Напоминание

«Традиционные новогодние игрушки и история их возникновения»


Автор: Хабибова Мария Анатольевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: «Традиционные новогодние игрушки и история их возникновения»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выполнила: Хабибова Мария Анатольевна,

Преподаватель изобразительного искусства

МБУ ДО «Детская школа искусств» НМР РТ

Классный час «Традиционные новогодние игрушки в России

и история их возникновения»

Цели: воспитание у учащихся уважительного отношения к традициям своего народа,

любви к своей стране, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию в

результате групповой работы по теме классного часа.

Мотивация: учащиеся должно сами прийти к мнению, что новогодняя игрушка – это

не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.

Задачи:

развитие

логического

мышления

и

коммуникативных

способностей

учащихся.

Оснащение и оборудование: мультимедийная презентация по теме классного часа;

интерактивная доска; столы со стульями для групп; листы формата А4 для записей;

фломастеры разных цветов; выполненные учителем изображения елок для коллективной

работы в каждой группе.

Ход классного часа

Класс

делится

классным

руководителем

на

три

группы

с

учетом

пожеланий

учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы.

Звучит песня А. Дементьева «Новогодние Игрушки».

Вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята! За окном зимний холод и вьюга. И не за горами самый веселый,

самый

долгожданный

праздник

всех

детей

и

взрослых.

Какой

праздник

к

нам

приближается?

Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с

чем-то своим, собственным. А сейчас мы узнаем, с чем он ассоциируется у вас. Я

предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо написать на ваш лист слова,

которые ассоциируются у вас с новогодним праздником.

Ученики работают над заданием. На задание учащимся дается три минуты. Затем

представитель из каждой группы озвучивает ответы.

Также у многих предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на

прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек.

Это что-то из детства, из глубин памяти. Все имеет свою историю, и новогодние игрушки

в том числе.

Слайд 2.

В сказке немецкого писателя Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» так

описывают

рождественскую

елку:

«Большая

рождественская

елка

была

украшена

множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные и другие

чудесные сладости свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы...». Как вы думаете, в

какой стране происходят действия этой сказки? А знаете ли вы, откуда взялась такая

традиция – украшать новогоднюю елку?

Украшать елки в России стали в 1860-1870 годах, и эта традиция пришла к нам из

Европы, а именно из Германии, мы просто повторили европейскую моду, и игрушки в то

время

заказывали

там

же.

Но

со

временем

русская

новогодняя

игрушка

начала

приобретать свои особенности, особенности характерные для нашей страны.

Слайд 3.

Новогодние украшения в то время были довольно дорогими, особенно ценными

считались

игрушки

с

бумажными

лицами, приклеенными к «телу» из ткани, бисера,

бумаги.

Слайд 4-5.

К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже – фарфоровыми.

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено

только в 1935-м.

Слайд 6-8.

Но

Новый

год

сделали

советским

праздником

-

соответственно,

изменились

и

новогодние игрушки. Вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы,

женщины в красных косынках.

Слайд 9-10.

В начале XX века елки украшались ватными игрушками, бумажными гирляндами,

фигурками из папье-маше. В основном новогодние игрушки делали дома или покупали на

рынке.

Слайд 11.

Новогодняя игрушка наглядно отразила историю нашей страны.

Во время Отечественной

войны

на

фронтах

елки

украшали

фигурками,

которые

мастерили

из

погон,

бинтов,

носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение

елки к Новому году было обязательным - этот обряд напоминал о мирной жизни и

придавал сил надеяться на скорую победу.

Слайд 12-13.

В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженная ситуация. Как вы

думаете, какие игрушки изготовлялись в это время?

Изготавливалось

много

игрушек

в

виде

фруктов,

ягод

и

овощей

(разумеется,

несъедобных).

Слайд 14.

После

выхода

знаменитого

фильма

Э.

Рязанова

«Карнавальная

ночь»,

появились

елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти

двенадцать». Помните песенку - «Пять минут, пять минут…»?.

Звучит музыкальный отрывок из фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь».

К 1960-1970-м годам в производстве праздничной продукции игрушки из стекла

заняли

основную

нишу.

Стеклодув

выдувал

заготовку

через

стеклянную

трубочку,

докрасна накаленную на газовой горелке. Когда она достигала нужного размера, один

конец запаивали. Затем ее охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра,

раскрашивали вручную, клеили на нее стразы и блестки и приделывали так называемую

«шапочку» с петелькой.

Слайд 15.

В начале 1960-х годов на елках появились «космонавты», «спутники», «ракеты». Как

вы думаете, с чем это связано? Это отклик на полет Ю.А.Гагарина в космос.

Слайд 16.

Много игрушек было создано по мотивам сказок А.С.Пушкина к его юбилею: старик и

старуха с золотой рыбкой, царевны и царевичи в традиционной русской одежде.

Слайд 17-18.

Остались с тех времен и другие сказочные герои Дюймовочка, Арлекин и другие.

Слайд 19-20.

Сегодня

в

производстве

елочных

украшений

наблюдается

отчасти

«возврат

к

истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными

пейзажами, картинами русской зимы, а также государственной символикой

18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в России Музей ёлочной

игрушки - «Клинское подворье». «Клинское подворье» - это музей елочной игрушки в

подмосковном городе Клин. Этот музей молодой и пока единственный в России.

Слайд 21.

А какой главный атрибут новогодней елки мы забыли? Что украшает елку на самой ее

вершине?

Самостоятельная работа учащихся в группах

Итак,

предлагаю

вам

в

группах

выполнить

следующую

работу.

Вам

необходимо

вспомнить, как изменялись игрушки в нашей стране с момента возникновения традиции

украшения

новогодней

елки

до

настоящего

времени.

Каждая

группа

выбирает

определенный исторический этап формирования новогодних украшений. Ваши игрушки

должны быть узнаваемы и соответствовать своему времени. На эту работу вам дается 10-

15

минут.

Для

вас

подготовлены

елочки,

которые

вы

украсите

своими

новогодними

игрушками.

Учащиеся распределяют обязанности между собой и работают сообща.

Выставка и анализ коллективных работ учащихся.

Заключительное слово

Сегодня мы с вами узнали о традициях нашей Родины. Давайте вспомним, под каким

влиянием происходили изменения новогодних игрушек в России?

Как

вы

думаете,

какое

значение

имеет

новогодняя

игрушка

для

истории

нашей

страны? А для вас?



В раздел образования