звуки Ч-Ть
Звуки Ч-Сь
согласование числит-х с сущ-и в роде, числе и падеже.
- употребление сложных предлогов (с, из-под, из-за)
- образование притяжательных прилагательных
- дифференциация глаголов совершенного и
несовершенного вида.
- образование сравнительной степени прилагат-х.
- образование относительных прил-х.
- Отгадывание и толкование загадок;
- составление описательных рассказов о
предметах бытовой техники.
5
Офис.
Оргтехника.
Закрепление
артикуляции и
произношения
звуков.
Закрепить, что
всегда мягкий.
Определить
позицию в
словах.
Печатать буквы,
слоги, слова,
предложения.
Буква Ю
Звук и буква
Щ
Звуки Ч-Щ
Формирование словаря глаголов.
Образование сущ. в разных падежах: Р.п., Т.п., П.п.
- Образование глаголов с помощью приставок.
- Соглас-е числит-х с сущ-и в роде, числе и падеже.
- Образование притяжательных прилагательных:
воспитательские, врачебные, хирургические.
Отгадай загадки и выучи понравившуюся
Учим слова и предложения стр. 10 тетрадь 3
15
АПРЕЛЬ
1
Комнатные
растения.
Закрепить
характеристику
звуков
Закрепление
представлений о
мягкости
согласных.
Закрепление
ударения.
Звуки Щ-
Сь
Звуки Щ-
Ть
Звуки Щ-
Ч-Сь-ТЬ
Расширить знания детей о комнатных растениях.
Согласование прилагательных с существительными в роде
и числе.
Составлять рассказа о комнатных растениях
по картинкам.
Загадки-описания.
16
2
Космос
Мягкие
согласные.
Обозначение
мягкости при
помощи гласных.
Печатание слов,
предложений.
Звуквой анализ и
синтез обратного
слога.
Буква Й
Звуки Й-Ль
Образование существительных мн.ч.
именительного и родительного падежей.
Подбор слов-антонимов, слов-синонимов
Согласование числительных с существительными.
Правильное употребление предлогов: на, в, из,
под, с.
Работа с деформированными
предложениями
3
Насекомые
Упражнения с
разрезной
азбукой. Чтение,
печатание.
Ударение. Схема
предложения.
Свистящие и
шипящие
учить
детей
преобразованию
глаголов
единственного
числа в множественное число.
упражнять детей в отгадывании насекомых по
совершаемым действиям;
развивать умение употреблять существительные в форме
родительного падежа множественного числа;
закреплять
употребление
предлогов
при
составлении
предложений.
воспитывать у детей любовь и бережное отношение к
красивым местам и их обитателям.
Составление описательно рассказа о
насекомом с опорой на схему. «Насекомые»
4
Первоцветы
Упражнения с
разрезной
азбукой. Чтение,
печатание.
Ударение. Схема
предложения.
Р-Л-Рь-Ль
- образование сущ-х мн. числа в разных падежах;
- согласование сущ-х с числительными;
- употребление предлогов;
- образование глаголов с помощью приставок.
Составление описательного рассказа о цветах
с опорой на схему.
.
17
МАЙ
1
Весенние
сельхоз
работы.
Откуда хлеб
пришел.
Работа над
техникой чтения.
Ударение.
Чтение и
печатание
предложений.
Гласные
звуки
Словообразование относительных прилагательных (от
существительных зерно, пшеница, рожь).
Словообразование родственных слов от слова хлеб.
Упражнение в употреблении в речи синонимов.
Образование существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Сопоставление белого пшеничного батона и
черного ржаного «кирпичика».
Рассматривание репр. картины И.И.Шишкина
«Рожь».
Пересказ рассказа М.Пришвина «Лисичкин
хлеб»
2
День
Победы.
Закрепление
произношения и
различение
звуков.
Чтение и
печатание
предложений.
Мягкие и
твердые
согласные
Образование
существительных
мн.
ч.
и
согласование их с прилагательными.
Составление предложений с предлогами.
Образование существительных мн.ч.
именительного и родительного падежей.
Чтение и пересказ рассказов об армии,
о победе.
