Автор: Маковеева Юлия Михайловна Должность: воспитатель групп кратковременного пребывания Учебное заведение: МБОУ "Первомайская ООШ" Населённый пункт: Алтайский край, Первомайский район, с. Первомайское Наименование материала: конспект Тема: "Мы - друзья природы" Раздел: дошкольное образование
Занятие по природному окружению «Мы – друзья природы».
Цель занятия: Закрепить знания детей о природе, продолжать учить различать объекты
живой – неживой природы. Дать знания о простейших способах использования некоторых
лекарственных растений для лечения. Обобщить и уточнить знания детей о животных,
птицах, растениях. Воспитывать любовь к природе, учить правильному поведению в
природной среде.
Ход занятия.
1.
Послушайте стихотворение Ф. Тютчева.
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен.
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Как вы думаете, о чем это стихотворение? (о природе).
Что такое природа? (все, что нас окружает, не созданное руками человека).
Какая бывает природа? (живая и неживая).
Почему мы называем природу живой? (все живое растет, развивается, дышит, движется, умирает).
Игра «Живая – неживая природа».
На столе лежат картинки, помогите мне их разделить:
Что относится к живой природе? (человек, животные, птицы).
Что относится к неживой природе? (вода, земля, песок, солнце, камни).
А может ли человек прожить без природы?
Что дает человеку природа? (человек – часть природы, она дает воздух, воду, тепло, пищу,
одежду).
А еще она дает радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
2.
Сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание:
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лес хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я – веселый старичок –
Старичок – лесовичок.
Примем приглашение Лесовичка прогуляться по лесу? Итак, отправляемся в путь.
Дидактическая игра «С какого дерева?». Чтобы попасть в лес, необходимо узнать, с какого дерева
лист, плод, кора. Вы так много деревьев назвали, в каком мы с вами лесу оказались? (смешанном).
Разминка.
Вопросы к разминке:
1.
Дерево с белой корой?
2.
Зимняя квартира медведя?
3.
Первый весенний цветок?
4.
Что наступает после лета?
5.
Какие грибы растут на пнях?
6.
Что ест зимой лягушка?
7.
Какой лесной обитатель сушит на ветках грибы?
8.
Какую траву и слепой узнает?
Ритмическая игра «Мы идём в лесок».
Мы идём в лесок, будь внимателен, дружок, (ходьба)
Впереди ручеек, перейти – вот мосток. (на носочках)
Пробирайся осторожно – замочить здесь ноги можно. (высоко поднимают ноги)
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (прыжки)
Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. (приседают)
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (легкий бег)
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (ходьба)
3.
Вот мы и на лесной полянке. Первая стоянка на нашем пути –
«Дары леса».
Какие дары преподносит нам лес? (грибы, ягоды, орехи).
Игра «Четвертый лишний».
Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и скажите, что лишнее.
Мухомор, лисичка, подберезовик, подосиновик.
Можно уничтожать мухоморы? (это лекарство для лосей).
Черника, ежевика, вишня, костяника.
4.
Следующая остановка – «Лекарственные растения» .
Путешествие в сказку «Колобок».
Бабка: вот уже и устала,
А раньше, бывало,
Я этих слов и не знала.
Дед: А меня, видать, продуло-
Знобит так, что мочи нету,
То ноги, то живот, то голова.
Что поделаешь, старость пришла.
А таблетки аптечные
Мне пить непривычно…
Мне отвары растений целебных
Помогают отлично.
Бабка: Нет у меня сил за травами идти.
Ты, старик, лечись, чем есть,
И не ворчи.
Колобок: Негоже мне без дела отдыхать,
Нужно дедушке и бабушке лечиться помогать.
Ну – ка, спрыгну я с окошка,
Да покачусь вдоль дорожки,
Лечебные растения поищу.
Многие лекарственные средства изготовлены из лекарственных растений, которые растут на
поляне. А какие – мы сейчас узнаем:
Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (крапива, останавливает кровь).
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук (подорожник).
Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушеная в запас лечит от простуды нас (малина).
А еще какие растения используют для лечения? (мать – и – мачеха, липа, ромашка).
Дети дарят Колобку мешочки с травами.
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не
вырывайте с корнем, не рвите много.
5.
Наш путь продолжается.
Физкультминутка «Прогулка в лесу».
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья!
Мы листочки приподняли,
В ладошки ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
6.
Остановка «Музыка в лесу».
Что можно услышать в лесу? (шелест листвы, пение птиц, журчание ручьев).
Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем:
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает (кукушка).
Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (дятел).
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа.
Очень уж суровы
Филины и … (совы).
Какая из этих птиц перелетная? (кукушка).
А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями? (бабочки,
стрекозы, пчелы). Как можно назвать одним словом? (насекомые).
7.
Следующая остановка «Лесные звери».
Чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса.
Дидактическая игра «Угадайте по описанию».
Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.
Называют санитарами леса (волк).
У этого зверя два способа защиты от врагов: маскировка и быстрые ноги. Если ни то, ни другое не
помогает, падает на землю и обороняется ногами.
Его считают большим трусишкой (заяц).
Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, плавать.
Его считают неуклюжим сладкоежкой (медведь).
Кто из зверей меняет шубки? (заяц, белка, лиса).Кто впадает в зимнюю спячку? (еж, медведь,
барсук).Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями. Я уверена, что вы знаете, как
надо вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям.
Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. А хозяин в этом
доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
Я буду говорить вам свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите «да», а
если плохо, говорите «нет».
Игра «Если я приду в лесок».
Ведущий: Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Чтение детьми выученных ранее стихотворений
Вот земля, наш общий дом.
Много есть соседей в нем.
И пушистые козлята,
И веселые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки.
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
В этом славном доме нужно
Жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать.
Всех соседей уважать.
Ведь, правда, друзья,
Хорошо на планет?
За все на Земле
Мы с вами в ответе!
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!
Мы – не гости на планете,
И земля – наш дом,
Будет в нем светло и чисто,
Если мы спасем:
И прозрачные озера, и еловый лес,
И цветных полей узоры,
И речной простор.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц,
Насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю землю цветами, садами…
Такая планета нужна нам с вами!