Напоминание

"Народный костюм. Одежда. 5 класс"


Автор: Тюкина Марина Николаевна
Должность: Учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ Бочаровская СОШ
Населённый пункт: п. Марьинка, Брянская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Народный костюм. Одежда. 5 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: ИЗО

Класс 5

Тема: «Народный костюм. Одежда.»

Цели:

* способствовать развитию национального самосознания учащихся,

* формировать уважения к русской культуре,

* развивать патриотизм.

Задачи:

Учебные:

* Познакомить учащихся с русским народным костюмом, его элементами; показать

значение символики и колорита в одежде.

* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и

образного строя одежды.

* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

* Развивать эстетическое мировосприятие.

* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского

народа.

Развивающие:

* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание,

память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

Планируемые результаты: в познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты, зипун;

- описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД :

Личностные:

- Знание народных традиций;

- Чувство гордости за русскую культуру;

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно следственные связи.

- Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или

мужской

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем,

рисунки учителя с изображением русских народных костюмов

ХОД УРОКА.

I.ОРГМОМЕНТ (организационный этап).

Проверка готовности учащихся к уроку, психологический настрой учащихся к уроку

посредством включения музыкального фона (русские народные песни, частушки).

II. ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Появляются коробейники.

1 коробейник:

Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Выставляем свой товар

На наш ярмарочный базар!

2 коробейник:

Товарец важный,

Похвалит его купец каждый!

С доброго молодца пятак берем,

А красным девицам даром отдаем!

(коробейники выкладывают со своих коробов русскую народную одежду)

III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

1.Слово учителя:

- Ребята вы, наверное, догадались о чем пойдет речь на нашем

сегодняшнем уроке? (дети отвечают) Да, тема сегодняшнего урока:

«Народный костюм. Одежда»

Как выглядели наши предки сто лет назад? Национальная одежда - это

своеобразная книга, научившись читать которую, можно многое узнать о

традициях, об истории своего народа. Этот урок - знакомство с русской народной

одеждой.

Анализ художественного изделия.

2.Рассказы детей, сопровождающиеся компьютерной презентацией

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты,

излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В силу климатических и

культурных различий регионов России национальный костюм у русских

не сложился в единых формах. Выделяются южнорусский понёвный

комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний

северорусский комплекс с сарафаном .Женская одежда средней полосы и

севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки или коротены, а в

холодную пору и душегреи. Рубаха – основа женского народного

костюма. Шилась она из белого льняного или конопляного полотна. Ее

праздничный вариант украшался вышивкой, оберегавшей от дурного

глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось,

что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Поверх

рубахи надевался сарафан, он украшался спереди узорной полосой,

тесьмой, кружевом, узорными пуговицами. На сарафан надевалась

епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, которая шилась

из парчевой ткани или душегрея. На юге России вместо сарафана

носили поневу – домотканую, клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали

лентами и тесьмой. Далее, одевался передник.

Костюм мужчины был менее затейлив. Его основой была рубаха –

косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани и украшали

вышивкой. Могла быть рубаха и из клетчатой ткани. Рисунок на рубахе

располагался особым образом: нагрудные узоры – «передцы» -

защищали сердце и легкие, наплечные – «вошвы» - охраняли руки, а

наподольные не пускали злые силы снизу. Порты (штаны) были темных

расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали

онучами, а поверх надевали лапти. Поверх рубахи в холодное время года

надевали зипун. Пояса были необходимым элементом мужского и

женского костюмов.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и

южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм

каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по

назначению (будничная, праздничная, свадебная), возрасту, семейному

положению.

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее

цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров),

применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась

элементами вышивки, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями,

которых, как правило, не было в повседневной одежде. Самой нарядной

была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в

народном представлении однозначны. Русский народный костюм

обязательно дополнялся головными уборами.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской

одежды, были домотканые холст и шерсть. Распространенными

способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество,

вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме

и колориту. Вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные,

геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.

Распространенные элементы оберегового орнамента - ромбы, косые

кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные

фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными,

шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными

красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов

многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый,

зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого,

красного и синего (или черного) цветов.

3.Просмотр репродукций с картин известных художников.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на

черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова,

Кустодиева, Маковского, отражающих яркое национальное своеобразие

русской народной жизни этого времени.

Давайте, повторим детали старорусской одежды.

4.Демонстрация рисунков учителя на доске, работа над новыми

понятиями (костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-

порты, зипун)

5. Игра «Соотнеси слово и предмет»?

6.Знакомство с орнаментами для украшения русской народной одежды.

Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого

сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют

для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают

ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.

Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого

воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными

элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета.

Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и

олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

7.Игра «Составь узор»

IV. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ,ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ.

1.Самостоятельная работа учащихся.

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по

выбору(мужской или женский). При выполнении работы можно

использовать шаблоны фигуры человека.

Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки

(русской народной).

Гимнастика для глаз по Аветисову

Игра на закрепление «туесок» (дети вытаскивают из туеска бумажки с

вопросами и отвечают на них)

- Чему мы учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?

- Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

- Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?



В раздел образования