Автор: Юдина Дарья Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №41
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Студия эстрадного вокала «Зодиак», как средство развития творческих способностей
Раздел: полное образование
Юдина Дарья Сергеевна, учитель музыки
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 41»,
Новосибирская область, город Новосибирск
Студия эстрадного вокала «Зодиак», как средство развития
творческих способностей
Креативность - это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стену, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать
будущее.
Е. Торренс
Почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству.
Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной – во многом это
дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших
образовательных
систем,
которые
нацелены
на
развитие
способностей
к
критическому
мышлению
в
ущерб
творческих
способностей.
Печальное
следствие
такого
положения
–
невостребованность
и
неиспользованность
нашего творческого потенциала.
Направленность воспитательно-образовательной работы МБОУ
СОШ № 41 определена исходной базовой установкой на активно-творческое,
деятельностно - практическое приобретение детьми знаний о мире, о человеке,
его созидательно-творческих возможностях и путях самореализации. В школе
созданы
и
постоянно
совершенствуются
условия,
позволяющие
развивать
самостоятельность,
творческую
активность
обучающихся,
их
критическое
мышление, деятельностно - практические навыки и умения.
Педагогический
коллектив
школы
заинтересован
в
многогранности
развития учеников, пробуждении потенциала к самореализации в положительно
направленной
деятельности.
В
дидактическую
подсистему
художественно-
эстетического
направления
помимо
традиционных
уроков
музыки
и
изобразительной деятельности включена подсистема внеурочной деятельности.
Эта подсистема предлагает детям широкую сеть занятий в студиях и детских
творческих объединениях эстетической направленности.
Наша школа – это модель адаптивной школы, где есть место каждому
ребенку,
независимо
от
его
индивидуальности,
психофизиологических
особенностей и способностей, стартовых возможностей и склонностей.
В 2005 году на базе МБОУ СОШ №41 была создана студия эстрадного
вокала
«Зодиак».
В
2020
году
студия
отметит
свой
15-летний
юбилей.
Руководитель Юдина Д.С.
В студии занимаются обучающиеся среднего и старшего звена по
авторской
программе
(автор
Юдина
Д.С.).
Основной
формой
обучения
эстрадному вокалу в нашей студии выбрана индивидуально – групповая форма
организации обучения. Работа в студии ведется в нескольких направлениях:
Вокальные данные
Музыкальность
Чистота интонации
Артистичность
Исполнительское мастерство
Сценическая культура
В
зависимости
от
направленности
обучения,
от
особенностей
содержания,
уровня
подготовленности
и
уровня
реальных
познавательных
возможностей обучающихся, методами обучения в студии эстрадного вокала
«Зодиак» стали:
1.
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, лекция,
учебная дискуссия, собеседование)
2.
Наглядные методы обучения (метод иллюстраций, видеолектории)
3.
Практические
методы
обучения
(воспроизводящие
упражнения,
тренировочные и комментированные упражнения)
4.
Частично-поисковый
или
эвристический
метод
(подготовка
к
самостоятельной постановке и решению проблем)
5.
Метод стимулирования и мотивации
Примерная организационная структура занятий включает в себя:
Организационный момент
Артикуляционные и вокальные упражнения
Теория
Работа над произведением
Исполнение и слушание песен программного репертуара
Подведение итогов
Результатом
многолетней
деятельности
студии
эстрадного
вокала
«Зодиак»
являются
призовые
места
на
конкурсах
различного
уровня
от
районных до международных.
Досуг детей студии эстрадного вокала «Зодиак» развивается по
законам
и
принципам,
теоретически
обоснованных
и
апробированных
на
практике.