3
Обследовани
е речи детей
18
4
Обследовани
е речи детей
1 подгруппа – 5-6 лет:
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Нед
ели
Лексическ
ая
тема
Формирование
фонетической стороны
речи
Лексико-грамматический строй речи
Связная речь
СЕНТЯБРЬ
1,2
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
3
Осень.
Овощи.
Огород.
Развитие слухового внимания и
восприятия на неречевых звуках
учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.
систематизировать знания детей о поведении животных в
осенний период;
активизировать
словарь
по
теме
«Осень»,
«Сад»,
«Огород»;
закреплять умение образовывать имена существительные
во множественном числе.
воспитывать у детей литературно-художественный вкус,
способность понимать и чувствовать настроение героев
произведения.
Пересказ рассказа Н.
Сладкова «Осень на
пороге» с использованием
магнитной доски
4
Фрукты. Сад.
Развитие слухового внимания и
восприятия на речевых звуках
Образование сущ-х мн.ч в именительном и родительном
падежах (яблоко-яблоки-яблок).
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными
Составление описательных
рассказов о фруктах по
картам- схемам.
19
суффиксами.
Образование прилагательных от существительных (сок из
груш-грушевый). Согласование притяжательных
местоимений с существительными (Это мой мандарин).
Согласование прилагательных с существительными в роде
и числе.
ОКТЯБРЬ
1
Лес: деревья,
грибы, ягоды
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [у]
Буква У
обучать детей составлению описательного рассказа с
опорой на схему;
закреплять у детей правильное употребление в речи
относительных прилагательных;
развивать умение задавать вопросы;
обобщать знания о деревьях.
воспитывать бережное отношение детей к природе.
Составление
описательного рассказа о
дереве с использованием
схемы описания.
2
Моё тело.
Гигиена.
ЗОЖ.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [а]
Буква А
Учить дифференцировать глаголы совершенного и
несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы;
закреплять умение образовывать существительные с
помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
развивать словарь антонимов.
Перессказ басни
Л.Толстого «Старый дед и
внучек»
3
Сезонная
одежда.
Обувь.
Уточнение артикуляции и
произношения звука [а]-[у]
обучать детей составлению описательного рассказа;
расширять и активизировать словарь детей по теме
«Одежда»;
упражнять в употреблении распространенных
предложений;
воспитание навыков самообслуживания.
Составление
описательного рассказа с
опорой на схему.
4
Моя семья.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [п]
Буква П
Дать знания о членах семьи (по рассматриванию картины),
называние членов семьи, учить понимать роль взрослых и
детей в семье. Работать над пониманием родственных
связей. Обогащать словарь по теме : мама, папа, дочь, сын,
дедушка, бабушка, внучка, внук. Знакомить с понятием
«Отчество». Учить отвечать на вопросы простыми
предложениями из 2-4 слов. Упражнять в согласовании
прилагательных и существительных в роде и числе,
- составление
описательных рассказов по
плану.
- составление рассказа из
личного опыта «Как мы
проводим выходные».
20
употреблять существительные в ед.и множ.числе
(акцентировать внимание на окончания слов), употреблять
уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Развитие речи: диалогическая речь - вводить в активную
речь вопросительные слова, учить пересказу текста с
опорой на картинный план, подбирать несколько слов-
определений к одному объекту.
НОЯБРЬ
1
Мой дом,
квартира.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [о]
Буква О
Закрепление умения составлять предложения с опорой на
предметные картинки. Упражнять в образовании
прилагательных от существительных
Составление рассказа по
сюжетной картине «Один
дома» с придумыванием
начала рассказа
2
Мебель
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [и]
Буква И
Согласование прилагательных с существительными.
Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, между,
около
Расскажи какая мебель есть
у тебя дома, сравни её с
мебелью садика
Расскажи какие части есть
у стола, стула
Игра: «Мебельный
магазин»
Составление
описательного рассказа:
«Детская комната» по
картине
3
Посуда
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [м]
Буква М
Образование ед. и мн. числа существительных
именительного и родительного падежей.
Образование уменьшительно-ласкательной формы
существительных.
Образование прилагательных от существительных.
Согласование существительных с притяжательными
местоимениями моя, мое, мои.
Составлять описательные
рассказы.
Рассказы по темам:
- Зачем нужна посуда?
- Сказка о любом предмете
посуды.
21
4
Продукты
питания.
