Автор: Иванова Надежда Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №157"
Населённый пункт: г. Магнитогорска, Челябинской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Подготовка дошкольников к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Подготовка дошкольников к обучению в школе
Н. В. Иванова, воспитатель
МДОУ «Д/с №157» (г. Магнитогорск, 2019
г.)
Поступление ребенка в школу – важное событие. Это начало нового этапа
в
жизни.
Происходит
качественный
скачок
–
дошкольник
становится
школьником.
Расширяется
круг
обязанностей,
увеличиваются
умственные
нагрузки. К своему новому положению ребенок должен быть максимально
подготовлен детским садом. Поэтому задача детского сада и воспитателей –
подготовить ребенка так, чтобы он мог усваивать школьную программу.
1.
Мотивационная готовность
Под мотивами понимают побудительные причины действий и поступков
человека.
Мотивы
возникают
на
основе
потребностей.
В
дошкольном
возрасте
побудителями
действий,
поступков
являются
главным
образом
мотивы-стимулы.
Значительную
роль
у
детей
этого
возраста
играют
и
социальные мотивы, которые проявляются в игровой, учебной, трудовой,
спортивной и художественной деятельности. Дети хотят хорошо учиться,
чтобы
стать
летчиками,
капитанами,
трактористами,
машинистами,
приносить
пользу
людям
и
Родине.
Социальные
мотивы
побуждают
к
действиям из чувств долга, обязанности, ответственности и перед старшими.
Мотивы
побуждают
к
действиям,
поступкам.
Однако
одна
и
та
же
деятельность может вызваться разными мотивами. Так, например, задание
воспитателя
нарисовать
дерево
одни
ребята
будут
выполнять,
чтобы
заслужить похвалу, другие – чтобы нарисовать лучше всех и быть первым, а
третьи
–
чтобы
научиться
рисовать
и
быть
художниками,
когда
станут
большими.
Значение
мотивов
деятельности
для
формирования
личности
ребенка
очень велико. Поэтому мотивационная подготовка детей 6-7 лет к обучению в
школе является одной из важнейших задач детского сада. Божович Л.И. и
Славина Л. С., изучавшие мотивы учебной деятельности детей 5-7 лет и
первоклассников,
установили,
что
среди
учеников
1
класса
есть
немало
детей, которые, обладая большим запасом знания, навыков и относительно
высоким уровнем умственного развития, тем не менее учатся плохо. У этих
детей интерес к занятиям появляется лишь тогда, когда они занимательны по
форме и интересны по содержанию. Когда же работа не интересна, очень
важно выполнять ее из чувств долга, обязанности и ответственности. Такие
дети не проявляют интереса к ней и выполняют ее небрежно нехотя, даже не
стремятся заслужить одобрение учителя, что обычно характерно для детей
этого
возраста,
это
свидетельствует
о
недостаточной
сформированной
личности ребенка в период его пребывания в детском саду, социальных
мотивов и деятельности, Достаточно сильным стимулом к обучению является
осознание
цели
обучения
–
четкая
постановка
учебной
задачи,
это
увеличивает интерес к работе.
Мотивационные стимулы в учении могут проявляться и в форме ответов
взрослых на любопытные детские вопросы.
Мотивационная подготовка
Воспитатели:
Формирование правильного отношения к школе, обучению, учителю;
Желание трудиться;
Создание интереса к знаниям; к книге;
Стремление познавать новое, приобретать знания;
Экскурсии в школу.
Родители:
Приведение положительных примеров из собственного опыта – для
чего нужно учиться в школе;
Чтение художественной литературы;
Выполнение с детьми несложных заданий.
2.
Волевая готовность
Воля
–
одно
из
свойств
человеческой
психики,
выражающееся
в
сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей,
осуществление
которых
связано
с
преодолением
как
внутренних,
так
и
внешних препятствий. У старших дошкольников при подготовке детей к
школе
необходимо
формировать
такие
волевые
качества,
ка к
целеустремленность,
выдержка,
организованность,
дисциплинированность,
решительность и настойчивость. У детей 6-7 лет в достаточной мере развита
способность к торможению своих действий и стремлений. Они уже могут
себя
заставить
силой
воли
оторваться
от
желаемого,
чтобы
выполнить
поручение взрослого. Например, отказаться от компьютерной игры и заняться
поливкой цветов, уборкой игрушек, сервировкой стола. Так, зная, что на
празднике ему предстоит исполнение интересной роли, ребенок длительное
время будет готовиться к ней. На формирование воли детей большое влияние
оказывает организация и методика проведения занятий, с помощью которых
обеспечивается систематическое и интенсивное воздействие на ребенка в
направлении выработки у него волевых качеств.
Воспитание воли:
Воспитатели:
Через игру
Трудовые поручения
Игры-драматизации
Заучивание стихотворений
Практические действия на занятиях
Ремонт книг
Занятия
Родители:
Игры с конструктором
Игры «пазлы»
Труд в огороде
Рассматривание интересной книги
Просмотр детских передач
3.
Нравственная подготовка детей к обучению в школе
Эта подготовка включает в себя формирование чувства коллективизма,
дисциплинированности,
дружбы
и
взаимопомощи,
доброжелательного
отношения к сверстникам, привычек культурного поведения, вежливости,
предупредительности, приветливости, аккуратности, бережного обращения с
вещами,
скромности,
правдивости,
честности,
доброты
и
чувства
патриотизма.
Опыт
нравственных
отношений,
оценок
форм
поведения
накапливается
непрерывно,
ежечасно,
во
время
режимных
моментов,
прогулок, игр, труда в семье, на улице, независимо от того, руководили ли
этим процессом или нет.
Нравственная подготовка:
Воспитатели:
Занятия
Экскурсии в природу
Поручения, обязательства
Примеры из опыта и жизни
Родители:
Беседы с детьми
Анализ поступков детей положительный пример членов семьи
4.
Физическая подготовка детей к школе
В
работе
с
детьми
6-7
лет
особое
значение
придают
физическому
развитию,
всемирному
укреплению
здоровья,
охране
и
развитию
слуха,
зрения
и
голоса,
совершенствованию
всех
функций
организма,
формированию
двигательных
навыков
и
умений,
и
других
физических
качеств, выработке правильной осанки и побуждению к активной физической
деятельности. Ко времени поступления в 1 класс дети должны обладать
крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом
двигательных умений и навыков. Все это поможет быстрее включиться в
режим
школьной
жизни,
связанный
с
необходимостью
длительного
пребывания
в
однообразной
позе
и
довольно
напряженной
умственной
деятельностью на уроках.
Воспитатели:
Закаливание
Подвижные игры
Упражнения, игры
Прогулки
Занятия физкультурой
Плавание
Родители:
Охрана зрения
Прогулки
Здоровый образ жизни
Спортивные секции