Принципы:
Принцип
сознательности
и
активности
(когда
обучающиеся
становятся субъектом деятельности, активны в ней)
Принцип
единства
образовательных,
развивающих
и
воспитательных
воздействия
(обучение
направленно
на
всестороннее развитие личности)
Принцип
доступности
(каждый
ребенок
имеет
возможность
развивать свои способности, исходя из интересов и склонностей)
Принцип связи обучения с практикой (полученные знания, умения
и
навыки
ребенок
реализуют
в
концертной
и
конкурсной
деятельности)
Принцип самодеятельности (строится на творческой активности,
увлеченности и инициативе самих детей)
Принцип
индивидуального
подхода
(предполагает
учет
возможно стей,
психофизиологиче ских
и
в о з р а с т н ы х
особенностей, базовый уровень музыкального развития ребенка)
Принцип систематичности и целенаправленности (предполагает
постоянное посещение занятий их целенаправленность)
Принцип
преемственности
(предполагает
разноуровневое
и
разновозрастное взаимовлияние детей и взрослых при проведении
занятий и участие в концертной и конкурсной деятельности)
Принцип
занимательно сти
(заключает ся
в
с о зд а н и и
непринужденного
эмоционального
общения
посредством
выстраивания всех занятий на основе игры и общения)
Занятия эстрадным вокалом в подростковом возрасте направлены не
только
на
развитие
вокальных
качеств
голоса,
но
и
является
путем
самореализации подростка.
Именно в подростковом возрасте возникает проблема самовыражения,
появляются комплексы, наблюдается зажатость в поведении.
Основная особенность эстрадного вокала заключается в поиске и
формировании уникального, узнаваемого голоса вокалиста, аналогично тому,
как эстрадные инструменталисты ищут "свой" оригинальный звук. В наше
время, чтобы добиться конкурентоспособности, требуется владение достаточно
широким диапазоном технических приемов. Каждая "краска" голоса требует
методичной тренировки.
Овладение исполнительским мастерством требует от певца, как в
прочем и от любого исполнителя, серьезной вдумчивой работы над множеством
компонентов,
составляющих
в
своем
неразрывном
единстве
сущность
музыканта.
Различные проблемы ставятся перед исполнителем и его педагогом:
изменение
волнения,
вынуждающее
многих
даже
поистине
талантливых
музыкантов, отказаться от концертных выступлений и искать себя в других
видах деятельности. На эстраде остается тот, кто интуитивно или осознанно
преодолевает панический страх перед слушателем.
Установлено, какое важное значение приобретает тренировка
эмоционального
состояния,
регулируемая
самим
исполнителем,
которая
включает ряд приемов, основанных на выполнении физических, дыхательных и
других упражнений, на использовании слова, в качестве стимулятора функций
организма, фиксации внимания на положительных эмоциях и отвлечении от
влияния
отрицательных,
а
также
приемов,
основанных
на
закреплении
успешных результатов тренировок – распевов, превращении их в привычки, в
обычное состояние музыканта, певца – исполнителя на сцене.
Комплекс этих приемов -
переработанная применительно к
музыкально-исполнительской деятельности - методика аутогенной тренировки.
Важным фактором является наличие у исполнителя музыкальных
способностей,
однако,
некоторые
преподаватели
не
учитывают
разных
музыкальных данных у детей и сталкиваются с не разрешимыми проблемами.
Надо
помнить,
что
основная
задача
музыкальных
школ,
студий
-
общее
музыкальное
образование,
а
профессиональное
обучение
–
лишь
второстепенная задача, которая может быть поставлена лишь перед частью
учащихся.
Развитие творческих способностей на занятиях эстрадным вокалом в
нашей студии включает в себя ряд этапов:
1.
Подготовка.
Осознание
проблемы
начальные
попытки
найти
ее
решение.
2.
Инкубация. Временное откладывание проблемы, когда учащиеся
занимаются другими делами и не делают непосредственных попыток решить
проблему, но на бессознательном уровне продолжают искать ее решение.
3.
Озарение. Решение проблемы возникает внезапно, чаще всего в те
моменты, когда обучающиеся даже не думают над данной проблемой.
4.
Проверка
возникшего
решения.
Она,
как
и
подготовка,
осуществляется с опорой на традиционное, логическое мышление.
В значительной мере в основе музыкального творчества лежит процесс
рекомбинации – представления в новых, необычных сочетаниях уже известных
элементов
знания,
образов
и
т.
д.
Даже
в
самых
новаторских
продуктах
творческого
труда
действительно
оригинальных
элементов,
которым
нельзя
найти аналогии в известном или сделанном ранее, обычно совсем немного.
Оригинальность продуктов творческого труда проявляется не в том, что не
имеют аналогов их составные части, а в том, что эти части находятся в новых
сочетаниях, представленных в необычном контексте.