Наша пища.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [н]
Буква Н
Упражнять в употреблении различных форм имени
существительного; закреплять навык правильного
использования в речи простых и сложных предлогов.
Пересказ рассказа
М.Пришвина «Лисичкин
хлеб»
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
ДЕКАБРЬ
1
Домашние
животные.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [ть]
Буква Т
Образование существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Образование притяжательных прилагательных.
Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
Образование слов-антонимов.
Уточнение и расширение
словаря по теме.
Придумай начало сказки,
про котёнка.
Составь рассказ используя
заданные слова
2
Домашние
птицы.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [к]
Буква К
Образование слов с уменьшительно – ласкательными
суффиксами.
Активизация глаголов по теме.
Закрепление знаний детей о частях тела птицы.
Составление рассказа –
описания «Петушок» по
опорным предметным
картинкам
3
Дикие
Активизация и закрепление лексического материала по
Составление
22
животные
зимой.
теме «Дикие животные и их детёныши». Расширение и
закрепление словаря признаков и действий. Закрепление
правильного употребления в речи предлогов НА, В, ЗА,
ПОД. Обучение составлению предложений с союзом А.
описательного рассказа о
диких животных с
использованием схемы
Рассказ по опорным
предметным картинкам
«Кто как зиму проводит»
4
Зима.
Приметы
зимы.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [к]- [кь]
Буква К
Подбор однородных определений к
слову зима, образование новых слов. Усвоение категории
родительного падежа. Составление сложных предложений
со значением противопоставления. Привлечение внимания
детей к предстоящим изменениям в природе: день стал
короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается
снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы,
деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет,
птиц мало, выпал снег.
Уточнение и расширение
словаря по теме.
5
Новый год.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [б]
Буква Б
Закреплять умение подбирать прилагательные к
существительным; упражнять в употреблении предлога
без и имен сущ-ых в различных падежах.
Составление рассказа по
опорным предметным
картинкам на новогоднюю
тематику
ЯНВАРЬ
1,2
КАНИКУЛЫ
3
Зимние
забавы.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [бь]
Буква Б
Относительные прилагательные.
Родительный падеж множественного числа
существительных.
Согласование сущ. и числительного в дательном падеже.
(Я рад одной снежинке, двум снежинкам…)
Рассказы по темам:
- Зимние забавы.
- Зимние изменения в
природе.
4
На
кормушке.
Уточнение
артикуляции и
Буква Э
Накопление и активизация словаря по теме. Употребление
предлога НА. Составление предложений с предлогом НА
отгадывание и толкование
загадок по теме.
23
Зимующие
птицы
произношения
звука [э]
по схеме.
- составление
описательных рассказов о
зимующих птицах.
Составление рассказа по
серии картинок.
ФЕВРАЛЬ
1
Мой город.
Улица. ПДД.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [г]-[гь]
Буква Г
учить образовывать прилагательные от существительных;
развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Составление
описательного рассказа о
нашем городе.
2
Профессии
наших
родителей.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [л]-[ль]
Буква Л
Учить называть профессии по месту работы или роду
занятия; закреплять употребление существительных в
Тв.п.; упражнять в образовании сущ-ыхмн.ч. Р.п.
Составление
описательного рассказа о
профессии мам с
использованием схемы
3
Наша армия.
Военные
профессии.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [ы]
Буква Ы
Обучать образованию прилагательных от
существительных; закреплять умение согласовывать
числительные два и пять с существительными.
Составление рассказа
«Граница Родины — на
замке» по серии сюжетных
картин
4
Животные
жарких и
холодных
стран.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [с]
Буква С
Образование сущ. в ед. и мн. ч. в разных падежах.
- Согласование сущ. и числит. в роде, числе, падеже.
- Образование притяж. прил.
- Образование глаголов с помощью приставок.
- Образование сложных слов – большие глаза –
большеглазая…
отгадывание и толкование
загадок по теме.
- составление
описательных рассказов о
животных Севера.
III период обучения (март, апрель, май)
МАРТ
1
Международ
ный женский
Уточнение
артикуляции и
Буква С
Учить называть профессии по месту работы или роду
занятия; закреплять употребление существительных в
Составление
описательного рассказа о
24
день.
произношения
звука [сь]
Тв.п.; упражнять в образовании сущ-ыхмн.ч. Р.п.
