Ознакомление дошкольников с произведениями фольклорного жанра
Автор: Авраменко Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 117" Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: статья Тема: Ознакомление дошкольников с произведениями фольклорного жанра Раздел: дополнительное образование
Ознакомление дошкольников с произведениями фольклорного жанра.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает
наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает
ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные
произведения,
раскрывая
внутренний
мир
героев,
заставляют
детей
волноваться,
переживать, как свои, радости и горести героев. Детский сад знакомит дошкольников с
лучшими
произведениями
для
детей
и
на
этой
основе
решает
целый
комплекс
взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной
формой, но и смысловым содержанием. Старшие
дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную
оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием
воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям,
умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении,
с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро
и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста
— перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления
затрудняет
восприятие
детьми
таких
жанров,
как
басни,
пословицы,
загадки,
обусловливает необходимость помощи взрослого.
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с
учетом
рассмотренных
выше
возрастных
особенностей
эстетического
восприятия.
В
настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко
выраженную
эстетическую
направленность,
принят
термин
«художественно-речевая
деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием
литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм
словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а
также образности и выразительности речи.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение.
Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание,
но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить
детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные Одна из важных
задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-
игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно
также
воспитывать
у
детей
избирательное
отношение
к
художественным
произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное
отношение
к
книге
и
чтению;
воспитывать
навык
совместного
слушания,
умение
организованно
отвечать
на
вопросы
и
спрашивать
о
прочитанном,
внимательно
рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки
аккуратного обращения с книгой.