Напоминание

"Особенности внедрения ФГОС СПО по ТОП-50 на уроках английского языка"


Автор: Курсакова Екатерина Николаевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности внедрения ФГОС СПО по ТОП-50 на уроках английского языка"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности внедрения ФГОС СПО по ТОП-50 на уроках английского

языка

Современный

этап

развития

общества

характеризуется

требованиями

к

знаниям науки, образования и культуры. Специалисты, окончившие колледжи,

техникумы,

училища,

должны

владеть

новейшими

знаниями,

уметь

квалифицированно решать задачи развития экономики, организации и управления

производством, развития своей профессиональной деятельности. Такие задачи по

подготовке специалистов требуют от преподавателей средних профессиональных

заведений больших усилий и кропотливой работы. Задача преподавателей состоит

научить правильно мыслить, уметь обобщать и делать правильные научные и

практические выводы.

Качество

образования

должно

определяться

не

только

степенью

соответствия образовательно-профессиональных программ и знаний студентов

требованиям

государственного

образовательного

стандарта,

но

и

должны

обеспечить полное удовлетворение запросов студента к их качеству, а также

гарантировать пригодность выпускника к эффективной работе в соответствующей

отрасли в качестве специалиста.

Внедрение

новых

моделей

управления

п р о ф е с с и о н а л ь н ы м и

образовательными организациями, реализация проектов по переходу на новые

ФГОС

по

наиболее

востребованным,

новым

и

перспективным

профессиям

и

специальностям

(ТОП-50)

на

уровне

профессиональной

образовательной

организации в соответствии с алгоритмом запуска предполагает решение как

минимум четырех задач:

– оценку готовности образовательной организации к внедрению ФГОС по

ТОП-50 на основе инвентаризации реализуемых образовательных программ (ОП)

подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;

разработку

проекта

внедрения

ФГОС

по

ТОП-50

в

образовательной

организации;

обеспечение

разработки

и

реализации

образовательных

программ

на

основе

примерных

основных

образовательных

программ

(ПООП)

с

учетом

региональной и отраслевой специфики;

– развитие кадрового потенциала образовательной организации.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда,

новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно -

ФГОС по ТОП-50, СПО) – это федеральный государственный образовательный

стандарт

среднего

профессионального

образования,

разработанный

и

утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке

труда,

новых

и

перспективных

профе ссий,

требующих

с р ед н е го

профессионального образования, утвержденным приказом Министерства труда и

социальной

защиты

Российской

Федерации

от

2

ноября

2015

года

831,

Правилами

разработки,

утверждения

федеральных

го сударственных

образовательных

стандартов

и

внесения

в

них

изменений,

утвержденных

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661,

а

также

во

исполнение

пункта

3

комплекса

мер

направленных

на

совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 -

2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации

от 3 марта 2015 г. № 349-р, и представляющий собой совокупность обязательных

требований

к

среднему

профессиональному

образованию

по

профессии

или

специальности.

В целом ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с

учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также

передовых технологий;

изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;

повышена

академическая

свобода

образовательных

организаций

в

части формирования структуры и содержания образования;

определены

сроки

обучения

на

основе

рекомендаций

заказчиков

рабочих кадров;

определены условия реализации образовательной программы, в том

числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности

педагогических работников;

введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации –

демонстрационный экзамен.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал

нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие

идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно

отвергнуть.

Их

можно

применять

в

новом

ключе,

наряду

с

современными

технологиями.

Новизна

современного

российского

образования

требует

личностного

начала

преподавателя,

которое

позволяет

ему

либо

давать

традиционный урок, наполняя студентов знаниями, умениями и навыками, либо

давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков,

создавая условия для порождения

.

Процесс обучения иноязычному общению

представляет

собой

модель

процесса

реального

общения

по

основным

параметрам: мотивированность, целенаправленность, информативность, новизна,

ситуативность,

функциональность,

характер

взаимодействия

общающихся

и

система

речевых

средств.

Благодаря

этому

создаются

условия

обучения,

адекватные

реальным,

что

обеспечивает

успешное

овладение

умениями

и

их

использование студентами в условиях реального общения.

Обучаемые

должны

быть

готовы

использовать

иностранный

язык

для

реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны

изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке. При

этом термин «коммуникативность» не сводим только к установлению с помощью

речи социальных контактов, к овладению туристическим языком. Это приобщение

личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и через

чтение.

Этот

подход

привлекает

обучаемых

путем

сосредоточения

на

интересующих их темах и представления им возможности выбора текстов и

задания для достижения целей программы.

В

настоящее время конечной целью обучения иностранным языкам является

обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно

реагировать в различных ситуациях, то есть общению.

В ФГОС СПО по 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и

перспективных профессий виды деятельности и профессиональные компетенции

разработаны

с

учетом

требований

международных

и

профессиональных

стандартов,

а

также

передовых

технологий.

В

эти

стандарты

заложен

опыт

тренировок

команд

WorldSkills

Russia

для

участия

в

мировых

чемпионатах

WorldSkills

International,

в

содержание

которых

входит

обучение

участников

чемпионата свободному общению на английском языке.

Одной из общеобразовательных дисциплин во ФГОСах СПО по ТОП -50

является дисциплина «Английский язык в профессиональной деятельности». Это

не простое переименование дисциплины «Английский язык» в «Английский язык

в профессиональной деятельности». Меняются цель и задачи обучения. Самое

главное, уходят из программы темы, которые студенты изучали в школе и которые

в

принципе

не

нужны

в

выбранной

профессии.

Меняются

виды

текстов.

Необходимо научиться читать рекламы, подписи, слоганы, схемы, диаграммы,

графики, инструкции, правила, навигационные карты и т.д., содержание которых

построено согласно менталитету англоязычных наций.

Профессионально ориентированное обучение английскому языку опирается

на

принцип

мобильности

предоставления

информации

в

связи

с

тем,

что

технологии инструментов, машин, аппаратов меняются быстро и продвигаются

благодаря

обновляющимся

компьютерным

технологиям.

Поэтому

чтение

англоязычных

сайтов

является

по

существу

на

современном

этапе

важным

средством продвижения в плане приобретения профессиональных компетенций и

подготовки к чемпионатам WorldSkills.



В раздел образования