маме по собственному
рисунку
2
Ранняя весна.
Приметы
весны.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [ш]
Буква Ш
Упражнять в образовании и практическом использовании в
речи притяжательных и относительных прилагательных;
учить классифицировать времена года; отрабатывать
падежные окончания имен существительных ед.ч и мн.ч.
Пересказ рассказа
К.Д.Ушинского «Четыре
желания»
3
Перелётные
птицы.
Уточнение артикуляции и
произношения звука [с]- [ш]
Расширение глагольного словаря и словаря
существительных по теме.
Составление
описательного рассказа о
птицах с опорой на схему
4
Домашние
помощники.
Бытовая
техника.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [х]- [хь]
Буква Х
учить
детей
преобразованию
глаголов
единственного
числа в множественное число.
упражнять детей в отгадывании насекомых по
совершаемым действиям;
развивать умение употреблять существительные в форме
родительного падежа множественного числа;
закреплять
употребление
предлогов
при
составлении
предложений.
воспитывать у детей любовь и бережное отношение к
красивым местам и их обитателям.
- отгадывание и толкование
загадок.
- составление рассказа-
сравнения о мебели и
электроприборах.
4
Офис.
Оргтехника.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [в]- [вь]
Буква В
Классификация картинок по тематическим признакам с
целью усвоения категории дательного падежа. Развивать
навыки словообразования и словоизменения.
- Отгадывание и
толкование загадок по
теме.
АПРЕЛЬ
1
Комнатные
растения.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [з]
Буква З
Упражнять в образовании и практическом использовании в
речи притяжательных и относительных прилагательных;
учить классифицировать времена года; отрабатывать
падежные окончания имен существительных ед.ч и мн.ч.
Пересказ рассказа
К.Д.Ушинского «Четыре
желания»
2
Космос.
Уточнение
Буква З
Образование существительных мн.ч. именительного и
Работа с
25
артикуляции и
произношения
звука [зь]
родительного падежей.
Подбор слов-антонимов, слов-синонимов
Согласование числительных с существительными.
Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.
деформированными
предложениями
3
Насекомые
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [ж]
Буква Ж
учить
детей
преобразованию
глаголов
единственного
числа в множественное число.
упражнять детей в отгадывании насекомых по
совершаемым действиям;
развивать умение употреблять существительные в форме
родительного падежа множественного числа;
закреплять
употребление
предлогов
при
составлении
предложений.
воспитывать у детей любовь и бережное отношение к
красивым местам и их обитателям.
Составление описательно
рассказа о насекомом с
опорой на схему.
«Насекомые»
4
Первоцветы
Уточнение артикуляции и
произношения звука [з]- [ж]
- образование сущ-х мн. числа в разных падежах;
- согласование сущ-х с числительными;
- употребление предлогов;
- образование глаголов с помощью приставок.
Рассказ: «Какие цветы
цветут на нашем участке»
описательный рассказ
«Цветок»
Расскажи, какие цветы тебе
нравятся и почему.
Расскажи из каких частей
состоит цветок.
МАЙ
1
Весенние
сельхоз
работы.
Откуда хлеб
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [д]- [дь]
Буква Д
Упражнять в употреблении различных форм имени
существительного; закреплять навык правильного
использования в речи простых и сложных предлогов.
Пересказ – инсценировка
сказки « Колосок» с
использованием серии
сюжетных картин.
26
пришел.
2
День
Победы.
Уточнение
артикуляции и
произношения
звука [ф]- [фь]
Буква Ф
Образование существительных мн. ч. и согласование
их с прилагательными.
Составление предложений с предлогами.
Образование существительных мн.ч. именительного и
родительного падежей.
Чтение и пересказ
рассказов об армии, о
победе.
3, 4
Диагностика
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и
глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания
слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий,
прилагательных, местоимений и т. д.);
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах
программы
Список литературы
1.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч.
Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических
работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
2.
Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В.,ТумановаТ.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
3.
Гомзяк О.С. «Говори правильно в 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе. (М.: Издательство
«ГНОМ иД» 2010)
4.
Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
5.
Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
6.
Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
7.
«Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет (в соответствии с ФГТ)». Блочно-тематическое планирование/ Э.Ф. Курмаева)
28
29